Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие цифровых компетенций у обучающихся профессиональной образовательной организации (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б.Васильева»)

Работа №34935

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
895
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие и цели цифровых компетенций в образовании 8
1.2 Факторы, критерии и показатели развития цифровых компетенций и
информационной культуры у обучающихся профессиональной образовательной организации 22
1.3 Современные технологии для развития цифровых компетенций у
обучающихся в образовательной среде 30
2 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ Л.Б. ВАСИЛЬЕВА» 44
2.1 Общая характеристика ГАПОУ «Камский государственный
автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева» 44
2.2 Оценка развития цифровых компетенций у обучающихся
профессиональной образовательной организации на примере Камского
Государственного Автомеханического Техникума 53
2.3 Проблемы повышения уровня развития цифровых компетенций в
профессиональной образовательной организации на примере ГАПОУ «Камский государственный Автомеханический техникум им. Л.Б. Васильева» 62
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 68
3.1 Рекомендации и мероприятия по повышению уровня развития цифровых компетенций в профессиональной образовательной организации на Л.Б. Васильева» 68
3.2 Предполагаемый эффект от повышения уровня развития цифровых компетенций в профессиональной образовательной организации на развитие страны 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 91



В современном обществе все большее влияние и актуальность приобретают информационные технологии и процессы, связанные с ними, такие как: сбор, хранение, обработка, предоставление, распространение информации, а также способы их осуществления. Тенденции развития информационных технологий не обошли стороной и образование.
На сегодняшний день назревает чёткая необходимость в разработке эффективных методик по использованию средств, предоставляемых нам информационными технологиями, в преподавании, что позволит улучшить усвояемость обучающимися учебного материала и качественно отразится на повседневной жизни.
Можно с уверенностью сказать, что то, каким человек был в начале процесса его обучения и каким стал к моменту выпуска, существенно влияет на уверенность в выборе профессии и его социальные ожидания. Именно для этого и необходимо объяснять обучающимся на раннем этапе важность способности идентифицирования потребности в информации, навыках эффективного нахождения, оценке и использованию информации, что и подразумевают под собой словосочетания «цифровые компетенции», «компьютерная грамотность», изучению которых и была посвящена данная работа. Для того, чтобы развивать перечисленные способности, преподаватель старается приучить своих учеников к тому, чтобы они развивали потребность в понимании цифровых компетенций и осознавали их важность не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни [26, с. 320].
В 50-60-х годах XX века начали происходить активные процессы внедрения вычислительной техники и электронных средств в подготовку студентов, которые предполагали развитие алгоритмического стиля мышления.
Компьютеризация образования, характеризуемая, в первую очередь, диалоговым взаимодействием человека с компьютером, связана с внедрением более мощной техники в 70-90-х годах XX века.
На современном же этапе информатизации образования стало возможным максимально облегчить процесс обучения, внедрив в него блага современных информационных технологий, что позволяет сделать вывод о том, что обучение пониманию цифровых компетенций является необходимостью, важность которой очень сложно переоценить.
Актуальность исследуемой темы определена решительной необходимостью в четком определении и изучении цифровых компетенций, а также важность их применения в профессиональных образовательных организациях с целью повышения качества образования.
Объектом данного исследования является ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева» в г. Набережные Челны.
Предметом исследования являются условия развития цифровых компетенций у обучающихся и методы их усовершенствования.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ развития цифровых компетенций в процессе обучения на примере ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию цифровых компетенций, а также определить цели и задачи цифровых компетенций в образовании;
2. Раскрыть факторы, критерии и показатели развития цифровых компетенций;
3. Проанализировать развитие цифровых компетенций у обучающихся ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева»;
4. Предложить рекомендации и мероприятия по повышению уровня развития цифровых компетенций у обучающихся ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева».
Практическая часть проводилась на базе Камского Государственного Автомеханического Техникума имени Л.Б. Васильева.
Методы исследования: анализ литературы, абстрактно-логический, сравнение и обобщение.
Результаты работы были апробированы на X Всероссийской научнопрактической конференции аспирантов, студентов и школьников «Экономические аспекты регионального развития: история и современность» [6].
В работе рассмотрены такие понятия, как «цифровые компетенции», «компьютерная грамотность» и были использованы труды таких авторов как: Гриценко В.И. [14], Кудрявцева С.П. [23], Косиненко Н.С. [22], Гончаров В. А. [13], Голубенко Н.Б. [11], Ивасенко А. Г. [17], Тельнов Ф.Ю. [37], Советов Б.Я. [36] и др.
Гриценко В.И. были рассмотрены вопросы информационно-коммуникационных технологий; Кудрявцевой С.П. были выведены определения компьютерной грамотности; Косиненко Н.С. в своем кратком курсе рассматривал информационные системы в экономике; Гончаровым В.А. были рассмотрены методы оптимизации образовательного процесса, которые способны привести к по повышению уровня развития цифровых компетенций у обучающихся; Голубенко Н.Б. и Ивасенко А.Г. внесли вклад в изучение новых концепций цифровых компетенций, а также информационных технологий; Тельновым Ф.Ю. и Советовым Б.Я. были рассмотрены информационные системы и технологии.
Практическая значимость заключается в том, что без воздействия на мотивы обучения студентов процесс обучения будет носить строго формальный характер, так как педагог не всегда в состоянии заинтересовать своих учеников лишь только предметом, который он преподает. Данный процесс преподавания будет удручающим и однообразным, как и для преподавателя, так и для обучаемых. Важность внедрения цифровых технологий в работу педагога в XXI
веке переоценить невозможно, так как, зачастую, именно трудности общения с молодым поколением и определяют отношение студентов к педагогам и предмету, который они преподают.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении были определены актуальность, объект, предмет, цель, задачи, а также представлены методы исследования, предназначенные для данной работы. В первой главе рассмотрены теоретические основы цифровых компетенций и грамотности; сформулированы факторы, критерии и показатели цифровых компетенций. Во второй главе была дана общая характеристика ГАПОУ «Камский Государственный Автомеханический Техникум имени Л.Б. Васильева»; проведен анализ современного состояния уровня цифровых компетенций и их влияния на активность студентов во время занятий на базе ГАПОУ «Камский Государственный Автомеханический Техникум имени Л.Б. Васильева»; были выявлены проблемы повышения уровня развития цифровых компетенций. В третьей главе выявлен перечень проблем, с которым сталкиваются образовательные учреждения при попытке цифровизации образовательного процесса, а также рекомендации по избеганию перечисленных проблем. Также рассмотрен предположительный эффект, который будет оказан на развитие страны при правильной интеграции современных цифровых технологий в процесс обучения.
В заключении был подведен общий итог развития цифровых компетенций у обучающихся профессиональной образовательной организации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В мире информационного общества и общества знаний заключается будущее современного человека. Его главнейшими характеристиками является то, что [29, с. 72]:
- информация и знания становятся ключевой преобразующей силой общества;
- цикл обновления технологий идет быстрее темпов смены поколений;
- нескончаемое образование и, если это необходимо, способность к переквалификации служат условием успеха личности;
- жизнь человека находится в зависимости от умений вовремя находить, получать, адекватно воспринимать и правильно использовать полученную информацию.
В это же время информационное общество подвергается множеству рисков. Стремительно развивающиеся потоки информации создают риск того, что необходимая информация будет утеряна из-за короткого срока эксплуатации используемых носителей информации.
В условиях колоссальных объёмов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации, именно поэтому необходимость освоения цифровыми компетенциями переоценить невозможно.
Формировать информационную культуру следует постепенно, учитывая возраст обучаемых, применять вариативные средства для развития их мышления. Необходимо уделять внимание формированию информационного мировоззрения, основываясь на культуре диалога, культуре работы с информацией, культуре мышления, культуре аргументации и пр. Решение такой трудной задачи, как формирование личности активного члена информационного общества невозможно без постоянного усовершенствования подходов к формированию ИКГ для разных возрастных категорий [39, с. 129].
В условиях современного общества невозможно научить всему на всю жизнь, поэтому параллельной задачей для каждого педагога есть непрерывное самообразование, а также подготовка обучаемых к непрерывному образованию. Именно поэтому на первый план выходят технологии, способствующие получению знания, воспитанию критического творческого мышления, в том числе и овладению информационно-компьютерной грамотностью, что помогает получать непрерывное образование специалистам любой отрасли.
Опережающий характер системы образования, который обеспечивает единство общего и профессионального развития специалиста, является основной тенденцией системы образования на данном этапе. Гуманитаризация и информатизация воспитательно-образовательного процесса, использование современных педагогических и компьютерных технологий - важнейшее средство решения этой задачи.
Компьютерная грамотность - один из показателей соответствия уровня образования современным требованиям.
Современные информационные технологии не только дают доступ к почти неограниченному количеству информации, но и помогают осуществлять ее аналитическую обработку. Мы можем сделать вывод, что они представляют собой одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности и в синтезе с традиционными технологиями, методами и средствами, создают условия для обучения грамотного специалиста в любой области.
Цифровые компетенции предполагают не только изучение информационной технологии, т. е., не ограничивается чисто техническим подходом. Важно создать условия для формирования у людей новых, современных представлений о роли информации и информационных процессов в природе, чтобы они могли ориентироваться в огромном океане информации, и помочь усвоить правила работы с самой разнообразной информацией.
В ходе подробного изучения материалов по теме также представилось возможным дать следующее определение цифровым компетенциям, которое выглядит следующим образом: цифровые компетенции - наличие знаний и умений для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения определенной проблемы; для эффективного поиска информации, ее интерпретации и анализа, оценки достоверности, в том числе соблюдение этической нормы и правил использования полученной информации; для передачи информации и представления результатов ее анализа другим специалистам в удобном для них виде; для использования информации при достижении необходимых результатов, в том числе для получения новых знаний.
Была показана необходимость для 3-4 курсов обучения в более глубоком изучении культуры алгоритмов обучающихся посредством внедрения таких технологических компонентов, как навык обращения с электронновычислительными машинами, познание работы и принципов устройства, а также роли электронно-вычислительных машин в современном обществе, так как по выпуску из техникума они будут более востребованными специалистами.
Развивая информационные технологии происходит стимулирование новой системы образования, которая в будущем будет в состоянии поставлять миллионам людей различного характера услуги в сфере образования. Исходя из того, что со временем технологии будут становиться более доступными, а интеллектуальный ресурс страны будет сильно увеличен, можно сделать вывод о том, что использование инновационных технологий в обучении необходимо рассматривать как решение важнейшего характера, которое ориентировано на формирование и установление более прогрессивной образовательной системы.



1. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 32. - Ст. 5138.
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч.1). - Ст.7598
3. Об автономных учреждениях: федеральный закон от 3.11.2006 г. №174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №45. - Ст.4626.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от
8.05.2010 г. №83-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №19. - Ст.2291.
5. Барский, А. Б. Логические нейронные сети / А.Б. Барский. - М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 352 с.
6. Бочкарева Т.Н., Бычкова О.А., Мельникова М.И. Развитие цифровых компетенций у обучающихся профессиональной образовательной организации//Экономические аспекты регионального развития: история и современность - науч. Конф. - 2019. - С. 1-5.
7. Вдовин, В.М. Информационные технологии в финансово- банковской сфере: Практикум / В.М. Вдовин. - М.: Дашков и К, 2014. - 248 с.
8. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для прикладного бакалавриата / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 с.
9. Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере: Учебное пособие / С.Е. Гасумова. - М.: Дашков и К, 2015. - 312 с.
10. Гендина, Н.И Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины /1ё. - М.: Межрегион. центр библ. сотрудн., 2016. - 512 с.
11. Голубенко, Н.Б. Библиотека XXI века: информационные
технологии: новая концепция / Н.Б. Голубенко. - СПб.: Проспект Науки, 2015. - 192 с.
12. Гончарик Н. Г. Цифровые мультимедийные технологии - смысловые средства передачи информационного содержания // Проблемы создания информационных технологий: сб. науч. тр. - 2017. - Вып. 21. - С. 7476.
13. Гончаров, В. А. Методы оптимизации. Учебное пособие / В.А. Гончаров. - М.: Юрайт, 2017. - 417 с.
14. Гриценко В.И. Информационно-коммуникационые технологии в рамках программ ЮНЕСКО. - К.: Академпериодика, 2015. - 26 с.
15. Дарков, А.В. Информационные технологии: теоретические основы: Учебное пособие / А.В. Дарков, Н.Н. Шапошников. - СПб.: Лань, 2016. - 448 с.
16. Ивасенко, А. Г. Информационные технологии в экономике и управлении / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - М.: КноРус, 2017. - 912 с.
17. Ивасенко, А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - М.: КноРус, 2013. - 158 с.
18. Каймин В.А., Щеголев А.Г., Ерохина Е.А., Федюшин Д.П. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10-11-х классов средней школы. М.: Просвещение, 2013 - 385с..
19. Каплан, А.В. Решение экономических задач на компьютере / А.В. Каплан. - М.: ДМК Пресс, 2016. - 514 с.
20. Карп Е. И. Роль интерактивных мультимедийных систем в вопросе информационного обеспечения деятельности управленческих структур // Вестн. акад. права и упр. - 2017. - № 21. - С. 159-165.
21. Коноплева, И. А. Информационные технологии / И.А. Коноплева, О.А. Хохлова, А.В. Денисов. - Москва: ИЛ, 2013. - 328 с.
22. Косиненко, Н.С. Информационные системы и технологии в
экономике: Учебное пособие для бакалавров / Н.С. Косиненко, И.Г. Фризен. - М.: Дашков и К, 2015. - 304 с.
23. Кудрявцева С.П., Максименко А.А. Информационно-компьютерная грамотность и непрерывное образование // УСиМ. - 2017. - № 2. - С.85-91.
24. Кулемина, Ю. В. Информационные системы в экономике. Краткий курс / Ю.В. Кулемина. - М.: Окей-книга, 2013. - 394
25. Лобанова, Н. М. Эффективность информационных технологий. Учебник / Н.М. Лобанова, Н.Ф. Алтухова. - М.: Юрайт, 2016. - 238 с.
26. Максимов, Н.В. Современные информационные технологии:
Учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум,
2013. - 512 с.
27. Мельников, П. П. Компьютерные технологии в экономике / П.П. Мельников. - М.: КноРус, 2014. - 224 с.
28. Мертенс, П.П. Интегрированная обработка информации.
Операционные системы в промышленности / Петер Мертенс. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 424 с.
29. Михеева, Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера / Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Академия, 2017. - 208 с.
30. Петрунин, Ю.Ю. Информационные технологии анализа данных: Учебное пособие / Ю.Ю. Петрунин. - М.: КДУ , 2016. - 292 с.
31. Попова И. Н. Технология формирования профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей в области технологий мультимедиа // Соврем. проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 249
32. Романова, Ю.Д. Информационные технологии в управлении персоналом: Учебник и практикум / Ю.Д. Романова, Т.А. Винтова, П.Е. Коваль. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 291 с.
33. Светлов, Н.М. Информационные технологии управления
проектами: Учебное пособие / Н.М. Светлов, Г.Н. Светлова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 232 с.
34. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе
дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. техн. 2015. - 288 с.
35. Синаторов, С.В. Информационные технологии.: Учебное пособие / С.В. Синаторов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
36. Советов, Б.Я. Информационные технологии / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. - М.: Высшая школа, 2017. - 263 с.
37. Тельнов Ю.Ф. Информационные системы и технологии: Научное издание. / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 303 с.
38. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2013. - 320 с.
39. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
40. Холин А. Н. Ситуационные центры: перспективы цифровых технологий. Площадка для апробации цифровых технологи // Науч. периодика: проблемы и решения. - 2018. - № 6. - С. 6-9.
41. Шлыкова, О. В. Мультимедийные Технологии: Учебная Программа По Специальности 080801 Прикладная Информатика (В Менеджменте) / О.В. Шлыкова. - Москва: Наука, 2015. - 437 с.
42. http: //auto-meh.ru
43. http: //www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/%D0%9E%D 0%B1 %D0%B7%D0%BE%D 1 %80%20%D0%92%D0%91 .pdf
44. https://cvberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tsifrovov-gramotnosti
45. https://cvberleninka.ru/article/n/informatsionnava-medivnava-i- kompvuternava-gramotnost-uchaschevsva-molodezhi-kak-uslovie-interaktivnogo- obucheniva-opyt


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ