Пути преодоления агрессии в поведении младших школьников
|
Оглавление
Введение 4
Глава I. Агрессия в поведении младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Понятие «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение»
в психологической теории и практике 8
1.2. Причины проявления агрессии в поведении в младших школьников 18
1.3. Особенности проявления агрессии в поведении младших
школьников 27
Глава II. Пути преодоления агрессии в поведении младших
школьников 37
2.1. Реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессии в поведении младших школьников 37
2.2. Проведение консультативной работы с учителем и родителями 45
Заключение 52
Литература 55
Приложения 60
Введение 4
Глава I. Агрессия в поведении младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Понятие «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение»
в психологической теории и практике 8
1.2. Причины проявления агрессии в поведении в младших школьников 18
1.3. Особенности проявления агрессии в поведении младших
школьников 27
Глава II. Пути преодоления агрессии в поведении младших
школьников 37
2.1. Реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессии в поведении младших школьников 37
2.2. Проведение консультативной работы с учителем и родителями 45
Заключение 52
Литература 55
Приложения 60
Введение
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовная опустошенность детей, влекущие за собой жестокость и агрессивность.
Агрессия в поведении детей – это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.
Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны.
Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.
Серьезную обеспокоенность педагогов, родителей вызывает не только интенсификация, но и омоложение агрессивных проявлений в детско-подростковой субкультуре. Сегодня устойчивые формы агрессии можно наблюдать среди младших школьников. Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги затрудняются в выборе адекватных средств реагирования.
Отражением существующей проблемы служат многочисленные публикации и исследования отечественных и зарубежных ученых: Ю.М. Антонян, Е.И. Бережкова, С.Н. Ениколопов, П.А. Ковалев, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов, А. Бандура, А. Бас сидр.
Исследования учёных говорят о существовании индивидуальных различий в устойчивости агрессии и антисоциального поведения. Так, Моффит указывал на то, что хотя многие дети ведут себя антисоциально, для большинства из них такое поведение является преходящим и ситуативным. В тоже время есть люди, у которых агрессивное поведение формируется поэтапно, медленно прогрессируя от легких форм агрессии и раздражения в раннем детстве к насилию в более поздние годы жизни.
Проведённые исследования позволяют говорить о кумулятивном, нарастающем, последовательном и неслучайном развитии агрессии у некоторых людей. Этот подтип кумулятивный наводит исследователей на мысль о приобретённом, («выученном») поведении. Проявления агрессии становятся всё более разнообразными, частыми и принимают более серьёзные формы, а диапазон ситуаций, в которых они могут иметь место, становится всё шире по мере того, как человек осознаёт, что насилие приносит желаемые плоды (социальный статус в группе сверстников, материальные блага и т.д.) и ситуативно подкрепляются, вследствие чего происходит дальнейшее развитие такого поведения.
Несмотря на достаточное количество публикаций по проблеме агрессивного поведения детей, в которых раскрывается методика работы либо по его предупреждению, либо устранению, школьные учителя отмечают, что испытывают значительные трудности при организации, данной деятельности. Зачастую они просто не знают, как справится с агрессивным поведением младших школьников. Единственное педагогическое воздействие, которое применяют педагоги, это наказание или выговор, после чего дети на какое – то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей, и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Исходя из актуальности обозначенной проблемы, нами было решено провести собственное исследование по теме «Пути преодоления агрессии в поведении младших школьников».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить пути преодоления агрессии в поведении младших школьников
Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников
Предмет исследования: пути преодоления агрессии в поведении младших школьников
Гипотеза исследования: преодоление агрессии в поведении младших школьников возможно, если:
– проводится диагностика агрессии в поведении учащихся;
– реализуется коррекционно-развивающая программа по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленная на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
– проводится консультативная работа с учителем и родителями предусматривающая изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.
Задачи исследования:
1. Изучив проблему в психолого-педагогической литературе, охарактеризовать понятия «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», описать причины и проявления агрессии в поведении младших школьников.
2. Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленную на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
3. Организовать проведение консультативной работы с учителем и родителями, предусматривающую изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.
4. Разработать памятки и рекомендации для учителя/родителей по преодолению агрессии в поведении младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ, сравнение и обобщение.
Эмпирические: тестирование, проективные методики, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 3 г. Анжеро-Судженска
Практическая значимость исследования: определены пути преодоления агрессии в поведении младших школьников. Разработана программа, которая может быть использована педагогами-психологами общеобразовательных учреждений при работе с младшими школьниками.
Положения, выносимые на защиту:
Агрессии в поведении (агрессивное поведение) – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб (П.А. Ковалёв)
К путям преодоления агрессии в поведении младших школьников относят, во-первых, реализацию коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленную на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. Во-вторых, организацию консультативной работы с учителем и родителями предусматривающую изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовная опустошенность детей, влекущие за собой жестокость и агрессивность.
Агрессия в поведении детей – это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.
Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны.
Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.
Серьезную обеспокоенность педагогов, родителей вызывает не только интенсификация, но и омоложение агрессивных проявлений в детско-подростковой субкультуре. Сегодня устойчивые формы агрессии можно наблюдать среди младших школьников. Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги затрудняются в выборе адекватных средств реагирования.
Отражением существующей проблемы служат многочисленные публикации и исследования отечественных и зарубежных ученых: Ю.М. Антонян, Е.И. Бережкова, С.Н. Ениколопов, П.А. Ковалев, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов, А. Бандура, А. Бас сидр.
Исследования учёных говорят о существовании индивидуальных различий в устойчивости агрессии и антисоциального поведения. Так, Моффит указывал на то, что хотя многие дети ведут себя антисоциально, для большинства из них такое поведение является преходящим и ситуативным. В тоже время есть люди, у которых агрессивное поведение формируется поэтапно, медленно прогрессируя от легких форм агрессии и раздражения в раннем детстве к насилию в более поздние годы жизни.
Проведённые исследования позволяют говорить о кумулятивном, нарастающем, последовательном и неслучайном развитии агрессии у некоторых людей. Этот подтип кумулятивный наводит исследователей на мысль о приобретённом, («выученном») поведении. Проявления агрессии становятся всё более разнообразными, частыми и принимают более серьёзные формы, а диапазон ситуаций, в которых они могут иметь место, становится всё шире по мере того, как человек осознаёт, что насилие приносит желаемые плоды (социальный статус в группе сверстников, материальные блага и т.д.) и ситуативно подкрепляются, вследствие чего происходит дальнейшее развитие такого поведения.
Несмотря на достаточное количество публикаций по проблеме агрессивного поведения детей, в которых раскрывается методика работы либо по его предупреждению, либо устранению, школьные учителя отмечают, что испытывают значительные трудности при организации, данной деятельности. Зачастую они просто не знают, как справится с агрессивным поведением младших школьников. Единственное педагогическое воздействие, которое применяют педагоги, это наказание или выговор, после чего дети на какое – то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей, и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Исходя из актуальности обозначенной проблемы, нами было решено провести собственное исследование по теме «Пути преодоления агрессии в поведении младших школьников».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить пути преодоления агрессии в поведении младших школьников
Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников
Предмет исследования: пути преодоления агрессии в поведении младших школьников
Гипотеза исследования: преодоление агрессии в поведении младших школьников возможно, если:
– проводится диагностика агрессии в поведении учащихся;
– реализуется коррекционно-развивающая программа по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленная на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
– проводится консультативная работа с учителем и родителями предусматривающая изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.
Задачи исследования:
1. Изучив проблему в психолого-педагогической литературе, охарактеризовать понятия «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», описать причины и проявления агрессии в поведении младших школьников.
2. Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленную на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
3. Организовать проведение консультативной работы с учителем и родителями, предусматривающую изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.
4. Разработать памятки и рекомендации для учителя/родителей по преодолению агрессии в поведении младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ, сравнение и обобщение.
Эмпирические: тестирование, проективные методики, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 3 г. Анжеро-Судженска
Практическая значимость исследования: определены пути преодоления агрессии в поведении младших школьников. Разработана программа, которая может быть использована педагогами-психологами общеобразовательных учреждений при работе с младшими школьниками.
Положения, выносимые на защиту:
Агрессии в поведении (агрессивное поведение) – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб (П.А. Ковалёв)
К путям преодоления агрессии в поведении младших школьников относят, во-первых, реализацию коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленную на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. Во-вторых, организацию консультативной работы с учителем и родителями предусматривающую изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.
Заключение
Повышенная агрессия в поведении детей являются одной из наиболее острых проблем, как для системы образования, так и для общества в целом.
Актуальность обозначенной проблемы несомненна, поскольку её рассмотрению уделяют внимание многие педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий.
Одна из наиболее рассматриваемых теоретических проблем связана с определением понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». Также учёные уделяют внимание основным детерминантам агрессии, подходам в изучении и объяснении феномена агрессивности.
При анализе психолого-педагогической литературы, нами было установлено, что многие исследователи склоняются к пониманию агрессии как целенаправленного разрушительного поведения, противоречащего нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения. При этом, по мнению П.А. Ковалёва агрессии в поведении (агрессивное поведение) – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Анализ различных подходов исследователей позволяет выделить внешние и внутренние причины агрессии в поведении младших школьников.
В качестве внешних причин рассматриваются:
– семья, в которой растет ребенок;
– общение со сверстниками;
– копирование ребенком персонажей фильмов, придуманных героев.
Внутренними причинами проявления агрессии в поведении младших школьников являются:
– наличие внутреннего дискомфорта, неуверенности;
– неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя;
– высокая тревожность, ощущение отверженности;
– неадекватная самооценка (чаще заниженная);
– стремление привлечь внимание взрослых.
К формам проявления агрессивного поведения младших школьников можно отнести: физическую агрессию, вербальную агрессию, косвенную агрессию и негативизм
В практической части нашего исследования на этапе констатирующего эксперимента нами была поставлена цель, выявить младших школьников, которым свойственна агрессия в поведении.
Полученные данные свидетельствуют о том, что из 23 школьников на высоком уровне агрессия в поведении выявлена у 9 учащихся (39,1 %), которые практические ежедневно и неоднократно (не менее 3 раз), в своем поведении теряют контроль над собой – это порой выражается в том, что они громко ругаются, бросают предметы на пол или даже в сверстников, применяют физическое воздействие по отношению к ним. Некоторые школьники проявляют агрессию в поведение по отношению к взрослым, в частности к родителям. Это находит выражение в криках, сопротивлении при воздействии родителей, нежелании выполнять требования. Есть ребята являющиеся зачинщиками драк, проявляющие физическую и вербальную агрессию по отношению к сверстникам.
На среднем уровне агрессия в поведении у 11 младших школьников – 47,8% и на низком уровне – у 3 школьников (13,1%).
Опираясь на полученные данные, мы запланировали и реализовали проведение коррекционно-развивающей работы по следующим путям:
1. Разработка и реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленную на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.
В процессе реализации программы, был и решены следующие задачи:
– обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
– обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
– отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
– формирование и развитие позитивных качества личности детей.
Реализуемая нами программа предусматривала проведение 19 занятий в течение 10 недель. Два занятия в неделю длительностью 30-40 минут.
Итогами реализации программы: нормализация эмоционального состояния младших школьников, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, и как следствие устранение вербальной и невербальной агрессии в поведении школьников.
2. Проведение консультативной работы с учителем и родителями, предусматривающей изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.
Результативность проделанной нами работы позволила установить положительную динамику: на высоком уровне агрессия в поведении сохраняется у 3 учащихся (39,1 %), на среднем уровне агрессия в поведении у 9 младших школьников (39,1%) и на низком уровне – у 11 младших школьников – 47,8%.
Повышенная агрессия в поведении детей являются одной из наиболее острых проблем, как для системы образования, так и для общества в целом.
Актуальность обозначенной проблемы несомненна, поскольку её рассмотрению уделяют внимание многие педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий.
Одна из наиболее рассматриваемых теоретических проблем связана с определением понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». Также учёные уделяют внимание основным детерминантам агрессии, подходам в изучении и объяснении феномена агрессивности.
При анализе психолого-педагогической литературы, нами было установлено, что многие исследователи склоняются к пониманию агрессии как целенаправленного разрушительного поведения, противоречащего нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения. При этом, по мнению П.А. Ковалёва агрессии в поведении (агрессивное поведение) – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Анализ различных подходов исследователей позволяет выделить внешние и внутренние причины агрессии в поведении младших школьников.
В качестве внешних причин рассматриваются:
– семья, в которой растет ребенок;
– общение со сверстниками;
– копирование ребенком персонажей фильмов, придуманных героев.
Внутренними причинами проявления агрессии в поведении младших школьников являются:
– наличие внутреннего дискомфорта, неуверенности;
– неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя;
– высокая тревожность, ощущение отверженности;
– неадекватная самооценка (чаще заниженная);
– стремление привлечь внимание взрослых.
К формам проявления агрессивного поведения младших школьников можно отнести: физическую агрессию, вербальную агрессию, косвенную агрессию и негативизм
В практической части нашего исследования на этапе констатирующего эксперимента нами была поставлена цель, выявить младших школьников, которым свойственна агрессия в поведении.
Полученные данные свидетельствуют о том, что из 23 школьников на высоком уровне агрессия в поведении выявлена у 9 учащихся (39,1 %), которые практические ежедневно и неоднократно (не менее 3 раз), в своем поведении теряют контроль над собой – это порой выражается в том, что они громко ругаются, бросают предметы на пол или даже в сверстников, применяют физическое воздействие по отношению к ним. Некоторые школьники проявляют агрессию в поведение по отношению к взрослым, в частности к родителям. Это находит выражение в криках, сопротивлении при воздействии родителей, нежелании выполнять требования. Есть ребята являющиеся зачинщиками драк, проявляющие физическую и вербальную агрессию по отношению к сверстникам.
На среднем уровне агрессия в поведении у 11 младших школьников – 47,8% и на низком уровне – у 3 школьников (13,1%).
Опираясь на полученные данные, мы запланировали и реализовали проведение коррекционно-развивающей работы по следующим путям:
1. Разработка и реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленную на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.
В процессе реализации программы, был и решены следующие задачи:
– обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
– обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
– отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
– формирование и развитие позитивных качества личности детей.
Реализуемая нами программа предусматривала проведение 19 занятий в течение 10 недель. Два занятия в неделю длительностью 30-40 минут.
Итогами реализации программы: нормализация эмоционального состояния младших школьников, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, и как следствие устранение вербальной и невербальной агрессии в поведении школьников.
2. Проведение консультативной работы с учителем и родителями, предусматривающей изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.
Результативность проделанной нами работы позволила установить положительную динамику: на высоком уровне агрессия в поведении сохраняется у 3 учащихся (39,1 %), на среднем уровне агрессия в поведении у 9 младших школьников (39,1%) и на низком уровне – у 11 младших школьников – 47,8%.
Подобные работы
- Педагогические условия преодоления агрессивного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция агрессивных проявлений в поведении младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление агрессивного поведения младших школьников на основе сотрудничества субъектов образовательной организации
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - Психологические особенности проявления агрессивности младших школьников в школе (Забайкальский государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018



