ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Анализ проблемы формирования навыков самоконтроля учащихся в
психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возможности формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования 10
1.3 Методы и средства формирования навыков самоконтроля учащихся в
процессе технологического образования 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1 Содержание работы по формированию навыков самоконтроля в процессе
технологического образования 21
2.2 Методические рекомендации по формированию навыков самоконтроля в
процессе технологического образования 29
Выводы по второй главе 31
ГЛАВА III ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРНОЙ РОЗЫ ИЗ
ИЗОЛОНА 32
3.1 Анализ возможных идей 32
3.2 Технологическая последовательность изготовления интерьерной розы из
изолона 37
Выводы по третьей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные общественно-экономические преобразования влекут за собой изменения представлений о характере профессиональной деятельности представителей большинства существующих на сегодняшний день профессий. На этапе научно-технической и научно-технологической революций от специалиста требуется умение перестраивать систему своей деятельности в соответствии с новыми технологиями, новыми общественными условиями, учитывая многовариантность поведенческих решений, принимая во внимание социально-значимые цели и ограничения.
В соответствии с этим, одной из ключевых задач современного образования на всех его ступенях становится формирование личности, способной самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей деятельности. На этапе школьного образования навыки самоконтроля реализуются, в первую очередь, применительно к учебной деятельности.
При этом, одной из ключевых образовательных областей, в которых осуществляется развитие таких навыков, является технологическое образование, которое в современной школе рассматривается не только как процесс приобретения знаний и умений учащимися, а, в большей степени, как создание условий для формирования у обучающихся навыков разрешения возникающих перед ними практических проблем, умения самостоятельно находить и применять информацию. Все это требует от учащихся активизации их сознательной и самоуправляемой деятельности.
В соответствии с этим, актуальность проводимого исследования заключается в том, что изучение проблемы методики формирования навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования позволит выявить наиболее эффективные методы и средства, использование которых возможно в ходе данного процесса. Повышение успешности формирования навыков самоконтроля в предметной области «Технология», в свою очередь, позволит добиться реализации основных целей и задач современного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Целью исследования является теоретическое изучение и экспериментальное обоснование методики формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования.
Объект исследования - процесс формирования навыков самоконтроля у учащихся.
Предмет исследования - методика формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования.
Задачи исследования:
1) произвести анализ проблемы формирования навыков самоконтроля учащихся в психолого-педагогической литературы;
2) выявить возможности формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования;
3) определить методы и средства формирования навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования;
4) выявить методические аспекты формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что данная проблематика является в настоящее время востребованной среди отечественных ученых и привлекает к себе пристальное внимание с их стороны. Среди публикаций по данной проблематике можно отметить научные исследования таких ученых как Н.А. Барышева, Н.П. Бедова, В.М. Борисов, Н.А. Гребенкина,В.С. Емельянов , Н.Н. Калинина, Г.А. Корытов, Е.А. Лутцева, И.А. Мезенцева, А.Н. Мисюкевич, О.С. Павлова, Т.Н. Солодовникова, Ю.Л. Хотунцев, А.С. Шадрини других авторов. Их работы, посвященные проблеме формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования, составили теоретико-методологическую основу исследования. Вместе с тем, на основе проведенного анализа научной литературы можно говорить о том, что в работах современных российских авторов не раскрыты в полной мере методические аспекты данного процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его ходе материалы обогащают современные отечественные исследования в области методики технологического образования, способствуют научной разработке проблематики. В исследовании раскрывается и обосновывается теоретическая сущность формирования навыков самоконтроля учащихся; выявляются особенности их формирования в процессе технологического образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем проведена экспериментальная апробация работы по формированию навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов системы основного общего образования на территории нашей страны; в процессе составления учебных программ и формирования содержания занятий в рамках предметной области «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС; в ходе разработки спецкурсов для студентов вузов, имеющих педагогическую направленность, а также слушателей системы повышения квалификации преподавательских кадров.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация имеющихся научных данных), эмпирические (диагностическая методика «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова)), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Проведенное исследование было направлено на теоретическое изучение и экспериментальное обоснование методики формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования. Для достижения данной цели нами были последовательно решены несколько задач исследования: произведен анализ проблемы формирования навыков самоконтроля учащихся в психологопедагогической литературы; выявлены возможности формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования; определены методы и средства формирования навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования; выявлены методические аспекты формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования.
По результатам проделанной работы могут быть сделаны следующие выводы:
1. Содержание навыков самоконтроля включает умения определять критерии планируемых результатов и их оценки; отбирать инструменты, необходимые для оценивания деятельности; оценивать ее; находить достаточные средства для выполнения учебных действий; вносить коррективы в деятельность на основе анализа ситуации; устанавливать связь между характеристиками продукта и процесса деятельности; сверять действия с целью и исправлять ошибки.
2. Дисциплина «Технология» имеет широкие возможности для формирования у школьников учебного действия самоконтроля, так как она представляет собой один из тех предметов, где при выполнении учебных заданий детям необходимо действовать с большим количеством объектов для выполнения образовательных задач. Немаловажное значение приобретает и необходимость соблюдать дополнительные требования по технике безопасности. Формирование навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования можно осуществлять с помощью использования на уроках таких средств как карты самоконтроля, пирамиды самоконтроля, дневник самоконтроля, а также схемы самоконтроля, а также с использованием проблемного метода обучения и его ведущей разновидности - метода проектов.
3. Формирование навыков самоконтроля учащихся происходило посредством реализации предметно-практической деятельности с использованием метода проектов с использованием карт самоконтроля деятельности учащихся, в ходе использования которых, анализируя каждый из этапов, и выставляя себе оценку, ребенок контролирует эффективность и качество работы. Выполнение школьниками творческих проектов способствовало развитию у них самоконтроля в связи с тем, что в процессеих реализации учащиеся самостоятельно разделяли весь проект на этапы выполнения, и навыки самоконтроля лучше всего помогалиим в этом.
4. В результате проделанной работы произошло существенное повышение уровня сформированности навыков самоконтроля учащихся. Среди них теперь гораздо больше школьников, которыесохраняют цель деятельности до ее завершения; работают сосредоточенно, не отвлекаясь, в основном точно, при проверке замечают и самостоятельно устраняют допущенные ошибки; проверяют выполненное задание, в случае необходимости вносят поправки; осуществляют правильное воспроизведение предложенного образца; имеют высокий уровень ориентировки на заданную систему требований. На основе полученных результатов были сформулированы методические рекомендации по теме исследования.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута.
1. Баранова, О.И. Рефлексивный дневник студента педагогического вуза в аспекте акмеологического подхода[Текст] / О.И. Баранова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-3. - С. 471-475.
2. Барышева, Н.А. Метод кейсов на уроках технологии в средней тттко- ле[Текст] / Н.А. Барышева // Концепт. - 2018. - № 12. - С. 112-115.
3. Бедова, Н.П. Развитие самоконтроля учащихся на уроках техноло- гии[Текст] / Н.П. Бедова // Современные проблемы науки и образования. -
2018. - № 4. - С. 98-102.
4. Борисов, В.М. Развитие творческих способностей учащихся в предметной области «Технология»[Текст] / В.М. Борисов // Концепт. - 2018. - № 4. - С. 41-43.
5. Бурухина, Т.Ф. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая задача[Текст] / Т.Ф. Бурухина, Е.Г. Винокуров // Ученые записки РГСУ. - 2009. - № 13. - С. 36-39.
6. Гребенкина, Н.А. Развитие навыков самоконтроля как способ формирования универсальных учебных действий учащихся[Текст] / Н.А. Гребенкина,
С.П. Куркина, Т.А. Шматко // Научный альманах. - 2015. - № 7. - С. 308310.
7. Грицощенко, Е.С. Формирование самоконтроля учебной деятельности у младших школьников как один из факторов, обеспечивающих личностное развитие учащихся[Текст] / Е.С. Грицощенко // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - № 24. - С. 60-64.
8. Грицощенко, Е.С. Формирование умения самоконтроля у младших школьников в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения[Текст] / Е. С. Грицощенко // Педагогическое образование в России. - 2013. - №6. - C. 212-216.
9. Дегтярева, С.С. Формирование опыта самоконтроля у учащихся как средство оптимизации учебной деятельности[Текст] / С.С. Дегтярева // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. - 2014. - № 2. - С. 98-104.
10. Диагностика сформированности навыков учебной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01a_05.shtml.
11. Диагностика сформированности учебной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psih.volsk-
cherkasskoe.edusite.ru/DswMedia/2_diagno stika_dlya_portreta_shkolnika. doc.
12. Дорошенко, А. Г. О подходах к технологическому образованию [Текст] / А. Г. Дорошенко // Вестник КузГПА. - 2013. - № 3. - С. 40-47.
13. Емельянов, В.С. Теоретическая модель процесса формирования умений самоконтроля в обучении[Текст] / В.С. Емельянов // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - № 10. - С. 29-35.
14. Захарова, А. И. Формирование технических знаний на уроках «Технологии» [Текст] / А. И. Захарова, А. А. Черкашин // Концепт. - 2017. - № 11. -
С. 86-87.
15. Зеленский, Н.А. Навык самоконтроля у учащихся средней школы[Текст] / Н.А. Зеленский // Концепт. - 2018. - № 4. - С. 43-47.
16. Иванова, Н.А. Формирование навыков самоконтроля учащихся на уроках технологии[Текст] / Н.А. Иванова // Технологическое образование в школе. - 2017. - Ч. 1. - С. 112-115.
17. Калинина, Н. Н. Формирование универсальных учебных действий в сетевых проектах по технологическому образованию [Текст] / Н. Н. Калинина // Школа и производство. - 2015. - № 2. - С. 10-12.
18. Квашнин, А.П. Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»[Текст] / А.П. Квашнин // Молодой ученый. - 2016. - № 26. - С. 664-667.
19. Кирсанова, А.А. Приемы педагогической техники как средство формирования навыков самоконтроля учащихся в начальной школе[Текст] / А.А. Кирсанова // Развитие творческого, научного, профессионального потенциала современной молодежи в условиях инновационной экономики. - 2016. - С. 200-202.
20. Корытов, Г.А. Работа с одаренными детьми в процессе технологической подготовки в школе[Текст] / Г.А. Корытов, К.А. Стрижков // Мир науки. - 2016. - № 4. - С. 18-19.
21. Крупская, Ю.В. Возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников[Текст] / Ю.В. Крупская // Современное технологическое образование. - 2018. - Ч. 1. - С. 137-146.
22. Лисьих, Л.В. Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников[Текст] / Л.В. Лисьих // Теория и практика образования в современном мире. - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 57-59.
23. Лукина, Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий[Текст] / Е.А. Лукина // Наука и образование: современные тренды. - 2013. - № 2. - С. 46-102.
24. Лутцева, Е.А. Современный урок технологии[Текст] / Е.А. Лутцева // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 6. - С. 202-205.
25. Медведева, И.Е. Развитие самостоятельности младших школьников при использовании на уроках групповых методов обучения[Текст] / И.Е. Медведева, Л.Ю. Ащеулова, Л.А, Волынец // Наука и образование в жизни современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Юком, 2015. - С. 84-86.
26. Мезенцева, И.А. Психолого-педагогические особенности развития технических способностей школьников на уроках технологии[Текст] / И.А. Мезенцева // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. - 2017. - С. 312-318.
27. Мирошникова, О.А. Самостоятельность младшего школьника как интегративное качество личности[Текст] / О.А. Мирошникова // Материалы II Международного форума работников образования: Сборник научных трудов. - М.: Перо, 2014. - С. 54-56.
28. Мисюкевич, А.Н. Современный урок технологии в начальной школе (структура, целеполагание, формирование УУД) [Текст] / А. Н. Мисюкевич // Наука и образование в XXI веке. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука- Общество», 2013. - 165 с.
29. Мисюкевич, А.Н. Проектирование уроков технологии в начальной шко- ле[Текст] / А.Н. Мисюкевич. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2017. - 130 с.
30. Мисюкевич, А.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии[Текст] / А.Н. Мисюкевич // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2018. - № 2. - С. 154 - 159.
31. Моисеева, Н.В. Самоконтроль деятельности учащихся на уроках техноло- гии[Текст] / Н.В. Моисеева // Современные проблемы науки и образования.
- 2018. - № 2. - С. 35 - 39.
32. Надошина, А. С. Формирование мотивации обучения у обучающихся в технологическом образовании [Текст] / А. С. Надошина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2017. - № 1-2. - С. 99-101.
33. Павлова, О.С. Методы обучения дизайну на уроках технологии в средней школе[Текст] / О.С. Павлова // Концепт. - 2018. - № 11. - С. 41-44.
34. Петрова, А.В. Развитие рефлексивных операций младших школьников на уроках математики[Текст] / А.В. Петрова // Концепт. - 2017. - №4. - С. 143145.
35. Петрова, Ю.А. Проблема трудового воспитания[Текст] / Ю.А. Петрова, Н.А. Авдюкина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016.
- № 5. - С. 823-829.
36. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn—
80abucjiibhv9a.xn—
p 1 ai/%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D 1 %8B/413/ %D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4587/POOP OOO reestr 2015 01.doc.
37. Прыгин, Г.С. Психология самостоятельности: Монография[Текст] / Г.С. Прыгин. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления,
2009. - 408 с.
38. Седова, Е.О. Этапы сенсомоторной коррекции в развитии саморегуляции у младших школьников[Текст] / Е.О. Седова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 47-54.
39. Синица,Н. В.Технологии ведения дома [Текст] / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 192 с.
40. Скрипко, Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы?[Текст] / Л.Е. Скрипко // Менеджмент качества. - 2014. - № 1. - С. 76-84.
41. Солодовникова, Т.Н. Формирование регулятивных УУД на уроках технологии в начальной школе[Текст] / Т.Н. Солодовникова // Рождественские чтения. - 2015. - С. 61-62.
42. Спиридонова, Е.А. Формирование творческой активности школьников методами проблемного обучения в технологическом образовании[Текст] / Е.А. Спиридонова, Е.А. Чиркова // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области. - 2018. - С. 432-438.
43. Сылка, Н. В. Компетентностный подход к технологическому образованию [Текст] / Н. В. Сылка // Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы. - 2015. - С. 234-239.
44. Терентьева, Н. А. Технологическое образование в современных условиях [Текст] / Н. А. Терентьева // Социосфера. - 2017. - № 3. - С. 56-58.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn- -80abucj iibhv9a.xn—p 1 ai/documents/938.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn- -80abucj iibhv9a.xn—p 1 ai/documents/2365.
47. Хотунцев, Ю.Л. Актуальность технологического образования школьников (концепция преподавания предметной области «Технология»)[Текст] / Ю.Л. Хотунцев // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2016. -№ 9. - С. 5-16.
48. Хотунцев, Ю. Л. Технологическое образование - необходимая часть общего образования [Текст] / Ю. Л. Хотунцев // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2013. - № 1-1. - С. 201-206.
49. Шадрин, А.С. Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии[Текст] / А.С. Шадрин // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 965-969.
50. Школьникова, Н.А. Формирование приемов самоконтроля на уроках техно- логии[Текст] / Н. А. Школьникова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //infourok.ru/formirovanie-priyomov-samokontrolya-na-urokah- tehnologii-2943137.html.
51. Яковлева, Н. А. Технологическое образование в России [Текст] / Н. А. Яковлева // Концепт. - 2015. - № 14. - С. 56 - 59.