Введение
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК И СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ: ПРОЯСНЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 7
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОСТИ: ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И МИР В СОВРЕМЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
15
§1. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ: КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ОЩУЩАЕТ,
ПРЕДСТАВЛЯЕТ, ДЕЙСТВУЕТ В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНУУМЕ
СОВРЕМЕННОСТИ 15
§2. КУЛЬТУРНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОСТИ 23
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Литература
Актуальность. Современный мир изменчив. Любые перемены, которые в нем происходят, в том числе в культурной и социальной сферах, нуждаются в постоянном изучении и анализе. Только так человечество способно оценить их масштабы и значение, специфику и влияние на жизнь как отдельного человека, так и общества в целом.
Современное общество описывают как «общество риска» , «индивидуализированное общество» , «общество спектакля» . Каждый из этих концептов делает акцент на разных характеристиках этого общества и человека в нем. Однако стоит помнить, что уже само появление такого рода концептов говорит, как минимум, об одной постоянной характеристике любого общественного устройства - о его динамизме (историчности).
Современный человек, погруженный в состояние этой изменчивости, вынужден постоянно отвечать происходящему вокруг: актуализируя свои новые качества или приспосабливаясь. Так или иначе информационный и энергетический обмен между ним и обществом также необходим, как и сам общественный динамизм.
Поднятая в данной работе проблема состоит в том, насколько самостоятелен, состоятелен или, если угодно, «совершеннолетен» современный человек в контакте со своей современностью?
Это исследование, таким образом, является попыткой данный контакт разглядеть и ответить на вопросы о том, как человек взаимодействует со своим настоящим: рассмотреть те способы, которыми он пользуется, чтобы с ним работать, и сопутствующие этой работе переживания.
Решение поставленной задачи нам важно в той мере, в какой мы хотим не только диагностировать - как это происходит в современной критической общественной мысли - инфантильность, незрелость, порабощенность и полную манипулируемость современного человека, но и понять, что из себя представляет (и возможен ли он вообще) достойный ответ человека на происходящие в логике давления и подавления изменения современности.
Для этого же нам важен не столько конечный результат взаимодействия человека и общества, сколько сам процесс их контактирования и взаимодействия, имеющий множество социальных и личностных последствий.
Степень научной разработанности темы. Как говорилось выше, современность интересовала исследователей из разных сфер гуманитарных наук. Ее вопросы занимали таких философов и социологов как З. Бауман, Жан Бодрийяр, Ги Дебор, Ульрих Бек, Надежда Маньковская, Энтони Гидденс, Г. Люббе и других.
Их открытия послужили основой для понимания тех изменений, которые коснулись каждого человека, и являются важными элементами, формирующими облик современного мира.
Так, Маньковская в двух своих работах «Париж со змеями» и «Эстетика постмодернизма» изучает современное культурное пространство - его историю и особенности, рассматривая то влияние, которое они оказывают на восприятие человеком своей действительности.
Французский социолог и философ Жан Бодрийяр описывает состояние пространства общественного: его основные характеристики и проблемы, проводя исследовательскую работу в отношении общества потребления и феномена масс.
Вслед за Бодрийяром в логике общества потребления свою работу пишет и философ Ги Дебор, называя современный мир «миром товара, который
4
господствует надо всем чувственно и непосредственно переживаемым» .
Социолог З. Бауман открывает явление индивидуализации и его влияние на мировосприятие, привычки, жизненные стратегии современного человека, а нидерладский философ Йохан Хейзинга описывает современное общество в таких терминах как «игра» и «пуэрилизм» .
В философских романах Милана Кундеры через слова тонко чувствующих, интеллектуально развитых героев прослеживаются мысли самого автора, волнующие его вопросы и проблемы. Например, какова роль СМИ в современном мире, у кого теперь власть и сила влияния, почему человеку необходимо заявлять о себе и какими способами возможно культивирование собственного «я».
В работе также использовалось учебное пособие Т.М Шатуновой «Эстетика социального», позволяющее успешнее ориентироваться в некоторых из описываемых социальных феноменах и используемой литературе.
Объект исследования. Человек западно-европейской цивилизации конца 20-го - начала 21 века.
Предмет исследования. Взаимодействие человека с культурной и социальной реальностью конца 20-го начала 21-го века.
Цель работы. Исследовать современного человека как взаимодействующего со своим настоящим субъекта.
Задачи исследования. Для успешного выполнения поставленных выше целей в работе были поставлены следующие задачи:
1) Определить основную понятийную сетку исследовательской работы (современный человек, современность, совершеннолетие)
2) Дать описание социокультурного пространства современности
3) Прояснить процесс взаимодействия современного человека со своей современностью
4) Продемонстрировать, какие социальные и личностные последствия несет в себе контакт человека со своей действительностью
5) Обозначить ценность выбранных категорий для успешного выполнения поставленной цели
Методология исследования. «Идеальный тип» М. Вебера взят в качестве основного методологического средства данного исследования. В работе также применялся метод моделирования, концептуальный и компаративный анализ.
Структура работы. В первой главе происходит разъяснение основных понятий работы и постановка главной проблемы. Во второй главе исследуется современный мир и его взаимодействие с современным человеком. В третьей главе решается основной вопрос работы - проблема совершеннолетия современного человека.
Целью данной работы было исследование современного человека как взаимодействующего со своим настоящим субъекта. Данная цель была осуществлена посредством описания социокультурного пространства современного человека и посредством разъяснения определенных теоретических понятий и концептов как инструментов теоретического разбора данной ситуации современности.
Вопрос взаимодействия человека со своим настоящим является оборотной стороной уже классического вопроса о совершеннолетии человека, поэтому в рамках него и была преобразована наша изначальная проблема.
Оказалось, что описание современного человека как незрелого и несостоятельного по большей части транслируются с позиции идеалов, которые доказали свою несостоятельность уже в неклассической философии.
При подходе же к ситуации взаимодействия современного человека с позиции идеалов, которые от него требует его окружающая среда, мы видим, что современный человек нельзя называть несостоятельным, так как он способен развиваться в гармонии с миром, в котором он живет и давать достойный ответ на его вызовы.
Трудность проделанного нами исследования заключалась в том, что при необходимости выявить общие черты объекта исследования - который, как мы понимаем, всегда умозрителен - приходится делать некоторые допущения и нивелировать уникальность каждого человеческого опыта.
Кроме того, для любого автора всегда существует сложность описывать свою современность, так как это всегда взгляд изнутри, а значит, взгляд человека, который во многом сам является объектом своей исследовательской работы.
Стоит также заметить, что в данной работе описывался культурный герой современности как некий идеальный тип, следовательно, практическая польза такого исследования состоит в его прогностической функции. Следует сказать, что эта функция может потенциально осуществиться в силу того, что любые изменения в обществе начинаются именно с тех людей, которых можно описать моделью идеального культурного героя, который, конечно, не является усредненным вариантом человека той или иной эпохи, но задает ей нужную нормативную планку.
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/bauman_in/00.aspx (дата обращения 10.05. 2018).
2. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой / Л.М. Баткин. - М.: Новый хронограф, 2016. - 992 с.
3. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. URL: http://www.opentextnn.ru/man/?id=2077 (дата обращения 10. 05. 2018).
4. Баткин Л.М. Тридцать третья буква: заметки читателя на полях Иосифа Бродского / Л.М. Баткин. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1996. - 333 с.
5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. URL: https://royallib.com/read/bodriyyar_gan/obshchestvo_potrebleniya.html#0 (дата обращения 10. 05. 2018).
6. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000324/st000.shtml (дата обращения 10.06.2018).
7. 3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - М.: Весь мир, 2004. - 120 с.
8. Гвардини Р. Конец нового времени. URL: http://krotov.info/libr_min/04_g/va/rdini.htm (дата обращения 10. 05. 2018)
9. Дебор Г. Общество спектакля. URL: https://www.e- reading.club/book.php?book=82108 (дата обращения 10.06. 2018)
10. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология / Н.Н. Козлова. - М.: Ключ-С, 1999. - 187 с.
11. Козловски П. Культура постмодерна / П.Козловски. - М.: Республика,
1997. - 240 с.
12. Конев В.А. Социальная философия / В.А. Конев. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2006. - 287 с.
13. Иванов А. Реклама: Игра на эмоциях / А. Иванов. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 256 с.
14. Кальпиди В. Уральская поэтическая школа. Энциклопедия 1981-2012 / В. Кальпиди. - Челябинск: Десять тысяч слов, 2013. - 608 с.
15. Кундера М. Бессмертие / М. Кундера. - М.: Издательская группа «Азбука - аттикус», 2011. - 731 с.
16. Кундера М. Невыносимая легкость бытия. URL: https://www.litmir.me/br/?b=62437 (дата обращения 10. 02. 2018).
17. Кураков Л.П. Экономика и право: словарь-справочник. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/14587 (дата обращения 10.06.2018)
18. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. - М.:
Альпина Паблишер, 2017. - 286 с.
19. Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем / Г. Люббе. - М.:Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. - 456 с.
20. Макгонигал К. Сила воли / К. Макгонигал. - М.: Манн,Иванов и Фербер, 2017. - 298 с.
21. Маньковская Н.Б. Париж со змеями. URL:
http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Culture/Mank/index.php (дата обращения 10. 09. 2017).
22. Маньковская Н.Б. Этетика посмодернизма. URL: http://read.newlibrary.ru/read/mankovskaja_n_b_/page0/yestetika_postmoderniz ma.html (дата обращения 10. 09. 2017).
23. Найдорф. М.И. «Герой культуры» в картине мира: к теории культурологического исследования / М.И. Найдорф // Вестник РХГА.- СПб., 2013.- №4, с. 293-304
24. Поляков С.Э. Концепты и другие концепции сознания. URL: https://psyfactor.org/lib/polyakov6.htm (дата обращения 10. 06.2018)
25. Степин В.С. Новая философская энциклопедия. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0c18 1709923b7e0d63380c (дата обращения 10.06. 2018)
26. Шатунова Т.М. Эстетика социального (эстетическое начало в процессе идентификации современного человека) / Т.М. Шатунова. - Казань: Казанский ун-т., 2012. -140 с.
27. Шевякова А.В. Культурный герой и трикстер: функциональные и онтологические сходства / А.В. Шевякова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. Вып. 1(21). С. 32-42.
28. Шер Б. О чем мечтать / Б. Шер. - М.: Манн,Иванов и Фербер, 2017. - 375 с.
29. Фуко М. Что такое просвещение. URL: http://lib.ru/CULTURE/FUKO/nachala.txt (дата обращения 9.02.2018).
30. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 464 с.
68 Иванов А. Реклама: Игра на эмоциях / А. Иванов. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - С. 28.