Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕТСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №34996

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
543
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. История возникновения женской журналистики 5
1.1. История возникновения изданий для женщин в мире 5
1.2. История возникновения изданий для женщин в России 8
1.3. История возникновения изданий для женщин в СССР 13
Глава 2. Анализ трех советских изданий для женщин 23
2.1. Анализ советского издания для женщин
«Работница» 23
2.2. Анализ советского издания для женщин
«Крестьянка» 29
2.3. Анализ советского издания для женщин «Женский
журнал» 35
Заключение 39
Библиография 44
Приложения


Актуальность темы. В современном обществе положение женщины находится почти что наравне с мужчиной. Роль женщины на сегодняшнее время не ограничивается правилом трёх К: «Kinder, Kuche, Kirche», что в переводе с немецкого языка «Дети, Кухня, Церковь». Женщина идет дальше, открывая все новые и новые возможности: работа, наука, политика, экономика, образование и так далее. Раньше считали, что женщине не место в той или иной области, сейчас же она уверено занимает позиции. Интересно, что же повлияло на такой исход событий?
Журналистика имеет немаловажное значение в нашей жизни. Недаром ее называют четвертой властью. Одним из важнейших явлений, повлиявших на важные социальные процессы в жизни женщин, стало появление и распространение женской периодической печати. Именно она внесла немалую лепту в становление современного типа сегодняшней женщины.
Женская журналистика - это отдельное, целостное звено огромной системы СМИ. Но так было не всегда. Если прийти к истокам, то можно понять, что женской периодической печати не существовало, было только «приложение» к обычной периодике.
Объектом исследования является совокупность всех советских печатных периодических изданий для женщин, их структура и типологическая принадлежность.
В качестве предмета исследований выступают определенные женские издания - «Работница», «Крестьянка» и «Женский журнал», их анализ и особенности, рубрики, публикуемый материал и визуальная составляющая.
Цель нашего исследования: совершить анализ выбранных нами советских женских изданий, проанализировать влияние советской периодики на читательскую аудиторию, провести типологический анализ всех изданий для женщин, которые существовали в СССР.
Для того, чтобы достичь нужной нам цели, предстоит выполнить ряд определенных задач:
1. Изучить историю возникновения изданий для женщин во всем мире.
2. Изучить историю изданий для женщин в Советское время.
3. Произвести анализ женского издания «Работница».
4. Проанализировать издание для женщин «Крестьянка».
5. Проанализировать женское издание «Женский журнал».
Методы, которые использовались в работе: анализ статей и работ,
которые уже имеются на данную тему, их трактовка. Сравнение и типологический анализ советских женских журналов.
В изучении и исследовании данной темы, мы использовали статьи Е. Ю. Коломийцевой, работы В. В. Смеюхи, Н. С. Азизбековой и некоторое количество других исследователей.
Научная новизна заключается в том, что впервые настолько детально были разобраны советские издания для женщин конкретных номеров и изданий. Был полностью проделан типологический анализ всех женских журналов на период Советского Союза, дана общая характеристика, что конкретно их объединяет между собой и в чём их отличия.
Практическая значимость проделанной работы заключается в возможности применять данные исследования на факультетах журналистики, с целью освещения конкретной темы - «Советские издания для женщин: типологический анализ», для более глубокого анализа данной тематики. Также работа может быть актуальной с целью саморазвития в этой области.
Структура работы состоит из следующих частей: введения, двух глав в основной части исследования, заключения, библиографии и приложений.
В введении обоснованы актуальность выбранной темы, объекты и предметы исследования, цель, задачи, методы работы, научная новизна данной темы, ее практическая значимость, а также подробно описана структура проделанной работы.
Первая глава разделена на три параграфа: «История возникновения изданий для женщин в мире», «История возникновения печатных изданий для женщин в России» и «История изданий для женщин в СССР».
Вторая глава, идентично первой главе, также поделена на три параграфа: «Анализ советского издания для женщин «Работница»,
«Анализ советского издания для женщин «Крестьянка» и «Анализ советского издания для женщин «Женский журнал». Мы анализируем конкретные издания по типологическому признаку, рубрикам и статьям этих изданий и выявляем определенные особенности.
В заключении, исходя из всех проделанных исследований, подводятся итоги: сходства и различия конкретных печатных изданий для женщин, умозаключения о том, какие типы женских журналов существовали в стране и какие из этих типов были наиболее популярными.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенной работы нам удалось прийти к истокам возникновения женской периодики. Нам удалось выяснить, что впервые нечто похожее на женскую журналистику, было обнаружено еще в 18-ом веке. Однако, все «издания для женщин» были скорее «приложением» к обычной периодической печати, но если же судить эти «приложения» по тематике, то они были исключительно женскими, в них входили обзоры модных новинок, светская хроника. Такие приложения к журналам можно считать прародителями сегодняшних женских глянцевых журналов, но все-таки они не были самостоятельными печатными изданиями. И лишь в конце 18-го века в Британии вышел в свет первый, по-настоящему женский журнал, который назывался «Lady’s Mercury» (Дамский Меркурий). В это же время появился самый первый медиа-образ, то была крайне расточительная, ветреная аристократичная дама, которая имела слабость перед платьями, шляпками, разными аксессуарами и прочими женскими «штучками».
Первые женские журналы не несли в себе тяжелой смысловой нагрузки, в них публиковались только развлекательный контент, светские мероприятия и мода. И только в конце 19-го века начались противоречия между теми, кто хотел жить по старым нормам (домашние обязательства, воспитание детей и готовка) и теми, кто хотел жить по новым. Появились первые журналы для женщин, которые издавались суфражистками. Это те женщины, которые выступали против дискриминации женщин в политической и экономической жизни. Они боролись за независимость и хотели, чтобы у женщин и мужчин были равные права.
В ходе работы, мы также изучили историю возникновения женской периодической печати в России и в Советском Союзе. В России дела обстояли практически так же, как и во всём мире. А вот в СССР - поинтереснее. В 1920-е годы в стране стало появляться все больше новых изданий для женщин, позиционировали себя как общественно-
политические, а главной их целью была популяризация основ советского строя среди женского населения страны. Структура таких изданий несла в себе неизменные разделы по коммунистическому воспитанию женщин, беллетристики, деятельность женщин в сельском хозяйстве и на производстве, велась активная пропаганда рабочего образа жизни. В постановлении Оргбюро ЦК ВКП 1926-го года было заявлено о «необходимости усиления партийного руководства женской печатью» и началась активная борьба с частными изданиями. Многие популярные издания до 1920-го года были закрыты по причине «безыдейности». Это значило только одно - вся женская пресса переходит под жёсткий контроль со стороны государства и становится тотальным отражением политики, проводимой государством.
В 1940-ом году печатные издания стали мощным информативноуправленческим каналом для связи государственной власти с женским населением, она мотивировала и вела агитацию на важный труд для бесперебойного обеспечения советской армии. Такие издания становились все более массовыми.
В 1950-х годах, в послевоенное время, женская периодика перешла к урегулированию общественной ситуации путем формирования морального и духовного облика женщины. В печатных изданиях появились такие рубрики, которые были посвящены любви, дружбе, счастью, поднимались вопросы на моральные темы.
В период перестройки произошла реформация печати, издания начали размещать на своих страницах материалы, посвященные межличностным отношениям. На фотографиях, публикуемых в журналах 1970 года, можно было увидеть женщин в легких и романтичных блузах, ярких костюмах и необычных аксессуарах. А в середине 1980-х годов начали публиковаться рубрики, с полезными для женщин статьями: как правильно воспитать ребенка, рекомендации по хозяйству и так далее. Печатные издания становились по-настоящему женскими.
В советский период времени существовало несколько типов изданий для женщин: общественно-политические журналы (такие как «Работница», «Крестьянка», «Коммунистка», «Общественница» и так далее), домашне-хозяйственные («Женский журнал»), модные (например, «Burda Moden», «Ателье», «Журнал мод»), журналы, которые специализировались на конкретную аудиторию и тематику («Кино и культура», «Искусство и кино», «Советская архитектура», «Искусство», «Рабочий и театр» и многие другие). Причем, что общественнополитические издания делились на целевую аудиторию, например:
- для работающих женщин («Работница»)
- для женщин, работающих в партии и так далее («Коммунистка»)
- для крестьянок («Крестьянка», «Колхозница»)
- для работниц и домохозяек, которые вели активную общественную жизнь («Общественница»)
Мы провели типологический анализ трех изданий: «Работница», «Крестьянка» и «Женский журнал», и пришли к выводу: журналы «Работница» и «Крестьянка» схожи между собой, а вот печатное издание «Женский журнал» значительно отличается от них.
Для анализа нами были выбраны номера издания «Работница» № 4, за 1985-ый год и № 5, за 1986-ой. А также издание «Крестьянка» - №10, за 1955-ый и № 1, за 1963 гг. В ходе проведения работы мы выявили схожие особенности журналов:
1. Похожие друг на друга рубрики.
2. Пропаганда и распространение коммунистических взглядов.
3. Агитация женского населения страны к работе на производственной и сельско-хозяйственной отраслях.
4. Прославление В. И. Ленина как личности и политического деятеля, его взглядов.
5. Призыв женщин к активной общественной деятельности.
6. Призыв к ликвидации безграмотности.
Еще одна из главных особенностей - это статьи, посвященные различным историям женщин, интервью и очерки. Любопытно, что весь этот материал и все рассказанные истории имеют одну большую схожую черту - печатные публикации пишутся лишь о тех женщинах, которые работают, то есть, в таких статьях не встретить истории обычных домохозяек. Также интересным фактом является то, что все женщины, чьи истории публикуются, друг на друга очень похожи. Они имеют одни общие черты характера: простота, скромность, мягкость в обычной жизни, и строгость и жесткость в работе. Даже судьбы у этих женщин схожи - непростые, но они вопреки всему, добиваются поставленных целей. Ведут активную общественную деятельность, работе же отдают всё: свое время и силы. Таким образом ведется пропаганда образцового примера советской женщины. Читательницам показывают этот образ и говорят - «Вот так должна выглядеть истинная советская женщина!».
Если же в печатных изданиях «Работница» и «Крестьянка» рубрика, посвященная модным новинкам, публиковалась на последних страницах издания, то в «Женском журнале» такая рубрика занимала половину всего выпуска. Вообще, «Женский журнал» довольно сильно отличается от вышеуказанных печатных изданий. Он отдает большее предпочтение материалам о семье, взаимоотношениях, любви, моде, кулинарным рецептам, советам по украшению дома, о детях, их питании и здоровье. Что немало важно, в журнале присутствуют статьи о гигиене и здоровье женщины.
Во времена Советского союза существовало всего несколько типов печатных изданий для женщин: общественно-политические,
специализированные, модные журналы и домашне-хозяйственные. Однако в массовом распространении и среди читательской аудитории более популярными были общественно-политические издания для женщин. В них велась активная агитация женского населения страны, посредством периодических печатных изданий, тем самым, советское государство внесло немалый вклад в становление женщины такой, какая она на сегодняшний день.



1. Женский журнал. - Журнал. - Москва: Изд-во «Огонек». - 1928. - №
7. - 44 с.
2. Крестьянка. - Журнал. - Москва: Изд-во ЦК КПСС «Правда». - 1955. - № 10. - 40 с.
3. Крестьянка. - Журнал. - Москва: Изд-во ЦК КПСС «Правда». - 1963. - № 1. - 40 с.
4. Работница. - Журнал. - Москва: Изд-во ЦК КПСС «Правда». - 1985.
- № 4. - 40 с.
5. Работница. - Журнал. - Москва: Изд-во ЦК КПСС «Правда». - 1986.
- №5. - 40 с.
6. Блатова Л. А. Роль периодической печати комсомола в идейнополитическом воспитании молодежи (1921-1925 гг.). Автореф. канд. дис. - М., 1971. - С. 53-67.
7. Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. М., 1992.424 с.
8. Грабельников А. А., Минаева О.Д. История русской периодической печати (1703-2003). Библиографический справочник. В 2-х томах. М.: Изд- во «РИП - холдинг», 2004.
9. Головин Ю. А. Журнальная периодика: типологические
характеристики. - 2012. - № 2. - С. 72-82.
10. Днепровская А.А. Представления о семье и браке в первое послевоенное десятилетие. Омский гос. Университет им. Достоевского,
2009. - 418 с.
11. Ермолаева Т.А. Становление советской стилистики печати в связи с развитием издательского дела в СССР (20-30-е гг.). Автореф. канд. дис. - М., 1970. - 336 с.
12. Женские журналы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://back-in-ussr.com/2013/09/zhenskie-zhurnaly.html (дата обращения:
7.04.2019) .
13. Кайгородова М. Эволюция женских журналов в ходе истории
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.sovmedia.ru/iournalist/evolyuciya-zhenskix-zhurnalov-v-xode- istorii/ (дата обращения: 3.03.2019).
14. Калмахелидзе А. Г. Печать в формировании коммунистической нравственности. Автореф. канд. дис. - М., 1982. - 302 с.
15. Коловийцева Е.Ю. Женские журналы в России: История изучения // Культурная жизнь юга России. - 2008. - № 1. - С. 153-166.
16. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. - Ростов -на-Дону: Донской издательский дом, 1999. - 224 с.
17. Куприн О. В. Пропаганда социалистического образа жизни в печати для зарубежных соотечественников. Автореф. канд. дис. - М., 1980.
- 316 с.
18. Минаева О. Д. Журнал «Крестьянка» в 1920 гг.: приемы формирования читательской аудитории. Вестник Московского университета, 2014 г. - С. 13-22.
19. Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики. (учебное пособие). Под редакцией Я. Н. Засурского. М.: изд-во МГУ, 1999.
- 304 с.
20. Подворко Н. В., Исаева В. Н. Историко-типологическое изучение женской прессы. - 2015. - № 1. - С. 130-134.
21. Пленкина Е. Проблемы типологии женских изданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.relga.ru/n76/iur76.htm (дата обращения: 10.04.2019).
22. Свитич Л. Г. Женская пресса в динамике. - 2012. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - С. 101-137.
23. Семенов М. Ю., Меньшикова Е. Н. //Женщина в Российском обществе. - 2014. - № 2 (71). - С. 29-35.
24. Смеюха В. В. Советский журнал для домохозяек // Релга. № 6 (108). 02 мая 2005. - 12 с.
25. Смеюха В. В. Отечественные женские журналы:
классификационно-типологический аспект (1779-2000 гг.) // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. http://www.hses- online .ru/Actual.html.
26. Смеюха В. В. Женские журналы СССР в 1945-1991 гг.:
типология, проблематика, образная трансформация //Женщина в
российском обществе. 2012. № 1. - С. 55-67.
27. Смеюха В. В. Курс «Женская пресса» в системе
журналистского образования // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. - № 5. - С. 91-99.
28. Смеюха В. В. Женская пресса в России начала 20 века (типологический и проблемно-тематический обзор) // Филологический вестник Ростовского университета. 1999. № 1. - С. 53-56.
29. Смеюха В. В. Отечественные женские журналы. Историкотипологический аспект: Монография. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ,
2011. - 188 с.
30. Сокольская Л. В. Первые женские журналы для российских читательниц: конец 18 - первая половина 19 века. Библиосфера. - 2006. - № 2. - С. 18-22.
31. Хазбулатова О. А. Гафизова Н. Б. Женское движение в России: вторая половина 19 - начало 20 века. Иваново. 2003. - 256 с.
32. Шуйская Г.Г. Особенности формирования и функционирования молодежной печати в СССР. Автореф. канд. дис. - М., 1980. - С. 108-116.
33. Юрна И. Женское движение в России // Женщины и журналистика. М., 1996. С. 10-20.
34. Ямпольская Р. М. Женская пресса. Её типологические особенности // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1995. № 1. С. 15-25.
35. Ямпольская Р.М. Женская пресса: основные проблемнотематические направления // Вестник Московского университета. Серия
10. Журналистика. 1997. № 4. С. 3-15.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ