ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 8
1.1 Особенности процесса восприятия окружающего мира детей дошкольного
возраста 8
1.2 Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста 14
1.3 Дидактические игры в ДОО 21
1.4 Роль дидактических игр в развитии восприятия дошкольников 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 33
2.1 Определение актуального уровня развития зрительного восприятия дошкольников 33
2.2 Создание условий для развития восприятия детей младшего дошкольного
возраста посредством дидактических игр 39
2.3 Анализ результатов контрольного этапа 46
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одно из центральных мест в психической деятельности личности занимает восприятие явлений и предметов и материального мира, их разнообразных отношений и свойств. Восприятие является основой ориентирования человека в окружающем мире, дает ему возможность основать деятельность, организовать собственное поведение в соответствии с объективными отношениями и свойствами окружающих вещей. Человек так же воспринимает собственные действия и их результаты в процессе поведения, чем, как правило, и обеспечиваются обратные психические связи, которые и регулируют протекание данных процессов.
Авторы, занимающиеся изучением аспектов развития восприятия (Б.Г. Ананьев [1], В. А. Барабанщиков [5], З.М. Богуславская [7], Б.М. Величковский [12], А.В. Запорожец [23] и др.) отмечают, что это неделимое отражение ситуаций, предметов, явлений, появляющихся в процессе непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторы органов чувств. По мнению авторов, развитие зрительного восприятия это весьма актуальная задача в развитии личности, так как зрительные процессы играет важную роль в организации жизнедеятельности человека.
Так, по мнению Б.Г. Ананьева через зрительный анализатор, у человека с нормальным зрением, проходит от 80 до 90% всей информации из окружающего мира. То есть, доминирование системы зрительных анализаторов обусловливается тем, что она выполняет роль внутренней цепочки связи между всеми анализаторными системами и является органом преобразующем поступающие сигналы [1].
Визуальная демонстрация есть один из наиболее важных механизмов интеллектуальной деятельности и повседневного поведения личности. Более того, посредством зрительного ряда выстраивается процесс обучения детей в школе. Формирование зрительного восприятия имеет особое значение в дошкольном возрасте, так как данный период является сензитивным для развития многих психических процессов, то есть для усвоения способов и содержания деятельности. Более того, развитие зрительного восприятия способно обеспечить дошкольнику набор разнообразных способов переработки визуального материала, который даст возможность ребенку использовать собственное восприятие для хорошего выполнения определенной деятельности и этим поможет развитию и реализации личности в целом, считает А.В. Запорожец [23]. В исследованиях ряда авторов (Н.В. Краснощекова [29], О.Н. Никифорова [38], В.С. Мухина [36],О.А. Шапарь [59] и др.), говорится о результативности систематического и целенаправленного развития зрительного восприятия у дошкольников, при помощи обучения их перцептивным приемам в процессе выполнения определенной деятельности.
Однако анализ психолого-педагогической литературы наглядно демонстрирует, что должного внимания развитию зрительного восприятия не уделяется. Поэтому возникает необходимость более глубокого изучения развития зрительного восприятия и наиболее эффективным методом, на наш взгляд, является дидактическая игра.
Хотелось бы отметить игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно в дидактической игре развиваются и преобразовывают личные психические процессы ребенка. В игре, за счет привлечения внимания яркими атрибутами дольше удерживается внимание. В игре дошкольник легче и дольше удерживает осмысленную цель запомнить или, например, удерживает в памяти наибольшее количество слов, чем в специально созданных условиях.
Огромный вклад в изучение вопроса использования игры в обучении дошкольников внесли российские исследователи: Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, Н.В. Микляева [20], З.М. Богуславская [8], Г.А. Урунтаева [57], Д.Б. Эльконин [60], и др. Поэтому использование дидактических, обучающих игр в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным средством.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования
дидактических игр в развитии зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Из цели вытекают задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты формирования зрительного восприятия посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста.
2. Подобрать методики и выявить актуальный уровень сформированности зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать на практике систему работы по формированию зрительного восприятия у младших дошкольников посредством дидактической игры.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность реализации плана дидактических игр как средства развития зрительного восприятия детей в ДОО.
Объект исследования: процесс развития зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры в развитии зрительного восприятия младших дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие зрительного восприятия младших дошкольников будет эффективным, если использовать дидактические игры; работа будет проводиться систематически.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические: эксперимент, устный опрос детей, наблюдение, анкетирование родителей;
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Методологическую основу исследования составили идеи развития восприятия (Б.Г. Ананьев [1], В.А. Барабанщиков [5], З.М. Богуславская [7], Б.М. Величковский [12], А.В. Запорожец [23] и др.); уделялось много внимания систематическому развитию зрительного восприятия дошкольников (А.В. Запорожец [23], Н.В. Краснощекова [29], О.Н. Никифорова [38], В.С. Мухина [36], О.А. Шапарь [59] и др.); использованию игровой деятельности в развитии дошкольников (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, Н.В. Микляева [20], З.М. Богуславская [8], Г.А. Урунтаева [57], Д.Б. Эльконин [60], и др.)
Этапы исследования:
I этап (сентябрь, 2018 год) - изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в дидактических играх. Проведен констатирующий этап опытно-практической работы по определению уровеня развития зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста.
II этап (октябрь 2018 - март 2019) - создание теоретического обеспечения исследования проблемы. Опытно - практическая часть данного этапа включала в себя разработку и апробацию системы использования дидактических игр для развития зрительного восприятия младших дошкольников.
III этап (апрель 2019 год) - обобщение и описание полученных в ходе опытно-практической работы результатов, уточнение выводов по проблеме развития зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста, оформление результатов исследования.
Экспериментальная работа проходила на базе МАДОУ № 119 «Кроха» города Набережные Челны. В эксперименте участвовали дети двух групп, группа № 5 - экспериментальная, 20 детей (7 мальчиков и 13 девочек) и № 11 - контрольная, 20 детей (8 мальчиков и 12 девочек).
Практическая значимость исследования заключается в том, что: полученные исследования могут быть использованы и применены в работе, как воспитателей, так и узких специалистов, а так же администрации ДОУ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
По данной ВКР была написана статья «Развитие зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОО» и опубликована в сборнике XL VI Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науки» (М.:«Интернаука», 2019).»
В ходе исследования изучены теоретические основы теоретические аспекты формирования зрительного восприятия посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста. В ходе работы рассмотрели понятие восприятие, выделили его функции (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, З.М. Богуславская , Б.М. Величковский, А.В. Запорожец и др.). В ходе работы рассмотрели средство развития зрительного восприятия это является дидактическая игра. Определили виды дидактических игр и структуру. Отметили, что характерными чертами дидактических игр является наличие обучающей задачи. Огромный вклад в изучение вопроса использования игры в обучении дошкольников внесли российские исследователи: Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, Н.В. Микляева, З.М. Богуславская, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др. Поэтому использование дидактических, обучающих игр в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным средством.
Диагностика дала следующие результаты: на начало года у большинства детей уровень восприятия детей дошкольного возраста, как экспериментальной, так и контрольной группах, находится на среднем и низком уровне. Дети испытывают сложности в восприятии предметов окружающей действительности, это связано с низкой концентрацией внимания и преобладанием в дошкольном возрасте непроизвольного внимания.
В процессе формирующего этапа был разработан перспективный план, использование дидактических игр, так как они способствуют созданию эмоционального фона, волевые качества детей закреплялись в процессе доведения начатого дела до логического результата. Был разработан перспективный план использования дидактических игр в развитии зрительного восприятия младших дошкольников. Каждый месяц вводилась новая игра, которая потом закреплялась в собственной самостоятельной деятельности.
В результате данной деятельности уровень сформированности зрительного восприятия детей экспериментальной группы значительно повысился, тогда, как в контрольной группе остался практически без изменения. Так, очень высоким уровнем по методике В.Р. Немова стало больше на 10% (Данияр Ф., Серина В.), высокий уровень повысился на 10% (Мотвей В., Артем К.), средний уровень увеличился на 20% (Раушан М., Эльвина С., Мила Н., Рушания Ч.). Уровни ниже среднего сократился на 10%, низкий уровень на 30%, а уровень ниже среднего не диагностирован вовсе. В контрольной группе результаты остались без изменений.
По методике «Назови фигуры», так же произошли значительные изменния в экспериментальной группе: высокий уровень повысился на 25% (Данияр Ф., Серина В., Мотвей В., Артем К.); Средний уровень сократился на 5%; низкий уровень уменьшился на 30%.
Результаты диагностики по методике Т.Д. Марцинковской подтверди динамику экспериментальной группы: высокий уровень повысился на 40% (Данияр Ф., Серина В., Мотвей В., Артем К., Раушан М., Эльвина С., Мила Н., Рушания Ч.), средний уровень сократился на 25%, низкий уровень не диагностирован.
Гипотеза исследования, что развитие зрительного восприятия младших дошкольников будет эффективным, если использовать дидактические игры; работа будет проводиться систематически подтвердилась.
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 170 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева - М.: Просвещение, 2015. - 304с.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева. - Новосибирск: Логос, 2014. - 212с.
4. Антонова, О.В. Умные дети. Умные игры: Развивающие игры и упражнения для дошкольников / О.В. Антонова. — Новосибирск: Сиб. унив. издательство, 2018. — 135с.
5. Барабанщиков, В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия / В.А. Барабанщиков // Психология восприятия — М., 2014. —С. 5 —14.
6. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Акдадемический Проект; Гаудеамус, 2015. - 256 с.
7. Богуславская, З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста // Докл. АПН РСФСР. / З.М. Богуславская — М., 2015. № 1. — С. 10-15.
8. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 2011. -400 с.
9. Большой психологический словарь. / Под ред. Т.И. Соловьева. - М.: Дрофа, 2014. - 434с.
10. Большой толковый психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. СПб. — Прайм — Еврознак, 2013. 672с.
11. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду./
А.К Бондаренко. - М.: Просвещение, 2015.-160с.
12. Величковский, Б.М. Психология восприятия. / Б.М. Величковский —
М.: Издательство Юрайт, 2014. — 170 с.
13. Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. / Л.А. Венгер - М.: АРКТИ, 2015 - 128 с.
14. Виллюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. /
В.К. Виллюнас - М.: Просвещение. - 2016. - 358 с.
15. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под. Общ. Ред. Н.В. Микляевой.- М.: издательство Юрайт, 2013. - 510 с.
16. Выготский, Л.С. Психология. / Л.С. Выготский.- М.: Изд-во ЭКСМО
— Пресс, 2011.- 1008 с.
17. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию./
Ю.Б. Гиппенрейтер — М.: АРКТИ, 2015 - 312с.
18. Гуревич, П.С. Психология: Учебник для студентов вузов /
П.С. Гуревич — М.:ЮНТИ-ДАНА, 2015. 320 с.
19. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
20. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под. ред. Н.В. Микляевой. - М.: ФОРУМ, 2012.-256 с.
21. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. / В.Е. Дружинин.
— М.: Творческий центр Сфера, 2016. - 250 с.
22. Евдокимов, В.И. Проективная психодиагностика. / В.И. Евдокимов - Кировоград, 2012. - 199 с.
23. Запорожец, А.В. Восприятие и действие. / А.В.Запорожец, Л.А. Венгер — М., 2016. — 385 с.
24. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М.: «Академия», 2016. - 347 с. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя. - М.: Инфо, 2016. - 322с..
25. Игнатенко, К.Н. Введение в психологию. / К.Н. Игнатенко. - М.:
Академия, 2012. - 493с.
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова - М.: Академия, 2013 -467с.
27. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства: уч. Пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 415 с.
28. Краснощёкова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты / Н.В. Краснощёкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 124с.
29. Краткий психологический словарь. Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред.
А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского - М.: Просвещение. - 2015. - 345с.
30. Корниенко, О.М. Дидактические игры в детском саду / О.М. Корниенко //Воспитатель детей дошкольного возраста. № 11. - 2018. С. 58-65.
31. Леонтье, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н.и Запорожца А.В. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. — 144с.:
32. Люблинская, А.А. Детская психология /А.А. Люблинская. — М.: Просвещение, 2012. - С. 126.
33. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,
2017. -583 с.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 456 с.
35. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб, для пед. институтов /Под ред. Л.А.Венгера-М.: Просвещение, 2015. - 315 с.
36. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов
высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. / Р.С. Немов - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015. -512 с.
37. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. / О.Н. Никифорова. - М.: ACT, 2016. - 112с.
38. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 5700 слов / под ред. Докт. Фил. Наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М.: Руз. Яз., 2013. -816с.
39. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2012 - 510 с.
40. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Наука, 2016. - 304с.
41. Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии. /
Т.И. Пашукова. - М.: APT, 2015. - 345с.
42. Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высш. учеб, заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 512 с.
43. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.
44. Прихожан, А.М. Предвосхищающая эмоция./ А.М. Прихожан // Школьный психолог. - 2014 . - №8. - С 18.
45. Психодиагностика детей дошкольного возраста / авт. сост. Е.В. Доценко. - Изд. 20е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 297 с.
46. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические
рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т.В. Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 2016. - 144с.
47. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под.ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПБ.: Питер, 2014. - 306с.
48. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана- СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2013. - С.250.
49. Реан, А.А. Психология и педагогика. / А.А. Реан. - СПб.: Дрофа, 2014.- 202с.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Глобус, 2014. - 402 с.
51. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред, проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - 2-е изд., пер. - М.: Академия, 2014. - 496 с.
52. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2012. -304 с.
53. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду // Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина.— М., 2012. — 69 с.
54. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 15-е изд. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 672 с.
55. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика : учеб, пособие /
В.И. Турченко. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. - 256 с.
56. Урунтаева, Г.А. Детская психология /Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2017. -332с.
57. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования - М.: Педагогическое общество России. - 2018.- 255 с.
58. Шапарь, О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. - М.: Владос. - 2015. - 256 с.
59. Элъконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений / ред. сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 384 с.