Расследование взяточничества
|
Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика взяточничества 8
1. Обобщенная криминалистическая характеристика 8
взяточничества
2. Личность подозреваемого в получении и даче взятки 13
3. Время и место совершения преступления 17
4. Способы совершения преступления 21
5. Способы сокрытия преступления 28
Глава 2. Организация расследования взяточничества 34
1. Типичные следственные действия и оперативные мероприятия 34 при установлении факта взяточничества
2. Взаимодействие следователя и органов дознания на этапе 41
расследования преступления
Глава 3. Особенности производства отдельных следственных 48
действий по делам о взяточничестве
1. Допрос участников преступления 48
2. Осмотр места происшествия, обыск, выемка 54
3. Очная ставка 60
4. Судебные экспертизы 64
Заключение 69
Список использованной литературы
Глава 1. Криминалистическая характеристика взяточничества 8
1. Обобщенная криминалистическая характеристика 8
взяточничества
2. Личность подозреваемого в получении и даче взятки 13
3. Время и место совершения преступления 17
4. Способы совершения преступления 21
5. Способы сокрытия преступления 28
Глава 2. Организация расследования взяточничества 34
1. Типичные следственные действия и оперативные мероприятия 34 при установлении факта взяточничества
2. Взаимодействие следователя и органов дознания на этапе 41
расследования преступления
Глава 3. Особенности производства отдельных следственных 48
действий по делам о взяточничестве
1. Допрос участников преступления 48
2. Осмотр места происшествия, обыск, выемка 54
3. Очная ставка 60
4. Судебные экспертизы 64
Заключение 69
Список использованной литературы
Почти каждому человеку в жизни доводилось слышать из СМИ о том, что был пойман очередной получатель взятки. Государственный служащий, руководитель крупной частной организации. Издавна и по сей день, граждане в нашей стране решают многие вопросы, используя действенный метод - взятка. В разное время этот метод назывался по-разному, кормлением, стяжательством, но сама суть остается неизменной. Если углубиться в историю России, то станет понятно, что проблема коррупции присутствовала всегда. Иоанн IV Грозный, Петр I, Екатерина II Великая - все они видели в коррупции зло, но искоренить данную проблему им не удалось, как и не удалось решить это в наши дни. Само понятие «взяточничество» плотно закрепилось в сознании людей с человеком, который заведует заветной печатью, обладает должными полномочиями, чтобы подписать нужную бумагу.
Сама по себе проблема взяточничества - это одна из глобальных проблем современности, с которой сталкиваются, в большей или меньшей степени, многие государства, а в капиталистических странах взяточничеству может быть подвержен весь государственный аппарат.
Взяточничество, как один из видов коррупции, наносит серьезный урон нормальному функционированию государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, интересам граждан и организациям в целом. Данный вид преступления, отрицательно влияет на развитие общества и формирование правового социального и справедливого государства.
Согласно данным международной неправительственной организации Transparency International (TI) Российская Федерация в 2017 году набрала 29 баллов из 100 возможных в Индексе восприятия коррупции (Corruption perception index), такое же количество баллов набрали Доминиканская Республика, Гондурас, Киргизия, Лаос, Мексика, Папуа — Новая Гвинея и Парагвай. Это свидетельствует обнародованное организацией исследование. Перечисленные страны делят с Россией 135-ю строчку из 180 в рейтинге наименее коррумпированных государств. В релизе Transparency отмечается, что уже третий год подряд Россия набирает в индексе 29 баллов, в то же время ухудшилось положение страны в рейтинге: по итогам 2015 года она занимала 119-ю строчку, а по итогам 2016 года — 131-ю.1. А согласно новой информации от данной организации, в 2018 году Российская Федерация заняла 138-ю строчку в Индексе восприятия коррупции, набрав 28 баллов, что свидетельствует о том, что в нашей стране борьба с коррупцией осуществляется лишь формально в указах Президента и в распоряжениях Правительства, оставаясь при этом на уровне третьих стран, и не удивительно, если последний указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» не даст прогресса в этой сфере.
Как указывается выше, Российская Федерация опустилась на 3 строчки в индексе восприятия коррупции. На сайте Центрального Банка Российской Федерации в разделе «Противодействие коррупции» есть 20 указов Президента РФ «О противодействии коррупции», которые были изданы с 2009 года, и за этот период времени Российская Федерация не смогла подняться выше 127 строчки в индексе восприятия коррупции. О чем это может говорить? Только лишь о том, что указы Президента РФ не выполняются. Все громкие дела по получению и даче взяток лишь формальность, чтобы показать, что в нашей стране идет «серьезная» борьба с коррупцией.
Также хочу отметить, что сам факт борьбы с коррупцией в нашей стране, это лишь признак лицемерия к гражданам. Помимо невыполнения указов Президента РФ, на взяточничестве «ловят» начальников управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Государственный служащий, призванный бороться с фактами проявления коррупции, сам обвиняется в вымогательстве взятки. И сколько еще таких государственных служащих?
Коррупция разлагает функционирование государственного аппарата. Это ведет в итоге к тому, что граждане перестают доверять избранной власти. В сознании граждан уже укрепилось, что взятками можно решить многие важные, насущные для них проблемы. Я считаю, что это не может считаться нормальным. Коррупция является одной из причин социально-экономической нестабильности в современной России. Например, проблемы в сфере образования и медицины, в правоохранительных органах и в судебной системе, от устройства в детский сад и до приобретения оружия и так далее. Президент Д.А. Медведев в 2008 году во «Вступительном слове на совещании по проблемам противодействия коррупции», ясно дал понять: «Очевидно, что коррупция - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься».
Если рассмотреть области распространения взяточничества в нашей стране, можно увидеть, что они охватывают, абсолютно все сферы жизни граждан. К таким сферам относятся:
• торговые сети: включает в себя уплату производителями товаров своеобразной регулярной «дани» сотрудникам торговой сети за прием товара на реализацию. В конечном итоге, эта «дань» включается в стоимость товара и оплачивается покупателем, способствует росту цен и инфляции.
• авиакомпании: их менеджеры получают «откаты» (взятки) от представителей западных авиастроительных предприятий за приобретение новых зарубежных самолётов и за отказ от приобретения техники российского производства.
• таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто наличие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей;
• налоговые органы: не взимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; не проведение контрольных мероприятий; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;
• правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;
• бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих
документов; создание аффилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов;
• борьба с коррупцией: иногда является прикрытием для воровства средств, выделенных на её реализацию;
• учебные заведения: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменации; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний.
• «политический рэкет» — политические силы организуют акции протеста против действий предпринимателей, затем вымогают с предпринимателей взятки за прекращение этих акций протеста.
Все перечисленные проблемы выше от фактов взяточничества ухудшают положение граждан в стране - это есть актуальность мной выбранной темы.
В данной работе я изучу и проанализирую личность взяточников, способы совершения преступления, их сокрытия, а также все следственные действия, которые должны проводиться с целью расследования преступления.
Цель данной работы определить, криминалистическую характеристику взяточничества, методику ее расследования, а также изучить типичные следственные действия при расследовании данного преступления.
Сама по себе проблема взяточничества - это одна из глобальных проблем современности, с которой сталкиваются, в большей или меньшей степени, многие государства, а в капиталистических странах взяточничеству может быть подвержен весь государственный аппарат.
Взяточничество, как один из видов коррупции, наносит серьезный урон нормальному функционированию государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, интересам граждан и организациям в целом. Данный вид преступления, отрицательно влияет на развитие общества и формирование правового социального и справедливого государства.
Согласно данным международной неправительственной организации Transparency International (TI) Российская Федерация в 2017 году набрала 29 баллов из 100 возможных в Индексе восприятия коррупции (Corruption perception index), такое же количество баллов набрали Доминиканская Республика, Гондурас, Киргизия, Лаос, Мексика, Папуа — Новая Гвинея и Парагвай. Это свидетельствует обнародованное организацией исследование. Перечисленные страны делят с Россией 135-ю строчку из 180 в рейтинге наименее коррумпированных государств. В релизе Transparency отмечается, что уже третий год подряд Россия набирает в индексе 29 баллов, в то же время ухудшилось положение страны в рейтинге: по итогам 2015 года она занимала 119-ю строчку, а по итогам 2016 года — 131-ю.1. А согласно новой информации от данной организации, в 2018 году Российская Федерация заняла 138-ю строчку в Индексе восприятия коррупции, набрав 28 баллов, что свидетельствует о том, что в нашей стране борьба с коррупцией осуществляется лишь формально в указах Президента и в распоряжениях Правительства, оставаясь при этом на уровне третьих стран, и не удивительно, если последний указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» не даст прогресса в этой сфере.
Как указывается выше, Российская Федерация опустилась на 3 строчки в индексе восприятия коррупции. На сайте Центрального Банка Российской Федерации в разделе «Противодействие коррупции» есть 20 указов Президента РФ «О противодействии коррупции», которые были изданы с 2009 года, и за этот период времени Российская Федерация не смогла подняться выше 127 строчки в индексе восприятия коррупции. О чем это может говорить? Только лишь о том, что указы Президента РФ не выполняются. Все громкие дела по получению и даче взяток лишь формальность, чтобы показать, что в нашей стране идет «серьезная» борьба с коррупцией.
Также хочу отметить, что сам факт борьбы с коррупцией в нашей стране, это лишь признак лицемерия к гражданам. Помимо невыполнения указов Президента РФ, на взяточничестве «ловят» начальников управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Государственный служащий, призванный бороться с фактами проявления коррупции, сам обвиняется в вымогательстве взятки. И сколько еще таких государственных служащих?
Коррупция разлагает функционирование государственного аппарата. Это ведет в итоге к тому, что граждане перестают доверять избранной власти. В сознании граждан уже укрепилось, что взятками можно решить многие важные, насущные для них проблемы. Я считаю, что это не может считаться нормальным. Коррупция является одной из причин социально-экономической нестабильности в современной России. Например, проблемы в сфере образования и медицины, в правоохранительных органах и в судебной системе, от устройства в детский сад и до приобретения оружия и так далее. Президент Д.А. Медведев в 2008 году во «Вступительном слове на совещании по проблемам противодействия коррупции», ясно дал понять: «Очевидно, что коррупция - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься».
Если рассмотреть области распространения взяточничества в нашей стране, можно увидеть, что они охватывают, абсолютно все сферы жизни граждан. К таким сферам относятся:
• торговые сети: включает в себя уплату производителями товаров своеобразной регулярной «дани» сотрудникам торговой сети за прием товара на реализацию. В конечном итоге, эта «дань» включается в стоимость товара и оплачивается покупателем, способствует росту цен и инфляции.
• авиакомпании: их менеджеры получают «откаты» (взятки) от представителей западных авиастроительных предприятий за приобретение новых зарубежных самолётов и за отказ от приобретения техники российского производства.
• таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто наличие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей;
• налоговые органы: не взимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; не проведение контрольных мероприятий; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;
• правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;
• бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих
документов; создание аффилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов;
• борьба с коррупцией: иногда является прикрытием для воровства средств, выделенных на её реализацию;
• учебные заведения: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменации; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний.
• «политический рэкет» — политические силы организуют акции протеста против действий предпринимателей, затем вымогают с предпринимателей взятки за прекращение этих акций протеста.
Все перечисленные проблемы выше от фактов взяточничества ухудшают положение граждан в стране - это есть актуальность мной выбранной темы.
В данной работе я изучу и проанализирую личность взяточников, способы совершения преступления, их сокрытия, а также все следственные действия, которые должны проводиться с целью расследования преступления.
Цель данной работы определить, криминалистическую характеристику взяточничества, методику ее расследования, а также изучить типичные следственные действия при расследовании данного преступления.
В своей дипломной работе я описал основные методики, которыми должен руководствоваться следователь при расследовании взяточничества, а также криминалистическую характеристику данного преступления. Как указано в моей работе, данное преступление характеризуется своей латентностью, которая может превышать официальные статистические показатели более чем в 300 раз. Связано это с тем, что субъекты данного преступления, а именно взяткополучатель и взяткодатель, зачастую завуалированными способами, которые описаны в соответствующем параграфе, передачи предмета взяточничества, пытаются скрыть данный факт преступного деяния.
Также причиной такой сверхлатентности данного преступления является тот факт, что взяткополучатели - это должностные лица, в 98 % случаях имеющие высшее образование. Они обладают высокими интеллектуальными способностями, волевыми качествами, а также их не пугает факт того, что из-за незаконного получения денежных средств они могут на несколько лет «сесть за решетку».
При расследовании взяточничества, следователь вместе с оперативниками, которые непосредственно участвуют в задержании участников преступления, должен учитывать специфику личности взяткополучателя, поскольку именно психологический аспект, опыт, а также, что немаловажно, большие связи подозреваемого с правоохранительными органами могут оказать влияние на расследование преступления.
Помимо вышесказанного, следователь обязан должным образом обратить внимание на место и время совершения преступления, учесть всю обстановку помещения при следственных действиях, внимательно изучить документацию, которая находится, как правило, на рабочем месте задержанного. Это нужно для того, чтобы установить факты получения предмета взятки, установить, не было ли еще фактов приема-передачи денежных средств, а также для усиления доказательственной базы для судебного разбирательства. В данных документациях следователь должен обращать внимание на время совершения тех или иных действий, которые могут быть причастны к преступным деяниям.
При расследовании преступления следователь должен должным образом взаимодействовать с органами дознания. Следователь является руководителем всего процесса расследования взяточничества, он должен выстроить четкую работу оперативников, давать правильные и нужные для установления истины указания.
В ходе следственных действий, следователь должен установить полную картину процесса получения предмета взяточничества взяткополучателем. Для этого он проводит допрос, осмотр места происшествия, обыск, выемку, очную ставку и различные судебные экспертизы. При допросе, следователь, как описано выше, должен понимать весь психологический аспект подозреваемого, изучить его биографию, а также обратить особое внимание на должностной статус лица. При осмотре места происшествия, обыске и выемке следователь должен изучить внимательно все помещение, где по версии следствия происходил прием передачи предмета взяточничества, а также, где должностное лицо может скрывать предмет взяточничества. Очную ставку нужно проводить только в том случае, если возникли серьезные разногласия между показаниями участников преступления в ходе допроса.
Как я указывал, взяточничество в нашей стране остается одним из самых действенных способов решения многих проблем. В своей работе, я описывал лишь действия, которые направлены на расследование взяточничества, если же рассуждать о борьбе со взяточничеством, то я думаю, что она будет еще долгое время оставаться такой же притворной. Можно принимать большое количество федеральных законов, постановлений Правительства, указов Президента о долгосрочных перспективах борьбы с коррупцией, но официальный рейтинг коррумпированности все показывает так, как есть. Думаю, что нет ни одного человека, который бы не слышал о фактах передачи взяточничества от своих знакомых в нашей стране, и это остается одной из главных проблем. Взяточничество разъедает абсолютно все сферы общества, что в конечном итоге, в совокупности с другими факторами ненадлежащего поведения должностных лиц, проявляется в различных проблемах и трагедиях.
Также причиной такой сверхлатентности данного преступления является тот факт, что взяткополучатели - это должностные лица, в 98 % случаях имеющие высшее образование. Они обладают высокими интеллектуальными способностями, волевыми качествами, а также их не пугает факт того, что из-за незаконного получения денежных средств они могут на несколько лет «сесть за решетку».
При расследовании взяточничества, следователь вместе с оперативниками, которые непосредственно участвуют в задержании участников преступления, должен учитывать специфику личности взяткополучателя, поскольку именно психологический аспект, опыт, а также, что немаловажно, большие связи подозреваемого с правоохранительными органами могут оказать влияние на расследование преступления.
Помимо вышесказанного, следователь обязан должным образом обратить внимание на место и время совершения преступления, учесть всю обстановку помещения при следственных действиях, внимательно изучить документацию, которая находится, как правило, на рабочем месте задержанного. Это нужно для того, чтобы установить факты получения предмета взятки, установить, не было ли еще фактов приема-передачи денежных средств, а также для усиления доказательственной базы для судебного разбирательства. В данных документациях следователь должен обращать внимание на время совершения тех или иных действий, которые могут быть причастны к преступным деяниям.
При расследовании преступления следователь должен должным образом взаимодействовать с органами дознания. Следователь является руководителем всего процесса расследования взяточничества, он должен выстроить четкую работу оперативников, давать правильные и нужные для установления истины указания.
В ходе следственных действий, следователь должен установить полную картину процесса получения предмета взяточничества взяткополучателем. Для этого он проводит допрос, осмотр места происшествия, обыск, выемку, очную ставку и различные судебные экспертизы. При допросе, следователь, как описано выше, должен понимать весь психологический аспект подозреваемого, изучить его биографию, а также обратить особое внимание на должностной статус лица. При осмотре места происшествия, обыске и выемке следователь должен изучить внимательно все помещение, где по версии следствия происходил прием передачи предмета взяточничества, а также, где должностное лицо может скрывать предмет взяточничества. Очную ставку нужно проводить только в том случае, если возникли серьезные разногласия между показаниями участников преступления в ходе допроса.
Как я указывал, взяточничество в нашей стране остается одним из самых действенных способов решения многих проблем. В своей работе, я описывал лишь действия, которые направлены на расследование взяточничества, если же рассуждать о борьбе со взяточничеством, то я думаю, что она будет еще долгое время оставаться такой же притворной. Можно принимать большое количество федеральных законов, постановлений Правительства, указов Президента о долгосрочных перспективах борьбы с коррупцией, но официальный рейтинг коррумпированности все показывает так, как есть. Думаю, что нет ни одного человека, который бы не слышал о фактах передачи взяточничества от своих знакомых в нашей стране, и это остается одной из главных проблем. Взяточничество разъедает абсолютно все сферы общества, что в конечном итоге, в совокупности с другими факторами ненадлежащего поведения должностных лиц, проявляется в различных проблемах и трагедиях.
Подобные работы
- Расследование взяточничества
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Методика расследования взяточничества
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Особенности методики расследования взяточничества
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2017 - Методика расследования дачи и получения взятки
Курсовые работы, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2023 - Особенности первоначального этапа расследования взяточничества
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ прокурором материалов уголовного дела о взяточничестве, поступивших с обвинительным заключением
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2018 - Взяточничество: понятие, признаки, виды, вопросы квалификации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Процессуальные особенности расследования преступлений коррупционной направленности, совершенных должностными лицами и лицами, обладающими особым правовым статусом
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



