МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Анализ проблемы формирования навыков самоконтроля учащихся в
психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возможности формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования 10
1.3 Методы и средства формирования навыков самоконтроля учащихся в
процессе технологического образования 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1 Содержание работы по формированию навыков самоконтроля в процессе
технологического образования 21
2.2 Методические рекомендации по формированию навыков самоконтроля в
процессе технологического образования 29
Выводы по второй главе 31
ГЛАВА III ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРНОЙ РОЗЫ ИЗ
ИЗОЛОНА 32
3.1 Анализ возможных идей 32
3.2 Технологическая последовательность изготовления интерьерной розы из
изолона 37
Выводы по третьей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Анализ проблемы формирования навыков самоконтроля учащихся в
психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возможности формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования 10
1.3 Методы и средства формирования навыков самоконтроля учащихся в
процессе технологического образования 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1 Содержание работы по формированию навыков самоконтроля в процессе
технологического образования 21
2.2 Методические рекомендации по формированию навыков самоконтроля в
процессе технологического образования 29
Выводы по второй главе 31
ГЛАВА III ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРНОЙ РОЗЫ ИЗ
ИЗОЛОНА 32
3.1 Анализ возможных идей 32
3.2 Технологическая последовательность изготовления интерьерной розы из
изолона 37
Выводы по третьей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные общественно-экономические преобразования влекут за собой изменения представлений о характере профессиональной деятельности представителей большинства существующих на сегодняшний день профессий. На этапе научно-технической и научно-технологической революций от специалиста требуется умение перестраивать систему своей деятельности в соответствии с новыми технологиями, новыми общественными условиями, учитывая многовариантность поведенческих решений, принимая во внимание социально-значимые цели и ограничения.
В соответствии с этим, одной из ключевых задач современного образования на всех его ступенях становится формирование личности, способной самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей деятельности. На этапе школьного образования навыки самоконтроля реализуются, в первую очередь, применительно к учебной деятельности.
При этом, одной из ключевых образовательных областей, в которых осуществляется развитие таких навыков, является технологическое образование, которое в современной школе рассматривается не только как процесс приобретения знаний и умений учащимися, а, в большей степени, как создание условий для формирования у обучающихся навыков разрешения возникающих перед ними практических проблем, умения самостоятельно находить и применять информацию. Все это требует от учащихся активизации их сознательной и самоуправляемой деятельности.
В соответствии с этим, актуальность проводимого исследования заключается в том, что изучение проблемы методики формирования навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования позволит выявить наиболее эффективные методы и средства, использование которых возможно в ходе данного процесса. Повышение успешности формирования навыков самоконтроля в предметной области «Технология», в свою очередь, позволит добиться реализации основных целей и задач современного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Целью исследования является теоретическое изучение и экспериментальное обоснование методики формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования.
Объект исследования - процесс формирования навыков самоконтроля у учащихся.
Предмет исследования - методика формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования.
Задачи исследования:
1) произвести анализ проблемы формирования навыков самоконтроля учащихся в психолого-педагогической литературы;
2) выявить возможности формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования;
3) определить методы и средства формирования навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования;
4) выявить методические аспекты формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что данная проблематика является в настоящее время востребованной среди отечественных ученых и привлекает к себе пристальное внимание с их стороны. Среди публикаций по данной проблематике можно отметить научные исследования таких ученых как Н.А. Барышева, Н.П. Бедова, В.М. Борисов, Н.А. Гребенкина,В.С. Емельянов , Н.Н. Калинина, Г.А. Корытов, Е.А. Лутцева, И.А. Мезенцева, А.Н. Мисюкевич, О.С. Павлова, Т.Н. Солодовникова, Ю.Л. Хотунцев, А.С. Шадрини других авторов. Их работы, посвященные проблеме формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования, составили теоретико-методологическую основу исследования. Вместе с тем, на основе проведенного анализа научной литературы можно говорить о том, что в работах современных российских авторов не раскрыты в полной мере методические аспекты данного процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его ходе материалы обогащают современные отечественные исследования в области методики технологического образования, способствуют научной разработке проблематики. В исследовании раскрывается и обосновывается теоретическая сущность формирования навыков самоконтроля учащихся; выявляются особенности их формирования в процессе технологического образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем проведена экспериментальная апробация работы по формированию навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов системы основного общего образования на территории нашей страны; в процессе составления учебных программ и формирования содержания занятий в рамках предметной области «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС; в ходе разработки спецкурсов для студентов вузов, имеющих педагогическую направленность, а также слушателей системы повышения квалификации преподавательских кадров.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация имеющихся научных данных), эмпирические (диагностическая методика «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова)), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В соответствии с этим, одной из ключевых задач современного образования на всех его ступенях становится формирование личности, способной самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей деятельности. На этапе школьного образования навыки самоконтроля реализуются, в первую очередь, применительно к учебной деятельности.
При этом, одной из ключевых образовательных областей, в которых осуществляется развитие таких навыков, является технологическое образование, которое в современной школе рассматривается не только как процесс приобретения знаний и умений учащимися, а, в большей степени, как создание условий для формирования у обучающихся навыков разрешения возникающих перед ними практических проблем, умения самостоятельно находить и применять информацию. Все это требует от учащихся активизации их сознательной и самоуправляемой деятельности.
В соответствии с этим, актуальность проводимого исследования заключается в том, что изучение проблемы методики формирования навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования позволит выявить наиболее эффективные методы и средства, использование которых возможно в ходе данного процесса. Повышение успешности формирования навыков самоконтроля в предметной области «Технология», в свою очередь, позволит добиться реализации основных целей и задач современного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Целью исследования является теоретическое изучение и экспериментальное обоснование методики формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования.
Объект исследования - процесс формирования навыков самоконтроля у учащихся.
Предмет исследования - методика формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования.
Задачи исследования:
1) произвести анализ проблемы формирования навыков самоконтроля учащихся в психолого-педагогической литературы;
2) выявить возможности формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования;
3) определить методы и средства формирования навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования;
4) выявить методические аспекты формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что данная проблематика является в настоящее время востребованной среди отечественных ученых и привлекает к себе пристальное внимание с их стороны. Среди публикаций по данной проблематике можно отметить научные исследования таких ученых как Н.А. Барышева, Н.П. Бедова, В.М. Борисов, Н.А. Гребенкина,В.С. Емельянов , Н.Н. Калинина, Г.А. Корытов, Е.А. Лутцева, И.А. Мезенцева, А.Н. Мисюкевич, О.С. Павлова, Т.Н. Солодовникова, Ю.Л. Хотунцев, А.С. Шадрини других авторов. Их работы, посвященные проблеме формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования, составили теоретико-методологическую основу исследования. Вместе с тем, на основе проведенного анализа научной литературы можно говорить о том, что в работах современных российских авторов не раскрыты в полной мере методические аспекты данного процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его ходе материалы обогащают современные отечественные исследования в области методики технологического образования, способствуют научной разработке проблематики. В исследовании раскрывается и обосновывается теоретическая сущность формирования навыков самоконтроля учащихся; выявляются особенности их формирования в процессе технологического образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем проведена экспериментальная апробация работы по формированию навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов системы основного общего образования на территории нашей страны; в процессе составления учебных программ и формирования содержания занятий в рамках предметной области «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС; в ходе разработки спецкурсов для студентов вузов, имеющих педагогическую направленность, а также слушателей системы повышения квалификации преподавательских кадров.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация имеющихся научных данных), эмпирические (диагностическая методика «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова)), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Проведенное исследование было направлено на теоретическое изучение и экспериментальное обоснование методики формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования. Для достижения данной цели нами были последовательно решены несколько задач исследования: произведен анализ проблемы формирования навыков самоконтроля учащихся в психологопедагогической литературы; выявлены возможности формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования; определены методы и средства формирования навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования; выявлены методические аспекты формирования навыков самоконтроля в процессе технологического образования.
По результатам проделанной работы могут быть сделаны следующие выводы:
1. Содержание навыков самоконтроля включает умения определять критерии планируемых результатов и их оценки; отбирать инструменты, необходимые для оценивания деятельности; оценивать ее; находить достаточные средства для выполнения учебных действий; вносить коррективы в деятельность на основе анализа ситуации; устанавливать связь между характеристиками продукта и процесса деятельности; сверять действия с целью и исправлять ошибки.
2. Дисциплина «Технология» имеет широкие возможности для формирования у школьников учебного действия самоконтроля, так как она представляет собой один из тех предметов, где при выполнении учебных заданий детям необходимо действовать с большим количеством объектов для выполнения образовательных задач. Немаловажное значение приобретает и необходимость соблюдать дополнительные требования по технике безопасности. Формирование навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования можно осуществлять с помощью использования на уроках таких средств как карты самоконтроля, пирамиды самоконтроля, дневник самоконтроля, а также схемы самоконтроля, а также с использованием проблемного метода обучения и его ведущей разновидности - метода проектов.
3. Формирование навыков самоконтроля учащихся происходило посредством реализации предметно-практической деятельности с использованием метода проектов с использованием карт самоконтроля деятельности учащихся, в ходе использования которых, анализируя каждый из этапов, и выставляя себе оценку, ребенок контролирует эффективность и качество работы. Выполнение школьниками творческих проектов способствовало развитию у них самоконтроля в связи с тем, что в процессеих реализации учащиеся самостоятельно разделяли весь проект на этапы выполнения, и навыки самоконтроля лучше всего помогалиим в этом.
4. В результате проделанной работы произошло существенное повышение уровня сформированности навыков самоконтроля учащихся. Среди них теперь гораздо больше школьников, которыесохраняют цель деятельности до ее завершения; работают сосредоточенно, не отвлекаясь, в основном точно, при проверке замечают и самостоятельно устраняют допущенные ошибки; проверяют выполненное задание, в случае необходимости вносят поправки; осуществляют правильное воспроизведение предложенного образца; имеют высокий уровень ориентировки на заданную систему требований. На основе полученных результатов были сформулированы методические рекомендации по теме исследования.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута.
По результатам проделанной работы могут быть сделаны следующие выводы:
1. Содержание навыков самоконтроля включает умения определять критерии планируемых результатов и их оценки; отбирать инструменты, необходимые для оценивания деятельности; оценивать ее; находить достаточные средства для выполнения учебных действий; вносить коррективы в деятельность на основе анализа ситуации; устанавливать связь между характеристиками продукта и процесса деятельности; сверять действия с целью и исправлять ошибки.
2. Дисциплина «Технология» имеет широкие возможности для формирования у школьников учебного действия самоконтроля, так как она представляет собой один из тех предметов, где при выполнении учебных заданий детям необходимо действовать с большим количеством объектов для выполнения образовательных задач. Немаловажное значение приобретает и необходимость соблюдать дополнительные требования по технике безопасности. Формирование навыков самоконтроля учащихся в процессе технологического образования можно осуществлять с помощью использования на уроках таких средств как карты самоконтроля, пирамиды самоконтроля, дневник самоконтроля, а также схемы самоконтроля, а также с использованием проблемного метода обучения и его ведущей разновидности - метода проектов.
3. Формирование навыков самоконтроля учащихся происходило посредством реализации предметно-практической деятельности с использованием метода проектов с использованием карт самоконтроля деятельности учащихся, в ходе использования которых, анализируя каждый из этапов, и выставляя себе оценку, ребенок контролирует эффективность и качество работы. Выполнение школьниками творческих проектов способствовало развитию у них самоконтроля в связи с тем, что в процессеих реализации учащиеся самостоятельно разделяли весь проект на этапы выполнения, и навыки самоконтроля лучше всего помогалиим в этом.
4. В результате проделанной работы произошло существенное повышение уровня сформированности навыков самоконтроля учащихся. Среди них теперь гораздо больше школьников, которыесохраняют цель деятельности до ее завершения; работают сосредоточенно, не отвлекаясь, в основном точно, при проверке замечают и самостоятельно устраняют допущенные ошибки; проверяют выполненное задание, в случае необходимости вносят поправки; осуществляют правильное воспроизведение предложенного образца; имеют высокий уровень ориентировки на заданную систему требований. На основе полученных результатов были сформулированы методические рекомендации по теме исследования.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ТРУДА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Создание и применение в учебном процессе профессиональных образовательных организации электронных учебных пособий по дисциплинам профессионального цикла
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Способы развития навыков эскизирования у студентов профессиональных образовательных организаций
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020



