Введение
Глава 1. История рок-культуры в СССР 6
1.1. Предпосылки зарождения и этапы развития рок-культуры в Советском
Союзе 6
1.2. Наиболее выдающиеся представители (группы, исполнители) 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Взаимоотношение рок-культуры и СМИ в Советском Союзе .... 30
2.1. Рок-культура и подпольные издания 30
2.2. Рок-культура и официальные СМИ 42
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Список использованной литературы и источники
Тема рок-культуры в СССР, безусловно, является одной из самых обсуждаемых в научных кругах. Актуальность темы для широкой общественности проявляется в таких явлениях как, например, повторный показ фильма “Асса”, состоявшийся во многих российских городах в марте 2019 года, спустя 30 лет после выхода фильма на экраны. Для поколения рокеров восьмидесятых годов этот фильм — «машина времени», позволяющая вернуться к духу той эпохи, для их детей — учебник, где можно получить представление о ней.
Такой интерес обусловлен сразу несколькими факторами.
Во-первых, развитие рок-музыки и рок-культуры в СССР проходило вопреки идеологическому и государственному гнёту. Точно так же как когда-то джаз рок-н-ролл в Советском Союзе объявлялся низкой музыкой, инструментом капиталистов для растления советской молодёжи. Это обусловило довольно неровную и полную коллизий историю развития рок- музыки в Советском Союзе.
Во-вторых, важно, что часть активных участников того процесса формирования рок-культуры в России живы, и мы имеем возможность вживую услышать истории о том времени, поговорить с участниками первых рок-групп, услышать их рассказы о том периоде истории. Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Пётр Мамонов, Олег Г аркуша являются сегодня живыми свидетелями Эпохи расцвета рок-музыки в СССР, уходящей от нас всё в более и более далёкое прошлое.
В-третьих, советская андеграундная рок-культура 80-х годов наряду с западной музыкой является по сути прародителем всей современной музыкальной культуры (даже о качественной поп-музыке можно это сказать) России и постсоветского пространства. Такие музыкальные группы как ПИЛОТ, Brainstorm, Би-2, Океан Ельзи, Animal Jazz выросли из советской рок-музыки.
Актуальность темы обусловлена тем, что довольно большое количество людей продолжают интересоваться русской рок-музыкой. По данным платформы онлайн-исследований Anketolog.ru на июль 2013, первое место по популярности заняла рок-музыка. 32% респондентов слушают музыку данного направления чаще всего.
Новизну обуславливает системное обобщение обширного материала, имеющегося по данной теме.
Целью работы является анализ отражения рок-культуры в СМИ в СССР (с 1960-х по начало 1990-х). Для достижения данной цели было поставлено несколько локальных задач:
1. рассмотреть предпосылки зарождения рок-культуры в СССР:
2. проанализировать хронологию развития рок-музыки в СССР и выделить наиболее выдающихся представителей данной субкультуры (группы, исполнители);
3. проанализировать основные подпольные СМИ, которые писали о рок музыке;
4. описать отношение к рок-музыке в официальных советских СМИ.
В процессе написания работы использованы методы анализа, синтеза, поиска информации, отбора, вдумчивого чтения, детализации, обобщения, умозаключения и ряд других.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников. Во введении даётся теоретическое обоснование работы, ставятся цель и задачи исследования, описывается структура работы. В первой главе описывается история советской рок-музыки и рассказывается о наиболее выдающихся её представителях. Вторая глава посвящена обзору советских подпольных и официальных СМИ, писавших о рок-музыке и рок-культуре. Каждая из глав заканчивается краткими выводами.
В заключении обобщаются полученные в процессе исследования сведения, делаются выводы и очерчиваются возможные перспективы дальнейшего исследования данной темы. Заканчивается работа списком использованной литературы и источников
Развитие отечественной рок-музыки - один из самых интересных культурных процессов, проходивших в СССР в период с 1960-х до начала 1990-х годов XX века. Вписанная в мировой культурный процесс, с одной стороны, рок-музыка в СССР в сущности развивалась в том же хронологическом порядке, что и музыкальная культура на Западе. Обусловленная спецификой советской политики (закрытость, цензура и отсутствие инфраструктуры для развития индустрии музыкальной культуры), с другой стороны, развитие советской рок-музыки происходило с небольшим отставанием от Запада. Однако и там, и здесь, как говорит Борис Гребенщиков, рок-музыка стала частью народной культуры, отражавшей мысли, переживания и надежды народных масс. Точно так же как на Западе, так и в СССР у разных групп, исполнявших музыку разных музыкальных направлений, сформировалась своя аудитория (иногда пересекавшаяся, а иногда нет). Так, например, в отличие от групп, исполнявших классический рок и глэм-рок, аудитория панк-рокерских групп была намного меньше.
Все эти факторы обусловили и специфику рок-прессы, как нелегальной, так и официальной. Однако два этих вида прессы значительно различаются и между собой.
Если говорить о музыкальных подпольных СМИ, то нельзя не отметить в первую очередь такую его черту как узкую специфику аудитории: журналы создавались в условиях строгой конспирации “своими” и для “своих”. В силу этого такой журнал редко мог попасть в руки случайного человека, доступ к ним был только у весьма узкого, проверенного круга интересующихся. Тиражи подпольных изданий редко превышали 50-60 экземпляров, а чаще всего были и того меньше. Создавались такие издания практически вручную, без использования специального типографского оборудования. Так в “тусовке”, где создавался журнал, все друг друга знали, то материалы подобных изданий, как правило, носят очень личностный характер. Как правило, интервьюер и интервьюируемый общаются на “ты”, а музыканты рассказывают не только и не столько о музыке, сколько о своих мыслях переживаниях, мировоззрении, философских основах своего творчества. В силу этого данные материалы имеют особую историческую ценность и могут стать предметом отдельного исследования: посвящённого конкретной музыкальной группе или же жанру интервью как таковому.
В отличие от нелегальной официальная пресса, писавшая о музыке в СССР, не имела проблем с тиражом и с качеством печати. Официальные издания имели возможность донести свою информацию до широких масс советских граждан. Однако донести эту информацию мешала главная проблема официальной прессы - цензура. Не стоит, правда, говорить об одинаковой степени цензурного гнёта в рассматриваемый нами период: периоды “закручивания гаек” чередовались с периодами относительной свободы. А вопрос публиковать ли ту или иную статью или отправить “в стол” зачастую лежал на совести главного редактора, его смелости, умения договариваться с вышестоящим руководством и журналистом. В целом же можно сказать, что на протяжении с конца 60-х до конца 70-х годов, официальные СМИ довольно настороженно относились к теме рок- музыки: новое явление не так часто осуждалось, сколько пристально рассматривалось со стороны в попытке оценить его влияние на культуру. С конца 70-х годов о рок-музыке начинаю писать гораздо больше, а 80-е становятся временем настоящих баталий сторонников и противников рок- культуры. Всё это происходит на фоне и во многом из-за постоянно меняющегося курса власти: от застоя последних лет брежневского правления до “реакции” недолгого Андроповского правления, от смутного времени правления Черненко до перестройки и гласности Горбачева. Все эти “политические горки”, конечно же, сказывались на открытости публикаций о рок-музыке и характере их основной массы: от небольшого осуждения к настоящей войне в середине 80-х и к почти открытому обсуждению в конце 80-х. Кроме того, конец 80-х характеризовался также тем, что помимо уже давно существовавших журналов, писавших о рок- музыке - “Ровесник”, “Аврора” и т.д. - начали появляться новые журналы, целиком посвящённые рок-культуре.
1. Альманах Рок-дилетанта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.macca.ru/item.php?id=701 - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 13.04.2019)
2. Барановская Н.А. "По дороге в рай..."(Константин Кинчев. Жизнь и творчество, стихи, документы, публикации)/ Н.А. Барановская//. - СПБ: Новый Геликон, РИЦ Ток, 1993. - 239 с.
3. «Выйти из сумрака». Как андеграундный рок отвоевал себе место в русской культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/103570/vyiti-iz-sumraka - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 13.04.2019)
4. Г аккель В.Я. Аквариум как способ ухода за теннисным кортом/ В.Я. Гаккель - М.: Амфора, 2000 - 180 с.
5. Дайс Е.А. Русский рок и кризис современной отечественной культуры/Е.А. Дайс// Нева. - 2005. №1 - С. 54 - 67.
6. Движение к корням (Из истории русского рока) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russianrock.org/item/118 - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 20.05.2019)
7. Доманский Ю.В. Рок-кинотекст: русская версия/ Ю.В. Доманский// Избранные труды XLIV Международной филологической конференции, Санкт-Петербург, 10 - 15 марта 2015 г. - СПб.: Санкт- Петербургский государственный университет, 2016. - С 100 - 116.
8. Доманский Ю.В. "Тексты смерти" русского рока: пособие к семинару/ Ю.В. Доманский - Тверь: Тверской гос. ун-т, 2000 - 109 с.
9. Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман. — Л.: Лениздат, 1990. — 415 с.
10. Журнал Rockcor: пионеры рок-журналистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://metalkings.org/interviews/96 - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 13.04.2019)
11. Зорин В. Незамкнутый круг/ В. Зорин. - М.: Абрис-Книга, 1993. - 188 с.
12. История русского рока — легенды советского времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://velikayakultura.ru/russkaya- muzika/istoriya-russkogo-roka-legendyi-sovetskogo-vremeni - (Дата обращения: 13.04.2019)
13. Как рок-музыка проникла в СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian7.ru/post/kak-rok-muzyka-pronikla-v-sssr/ - (Дата обращения: 13.04.2019)
14. Как русский рок развалил Советский Союз/«Я знаю с десяток песен, которые прикончили СССР» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2019/03/26/kosirev3/ - (Дата обращения:
20.05.2019)
15. Кастальский С.Е. Рок энциклопедия "Ровесник"/ С.Е. Кастальский - М.: Ровесник, 2003. - 178 с.
16. Кушнир А., Гурьев С. Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата 1967-1994. История. Антология. Библиография/А. Кушнер, С. Гурьев// - Нижний Новгород: Деком, 1994. - 416 с.
17. Митин Журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kolonna.mitin.com/archive.php - (Дата обращения: 10.05.2019)
18. Очерк истории самиздата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gefter.ru/archive/5757 - (Дата обращения: 20.05.2019)
19. Празднова О.С. Специфика проникновения рок-культуры в СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-proniknoveniya-rok-kultury-v-sssr - (Дата обращения: 13.04.2019)
20. Рок в СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://diletant.media/articles/39409671/ - (Дата обращения: 13.04.2019)
21. «Рок-журналистика в СССР. Часть 1» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rockcult.ru/po/rock-press-in-ussr-part-1/ - (Дата обращения: 13.04.2019)
22. «Рок-журналистика в СССР. Часть 2» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rockcult.ru/po/rock-press-in-ussr-part-2/ - (Дата обращения: 13.04.2019)
23. «Рок-журналистика в СССР. Часть 3» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rockcult.ru/po/rock-press-in-ussr-part-3/ - (Дата обращения: 13.04.2019)
24. Рок - самиздат (Рок и КонтрКультура: рок, самиздат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rock.ofmusic.ru/rok- kuljtura/rok-samizdat.html - (Дата обращения: 20.05.2019)
25. Рыбин А.В. Право на Рок/ А.В. Рыбин - М.: Абрис-Книга, 1997. - 168 с.
26. Самая популярная музыка среди россиян. Статистика на основе онлайн-опроса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iom.anketolog.ru/2013/07/26/music-for-life/ - (Дата обращения:
20.05.2019)
27. Самиздат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/33514 - (Дата обращения: 20.05.2019)
28. Синеокий О.В. Ретроспективный взгляд на историю развития национального рока в советской грамзаписи с позиции социальных коммуникаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e- notabene.ru/ca/article_16850.html - (Дата обращения: 13.04.2019)
29. Синеокий О.В. Рок в советской печати, «самиздате», постсоветских книгах и журналах (историко-культурологический анализ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e- notabene.ru/view_article.php?id_article=15280&nb=1 - (Дата обращения:
13.04.2019)
30. Советский рок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpuscul.net/sovetskij-rok/ - (Дата обращения: 20.05.2019)
31. Троицкий А.К. Рок в союзе: 60-е,70-е,80-е/ А.К. Троицкий - М.: Искусство, 1991. - 61 с.
32. Троицкий, А. К. Back in the USSR : [рус.]. — СПб. : Амфора, 2007. — 261 с.
33. Четыре года общего режима за песни Ленина-Маккартни [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://diletant.media/articles/32747829/ - (Дата обращения: 20.05.2019)
34. Энциклопедия группы "Автоматические удовлетворители" и Свина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.svinpanov.ru/ - (Дата обращения: 10.05.2019)
Источники
35. Гражданская Оборона наступает или апология нигилизма// ДВР - 1989 - № 8 - С. 25-27.
36. Друбов Б. Беседа с С.Курёхиным и Б. Гребенщиковым/ Б. Дубов// Митин журнал - 1985 - № 3 - С. 13-15.
37. Рыбин А.В. Майк// А.В. Рыбин/ Рокси - 1978. - № 3 - С. 17 - 18.
38. Рыбин А.В. Рецензия на альбом Майка "Сладкая N и другие"// А.В. Рыбин/ Рокси - 1980. - № 4 - С.8.
39. Смирнов И., Тимашева М. Возвращение: Б.Г. в подземелье УРЛАИТА/И. Смирнов, М. Тимашева//Урлайт - 1990. - № 7. - С. 12 - 15.
40. All that FUFLOZ/Рокси - 1981. - № 5. С. 10 - 12.