АУТЕНТИЧНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку посредством аутентичных видеоматериалов 8
1.1. Понятие «аутентичные материалы». Классификация аутентичных
видеоматериалов 8
1.2. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной
компетенции на уроках английского языка 17
1.3. Дидактические возможности и условия применения аутентичных
видеоматериалов в развитии социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку 26
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Практическое исследование эффективности применения аутентичных видеоматериалов в развитии социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку 38
2.1. Диагностика уровня социокультурной компетенции школьников на
уроках английского языка 38
2.2. Разработка комплекса упражнений с применением аутентичных
видеоматериалов направленных на формирование социокультурной компетенции 44
2.3. Эффективность использования аутентичного видеоматериалов в
развитии социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку (повторная диагностика) 57
Выводы по главе 2 63
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку посредством аутентичных видеоматериалов 8
1.1. Понятие «аутентичные материалы». Классификация аутентичных
видеоматериалов 8
1.2. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной
компетенции на уроках английского языка 17
1.3. Дидактические возможности и условия применения аутентичных
видеоматериалов в развитии социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку 26
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Практическое исследование эффективности применения аутентичных видеоматериалов в развитии социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку 38
2.1. Диагностика уровня социокультурной компетенции школьников на
уроках английского языка 38
2.2. Разработка комплекса упражнений с применением аутентичных
видеоматериалов направленных на формирование социокультурной компетенции 44
2.3. Эффективность использования аутентичного видеоматериалов в
развитии социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку (повторная диагностика) 57
Выводы по главе 2 63
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение
Актуальность исследования. Современное общество стремится воспитывать человека с гуманистическим мышлением, разделяющего общечеловеческие ценности. Изучение иностранного языка, в свою очередь, является средством развития практических умений взаимодействия с представителями других культур, коммуникативных качеств личности, гибкости мышления и толерантности.
В контексте постоянного развития международных культурных, политических, экономических и других контактов и связей в современном мире, появления новых реалий школьное образование не может оставаться без изменений, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Сегодня недостаточно вооружить учащихся знаниями, гораздо важнее, чтобы они усвоили способы овладения ими, анализа и применения. Современная методика обучения иностранным языкам ориентирована на реальные условия общения, таким образом, формирование и развитие коммуникативной компетенции является основной целью обучения иностранному языку.
Чтобы эффективно изучать иностранный язык и свободно владеть им, необходимо иметь представление об особенностях менталитета носителей языка. Все это обуславливает необходимость формирования и развития социокультурной компетенции.
Ее формирование связано со знаниями страноведческого и социокультурного характера. Знакомство с культурой страны изучаемого языка, ее традициями, с особенностями другого менталитета позволяет учащемуся лучше понимать носителей языка, способствует формированию умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения, что ведет к успешному диалогу культур, основанном на взаимопонимании и взаимоприятии.
Развитие коммуникативной компетенции, а именно ее социокультурного компонента невозможно без использования аутентичного материала.
В современной лингводидактике имеется множество приемов и методов формирования и повышения социокультурной компетенции, при этом, благодаря доступности цифровых материалов и сетевых технологий, актуальным становится использование аутентичных видео- и аудиоматериалов. В методическом плане благодаря комплексному использованию аутентичных материалов открываются большие возможности в совершенствовании знаний, навыков и умений обучаемых в социокультурной практике, перспективы для вариативного комбинирования приемов, форм работы по интерпретации информации в устном иноязычном общении, что, в свою очередь, предполагает создание инновационных моделей обучения иностранному языку на материале аутентичных видеоматериалов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях тесных международных связей в различных областях жизни российская общеобразовательная школа должна подготавливать разностороннюю личность, осознающую себя частью общечеловеческих процессов, участником полилога культур, чему наиболее способствует изучение иностранного языка, культуры его носителей, следовательно, развитие коммуникативной компетенции, а именно ее социокультурного аспекта.
Проблемы формирования и развития социокультурной компетенции рассматривают такие ученые, как В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, Л.Г.Кузьмина, Д.Г.Шумаков и др. Исследования И.А.Зимней, В.И.Байденко, А.В.Хуторского, В.Д. Шадрикова, К.Э. Безукладникова направлены на изучение понятия «компетенция» и компетентностного подхода в целом. Актуальность представляют работы, направленные на изучение взаимодействия языка и культуры (С.Г.Тер-Минасова, Е.И.Пассов, А.Н.Шамов).
Однако, несмотря на разносторонность и высокую научную ценность упомянутых исследований, методика развития социокультурной компетенции школьников посредством аутентичных видеоматериалов проработана в недостаточной мере.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность явились основанием для определения темы исследования: «Аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку».
Объект исследования: процесс формирования социокультурной компетенции учащихся.
Предмет исследования: технология использования аутентичных видеоматериалов как средства формирования социокультурной компетенции учащихся.
Целью данной работы является исследование роли аутентичных видеоматериалов в развитии социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем постановки и решения логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему работы.
Задачи исследования:
1. Определить понятие «аутентичные материалы», дать классификацию аутентичных видеоматериалов;
2. Охарактеризовать социокультурную компетенцию как компонент коммуникативной компетенции на уроках английского языка;
3. Выявить дидактические возможности и условия применения аутентичных видеоматериалов в развитии социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку;
4. Диагностировать уровень сформированности социокультурной компетенции школьников на уроках английского языка ;
5. Разработать комплекс упражнений с применением аутентичных видеоматериалов направленных на формирование социокультурной компетенции;
6. Выявить эффективность использования аутентичного видеоматериалов в развитии социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку (повторная диагностика) .
Гипотеза исследования: развитие социокультурной компетенции школьников будет осуществляться эффективно и успешно, если в ходе работы использовать аутентичные видеоматериалы.
Методологическую основу исследования составили положения социокультурного подхода в обучении иностранных языкам (В.В.Сафонова, П.В.Сысоев), положения компетентностного подхода (И.А.Зимняя, А.В.Хуторской) и коммуникативного подхода (Е.И.Пассов, А.А.Леонтьев).
Методы исследования включали в себя анализ научно-методической литературы, описательный, дефиниционный метод, а также метод контекстуального анализа.
С точки зрения теоретической значимости, данная работа вносит определенный вклад в изучение сущности социокультурной компетенции. В ней проанализированы возможности использования аутентичных материалов на уроках английского языка с целью формирования социокультурной компетенции, а также разработана система упражнений на основе аутентичных видеоматериалов, отобранного в соответствии с требованиями к уроку английского языка и являющегося целесообразным с точки зрения формирования социокультурной компетенции. Результаты данного исследования могут внести определенный вклад в развитие таких дисциплин, как методика преподавания иностранных языков, страноведение, лингвокультурология.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы на уроках английского языка, а также могут найти применение в рамках курса страноведения или при самостоятельном изучении языка.
Разработанный нами комплекс упражнений с использованием аутентичных видеоматериалов является новизной данного исследования.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В контексте постоянного развития международных культурных, политических, экономических и других контактов и связей в современном мире, появления новых реалий школьное образование не может оставаться без изменений, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Сегодня недостаточно вооружить учащихся знаниями, гораздо важнее, чтобы они усвоили способы овладения ими, анализа и применения. Современная методика обучения иностранным языкам ориентирована на реальные условия общения, таким образом, формирование и развитие коммуникативной компетенции является основной целью обучения иностранному языку.
Чтобы эффективно изучать иностранный язык и свободно владеть им, необходимо иметь представление об особенностях менталитета носителей языка. Все это обуславливает необходимость формирования и развития социокультурной компетенции.
Ее формирование связано со знаниями страноведческого и социокультурного характера. Знакомство с культурой страны изучаемого языка, ее традициями, с особенностями другого менталитета позволяет учащемуся лучше понимать носителей языка, способствует формированию умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения, что ведет к успешному диалогу культур, основанном на взаимопонимании и взаимоприятии.
Развитие коммуникативной компетенции, а именно ее социокультурного компонента невозможно без использования аутентичного материала.
В современной лингводидактике имеется множество приемов и методов формирования и повышения социокультурной компетенции, при этом, благодаря доступности цифровых материалов и сетевых технологий, актуальным становится использование аутентичных видео- и аудиоматериалов. В методическом плане благодаря комплексному использованию аутентичных материалов открываются большие возможности в совершенствовании знаний, навыков и умений обучаемых в социокультурной практике, перспективы для вариативного комбинирования приемов, форм работы по интерпретации информации в устном иноязычном общении, что, в свою очередь, предполагает создание инновационных моделей обучения иностранному языку на материале аутентичных видеоматериалов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях тесных международных связей в различных областях жизни российская общеобразовательная школа должна подготавливать разностороннюю личность, осознающую себя частью общечеловеческих процессов, участником полилога культур, чему наиболее способствует изучение иностранного языка, культуры его носителей, следовательно, развитие коммуникативной компетенции, а именно ее социокультурного аспекта.
Проблемы формирования и развития социокультурной компетенции рассматривают такие ученые, как В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, Л.Г.Кузьмина, Д.Г.Шумаков и др. Исследования И.А.Зимней, В.И.Байденко, А.В.Хуторского, В.Д. Шадрикова, К.Э. Безукладникова направлены на изучение понятия «компетенция» и компетентностного подхода в целом. Актуальность представляют работы, направленные на изучение взаимодействия языка и культуры (С.Г.Тер-Минасова, Е.И.Пассов, А.Н.Шамов).
Однако, несмотря на разносторонность и высокую научную ценность упомянутых исследований, методика развития социокультурной компетенции школьников посредством аутентичных видеоматериалов проработана в недостаточной мере.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность явились основанием для определения темы исследования: «Аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку».
Объект исследования: процесс формирования социокультурной компетенции учащихся.
Предмет исследования: технология использования аутентичных видеоматериалов как средства формирования социокультурной компетенции учащихся.
Целью данной работы является исследование роли аутентичных видеоматериалов в развитии социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем постановки и решения логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему работы.
Задачи исследования:
1. Определить понятие «аутентичные материалы», дать классификацию аутентичных видеоматериалов;
2. Охарактеризовать социокультурную компетенцию как компонент коммуникативной компетенции на уроках английского языка;
3. Выявить дидактические возможности и условия применения аутентичных видеоматериалов в развитии социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку;
4. Диагностировать уровень сформированности социокультурной компетенции школьников на уроках английского языка ;
5. Разработать комплекс упражнений с применением аутентичных видеоматериалов направленных на формирование социокультурной компетенции;
6. Выявить эффективность использования аутентичного видеоматериалов в развитии социокультурной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку (повторная диагностика) .
Гипотеза исследования: развитие социокультурной компетенции школьников будет осуществляться эффективно и успешно, если в ходе работы использовать аутентичные видеоматериалы.
Методологическую основу исследования составили положения социокультурного подхода в обучении иностранных языкам (В.В.Сафонова, П.В.Сысоев), положения компетентностного подхода (И.А.Зимняя, А.В.Хуторской) и коммуникативного подхода (Е.И.Пассов, А.А.Леонтьев).
Методы исследования включали в себя анализ научно-методической литературы, описательный, дефиниционный метод, а также метод контекстуального анализа.
С точки зрения теоретической значимости, данная работа вносит определенный вклад в изучение сущности социокультурной компетенции. В ней проанализированы возможности использования аутентичных материалов на уроках английского языка с целью формирования социокультурной компетенции, а также разработана система упражнений на основе аутентичных видеоматериалов, отобранного в соответствии с требованиями к уроку английского языка и являющегося целесообразным с точки зрения формирования социокультурной компетенции. Результаты данного исследования могут внести определенный вклад в развитие таких дисциплин, как методика преподавания иностранных языков, страноведение, лингвокультурология.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы на уроках английского языка, а также могут найти применение в рамках курса страноведения или при самостоятельном изучении языка.
Разработанный нами комплекс упражнений с использованием аутентичных видеоматериалов является новизной данного исследования.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В современном мировом обществе английский язык стал востребованным, с одной стороны, как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к другой национальной культуре, с другой стороны, как важное средство для формирования социокультурной компетенции обучающихся, начиная с младшего школьного возраста. Английский язык невозможно изучать отдельно от культуры страны изучаемого языка, язык и культура должны быть равнозначными, одинаково важными и нужными объектами изучения.
Проанализировав труды как зарубежных, так и отечественных авторов, мы пришли к выводу, что и зарубежные и отечественные авторы придают особую значимость формированию социокультурной компетенции. Социокультурная компетенция - это совокупность знаний о стране изучаемого языка, о его национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способности пользоваться такими знаниями в момент взаимодействия, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка. Формирование социокультурной компетенции - это процесс познания ценностей, традиций, поведенческих образцов, достижений культуры носителей языка и их стран
Как показал анализ методической и научной литературы, роль аутентичных видеоматериалов в процессе развития социокультурной компетенции очень важна. Их использование способно активизировать развитие всех основных компонентов социокультурной компетенции: в рамках языковой компетенции происходит развитие словарного запаса и совершенствуются различные навыки речевой деятельности (например, аудирование); происходит знакомство с лингвострановедческой информацией, с культурными особенностями той или иной страны;
эстетическое развитие и расширение горизонта транснациональных представлений о красоте, опыте межличностной коммуникации.
Аутентичные материалы должны быть подобраны с учетом уровня подготовки школьников и возможностей их использования в конкретном образовательном учреждении с учетом требований учебного плана. При правильной организации работы преподавателем над видеосюжетом. Материалы должны быть предметно-ориентированными, обладать интерактивностью, сообщать новые знания и давать школьнику возможность почувствовать собственное развитие в процессе освоения языковых компетенций. Преподаватель должен хотеть работать в рамках такого подхода, постепенно составлять свою собственную коллекцию материалов, что требует больше времени и усилий, чем подготовка к занятию по учебнику. Преподаватели должны понимать, насколько полезной является работа с видеоматериалом. Но чтобы достичь «полезности» просмотра, преподаватель должен тщательно подготовиться к просмотру каждого фрагмента видеоматериала.
Практические результаты нашего экспериментального исследования, доказали, что разработанный нами комплекс по формированию социокультурной компетенции учащихся с помощью аутентичного видеоматериала обеспечивают создание условий для успешного формирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Систематическое применение аутентичного видеоматериала в ходе обучения иностранному языку выявляет положительный результат на весь образовательный процесс и способствует развитию способности творчески мыслить, принимать самостоятельные решения и стимулирование к активному участию учебно-познавательной деятельности.
Аутентичный материал и содержащиеся в нём проблемные ситуации посредством процесса аккультурации, содействуют воспитанию и формированию индивидуальности учащегося. Ученики овладевают умениями самостоятельного нахождения дополнительной культуроведческой информации, анализа и восприятия полученной информации, делать выводы, выстраивать аргументацию и доказательства основываясь на образцах и фактах, быстро принимать решения для выхода из проблемной ситуации.
Исходя из этого, работая с аутентичным материалом социокультурной направленности, ученик приобретает возможность глубже познакомиться с культурой страны изучаемого языка, с её традициями, обычаями и реалиями. Для успешного овладения иностранным языком, межкультурного взаимодействия необходимы знания культуры страны изучаемого языка, специфики бытовой сферы и ментальности носителей.
Проанализировав труды как зарубежных, так и отечественных авторов, мы пришли к выводу, что и зарубежные и отечественные авторы придают особую значимость формированию социокультурной компетенции. Социокультурная компетенция - это совокупность знаний о стране изучаемого языка, о его национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способности пользоваться такими знаниями в момент взаимодействия, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка. Формирование социокультурной компетенции - это процесс познания ценностей, традиций, поведенческих образцов, достижений культуры носителей языка и их стран
Как показал анализ методической и научной литературы, роль аутентичных видеоматериалов в процессе развития социокультурной компетенции очень важна. Их использование способно активизировать развитие всех основных компонентов социокультурной компетенции: в рамках языковой компетенции происходит развитие словарного запаса и совершенствуются различные навыки речевой деятельности (например, аудирование); происходит знакомство с лингвострановедческой информацией, с культурными особенностями той или иной страны;
эстетическое развитие и расширение горизонта транснациональных представлений о красоте, опыте межличностной коммуникации.
Аутентичные материалы должны быть подобраны с учетом уровня подготовки школьников и возможностей их использования в конкретном образовательном учреждении с учетом требований учебного плана. При правильной организации работы преподавателем над видеосюжетом. Материалы должны быть предметно-ориентированными, обладать интерактивностью, сообщать новые знания и давать школьнику возможность почувствовать собственное развитие в процессе освоения языковых компетенций. Преподаватель должен хотеть работать в рамках такого подхода, постепенно составлять свою собственную коллекцию материалов, что требует больше времени и усилий, чем подготовка к занятию по учебнику. Преподаватели должны понимать, насколько полезной является работа с видеоматериалом. Но чтобы достичь «полезности» просмотра, преподаватель должен тщательно подготовиться к просмотру каждого фрагмента видеоматериала.
Практические результаты нашего экспериментального исследования, доказали, что разработанный нами комплекс по формированию социокультурной компетенции учащихся с помощью аутентичного видеоматериала обеспечивают создание условий для успешного формирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Систематическое применение аутентичного видеоматериала в ходе обучения иностранному языку выявляет положительный результат на весь образовательный процесс и способствует развитию способности творчески мыслить, принимать самостоятельные решения и стимулирование к активному участию учебно-познавательной деятельности.
Аутентичный материал и содержащиеся в нём проблемные ситуации посредством процесса аккультурации, содействуют воспитанию и формированию индивидуальности учащегося. Ученики овладевают умениями самостоятельного нахождения дополнительной культуроведческой информации, анализа и восприятия полученной информации, делать выводы, выстраивать аргументацию и доказательства основываясь на образцах и фактах, быстро принимать решения для выхода из проблемной ситуации.
Исходя из этого, работая с аутентичным материалом социокультурной направленности, ученик приобретает возможность глубже познакомиться с культурой страны изучаемого языка, с её традициями, обычаями и реалиями. Для успешного овладения иностранным языком, межкультурного взаимодействия необходимы знания культуры страны изучаемого языка, специфики бытовой сферы и ментальности носителей.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2017 - Использование аутентичных материалов как средства формирования
социокультурной компетенции обучающихся 5 классов на уроке английского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНОГО ВИДЕОМАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ(НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКИХ ВИДЕОРОЛИКОВ «UN JOUR, UNE QUESTION»)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ГАЛЛИЦИЗМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Аутентичные художественные фильмы как средство развития
социокультурной компетенции старшеклассников при обучении
иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Использование аутентичных материалов в процессе развития
социокультурной компетенции на уроках английского языка в
старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Юмористический контекст как средство формирования социокультурной компетенции обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020



