ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Физический эксперимент в курсе физики 6
1.1. Значение физического практикума в курсе физики 6
1.2. Телеметрический практикум 10
1.3. Компьютерный лабораторный практикум 12
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. Мультимедийные технологии в образовании 18
2.1. Метод наглядности 18
2.2. Применение мультимедийных технологий в обучении 20
2.3. Актуальность разработки видеоматериалов по разделам молекулярной
физики и оптики 24
Выводы по второй главе 31
ГЛАВА 3. Разработка и создание мультимедийного руководства к выполнению лабораторных работ физического практикума 32
3.1 Лабораторная работа "Измерение поверхностного натяжения методом
отрыва" 32
3.2 Лабораторная работа "Измерение коэффициента Пуассона и
изохорической теплоемкости воздуха" 34
3.3 Лабораторная работа "Измерение скорости света с помощью лазерного
дальномера" 40
3.4 Этапы создания мультимедийного руководства к выполнению
лабораторных работ физического практикума 42
Выводы по третьей главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основным механизмом развития человека в современном обществе является система высшего образования. В процессе получения высшего образования важным условием выступает самостоятельная работа студентов. Так как главной задачей обучения является развитие умений у студентов самостоятельно добывать знания и применять эти знания в практической деятельности. Также при изучении фундаментальных дисциплин, которой является физика, важен и эксперимент. В физике получение экспериментальных умений и практических навыков осуществляется за счет физического практикума. Именно поэтому физический практикум является неотъемлемой частью курса физики. Выполняя лабораторные работы физического практикума, студенты знакомятся с экспериментальной физикой, пополняют и расширяют свой кругозор. Зарождают правильные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомятся с методами исследования и обработки результатов измерений, устройством и действием новых приборов и установок, иллюстрируют техническое применение физических законов.
Важным фактором в образовании является и грамотная организация самостоятельной работы студентов. Необходимо научить их работать с научной и учебной литературой, с лабораторным оборудованием, пользоваться мультимедийными средствами, ресурсами интернета.
Однако можно выделить и ряд проблем:
1) проблемы с лабораторным оборудованием. Причин тому может быть несколько - это и недостаточное финансирование, и отсутствие современных приборов в высших учебных заведениях;
2) недостаточная подготовка студентов к самостоятельной работе;
3) пониженный уровень познавательной активности.
Пытаясь решить эти проблемы, используют инновационные технологии, в том числе виртуальные лабораторные работы. Это дает возможность обойтись без дорогостоящего оборудования и позволяет воссоздать практически любую реальную физическую модель [Романкова А. А., Титова Е. И. 2015г. 679 с.]. Но так как большинство виртуальных лабораторных работ представляю из себя моделирование физического процесса, они не всегда отражают конкретные свойства исследуемого явления или объекта. Вследствие выше сказанного, целью данной работы является: разработка мультимедийного руководства к выполнению лабораторных работ физического практикума и создание телеметрического практикума по молекулярной физике и оптике. В данной работе решались следующие задачи:
• изучив информационные источники, подготовить теоретическую часть к выбранным темам;
• выполнить экспериментальную часть и выявить возможные проблемные ситуации при самостоятельном выполнении;
• составить сценарий, описав четкую последовательность действий для лабораторного практикума;
• рассмотреть наиболее популярные видеоматериалы на выбранные темы в сети Интернет;
• сделать видеозапись лабораторного эксперимента;
• озвучить видеофрагменты;
• произвести монтаж записанного лабораторного эксперимента в программе для видео-монтажа Adobe Premiere Pro.
Научная новизна исследования:
• Разработано мультимедийное руководство к выполнению лабораторных работ физического практикума по молекулярной физике и оптике.
• На основе созданных видеоматериалов разработан демонстрационный эксперимент.
• Созданы работы телеметрического практикума по темам: «Измерение коэффициента поверхностного натяжения методом отрыва», «Измерение коэффициента Пуассона и изохорической теплоемкости воздуха», «Измерение скорости света с помощью лазерного дальномера"
Практическая значимость исследования:
Созданы лабораторные работы, которые могут быть использованы при невозможности проведения эксперимента вживую и в качестве дополнительного ознакомительного материала перед выполнением работы в условиях реальной научной лаборатории.
На защиту выносятся:
• Разработанное мультимедийное руководство к лабораторным работам физического практикума по молекулярной физике и оптике;
• Методические особенности их разработки.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В результате проделанной работы нам удалось разработать мультимедийное руководство к выполнению лабораторных работ физического практикума и создать работы телеметрического практикума по темам: «Измерение коэффициента поверхностного натяжения методом отрыва», «Измерение коэффициента Пуассона и изохорической теплоемкости воздуха», «Измерение скорости света с помощью лазерного дальномера". С целью оказания студентам практической помощи в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера по оптике и молекулярной физике.
Мультимедийное руководство содержит следующие элементы:
• краткие теоретические сведения;
• последовательность выполнения лабораторной работы;
• описание приборов;
• лабораторный эксперимент;
• задания, контрольные вопросы;
• пошаговая видео-инструкция;
• наглядное представление изучаемых физических законов и явлении.
Это может быть полезным при подготовке к лабораторным занятиям с
реальным оборудованием и окажется незаменимым при его отсутствии.
Уникальность в том, что получившийся материал оснащен всеми способами представления информации. Имеется возможность индивидуального и группового многократного просмотра отдельных фрагментов для лучшего усвоения учебного материла и устранения пробелов. Использование данного видеоматериала дает возможность предварительно проделать опыт, наглядно увидеть, что необходимо сделать и что в результате должно получиться. А это очень важно, ведь для того чтобы правильно выполнить лабораторную работу, необходимо разобрать каждый этап и всё тщательно проанализировать. Акцентировано внимания на используемые приборы, возможные затруднения и ключевые моменты. Это позволяет оптимально организовать рабочее время. Решает вопросы, связанные с недостатком лабораторного оборудования. Также будет эффективным использование интерактивных лабораторных работ при самостоятельной работе студентов и дистанционном обучении.
1) Джуринский А.Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. М.: Прометей, 2018
2) Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Том 1.М: Наука, 2001.
3) Разумный Д.В., Степанов С.В. Принципы создания видеозаписей демонстрационных опытов по физике/Д.В.Разумный, С.В. Степанов//Преподавание физики в высшей школе.-2010.
4) Романкова А. А., Титова Е. И. Информационные технологии в образовании // Молодой ученый. — 2015.
5) Фишман А.И. Возможности телеметрического практикума в организации учебно-исследовательской работы студентов младших курсов и школьников/А.И.Фишман, А.И.Скворцов, Б.К.Лаптенков //Физическое образование в вузах. - 2017.
6) Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. М.: Логос, 2017