Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пути преодоления агрессии в поведении младших школьников

Работа №3519

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60стр.
Год сдачи2014
Стоимость7900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2055
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение 4
Глава I. Агрессия в поведении младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Понятие «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение»
в психологической теории и практике 8
1.2. Причины проявления агрессии в поведении в младших школьников 18
1.3. Особенности проявления агрессии в поведении младших
школьников 27
Глава II. Пути преодоления агрессии в поведении младших
школьников 37
2.1. Реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессии в поведении младших школьников 37
2.2. Проведение консультативной работы с учителем и родителями 45
Заключение 52
Литература 55
Приложения 60


Введение
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовная опустошенность детей, влекущие за собой жестокость и агрессивность.
Агрессия в поведении детей – это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.
Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны.
Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.
Серьезную обеспокоенность педагогов, родителей вызывает не только интенсификация, но и омоложение агрессивных проявлений в детско-подростковой субкультуре. Сегодня устойчивые формы агрессии можно наблюдать среди младших школьников. Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги затрудняются в выборе адекватных средств реагирования.
Отражением существующей проблемы служат многочисленные публикации и исследования отечественных и зарубежных ученых: Ю.М. Антонян, Е.И. Бережкова, С.Н. Ениколопов, П.А. Ковалев, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов, А. Бандура, А. Бас сидр.
Исследования учёных говорят о существовании индивидуальных различий в устойчивости агрессии и антисоциального поведения. Так, Моффит указывал на то, что хотя многие дети ведут себя антисоциально, для большинства из них такое поведение является преходящим и ситуативным. В тоже время есть люди, у которых агрессивное поведение формируется поэтапно, медленно прогрессируя от легких форм агрессии и раздражения в раннем детстве к насилию в более поздние годы жизни.
Проведённые исследования позволяют говорить о кумулятивном, нарастающем, последовательном и неслучайном развитии агрессии у некоторых людей. Этот подтип кумулятивный наводит исследователей на мысль о приобретённом, («выученном») поведении. Проявления агрессии становятся всё более разнообразными, частыми и принимают более серьёзные формы, а диапазон ситуаций, в которых они могут иметь место, становится всё шире по мере того, как человек осознаёт, что насилие приносит желаемые плоды (социальный статус в группе сверстников, материальные блага и т.д.) и ситуативно подкрепляются, вследствие чего происходит дальнейшее развитие такого поведения.
Несмотря на достаточное количество публикаций по проблеме агрессивного поведения детей, в которых раскрывается методика работы либо по его предупреждению, либо устранению, школьные учителя отмечают, что испытывают значительные трудности при организации, данной деятельности. Зачастую они просто не знают, как справится с агрессивным поведением младших школьников. Единственное педагогическое воздействие, которое применяют педагоги, это наказание или выговор, после чего дети на какое – то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей, и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Исходя из актуальности обозначенной проблемы, нами было решено провести собственное исследование по теме «Пути преодоления агрессии в поведении младших школьников».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить пути преодоления агрессии в поведении младших школьников
Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников
Предмет исследования: пути преодоления агрессии в поведении младших школьников
Гипотеза исследования: преодоление агрессии в поведении младших школьников возможно, если:
– проводится диагностика агрессии в поведении учащихся;
– реализуется коррекционно-развивающая программа по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленная на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
– проводится консультативная работа с учителем и родителями предусматривающая изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.
Задачи исследования:
1. Изучив проблему в психолого-педагогической литературе, охарактеризовать понятия «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», описать причины и проявления агрессии в поведении младших школьников.
2. Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленную на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
3. Организовать проведение консультативной работы с учителем и родителями, предусматривающую изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.
4. Разработать памятки и рекомендации для учителя/родителей по преодолению агрессии в поведении младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ, сравнение и обобщение.
Эмпирические: тестирование, проективные методики, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 3 г. Анжеро-Судженска
Практическая значимость исследования: определены пути преодоления агрессии в поведении младших школьников. Разработана программа, которая может быть использована педагогами-психологами общеобразовательных учреждений при работе с младшими школьниками.
Положения, выносимые на защиту:
Агрессии в поведении (агрессивное поведение) – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб (П.А. Ковалёв)
К путям преодоления агрессии в поведении младших школьников относят, во-первых, реализацию коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленную на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других. Во-вторых, организацию консультативной работы с учителем и родителями предусматривающую изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение
Повышенная агрессия в поведении детей являются одной из наиболее острых проблем, как для системы образования, так и для общества в целом.
Актуальность обозначенной проблемы несомненна, поскольку её рассмотрению уделяют внимание многие педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий.
Одна из наиболее рассматриваемых теоретических проблем связана с определением понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». Также учёные уделяют внимание основным детерминантам агрессии, подходам в изучении и объяснении феномена агрессивности.
При анализе психолого-педагогической литературы, нами было установлено, что многие исследователи склоняются к пониманию агрессии как целенаправленного разрушительного поведения, противоречащего нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения. При этом, по мнению П.А. Ковалёва агрессии в поведении (агрессивное поведение) – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Анализ различных подходов исследователей позволяет выделить внешние и внутренние причины агрессии в поведении младших школьников.
В качестве внешних причин рассматриваются:
– семья, в которой растет ребенок;
– общение со сверстниками;
– копирование ребенком персонажей фильмов, придуманных героев.
Внутренними причинами проявления агрессии в поведении младших школьников являются:
– наличие внутреннего дискомфорта, неуверенности;
– неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя;
– высокая тревожность, ощущение отверженности;
– неадекватная самооценка (чаще заниженная);
– стремление привлечь внимание взрослых.
К формам проявления агрессивного поведения младших школьников можно отнести: физическую агрессию, вербальную агрессию, косвенную агрессию и негативизм
В практической части нашего исследования на этапе констатирующего эксперимента нами была поставлена цель, выявить младших школьников, которым свойственна агрессия в поведении.
Полученные данные свидетельствуют о том, что из 23 школьников на высоком уровне агрессия в поведении выявлена у 9 учащихся (39,1 %), которые практические ежедневно и неоднократно (не менее 3 раз), в своем поведении теряют контроль над собой – это порой выражается в том, что они громко ругаются, бросают предметы на пол или даже в сверстников, применяют физическое воздействие по отношению к ним. Некоторые школьники проявляют агрессию в поведение по отношению к взрослым, в частности к родителям. Это находит выражение в криках, сопротивлении при воздействии родителей, нежелании выполнять требования. Есть ребята являющиеся зачинщиками драк, проявляющие физическую и вербальную агрессию по отношению к сверстникам.
На среднем уровне агрессия в поведении у 11 младших школьников – 47,8% и на низком уровне – у 3 школьников (13,1%).
Опираясь на полученные данные, мы запланировали и реализовали проведение коррекционно-развивающей работы по следующим путям:
1. Разработка и реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессии в поведении младших школьников, направленную на снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.
В процессе реализации программы, был и решены следующие задачи:
– обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
– обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
– отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
– формирование и развитие позитивных качества личности детей.
Реализуемая нами программа предусматривала проведение 19 занятий в течение 10 недель. Два занятия в неделю длительностью 30-40 минут.
Итогами реализации программы: нормализация эмоционального состояния младших школьников, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, и как следствие устранение вербальной и невербальной агрессии в поведении школьников.
2. Проведение консультативной работы с учителем и родителями, предусматривающей изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную и расширение поведенческого репертуара учителя и родителей в отношении детей с агрессией в поведении.
Результативность проделанной нами работы позволила установить положительную динамику: на высоком уровне агрессия в поведении сохраняется у 3 учащихся (39,1 %), на среднем уровне агрессия в поведении у 9 младших школьников (39,1%) и на низком уровне – у 11 младших школьников – 47,8%.



Литература
1. Агеева, И. А. Коррекционные техники в школе / И. А. Агеева.– СПб.: Речь, 2010.– 184 с.
2. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М.. Платоновой.– СПб.: Речь, 2013.– 316 с.
3. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Платоновой.– СПб.: Речь, 2004.– 316 с.
4. Бардиер, Г. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан. Т. Чередникова. – Кишинев - Санкт-Петербург, 2010. – 124 с.
5. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс.– М., 2009.– 508 с.
6. Басс, А. Г. Психология агрессии / А. Г. Басс // Вопросы психологии.– 1967.– № 3.– С. 60–67.
7. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – М.: Просвещение, 2014.– 135 с.
8. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – М.: Академия, 2012.– 512 с.
9. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Академия, 2005. – 285 с.
10. Бишоп, С. В. Тренинг ассертивности / С. В. Бишоп.– СПб.: Питер, 2011.– 256 с.
11. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 340 с.
12. Бреслав, Г. М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков / Г. М. Бреслав.– СПб.: Комздрав, 2010.– 334 с.
13. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Академия, 2013. – 544 с.
14. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб.: Питер, 2010.– 720 с.
15. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер.– М.: Академия, 2011.– 123 с.
16. Ватова, Л. Н. Как снизить агрессивность детей / Л. Н. Ватова // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 8.– С. 55–58.
17. Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: метод. пособие / И. П. Воропаева; науч. ред. Г. Ф. Кумарина.– М.: Академия, 2013.– 137 с.
18. Гарднер, Р. Психотерапия детских проблем / Р. Гарднер.– СПб.: Речь, 2002.– 416 с.
19. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе .- М.: Айрис-пресс, 2009. – 160 с.
20. Дубинко, Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии / Н. А. Дубинко // Социально-педагогическая работа.– 1997.– № 4.– С. 85–92.
21. Дубровина, Е. Психология: учебник / Е. Дубровина, Е.Е. Данилова, А. М. Прихожан. - М.: Академия, 2003 - 464 с.
22. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология.– 2001.– № 1.– С. 60–72.
23. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров.– М.: Просвещение, 1993.– 192с.
24. Зимелева, З. А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессии у подростков / З. А. Зимелева.– М.: Академия, 2012.– 23 с.
25. Иванова, Г. П. Театр настроений: коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у младших школьников / Г. П. Иванова.– М.: Академия, 2012.– 196 с.
26. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард.- Питер.: СПб, 1999.- 450с.
27. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 752 с.
28. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие / О. А. Карабанова.– М.: Рос. пед. агентство, 2007.– 191 с.
29. Колосова, С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова.– СПб.: Питер, 2004.– 224 с.
30. Копчёнова, Е. Е. Особенности агрессивности в младшем школьном возрасте / Е. Е. Копчёнова // Психолог в школе.– 2000.– № 1–2.– С. 149–153.
31. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2012
32. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.– 2-е изд., испр. и доп.– Ростов н/Д: Феникс, 1999.– 512 с.
33. Крэйхи, К. Социальная психология агрессии / К. Крэйхи.– СПб.: Питер, 2003.– 336 с.
34. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 208 с
35. Кухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением / И. Кухранова // Воспитание школьников.– 2002.– № 10.– С. 31–33.
36. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии.– 1967.– № 6.– С. 39–45.
37. Люблинская, А.А. Детская психология /А.А. Люблинская. –М.:Просвещение,1971.-257
38. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.– СПб.: Речь, 2002.– 190 с.
39. Михайлова, Н. Ф. Психология и психотерапия насилия (ребенок в кризисной ситуации) / Н. Ф. Михайлова, Н. А. Зиновьев.– СПб.: Речь, 2013.– 240 с..
40. Мустакас, К. Игровая терапия / К. Мустакас.– СПб.: Речь, 2013.– 282 с.
41. Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / В.С. Мухина. М., Академия. 2010. – 300с.
42. Никифорова, Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы / Л.А. Никифорова.- М.: Книголюб, 2008.- 48с.
43. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова.– М.: Академия, 2003.– 448 с.
44. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учеб. пособие / Н. М. Платонова.– СПб.: Речь, 2009.– 336 с.
45. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый.– М.: Владос.– 352 с.
46. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО / А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003–– 368 с. http://www.pedlib.ru/Books/3/0024/3_0024-259.shtml
47. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан.– СПб.: Речь, 2011.– 38 с.
48. Ремезова, И. С. Проблема агрессии в человеческой природе / И. С. Ремезова // Вестн. высш. школы.– 1999.– № 3.– С. 14–19.
49. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии.– 1991.– № 1.– С. 81–87.
50. Романов, А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач / А. А. Романов.– М.: Плэйт, 2002.– 112 с.
51. Савицкая, К. Н. Сценарий учебно-воспитательных занятий по программе воспитательно-коррекционного воздействия на агрессивных детей / К. Н. Савицкая.– Киев, 1990.– 113 с.
52. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогов. – М.: Аспект пресс, 2010 – 460 с.
53. Семенака, С. И. Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей: Практ. пособие / С. И. Семенака, Е. А. Тупичкина.– Армавир, 2003.– 60 с.
54. Семенюк, Л. М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста: Метод. рекомендации в помощь педагогам-практикам / Л. М. Семенюк.– М.: Просвещение, 1991.– 16 с.
55. Cлободчиков, Эмоциональное развитие ребенка [электронный ресурс] // http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301115.shtml
56. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа / А. Фрейд.– М., 1999. – Т. 1.– С. 143.
57. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд.– М., 1989.– 384 с.
58. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм.– М., 1994.– 246 с.
59. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов.– Минск, 1996.– 216 с.
60. Шалагинова К. С. Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: сущность, специфика, опыт разработки и реализации: монография / К. С. Шалагинова - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 139с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ