Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого мышления старшеклассников в проектной деятельности (Методика обучения иностранному языку, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №34987

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы39
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
437
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития творческого мышления на уроках иностранного языка 5
1.1 Понятие «творческое мышление» 5
1.2 Особенности формирования творческого мышления 10
Выводы по первой главе 14
Глава 2 Методические аспекты развития творческого мышления на основе проектов 15
2.1 Проект как средство развития творческого мышления на уроках иностранного языка 15
2.2 Практика использования метода проектов на уроках немецкого языка на старшей ступени обучения 20
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение 37


Актуальность исследования. В настоящее время особенно актуальной становится ориентация образования в сторону личностного развития, которое предполагает развития творческого мышления школьников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей. Возможности творческого формирования учащихся, заложенные в содержание современных программ, не используются в полной мере учителями старшей школы. Такая ситуация не способствует обеспечению учеников удовлетворенностью от проделанной учебной работы, а это в свою очередь снижает их заинтересованность к процессу обучения в целом и творческому формированию в частности. Это обусловлено тем, что предлагаемые методы и способы обучения несовершенны и не позволяют педагогам в полной мере развивать творческое мышление учащихся старших классов. Нельзя отрицать важность творческого формирования ребенка в процессе обучения, в том числе и обучения немецкому языку. Успешная творческая деятельность становится серьезным стимулом к приобретению новых знаний и применению уже имеющихся на практике. Одним из средств развития творческого мышления выступает метод проектов, предусматривающий проявление креативности как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Цель исследования – обосновать особенности развития творческого мышления учащихся старших классов на уроках немецкого языка в проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «творческое мышление».
2. Охарактеризовать особенности формирования творческого мышления.
3. Определить методические аспекты применения проектного метода обучения на уроках немецкого языка в школе как условие развития творческого мышления учащихся.
4. Разработать уроки немецкого языка с использованием проектной деятельности.
Гипотеза исследования: использование проектной деятельности на уроках немецкого языка в старших классах способствует развитию творческого мышления учащихся.
Объект исследования – процесс развития творческого мышления учащихся на уроках немецкого языка.
Предмет исследования – условия развития творческого мышления учащихся на уроках немецкого языка посредством применения метода проектов.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция.
Методологическая основа исследования. Проблема развития творческого мышления представлена в трудах Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Б.М. Теплова, И.М. Шувалова и др. Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Е.П. Ильин, Б.М. Теплов и др. раскрыли сущность и структуру творческого мышления. Ю.В. Ветрова, В.Н. Дружинин, И.М. Шувалов и др. всесторонне проанализировали проблему развития творческого мышления на разных возрастных этапах. Способы формирования проектных умений у учащихся описаны А.И. Савенковым, Г.И. Щукиной и др. Факторы развития творческого мышления учащихся в условиях применения метода проекта охарактеризованы в работах Д.В. Кошелевой, Л.В. Рыжовой и др. В работах Е.М. Кутищевой, В. Миленко и др. определены методические аспекты применения проектного метода обучения на уроках немецкого языка. Однако проблеме использования проектного метода обучения на уроках немецкого языка как средства развития творческого мышления учащихся в научной литературе уделено недостаточное внимание.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творческое мышление является одним из видов мышления, в процессе которого человек самостоятельно способен создать новые образы и идеи, которые будут отражать его мировоззрение, которые представляют определенную ценность для других людей либо общества в целом которые способны воплощаться в конкретные оригинальные продукты деятельности. Одним из средств развития творческого мышления является метод проектов.
Основой процесса обучения является учащийся и его творческие способности и творческое мышление. Учебный процесс организуется исходя из того, чтобы он был в первую очередь интересен учащимся, способствовал развитию их творческих способностей, творческого мышления. Индивидуальный подход к каждому учащемуся при использовании метода проектов позволяет не только усваивать учебную информацию на доступном уровне, но и с такой скоростью, при которой не происходит перегрузки учащихся.
Важное значение, при организации проектного обучения, имеет правильность оценки полученных результатов. Принято выделять следующие критерии оценок: установление достигнута или нет цель реализованного проекта; установление достижения целей вне рамок проекта. В том случае, если установлено, что цели в рамках проекта достигнуты в полном объеме, то цели вне рамок так же считаются достигнутыми, а у учащихся отмечается повышение уровня способностей и мотивации на учебную деятельность.
В рамках темы исследования было разработано 2 урока немецкого языка для учащихся 10-х классов с использованием метода проектов.
Подводя итог, отметим, что технология проектного обучения не популярна, так как при ней у учеников нет последовательности и структурности в обучении. Однако в последнее время к ней стали возвращаться, конечно же, с изменениями.



1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская ; Психологический институт РАО. – Самара : Фёдоров, 2009. – 414 с.
2. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с.
3. Ветрова, Ю. В. Основы творческой деятельности [Текст] / Ю. В. Ветрова. – Москва : АСТ, 2015. – 174 с.
4. Вишнякова, Н. Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения [Текст] / Н. Ф Вишнякова. – Минск : Поли Биг, 2015. – 240 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия. 2016. – 847 с.
6. Гилфорд, Дж. Концепция креативности [Текст] / Дж. Гилфорд. – Санкт-Петербург : Питер. 2014. – 471 с.
7. Дружинин, В. Н. Психология способностей : избранные тр. [Текст] / В. Н. Дружинин ; отв. ред. : А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков. – Москва : РГБ, 2009. – 652 с.
8. Запорожец, А. В. Путь к развитию творчества [Текст] / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 2012. – №11. – С. 32-38.
9. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости [Текст] / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 448 с.
10. Карпов, А. А. Взаимосвязь общих способностей и метакогнитивных качеств личности : дис. … канд. психол. наук [Текст] / А. А. Карпов. – Ярославль : ЯГПУ, 2013. – 201 с.
11. Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности школьников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О. Л. Князева // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 86–93.
12. Кошелева, Д. В. Генезис понятия «проектные умения» [Текст] / Д. В. Кошелева // Проблемы педагогики и психологии. – 2017. – № 2. – С. 97-112.
13. Куликовская, И. Э. Учебные проекты на уроках на уроках иностранного языка [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва : АСТ, 2015. – 80 с.
14. Кутищева, Е. М. Проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка [Текст] / Е. М. Кутищева // Молодой ученый. – № 4. – 2016. – С. 113-117.
15. Меерович, М. И. Технология творческого мышления : Практическое пособие [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. – Минск : Харвест, 2013. – 432 с.
16. Миленко, В. Проектная деятельность как специфический вид деятельности на уроках иностранного языка [Текст] / В. Миленко, В. Лепепюха // Начальная школа. – 2012. – №1. – С. 25-31.
17. Нехорошева, А. В. Из опыта работы по проектной методике [Текст] А. В. Нехорошева / Иностранные языки в школе. – 2002. – № 1. – С.18-21.
18. Поддьяков, А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст] / А. Н. Поддьяков. – Москва : Российское психологическое общество, 2016. – 85 с.
19. Поздняк, С. Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов [Текст] / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2016. – № 3. – С. 52-56.
20. Резапкина, Т. В. Творческое мышление в условиях образовательного процесса [Текст] / Т. В. Резапкина // Школьный психолог. – 2016. – № 4. – С. 52-55.
21. Рождественкая, Н. В. Креативность : пути развития и тренинги [Текст] / Н. В. Рождественская, А. В. Толщин. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 411 с.
22. Розанов, Л. Л. Метод проектов как педагогическая технология [Текст] / Л. Л. Розанов // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 74-77.
23. Савенков, А. И. Учебное исследование в практике современного школьного образования [Текст] / А. И. Савенков // Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 4–15.
24. Сараева, Т. П. Развитие творческих способностей при системно-деятельностном подходе в обучении [Текст] / Т. П. Сараева // Психология образования в политкультурном пространстве. – Елец : ЕГУ им И.А. Бунина, 2012. – № 20. –С. 60-68.
25. Теплов, Б. М. Психология творчества [Текст] / Б. М. Теплов. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 458 с.
26. Торшин, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Текст] / К. А. Торшин // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 123–132.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
28. Фомина, В. В. Природа творческого мышления в подходах зарубежных ученых [Текст] / В. В. Фомина // Вопросы психологии. – 2016. – №1. – С. 52-58.
29. Шувалов, И. М. Психология творческих способностей [Текст] / И. М. Шувалов. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 356 с.
30. Щукина, И. Н. Пути формирования исследовательских умений у детей [Текст] / И. Н. Щукина // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2017.– № 4. – С. 445-447.
31. Яковлева, Л. Н. Немецкий язык. 10 класс. (курс «Мозаика») [Текст] / Л. Н. Яковлева. Москва : Просвещение, 2003. – 207 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ