ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования интернет-технологий в деятельности политических партий 7
1.1. Понятие, сущность и функции политических партий 7
1.2. Понятие и виды интернет-технологий, используемых в деятельности
политических партий 13
Глава 2. Формы интернет-технологий в деятельности политических партий в России: методы оценки эффективности 18
2.1. Формы и особенности использования интернет-технологий в
деятельности политических партий в России 18
2.2. Методы оценки эффективности использования интернет-технологий
в деятельности политических партий в России 24
Глава 3. Использование интернет-технологий в деятельности политических партий на примере политической партии «Единая Россия» 30
3.1. Направления использования и оценка эффективности интернет-технологий в деятельности политической партии «Единая Россия» 30
3.2. Рекомендации по совершенствованию использования интернет-технологий в деятельности политической партии «Единая Россия» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Сегодня интернет-технологии занимают доминирующее место в жизни практически в каждой сфере, будь то социальная или экономическая. Интернет стал самым популярным ресурсом для коммуникаций, продвижения и рекламы, распространения какой-либо информации. Использование интернет-технологий стало неотъемлемым элементом деятельности любого предприятий, организации. А также и политических партий. Партия «Единая Россия», являясь партией власти, а значит самой большой и независимой, также активно использует интернет-технологии для поддержания своей виртуальной популярности. Многие другие политические партии могут использовать опыт «Единой России» в рамках развития интернет-технологий, а значит знание направлений использований интернет-технологий в деятельности партии «Единая Россия» является актуальным и очень важным для его практического применения и совершенствования.
Степень научной разработанности. Исследователи рассматривают интернет-технологии в политике с различных методологических позиций. В научном сообществе сложились несколько перспективных направлений осмысления данной темы: электронная демократия; интернет-технологии в области государственного управления (электронное правительство); интернет-технологии в избирательных кампаниях; мобилизационные интернет-технологии и другие направления.
Вершинин М.С. среди перспективных направлений исследований интернета в политике рассматривает процесс использования интернет-технологий с целью расширения возможностей существующей системы представительной демократии и развития процессов «электронной демократизации».
По его мнению, интернет способен: во-первых, предоставить более подходящие средства для взаимодействия в политических кампаниях партиям меньшинства, чем традиционные информационные технологии; во-вторых, обеспечивать более широкий единовременный доступ к информации для журналистов к официальным документам и текущим законодательным инициативам и предложениям; в-третьих, способствовать усилению внутренней организации партий и взаимодействия членов партий, и др.
На наш взгляд, при всей актуальности данной проблеме уделено недостаточно внимания. Среди работ, посвященных рассмотрению интернет-технологий в деятельности политических партий, можно выделить исследования Е.В. Бродовской , И.С. Кислициной , О.И. Лосенкова , Д.С. Мартьянова , Л.В. Сморгунова , Д. И. Каминченко и некоторых других.
Однако вне поля исследования остаются: влияние интернет-технологий на политические партии как на институт представительства в части повышения эффективности взаимодействия с избирателями, мобилизация общественного мнения, активизация гражданского общества и др. В связи с этим, с нашей точки зрения, данная проблема требует проработки как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Объектом исследования являются интернет-технологий, которые используются в деятельности политических партий в России
Предмет исследования - особенности использования интернет-технологий в деятельности политических партий в России.
Цель исследования — это определение особенностей и направлений использования интернет-технологий в деятельности политических партий в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
- раскрыть понятие, сущность и функции политических партий;
- раскрыть понятие и определить виды интернет-технологий, используемых в деятельности политических партий;
- определить формы и особенности использования интернет-технологий в деятельности политических партий в России;
- раскрыть методы оценки эффективности использования интернет-технологий в деятельности политических партий в России;
- выделить направления использования и оценка эффективности интернет-технологий в деятельности политической партии «Единая Россия»;
- разработать рекомендации по совершенствованию использования интернет-технологий в деятельности политической партии «Единая Россия».
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования, такие как методы анализа и синтеза, эмпирические методы исследования (изучение и анализ разнообразных источников информации), метод классификации и др.
Научная новизна. В работе проведен анализ особенностей использования интернет-технологий в деятельности политических партий, а также обновлена и уточнена система классификации интернет-технологий.
Научная новизна состоит в том, что на основе эмпирического исследования особенностей использования интернет-технологий в деятельности политических партий в дальнейшем, могут быть сформулированы рекомендации по совершенствованию использования интернет - технологий.
Научно - практическая значимость. Теоретический и эмпирический материал работы может составить основу содержания учебных курсов по направлениям использования интернет-технологий в деятельности политических партий, а также может быт использован в практике деятельности политических партий.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке. Цель любой партии - захват и удержание государственной власти. Это важнейшее отличие политической партии от общественного движения. В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций, среди которых выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач; создание возможностей для политической социализации личности и др. Предложено несколько типологий политических партий, в т.ч. по идеологической ориентации; по территориальному признаку; по организационной структуре и характеру членства; по числу депутатских мест в парламенте и т.д.
Интернет-технологии - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы. Виды интернет технологий, используемые в деятельности политических партий, можно поделить на несколько классов - сервисы, информационные и браузеры. К первой категории можно отнести различные сервисы, которые могут предлагать свои услуги. Например, Яндекс или Google. К информационным же относятся разного рода источники вроде блогов, порталов и так далее. Последний - обозреватели или браузеры, которые решающие все проблемы современных технологий при создании мировой паутины, благодаря которой мы свободно можем посещать любой ресурс, и это будет отображено в удобной для нас форме.
Сегодня особенностью использования интернет-технологий политическими партиями в России является использование наскучивших аудитории образов и призывов, большинство образцов политической рекламы остаются устаревшими, использующими примитивные методы воздействия на аудиторию, не отличающимися друг от друга. Однако, по мере роста уровня проникновения интернета в России и естественной смены поколений всё больше людей будет получать и в свою очередь распространять информацию посредством глобальной Сети. Среди перспективных направлений исследований интернета в политике рассматривает процесс использования интернет-технологий с целью расширения возможностей существующей системы представительной демократии и развития процессов «электронной демократизации». Интернет позволяет выстраивать различные социальные сети межличностных коммуникаций по разным интересам и предпочтениям граждан, что значительно расширяет возможности объединения людей в сообщества разного рода, в том числе имеющие политический характер. Особый интерес среди них вызывают новые коллективные формы политической активности в сети Интернет, которые, как правило, приобретают оппозиционный к действующей власти характер. Возможность мгновенной передачи текстовых сообщений с помощью популярных интернет-сервисов позволила оперативно выводить на улицы и площади различных городов десятки тысяч человек. Науке стали известны оппозиционные митинги (движения), организуемые главным образом с помощью новых медиа. Примером такой политической активности в России служит протестное движение, всячески поддерживаемое и мобилизуемое посредством новых медиа: социальных сетей, блогосферы, фото- и видео социальных сервисов.
Вопрос оценки эффективности использования интернет- технологий политическими партиями стоит в плоскости того, что политическая партия внедряет интернет-технологии не для того, чтобы достичь быстрых экономических выгод. Главная мотивация заключается в том, чтобы обеспечить необходимые организационно-управленческие условия для эффективного функционирования и дальнейшего развития. Преимущественно эффективность интернет-технологий определяется эффективностью интернет-маркетинга.
Продвижение сайта в поисковых системах, комплексные рекламные компании в Интернете не только приводят потенциальных клиентов на сайт партии, но и предоставляют точные отлаженные инструменты для оценки эффективности рекламной интернет- кампании.
Политическая партия внедряет интернет-технологии не для того, чтобы достичь быстрых экономических выгод. Главная мотивация заключается в том, чтобы обеспечить необходимые организационно- управленческие условия для эффективного функционирования и дальнейшего развития. Преимущественно эффективность интернет-технологий определяется эффективностью интернетмаркетинга. Так как цели использования интернет-технологий разделяют на две большие группы: коммерческие и коммуникативные, то и показатели эффективности интернет-технологий целесообразно подразделять на коммерческие и коммуникативные, то есть характеризующие степень достижения указанных целей. К коммуникативным относятся показатели: время нахождения посетителей на сайте, глубина просмотра его страниц, посещаемость ресурса, запоминаемость (узнаваемость) рекламных материалов, объем показов, количество уникальных показов, кликабельность, число операций при взаимодействии с рекламными материалами. К коммерческим можно отнести следующие показатели оценки: стоимость размещения рекламы, стоимость одного контакта (или уникального посетителя), число заказов, клиентов, объем продаж, среднюю сумма покупки и др.
Однако, главным критерием оценки эффективности использования интернет-технологий является доля партии в парламенте и ее рейтинг среди избирателей.
Всероссийская политическая партия «Единая Россия» — российская политическая партия, крупнейшая политическая партия Российской Федерации, «партия власти». Партия была образована в 2001 году на базе партии «Единство», общественно-политической организации «Отечество» и движения «Вся Россия». Численность партии превышает 2 млн человек.
Популяризация Интернета в России привела к изменению формата политических коммуникаций, усилению роли новых медиа в процессах общения политических партий со своими избирателями. В январе-феврале 2019 г. в Интернете опубликовано в 3 раза больше сообщений о партиях, чем в печатных СМИ, ТВ, радио и информагентствах вместе взятых (40 тыс. против 119 тыс. сообщений в Интернете). Однако, по суммарному медиа-индексу упоминаемость политических партий в Интернете в полтора раза ниже. Это отражает тот факт, что интернет-СМИ меньше по объему аудитории и здесь меньше комплиментарных сообщений и больше критических материалов.
В своей практике партия использует несколько направлений интернеттехнологий. В части сервисов партия использует электронную почту, счётчики статистики посещаемости сайта, социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook, Instagram). В части информационного блока используется интернет сайт, мобильное приложение для Android и IOS, а также RSS-сервис. В части работы с коммерческими предприятиями ведется работа с разработчиком интернет-сайта.
Основным ресурсом партии в сети Интернет является сайт партии, доступный по адресу er.ru .
Для оценки сайта использовались 39 параметров, которые можно весьма условно разбить на три группы — информационная от-крытость, интерактивность и технологичность.
Рейтинг сайта «Единой России» составил 29 баллов из 39, при этом показатель эффективности присутствия партии в Интернете составил 75,85%, что говорит о высоком качестве и эффективности сайта. Согласно счетчику top100.rambler.ru сайт «Единой России» является самым посещаемым среди всех политических партий.
Мобильное приложение для Android и IOS служит для более эффективной коммуникации с избирателями и гражданами России. Отзывы на приложение показывают высокую эффективность и качество приложения, что подтверждается общим рейтингом приложения в Google Play, который составляет 4,3 балла из 5 .
RSS-сервис является дополнительным средством коммуникации, чтения новостей, и провести оценку эффективности данного сервиса невозможно, поскольку данные о количестве пользователей доступны только администраторам сайта.
На сайте партии в разделе «Контакты» представлена почта для коммуникации: press@edinros.ru, однако она необходима только для представителей СМИ. Почты для коммуникаций с гражданами не предусмотрено. Общение с гражданами возможно через другие источники, например, социальные сети.
Активнее всего информация о партии «Единая Россия» представлена в Twitter (37% от общего числа упоминаний в Интернет источниках), также она активно упоминается ВКонтакте (31%) и Facebook (12%). Большинство упоминаний имеет положительный характер (72%), 16%— нейтральный и 11%— негативный.
В целом, по комплексу показателей лидером по интернет-активности в социальных сетях среди исследуемых политических партий является «Единая Россия». Она сумела интегрировать максимальное количество подписчиков и обеспечить генерирование наибольшего количества сообщений (постов) в день.
В рамках разработки рекомендаций по совершенствованию использования интернет-технологий в деятельности политической партии «Единая Россия», был проведен опрос 50 жителей г. Казани с целью узнать недостатки используемых интернет-технологий в деятельности политической партии «Единая Россия». Около 72% респондентов не использую никакие предлагаемые интернет-технологий партии «Единая Россия», 10% используют официальный сайт для чтения новостей, социальными сетями пользуются - 8% респондентов, а RSS каналом 2%. Мобильное приложение установлено у 4% респондентов.
На втором этапе исследования был задан вопрос: «Какие недостатки в интернет-технологиях вы можете выделить?», а на третьем этапе исследования были проанализированы отзывы о мобильном приложении, как наиболее современной интернет-технологии. В результате были сформированы рекомендации по совершенствованию использования интернет-технологий в деятельности политической партии «Единая Россия», в частности оптимизировать информацию на официальном сайте партии; оптимизировать работу и функционал мобильного приложения; зарегистрировать электронную почты для обращений граждан.
1. Аксёнов А.А. Реклама в политике: учеб. пособие / А.А. Аксёнов. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. 113 с.
2. Амелин, В.Н. Социология политики.- М.: изд-во МГУ, 2015. 315с.
3. Андросова, Л. А. Политический консалтинг: учеб. Пособие.Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2015. 96 с.
4. Анохина Н.В. Роль СМИ в избирательном процессе / Н.В. Анохина, М.Э. Бранес // Политическая наука. № 3. 2016.
5. Арсеньева, Т.И. Коммуникативные технологии в избирательном процессе. М.: Аспект Пресс, 2016. 249с.
6. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. М.: Аспект-пресс, 2017. 317 с.
7. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М.Березин. М.: РИП-холдинг, 2015. 363 с.
8. Березкина О.П. Политический консалтинг : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2015. 336 с.
9. Бориснев С. В. Социология коммуникации: учебное пособие для вузов / С. В. Бориснев. М.: Юнити-дана, 2016. 432 с.
10. Боришполец, К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2017 221 с.
11. Бочаров М. П. Аксиология политического брендинга России. // Маркетинговые коммуникации - №7. 2018.
12. Бродовская Е.В. Методы исследования и индикаторы измерения интернет-активности политических партий // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 4. С. 96-99
13. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. научн. трудов. СПб.: Издво СПбГПУ, 2016. С. 98107
14. Гончаров В.Э Современное политическое консультирование. СПб.: ИВЭСЭП, 2017. 220 с.
15. Грачев Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г.В.Грачев, И.К.Мельник. М.: Юнити-дана, 2016. 257 с.
16. Гринберг Т. Э. Политические технологии. ПР и реклама. M Аспект Пресс, 2015. 280 с.
17. Гуриев C. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. M.: Альпина Бизнес Букс, 2016. 264 с.
18. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. Центр Политического консультирования "Никколо М", 2014. 240 с.
19. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б.Зверинцев. СПб.: Питер, 2017. 326 с.
20. Ильясов Ф. Политический маркетинг. M. ИМА-Пресс. 2018, 200 с.
21. Каминченко Д.И. Влияние «новых» средств массовой информации на политические партии // Вестник Пермского университета. 2017. № 3. С. 191— 194
22. Катернюк А.В. Рекламные технологии: коммерческая реклама: Учеб. пособие для студентов вузов Ростов н/Д.: Феникс, 2018. 326 с.
23. Кислицина И.С. Политические партии в коммуникативном пространстве Интернета: автореф. дис.... канд. полит. наук. М., 2015
24. Коноваленко А. В. Психология политической рекламы. M. Психологический практикум. 2017, 96 с.
25. Королько В. Основы Паблик Рилейшнс. Изд-во «Ваклер», 2018.
26. Кузнецов П. А. Политическая реклама. М.: Юнити-Дана, 2016. 169 с.
27. Кузнецов П. А. Политическая реклама. Теория и практика. М.: Юнити-Дана, 2017. 128 с.
28. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: Юнити-Дана, 2018. 256
с.
29. Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М.: РАУ Университет, 2019. 320 с.
30. Лосенков О.И. Политические интернеттехнологии в деятельности политических партий современной России: автореф. дис.... канд. полит. наук. Черкесск, 2018
31. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. Русская панорама,
2017.
32. Мартьянов Д.С. Сравнительный анализ репрезентации новых российских партий в сети Интернет // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 161. С. 117-121
33. Мэлчоу Х. Новое политическое целевое планирование. Группа Компаний «Никколо М», 2014. 276 с.
34. Назаретян А. Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. Academia, 2015. 160 с.
35. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования / М. М. Назаров. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 326 с.
36. Нежданов Д. В. Политический маркетинг: вчера, сегодня, завтра. СПб.: Питер, 2016. 160 с.
37. Ольшанский Д. В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. СПб.: Питер, 2015. 448 с.
38. Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб.: Питер, 2019. 544 с.
39. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика : учебное пособие для вузов. М. : Горячая линия Телеком, 2016.
40. Плешаков К. Политическая реклама.- М.: Никколо-Медиа, 2016. 329 с.
41. Поветьев П.В. Бренд-коммуникация в публичной политике: концептуальные основы. М.: Национальный институт развития современной идеологии. 2016.
42. Политический консалтинг. / Ситников А. П., Огарь И. В., Бахвалова Н.С. М.: ГУ ВШЭ, 2019. 624 с.
43. Почепцов Г. Г. Информационно-политические технологии. M. Центр, 2011. 388 с.
44. Пушкарёва Г.В. Политический менеджмент. М.: Дело, 2015. 400 с.
45. Слизовский Д. Е., Шуленина Н. В. Политическое лидерство в России. История, опыт, проблемы. М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2016. - 648 с.
46. СМИ и политика. / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2017. 330 с.
47. Сморгунов Л.В. Сетевые политические партии // Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 21-37.
48. Солганик П. Язык СМИ и политика.М.: Издательство МГУ, 2017.
954 с.
49. Справочник по политическому консультированию / Под ред. Л. Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2011. 256 с.
50. Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах. М.: ИНФРА-М, 2016. 230 с.
51. Филатова О. Г. Социология массовой коммуникации: учебное пособие / О. Г. Филатова. М. : Гардарики, 2017. 421 с.
52. Харламова Ю.А. СМИ как инструмент реализации государственной политики. // Власть - №8. 2016.
53. Чалдини Р. Психология влияния / Р.Чалдини. СПб.: Питер Ком, 2015.
138 с.
54. Чернявская В., Молодыченко Е. Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе. Учебник. - Ленанд, 2017. 176 с.
55. Балашов А.Н. Интернет-технологии как фактор повышения эффективности деятельности политических партий // Государственное управление. электронный вестник/ Издательство: Факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва). 2017. №49. С. 121-137
56. Бондарев Н.С. Социальные медиа в современных политических процессах: технологии и ресурсы влияния: автореф. дис.... канд. полит. наук. М., 2014. С. 10.
57. Журавлева Л.В. Технология Интернет-фандрайзинга в российском политическом консультировании // Проблемный анализ и государственно - управленческое проектирование. 2017. Т. 4. № 6. С. 40.
58. Кобзева Н. А., Никонова Е. Д. К вопросу использования интерент- технологий // Молодой ученый. 2015. №9. С. 1083-1085.
59. Мирошниченко И.В. Социальные сети в российской публичной политике: автореф. дис.... докт. полит. наук. М., 2016. С. 3.
60. Митус. К.Н. Выбор метода оценки эффективности информационных технологий с помощью определения уровня организационной зрелости корпорации// Экономика и финансы. 2017. №1. С.98 -101
61. Соленикова Н.В. Политический Интернет в российских избирательных кампаниях: тенденции развития // Россия и современный мир. 2017. № 3. С. 199.
62. Чижов Д.В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет//Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 313-338.
63. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: М.: Юнити, 2017. С.
64. RSS-сервис на сайте «Единой России». URL: https://er.ru/ (дата обращения: 10.04.2019)
65. Гуров Ф. Эффективность присутствия политических партий в сети
интернет. URL: http://research.cmsmagazine.ru/effectiveness-of-the-presence-
political-parties/ (дата обращения: 10.04.2019)
66. Мобильное приложение партии «Единая Россия». URL:
https://play.google.com/store/apps/details?id=m.edinros.iparty&hl=m (дата
обращения: 10.04.2019)
67. О партии «Единая Россия». URL: https://er.ru/ (дата обращения: 10.04.2019)
68. Официальная группа в социальной сети «Facebook». URL:
https://www.facebook.com/UnitedRussiaParty (дата обращения: 10.04.2019)
69. Официальная группа в социальной сети «Instagram». URL:
https://www.instagram.com/er_novosti/ (дата обращения: 10.04.2019)
70. Официальная группа в социальной сети «Twitter». URL: https://twitter.com/er_novosti (дата обращения: 10.04.2019)
71. Официальная группа в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/er_ru (дата обращения: 10.04.2019)
72. Официальная группа в социальной сети «Одноклассники». URL: https://ok.ru/ernovosti (дата обращения: 10.04.2019)
73. Официальный сайт Партии «Единая Россия». URL: https://er.ru/ (дата обращения: 10.04.2019)
74. Политические партии. URL:
http: //www. grandars. ru/cohege/sociologiya/politicheskie-partii.html (дата
обращения: 10.04.2019)
75. Посещаемость сайта в блоке «Государство и общество». URL: https://top100.rambler.ru/home?id=2511347 (дата обращения: 10.04.2019)
76. Развитие политической системы Российской Федерации //
Государственная Дума [Официальный сайт].ЦЕЬ:
http://iam.duma.gov.ru/node/8/4915/19860 (дата обращения: 10.04.2019)
77. Разработчик интернет-сайта партии «Единая Россия». URL: https://nota.media/(дата обращения: 10.04.2019)
78. Современные тенденции в развитии интернет технологий. URL: https://w512.ru/articles/i-tech.htm (дата обращения: 10.04.2019)