Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №34937

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы40
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
676
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕМНОПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Исторические данные становления дизайн-образования в России 6
1.2 Объемно-пространственное мышление в сфере дизайн-образования 11
1.3 Макетирование как средство формирования объемнопространственного мышления обучающихся 13
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕМНОПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ МАКЕТИРОВАНИЯ 16
2.1 Разработка план-конспекта урока по макетированию архитектурных
сооружений 16
2.2 Апробация план-конспекта урока по макетированию архитектурных
сооружений 19
Выводы по второй главе 20
ГЛАВА III ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО МАКЕТА 22
3.1 Вычисление данных и подготовка необходимых чертежей 22
для создания макета 22
3.2 Технологическая последовательность создания архитектурного
макета 23
Выводы по третьей главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36


Современный этап развития российского общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной подготовки выпускников, как высших учебных заведений, так и средних профессиональных, одним из главным показателем
которых выступает такое личностное качество, как профессиональная компетентность, характеризующаяся совокупностью специальных знаний и умений необходимых для решения профессиональных задач. Профессиональная компетентность
является целью и результатом во вновь разработанных ФГОС СПО по различным
направлениям подготовки студентов. Вследствие этого в настоящее время существует социальный заказ на формирование профессиональной компетентности
специалистов. Не исключением является и направление подготовки 072500 «Дизайн». Необходимость профессиональной компетентности у выпускников колледжа требует и работодатель, и потребитель, и сам будущий профессионалдизайнер.
Ориентация дизайна в современном социокультурном пространстве на различные компоненты материальной и духовной культуры общества предъявляет
высокие требования к деятельности специалиста-дизайнера, которая направлена
на гармонизацию с окружающей средой. Основной задачей на этом пути является
проектирование элементов предметно-пространственной среды.
Главную роль в постижении профессии дизайна и воспроизводстве профессиональных компетенций играет профессиональное дизайн-образование, готовящее квалифицированных специалистов разных направлений дизайна. Одним из
основных методов в дизайн-образовании, способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей
работы в качестве специалистов-дизайнеров, является макетирование. По определениям теоретиков и практиков дизайна, макетирование в дизайн-образовании
есть специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью. Итоговым результатом художественно-дизайнерской4
разработки выступает рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемно-пространственная
композиция - макет. Кроме того, объемно-пространственный объект способствует
развитию объемно-пространственного мышления, овладению различными материалами и композиционным мастерством, накоплению основных профессиональных умений, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса –
необходимых компонентов успешной профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров. В этой связи объемно-пространственная композиция рассматривается нами в качестве одного из средств формирования объемнопространственного мышления будущих дизайнеров.
Тематика объемно-пространственного мышления рассматривалась в пособиях и методиках А.В. Степанова, В.Ф. Кринского, И.В. Ламцова, Г.Н. Любимовой,
О.Л. Голубевой, В.Б. Устина, Г.Л. Леденевой и др.
Большое количество работ, посвященных проблеме объемнопространственного мышления у специалистов различных сфер деятельности, свидетельствует об интересе ученых к данной проблеме. Но, несмотря на обширность
научных исследований по проблеме формирования объемно-пространственного
мышления, а также успехи, достигнутые в её решении, эта тема остаётся актуальной.
Таким образом была определена тема нашего исследования: «Формирование
объемно-пространственного мышления обучающихся средствами дизайнобразования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние макетирования на качество процесса формирования объемнопространственного мышления обучающихся.
Объект исследования: процесс формирования объемно-пространственного
мышления обучающихся в дизайн-образовании.
Предмет исследования: макетирование как фактор эффективного формирования объемно-пространственного мышления обучающихся в дизайнобразовании. .5
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1. Изучить историю становления и развития дизайн-образования, раскрыть
сущность и содержание объемно-пространственного мышления обучающихся,
выявить специфику в рамках предмета исследования.
2. Разработать и экспериментально проверить эффективность макетирования
в формировании объемно-пространственного мышления на уроке по макетированию;
4. Выполнить заказ макета храма иконы Божией Матери «Умиление», находящийся в городе Чистополь, приложить технологическую последовательность
выполнения работы.
Гипотеза исследования полагает, что внедрение в процесс обучения студентов план-конспекта по макетированию архитектурных сооружений будет способствовать эффективному формированию объемно-пространственного мышления.
Методы исследования:
 теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования;
 эмпирические: разработка план-конспекта и его апробация в колледже культуры искусств, технологическая последовательность выполнения макета;
 практические.
Практическая значимость исследования: дидактическое сопровождение
урока по макетированию архитектурных сооружений, демонстрационный стенд
по сохранению и возрождению художественных ценностей и патриотизма малой
родины средствами макетирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования являлось изучение теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния макетирования на качество процесса формирования объемно-пространственного мышления обучающихся.
В результате проделанной работы были достигнуты задачи исследования:
1. Изучение истории становления и развития дизайн-образования, раскрытие
сущности и содержание объемно-пространственного мышления обучающихся,
выявление специфики в рамках предмета исследования.
2. Разработка и экспериментальная проверка эффективности макетирования в
формировании объемно-пространственного мышления на уроке по макетированию;
4. Выполнение заказа макета храма иконы Божией Матери «Умиление»,
находящийся в городе Чистополь, приложение технологической последовательности выполнения работы.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных исследований, результатов изучения практики работы преподавателей, а также анализ результатов собственной педагогической деятельности позволил подтвердить
выдвинутую гипотезу исследования о том, что внедрение в процесс обучения студентов план-конспекта по макетированию архитектурных сооружений будет способствовать эффективному формированию объемно-пространственного мышления.


Аронова, А. А., Дизайнерское образование. История. Теория. Практика / А.
А. Аронова, В. Ф. Сидоренко. – М.: Европа, 2017. – 279 с.
2. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учеб. для уч. нач. проф. учеб. завед. / С. Е. Беляева. – 2-е изд. – М.:
Издательский центр «Академия», 2016. – 295 с.
3. Блашкевич, Р. А. СГХМ-ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Архитектурные школы
Москвы. Исторические данные. / Р. А. Блашкевич, Л. В. Иванова-Вэн. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 341 с.
4. Варнакова, А. А. Пространственное мышление и его место в нашей жизни
[Электронный ресурс] / А. А. Варнакова // Психология о мышлении. – 2018. –
Режим доступа: https://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/prostranstvennoemyshlenie.html.
5. Василенко, А. В. Моделирование как средство развития пространственного
мышления [Электронный ресурс] / А. В. Василенко // Преподаватель ХХI век. –
2016. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/modelirovanie-kaksredstvo-razvitiya-prostranstvennogo-myshleniya.
6. Вержбицкая, С. В. Развитие объемно-пространственного мышления у будущих архитекторов и дизайнеров через рисование геометрических форм [Электронный ресурс] / С. В. Вержбицкая // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования. – 2019. – № 22. – Режим доступа:
https://sibac.info/archive/meghdis/22.
7. Глазычев, В. Л. О дизайне: дизайн как он есть / В. Л. Глазычев. – М.: Европа, 2014. – 320 с.
8. Грашин, А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной
среды: учеб. пособ. / А. А. Грашин. – М.: Архитектура-С, 2015. – 232 с.
9. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых
компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 1. – С. 17-24.37
10. Джонс, Дж. К. Методы проектирования: пер. с англ. / Дж. К. Джонс. – 2-е
изд., доп. – М.: Мир, 2016. – 64 с.
11. Донцова, Т. Б. Методика развития объемно-пространственного мышления у
студентов среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Т. Б.
Донцова // Справочно-информационный интернет-портал ВУЗЛИТ.РУ, 2019. –
Режим доступа: https://vuzlit.ru/774096/metodika_razvitiya_obemno
_prostranstvennogo myshleniya_studentov_srednego_professionalnogo_obrazovaniya.
12. Ефимов, А. С. Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов / А. С. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2016. – 279 с.
13. Жадова, Л. С. ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН. Страницы истории [Электронный ресурс] / Л. С. Жадова // Лавка старины. – 2019. – Режим доступа:
https://www.dvaveka.ru/ctati/vkhutyemas--vkhutyein-stranitsy-istorii/.
14. Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами / Д. Жак // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению:
сборник рефератов по дидактике высшей школы, центр проблем развития образования. – М.: Пропилеи, 2015. – С. 121 – 140.
15. Заёнчик, В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности предметной среды и дизайна: учеб. для студ. вузов / В. М. Заёнчик, А. А. Карачёв, В. Е.
Шмелёв. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
16. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе / А. М. Зуев // Основы безопасности жизни. – 2014. – № 1. – С. 36-41.
17. Игнатычев, Д. А. Основы макетирования. Архитектурное и техническое
моделирование [Электронный ресурс] / Д. А. Игнатычев // Моделист – Путь к мастерству. – 2019. – Режим доступа: http://globaltao.com/.
18. Калмыкова, Н. В. Макетирование / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. –
М.: Архитектура-С, 2014. – 92 с.
19. Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория: учеб. пособ. для студ. архитектурн. и дизайнерских спец. / Н. А. Ковешникова. – 3-е изд. – М.: Омега-Л,
2017. – 224 с.38
20. Козлова, Г. В. Становление дизайнерского образования [Электронный ресурс] / Г. В. Козлова // История. – 2017. – Режим доступа: https://scicenter.
online/stanovlenie-dizaynerskogo-obrazovaniya-100508.html.
21. Короев, Ю. И. Начертательная геометрия: учебник / Ю. И. Короев. – М.:
КноРус, 2013. – 432 с.
22. Крижановская, Н. Я. Основы ландшафтного дизайна / Н. Я. Крижановская.
– Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 204 с.
23. Кшеминский, Г. П. Пространственное мышление [Электронный ресурс] / Г.
П. Кшеминский // Блог о саморазвитии. – 2018. – Режим доступа: https://4brain.
ru/blog/пространственное-мышление/.
24. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов
вузов / Г. М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. – 144 с.
25. Михайлов, С. М. История дизайна. / С. М. Михайлов. – М.: Союз Дизайнеров, 2015. – 355 с.
26. Михайлов, С. М. Основы дизайна / С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева. – М.:
Дизайн-Квартал, 2016. – 271 с.
27. Нехуженко, Н. А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной
архитектуры: учеб. пособие для вузов / Н. А. Нехуженко. – СПб.: Питер, 2014. –
192 c.
28. Нешумов, Б. В. Художественное проектирование: учеб. пособие для студ.
пед. институтов / Б. В. Нешумов, Г. Б. Щедрин, Р. П. Минервин. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.
29. Перелыгина, Е. Н. Макетирование: учеб. пособие для студентов по направлению подгот. 250700 – Ландшафт. архитектура; специальности 250203 – Садовопарковое и ландшафт. стр-во / Е. Н. Перелыгина. – Воронеж: издательский дом
ВГУ, 2010. – 112 с.
30. Попов, А. В. Моделирование и макетирование как развитие объёмнопространственного мышления [Электронный ресурс] / А. В. Попов // Блог Мультиурок. – 2019. – Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/popovizo/blog/39
modielirovaniie-i-makietirovaniie-kak-razvitiie-obiomno-prostranstviennoghomyshlieniia/.
31. Развитие и проблемы современного образования по дизайну в России
[Электронный ресурс] / Под ред. М. Л. Маркевича – М.: Справочноинформационный интернет-портал СТУДВУД.РУ, 2019. – Режим доступа:
https://studwood.ru/1667382/pedagogika/razvitie_problemy_sovremennogo_obrazovani
ya_dizaynu_rossii.
32. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие / В. Ф.
Рунге, В. В. Сеньковский. – М.: МЗ Пресс, 2015. – 368 с.
33. Сазонова, Е. А. Проектирование: уч. пособ. / Е. А. Сазонова, В. Ф. Ахадуллина. – Уфа: БГПУ, 2017. – 156 с.
34. Саблин, Е. Ф. Макетирование как средство формирования пространственного мышления будущих дизайнеров [Электронный ресурс] / Е. Ф. Саблин //
Справочно-информационный интернет-портал МОЙУНИВЕР.РУ, 2019. – Режим
доступа: http://moyuniver.net/ maketirovanie-kak-sredstvo-formirovaniyaprostranstvennogo-myshleniya-budushhix-dizajnerov/.
35. Столярова, Т. А. Архитектурное оригами. 26 моделей в технике pop-up / Т.
А. Столярова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2014. – 80 с.
36. Тимофеев, Г. С. Дизайн среды / Г. С. Тимофеев, Е. В. Тимофеева. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2014. – 320 с.
37. Холмянский, Л. И. Дизайн: книга для учащихся / Л. И. Холмянский. – М.:
Просвещение, 2016. – 410 с.
38. Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории
/ В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2016. – 296 с.
39. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учеб. пособ. / В.
Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2015. – 160 с.
40. Щеглов, А. В. Развитие пространственного мышления студентов средствами наглядности в дизайн-образовании [Электронный ресурс] / А. В. Щеглов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, 2017. – №3. – Режим доступа:40
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-prostranstvennogo-myshleniya-studentovsredstvami-naglyadnosti-v-dizayn-obrazovanii.
41. Якиманская, А. П. Формирование пространственного мышления школьников: учеб. пос. / А. П. Якиманская. – СПб.: Питер, 2015. – 272 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ