ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГРЕБЦОВ-БАЙДАРОЧНИКОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1 Современные педагогические условия развития профессиональных
компетенций в физкультурно-спортивной деятельности 5
1.2 Особенности профессионального образования спортсменов в
тренировочном процессе 18
1.3 Модель формирования профессиональных компетенций гребцов-
байдарочников 29
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 42
2.1 Методы исследования 42
2.2 Организация исследования по апробации системы педагогических условий развития профессиональных компетенций гребцов-байдарочников в
тренировочном процессе 44
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 51
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Высокий уровень спортивных достижений, обострение конкуренции на международной арене, повышение политической и социальной значимости спорта, все возрастающая массовость гребного спорта требуют повышения эффективности управления тренировочным процессом, внедрение в практику результатов исследований, основанных на современных научных подходах. На это нацеливает постановление Правительства РФ «О Министерстве спорта , туризма и молодёжной политики Российской Федерации» дата принятия 29.05.2008г.
В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом, у спортсменов гребцов высокой квалификации происходит повышение и выравнивание уровней основных компонентов подготовленности (физической, технической, тактической, психологической и т.д.), и успешность выступлений спортсменов будет зависеть от внедрения новых исследований. Уровень профессиональных компетенций гребцов на байдарках и каноэ в значительной мере зависит от скоростно-силовой способности, поэтому успех соревновательной деятельности во многом определяется скоростно-силовой способностью гребца, что даёт возможность показать максимальный результат в планируемые сроки основных соревнований, а это является конечной целью подготовки в любом виде спорта.
В связи с этим, с позиций современной теории управления вопросы оптимизации тренировочного процесса в аспекте подведения спортсменов к ответственным соревнованиям на пике уровня скоростно-силовых способностей, являются особенно актуальными для спортивной науки и практики.
Противоречия в мнения о путях развития скоростно-силовых способностей , различные подходы к построению процесса подготовки поставили целый ряд вопросов в повышении эффективности управления тренировочном процессом, что обуславливает необходимость проведения дополнительных исследований.
Проблема исследования - какова эффективность системы развития профессиональных компетенций гребцов-байдарочников в тренировочном процессе?
Цель работы- теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему педагогических условий развития профессиональных компетенций гребцов-байдарочников в тренировочном процессе
Объект исследования - процесс развития профессиональных компетенций гребцов-байдарочников
Предмет исследования - педагогические условия развития профессиональных компетенций гребцов-байдарочников в тренировочном процессе
Задачи исследования :
1.Определить показатели и критерии в структуре профессиональных компетенций и личностных качеств.
2.Определить структуру и содержание развития профессиональных компетенций гребцов-байдарочников в тренировочном процессе.
З.Организовать и провести педагогический эксперимент по оценке эффективности педагогических условия профессиональных компетенций гребцов-байдарочников в тренировочном процессе.
Гипотеза исследования: процесс развития профессиональных компетенций гребцов-байдарочников будет более эффективным, если применить в рамках тренировочного процесса систему педагогических условий для развития профессиональных компетенций гребцов- байдарочников включающую в себя: комплекс упражнений на развитие скоростно-силовых способностей, методические материалы для самостоятельной работы, комплект инвентарного обеспечения.
Теоретическая значимость- Мы считаем ,что разработанная нами система подготовки гребцов-байдарочников направленная на развитие профессиональных компетенций внесёт вклад в развитие физической культуры и спорта .
Структура работы - образована введением ,двумя главами заключением ,списком литературы и иных источников данных.
1. Нами была изучена и проанализирована научная литература по интересующей нас проблеме исследования
2. В результате изучения научно-методической литературы мы выявили, что уровень профессиональных компетенций гребцов на байдарках и каноэ в значительной мере зависит от скоростно-силовой способности. Хороший уровень развития скоростно-силовых способностей позволяет гребцу увеличить скорость прохождения дистанции.
3. С целью повышения профессиональных компетенций, нами была разработана и апробирована система подготовки гребцов ,включающих в себя: 1)Комплекс упражнений 2)методические материалы для самостоятельной работы 3)комплект инвентарного обеспечения
4. Анализируя результаты тестирования развития скоростно-силовых способностей у гребцов-байдарочников в конце эксперимента, выявлено достоверное улучшение как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако, в результате применения экспериментального комплекса упражнений прирост показателей в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной.
Так:
- в контрольном упражнении «Прохождение дистанции 100 метров в байдарке одиночке (сек)» у гребцов-байдарочников 15 — 16 лет контрольной группы прирост составил 2,1%, в экспериментальной группе - 9,4%;
- в контрольном упражнении «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (количество за 30 секунд)» у гребцов-байдарочников 15 — 16 лет контрольной группы прирост составил 8,1%, в экспериментальной группе — 14,8%;
- в контрольном упражнении «Подъём туловища из положения лёжа на спине (количество за 30 секунд)» у гребцов-байдарочников 15 — 16 лет контрольной группы прирост составил 5%, в экспериментальной группе — 17,8%.
Сравнивая результаты с нормативами для данного возраста можно отметить, что в экспериментальной группе результаты во всех тестовых упражнениях изменились и стали соответствовать более высоким результатам, чем в начале эксперимента.
1. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак, физ. культуры пед. ин-тов Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 199. — 287 с.
2. Бака М. М., Туленков Н. В. Теоретико-методологические проблемы управления подготовкой спортсменов высокого класса: состояние и перспективы развития // Современный олимпийский спорт: Тез. докл. межд. конгресса. - Киев: КГИФК, 1993. — С. 19 — 21.
3. Быков А. И. Повышение эффективности специальной подготовки квалифицированных гребцов на байдарках на основе соревновательного метода: Учеб. пособие. — Краснодар: КГАФК, 1997. — 104с.
4. Верлин И. Н. Структура микроциклов, направленных на развитие выносливости гребцов на байдарках 14-15 лет в годичном цикле подготовки: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1997. — 24с.
5. Верхошанский Ю. В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 7. — С.41-54.
6. Верхошанский Ю. В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле //Теория и практика физической культуры. — 1992. — №2. — С.24 — 31.
7. Гребенников А. М. Методика силовой подготовки гребцов на байдарках этапа углубленной спортивной специализации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2000. — 23 с.
8. Григорьянц И. А., Козлов Е. Г., Михайлова Э. И., Колюхов В. Г., Вопилин В. В. Индивидуальный стиль соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 1987. — №8. — С.34-36.
9. Основы теории и методики физической культуры; Учеб. для техн. Физ. Культ. Под ред. А.А. Гужаловского. — М.: ФиС, 1986. — 352с.
10. Долгова Е.В., Комаров А.Ф., Михайлова Т.В. «Гребной спорт» учебник для студ.высш.пед.учеб. заведений. — М.: ВУЗ, 2006 г.
11. Дольник Ю. А. Концепция спортивной тренировки в гребле на байдарках и каноэ: Методические рекомендации. — Л.: ЛНИИФК, 1987. — 12 с.
12. Ежова Н. М. Построение годичного цикла подготовки высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ: Учеб. пособие. - Малаховка: МГАФК, 2000. — 52 с.
13. Емчук И.Ф. Гребной спорто. — М.: ФиС, 1973. — 214 с.
14. Жмарев Н.В. Секция гребного спорта. — М.: ФиС», 1971. — 158 с.
15. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. М., ФиС, 1970,-ЮЗс.
16. Спортивная метрология (учебник для ИФК под общ. ред. В. М. Зациорского». М.: ФиС, 1982, - 206 С.
17. Земляков В. Е. Моя подготовка в гребле на байдарках // Гребной спорт: Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — С. 50.
18. Иссурин В. Б., Каверин В. Ф. Планирование и построение годового цикла подготовки гребцов // Гребной спорт: Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 28.
19. Киселев В. Ю. Обоснование эффективности вариативного распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки гребцов-«драконистов» // Проблемы физической культуры, спорта и туризма: Материалы науч. конф. — Хабаровск: ДВГАФК, 2002. — С.135 — 139.
20. Теория и методика физического воспитания (Под ред. Л.П. Матвеева и А Д. Новикова). — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 304с.
21. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М., ФиС„ 1977. —
271 с.
22. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
23. Пархомов В.А., Кабанов ЕЛ. Гребля. — М: Госиздат культурнопросветительной литературы, 1956. — 135 с.
24. Плеханова Ю. А. Энциклопедический справочник «Гребля на байдарках и каноэ». — Изд. Олимпия пресс, 2004
25. Слаутина И. Н. Гребля на байдарках и каноэ // Теория и практика физической культуры. — 2002. - №3. — С.28-31.
26. Стеценко Ю. Н., Никоноров А. Н. Подготовка гребцов на байдарках. — Киев: Здоровя, 1985. - С.62-113.
27. Тимофеев В. Д., Шантарович В. В., Костюченко Л. Я. Комплексная характеристика и резервы специальной работоспособности гребцов на байдарках и каноэ: Сб. науч. трудов, посв. 25-летию КГАФК. — Краснодар, 1994. — С.110-120.
28. Ульрих Е.С. Гребной спорт (учебное пособие для ДЮСШ). — М. ФиС. 1965. — 263 с.
29. Чупрун А.К. Гребной спорт. — М: ФиС, 1987. — 287 с.
30. Чупрун А. К., Шубин Ю. К. Методика тренировки финишного ускорения в гребле на байдарках и каноэ // Г ребной спорт: Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 58 — 63.
31. Яценко Л. А. [и др.]. Моделирование соревновательной деятельности при подготовке квалифицированных гребцов // Теория и практика физической культуры. — 1990. — №4. — С. 25.