Роль телевидения в области медицинской журналистики, в вопросах здоровья, медицины и здорового образа жизни в России
|
Введение 3
Глава 1. Проблематика темы здоровья и здорового образа жизни на современном телевидении
1.1. Информационные стратегии Российской Федерации в реализации
политики здравоохранения 10
1.2. Типология программ о здоровье и здоровом образе жизни на
российском современном телевидении 21
1. 3. Особенности влияния медицинской тележурналистики на показатели
здоровья населения: положительный и негативный аспекты 34
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Стратегии эффективности развития медицинских телевизионных проектов
2.1. Дискурс-анализ телевизионных передач о здоровье и здоровом образе
жизни на российском телевидении 46
2.2. Результаты анкетирования молодой аудитории по выяснению их мнения
в отношении медицинских передач на современном телевидении 56
2.3. Проблемы и стратегии развития медицинской тележурналистики 62
Выводы по второй главе 71
Заключение 74
Список литературы и источников 78
Приложения 88
Глава 1. Проблематика темы здоровья и здорового образа жизни на современном телевидении
1.1. Информационные стратегии Российской Федерации в реализации
политики здравоохранения 10
1.2. Типология программ о здоровье и здоровом образе жизни на
российском современном телевидении 21
1. 3. Особенности влияния медицинской тележурналистики на показатели
здоровья населения: положительный и негативный аспекты 34
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Стратегии эффективности развития медицинских телевизионных проектов
2.1. Дискурс-анализ телевизионных передач о здоровье и здоровом образе
жизни на российском телевидении 46
2.2. Результаты анкетирования молодой аудитории по выяснению их мнения
в отношении медицинских передач на современном телевидении 56
2.3. Проблемы и стратегии развития медицинской тележурналистики 62
Выводы по второй главе 71
Заключение 74
Список литературы и источников 78
Приложения 88
Развитие информационно-коммуникационных технологий и появление прогрессивных методик вычисления и обработки информации в XXI веке позволяют решать проблемы здравоохранения на федеральном уровне. Сегодня формирование культуры здоровья на информационном уровне является стратегически важным направлением в социальной политике государства, в том числе в медицинской тележурналистике.
В Российской Федерации происходит ухудшение показателей здоровья населения. По итогам 2018 года в России смертность выросла в каждом третьем ее регионе. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ (Роспотребнадзор) установила, что больше половины смертей обусловлены неправильным питанием и его низким качеством: высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли приводит к развитию сердечнососудистых заболеваний, артериальной гипертонии, сахарного диабета. Таким образом, требуется системная реорганизация в информационной политике медицинской тележурналистики Российской Федерации, которая имеют в своем арсенале разные ресурсы для передачи информации о здоровье (новости, реклама, ток-шоу, реалити-шоу и другие).
Значение телевидения в области медицины носит всеобъемлющий характер, так как оно своей деятельностью в долгосрочном периоде может оказать влияние на социальный прогресс государства, его конкурентоспособность, место на мировой арене, а также способствовать росту показателей здоровья населения на национальном уровне.
Особое внимание заслуживает формирование сознательного отношения молодых людей к своему здоровью, так как, во - первых, его фундамент закладывается в раннем возрасте, во - вторых, молодежь является главным стратегическим ресурсом страны. Основным потребителем медицинских телепроектов является зрелая аудитория, преимущественно женщины 35—65 лет. Молодежь, заинтересованная в вопросах здоровья и здорового образа жизни, в качестве источника медицинской информации предпочитает социальные сети и интернет-платформы. Контент и формат телевизионных медицинских проектов на современном телевидении не учитывает запросы и особенности восприятия молодых людей.
Основными проблемами, определяющими актуальность темы исследования, являются следующие. Во-первых, Россия вступила в фазу демографического кризиса: рост естественной убыли населения, низкая
продолжительность жизни, высокие показатели общей смертности. Данные тенденции обуславливают необходимость изменения подходов медицинской тележурналистики к освещению вопросов здоровья страны на национальном уровне.
Во-вторых, в России слабо развита система формирования культуры здоровья, особенно в медиапространстве, наблюдается низкая степень сотрудничества СМИ с общественными и государственными структурами в сфере медицины. В-третьих, современные каналы коммуникации дают фрагментарные знания о здоровье человека и методах его сохранения и укрепления, а также слабо мотивируют на самостоятельную деятельность по его улучшению.
В-четвертых, большинство телепроектов и материалов, посвященных медицине, в современном медиапространстве характеризуется низким качеством контента: нацеленность на рейтинговые показатели, нежели на формирование у людей необходимости придерживаться здорового образа жизни. Также медицинские телепередачи зачастую не учитывают особенности психики молодежи, их запросов и предпочтений, тем самым отсеивая данную категорию аудитории. Телевидение преимущественно акцентирует внимание на предупреждение и преодоление заболеваний, аспекты гигиены и «околомедицинские темы» (похудение, косметический уход и т.д.), а не на формирование культуры здоровья в целом.
Актуальность выбранной темы также обусловлена тем, сегодня телевидение и интернет играют ведущую роль в формировании сознания
населения, в том числе, в продвижении здорового образа жизни с помощью медийных кампаний. По воздействию на сознание человека телевидение, пожалуй, занимает лидирующее место среди других медиа, так как имеет в своем арсенале не только аудио, но и визуальные инструменты. Благодаря синтезу изображения и звука оно способно добиваться
реалистичности транслируемых картин, создавать эффект личного присутствия и простого восприятия.
Степень разработанности проблемы
В теории журналистики представлено небольшое количество научно - исследовательских работ, посвященных теме здоровья и здорового образа жизни, тем не менее социология СМИ представлена достаточно обширно (Б.Грушин, В.Шляпентох, В.Добреньков, Э. Плесси, A. Bonfrer, Р. Danaher, Н. Zielske и другие). Системного исследования о влиянии медиа на политику здравоохранения или их взаимодействии не проводилось. Хотя в России потребность возникла давно. Еще в 1997 году в Российской академии медицинских наук (РАМН) состоялась конференция «Медицина и СМИ», в которой обсуждалось негативное влияние, оказываемое СМИ на население. В выступлениях Ю.М.Хрусталева, В.Д.Жирнова, Б.Н.Нувахова и других было отмечено, что медицинские проблемы отражаются поверхностно и не всегда объективно.
В работе «Журналистика для здоровья нации. Информационный ресурс и человеческий потенциал» под редакцией Т.И. Фроловой в
сотрудничестве с научно-образовательным центром «СМИ и здоровье нации» (МГУ), поднимаются актуальные проблемы СМИ в области освещения медицины, проблемы объединения профессиональных усилий в области общественного здоровья, отражены подходы к специализированному обучению журналистов в области медицины.
Психологический аспект воздействия СМИ на массовое сознание изучен В.В. Деларю в монографии «Социальная экология и массовое сознание» (Волгоград, 2000), в диссертации «Современные СМИ как фактор риска в развитии неврозов» А.В. Мартиросяна (2003), а также в диссертации «Медикализация как социальная проблема» (2006) А.Н.Боязитова. В медиасфере в области медицины не разработаны критерии оценки качества телевизионных проектов здоровье, не определены условия и порядок их вещания. Тем не менее социальная ценность медицинских телепрограмм является важной в политике государства.
Понятие здорового образа жизни, вопросы его формирования в контексте влияния социальных, экономических, ценностных, экологических условий на здоровье человека рассмотрены в работах исследователей Ю. П. Лисицына, Г. И. Царегородцева, Н. И. Губанова, Г. Х. Шингарова, Д. А. Изуткина, И. С. Ларионовой, И. Н. Ступакова, И. В. Самородской и другие.
Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии людей и мотивации.
Целью данного исследования является разработка концепций формирования грамотной политики культуры здоровья и здорового образа жизни в медицинской тележурналистике Российской Федерации, а также обозначение стратегий повышения эффективности работы медицинских телепроектов для молодой аудитории.
Гипотеза исследования состоит в том, что медицинская тележурналистика с ее аудиовизуальными возможностями способна внести существенный вклад в эффективную реализацию политики здравоохранения, формирование политики культуры здоровья на национальном уровне, улучшение показателей здоровья россиян.
Исходя из цели и гипотезы, выделим следующие задачи исследовательской работы:
1. Изучить тенденции демографического развития Российской Федерации, продолжительности жизни населения и статистики заболеваемости россиян.
2. Выявить основные стратегии и законопроекты правительства РФ в сфере здравоохранения на информационном уровне.
3. Изучить психологические теории, применяемые в создании телепроектов в области санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни.
4. Провести анализ рынка телевизионных проектов о медицине,
разработать типологии программ о здоровье на российском современном телевидении.
5. Провести дискурс - анализ телевизионных проектов о медицине, существующих на современном телевидении.
6. Выявить положительные и отрицательные аспекты освещения темы здоровья на федеральном телевидении
7. Изучить зарубежный и российский опыт решения проблем здравоохранения на национальном уровне с помощью средств массовой информации, в том числе телевидения.
8. Провести анкетирование молодых людей с целью выяснения их мнения в отношении современного телевидения в области медицины.
9. Разработать и обосновать стратегии в области медицинской тележурналистики с целью повышения эффективности телевизионных медицинских проектов для населения, в том числе молодежи
Объектом исследования являются российские телевизионные и интернет - проекты, освещающие темы здоровья и здорового образа жизни.
Предмет исследования заключает в себе перспективы развития телевидения в области медицинской журналистики, в вопросах здоровья, медицины и здорового образа жизни в России.
Эмпирической базой исследования являются телепрограммы о здоровье на федеральных каналах, в том числе, «Жить здорово» с Еленой
Малышевой на Первом канале, «О самом главном» на телеканале Россия 1 (ВГТРК), «Взвешенные люди» (СТС); «Теория заговора» (Первый канал), телепроект «Еда: живая и мертвая» (НТВ); программы каналов сетей операторов платного телевидения: телеканал «Доктор», «Живи»,
«Здоровье», «Здоровье ТВ», «Первый вегетарианский»; интернет - проекты, посвященные здоровому образу жизни (Workout).
Для дискурс - анализа медицинских телепроектов были отобраны следующие программы, которые наиболее полно отражают подходы к оздоровлению: «Жить здорово» с Е. Малышевой, несколько передач телеканала «Доктор». Материалом нашего исследования является двадцать выпусков; временные границы составляют 2 года - с июля 2017 года по 22 мая 2019.
Научная новизна работы заключается в том, что автор впервые проводит систематическое исследование медицинской тележурналистики России. В процессе изучения были разграничены понятия «телемедицина» и «телепроекты о медицине», сформулирована типология программ о здоровье на российском современном телевидении, выявлены их ключевые недостатки и достоинства. Обоснованы стратегии в области медицинской тележурналистики с целью повышения эффективности телевизионных медицинских проектов для населения, в том числе молодежи. В процессе работы были исследованы зарубежные стратегии сотрудничества средств массовой информации (в том числе телевидения) с государственными структурами. Разработаны стратегии, направленные на увеличения интереса молодежи к теме здоровья посредством медицинских телепередач.
Содержание работы, ее структура обусловлены целью и задачами исследования, логикой изложения материала. Научное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении приводится обоснование важности и актуальности исследования, выявлена степень его изученности, сформулирована его цель, охарактеризованы предмет и объект изучения, определена научная новизна.
Первая глава научно-исследовательской работы включает в себя три параграфа, в которых проводится анализ и оценка современного состояния здравоохранения России, а также роль и действия государства в реализации информационной политики по укреплению здоровья населения. Также проводится типология программ о здоровье на российском современном телевидении, изучаются отрицательные и положительные аспекты их влияния на граждан страны.
Во второй главе анализируется и исследуется контент телевизионных передач о медицине на современном российском телевидении, выявляются ключевые их недостатки, обуславливающие столь низкий интерес среди молодежи, а также предлагаются стратегии по росту рейтинга телепрограмм в соответствии с запросами молодой аудитории.
Основным методом исследования является сравнительный и типологический анализ, а также дискурс-анализ российских телепрограмм о здоровье, который позволил выявить основные проблемы освещения медицины на современном телевидении. Анализ документальных источников по данной тематике обосновал необходимость в телепроектах о медицине для эффективной реализации политики в сфере здравоохранения. Для систематизации количественных данных в сфере здравоохранения применяется экономико-статистический метод анализа данных. Метод опроса (анкетирование) используется с целью изучения потенциальной аудитории медицинских телепроектов, в частности, молодежи, их предпочтений и пожеланий.
Главная роль медиа в социальном государстве заключается в предоставлении проверенной и объективной информации, которая будет востребована населением с учетом особенностей аудитории (интересы, возраст, пол). От того, насколько профессионально и качественно будут разработаны концепции телепрограмм о возможностях и методах
поддержания здоровья, зависит эффективность деятельности СМИ и соответственно социально-экономическое развитие России.
В Российской Федерации происходит ухудшение показателей здоровья населения. По итогам 2018 года в России смертность выросла в каждом третьем ее регионе. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ (Роспотребнадзор) установила, что больше половины смертей обусловлены неправильным питанием и его низким качеством: высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли приводит к развитию сердечнососудистых заболеваний, артериальной гипертонии, сахарного диабета. Таким образом, требуется системная реорганизация в информационной политике медицинской тележурналистики Российской Федерации, которая имеют в своем арсенале разные ресурсы для передачи информации о здоровье (новости, реклама, ток-шоу, реалити-шоу и другие).
Значение телевидения в области медицины носит всеобъемлющий характер, так как оно своей деятельностью в долгосрочном периоде может оказать влияние на социальный прогресс государства, его конкурентоспособность, место на мировой арене, а также способствовать росту показателей здоровья населения на национальном уровне.
Особое внимание заслуживает формирование сознательного отношения молодых людей к своему здоровью, так как, во - первых, его фундамент закладывается в раннем возрасте, во - вторых, молодежь является главным стратегическим ресурсом страны. Основным потребителем медицинских телепроектов является зрелая аудитория, преимущественно женщины 35—65 лет. Молодежь, заинтересованная в вопросах здоровья и здорового образа жизни, в качестве источника медицинской информации предпочитает социальные сети и интернет-платформы. Контент и формат телевизионных медицинских проектов на современном телевидении не учитывает запросы и особенности восприятия молодых людей.
Основными проблемами, определяющими актуальность темы исследования, являются следующие. Во-первых, Россия вступила в фазу демографического кризиса: рост естественной убыли населения, низкая
продолжительность жизни, высокие показатели общей смертности. Данные тенденции обуславливают необходимость изменения подходов медицинской тележурналистики к освещению вопросов здоровья страны на национальном уровне.
Во-вторых, в России слабо развита система формирования культуры здоровья, особенно в медиапространстве, наблюдается низкая степень сотрудничества СМИ с общественными и государственными структурами в сфере медицины. В-третьих, современные каналы коммуникации дают фрагментарные знания о здоровье человека и методах его сохранения и укрепления, а также слабо мотивируют на самостоятельную деятельность по его улучшению.
В-четвертых, большинство телепроектов и материалов, посвященных медицине, в современном медиапространстве характеризуется низким качеством контента: нацеленность на рейтинговые показатели, нежели на формирование у людей необходимости придерживаться здорового образа жизни. Также медицинские телепередачи зачастую не учитывают особенности психики молодежи, их запросов и предпочтений, тем самым отсеивая данную категорию аудитории. Телевидение преимущественно акцентирует внимание на предупреждение и преодоление заболеваний, аспекты гигиены и «околомедицинские темы» (похудение, косметический уход и т.д.), а не на формирование культуры здоровья в целом.
Актуальность выбранной темы также обусловлена тем, сегодня телевидение и интернет играют ведущую роль в формировании сознания
населения, в том числе, в продвижении здорового образа жизни с помощью медийных кампаний. По воздействию на сознание человека телевидение, пожалуй, занимает лидирующее место среди других медиа, так как имеет в своем арсенале не только аудио, но и визуальные инструменты. Благодаря синтезу изображения и звука оно способно добиваться
реалистичности транслируемых картин, создавать эффект личного присутствия и простого восприятия.
Степень разработанности проблемы
В теории журналистики представлено небольшое количество научно - исследовательских работ, посвященных теме здоровья и здорового образа жизни, тем не менее социология СМИ представлена достаточно обширно (Б.Грушин, В.Шляпентох, В.Добреньков, Э. Плесси, A. Bonfrer, Р. Danaher, Н. Zielske и другие). Системного исследования о влиянии медиа на политику здравоохранения или их взаимодействии не проводилось. Хотя в России потребность возникла давно. Еще в 1997 году в Российской академии медицинских наук (РАМН) состоялась конференция «Медицина и СМИ», в которой обсуждалось негативное влияние, оказываемое СМИ на население. В выступлениях Ю.М.Хрусталева, В.Д.Жирнова, Б.Н.Нувахова и других было отмечено, что медицинские проблемы отражаются поверхностно и не всегда объективно.
В работе «Журналистика для здоровья нации. Информационный ресурс и человеческий потенциал» под редакцией Т.И. Фроловой в
сотрудничестве с научно-образовательным центром «СМИ и здоровье нации» (МГУ), поднимаются актуальные проблемы СМИ в области освещения медицины, проблемы объединения профессиональных усилий в области общественного здоровья, отражены подходы к специализированному обучению журналистов в области медицины.
Психологический аспект воздействия СМИ на массовое сознание изучен В.В. Деларю в монографии «Социальная экология и массовое сознание» (Волгоград, 2000), в диссертации «Современные СМИ как фактор риска в развитии неврозов» А.В. Мартиросяна (2003), а также в диссертации «Медикализация как социальная проблема» (2006) А.Н.Боязитова. В медиасфере в области медицины не разработаны критерии оценки качества телевизионных проектов здоровье, не определены условия и порядок их вещания. Тем не менее социальная ценность медицинских телепрограмм является важной в политике государства.
Понятие здорового образа жизни, вопросы его формирования в контексте влияния социальных, экономических, ценностных, экологических условий на здоровье человека рассмотрены в работах исследователей Ю. П. Лисицына, Г. И. Царегородцева, Н. И. Губанова, Г. Х. Шингарова, Д. А. Изуткина, И. С. Ларионовой, И. Н. Ступакова, И. В. Самородской и другие.
Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии людей и мотивации.
Целью данного исследования является разработка концепций формирования грамотной политики культуры здоровья и здорового образа жизни в медицинской тележурналистике Российской Федерации, а также обозначение стратегий повышения эффективности работы медицинских телепроектов для молодой аудитории.
Гипотеза исследования состоит в том, что медицинская тележурналистика с ее аудиовизуальными возможностями способна внести существенный вклад в эффективную реализацию политики здравоохранения, формирование политики культуры здоровья на национальном уровне, улучшение показателей здоровья россиян.
Исходя из цели и гипотезы, выделим следующие задачи исследовательской работы:
1. Изучить тенденции демографического развития Российской Федерации, продолжительности жизни населения и статистики заболеваемости россиян.
2. Выявить основные стратегии и законопроекты правительства РФ в сфере здравоохранения на информационном уровне.
3. Изучить психологические теории, применяемые в создании телепроектов в области санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни.
4. Провести анализ рынка телевизионных проектов о медицине,
разработать типологии программ о здоровье на российском современном телевидении.
5. Провести дискурс - анализ телевизионных проектов о медицине, существующих на современном телевидении.
6. Выявить положительные и отрицательные аспекты освещения темы здоровья на федеральном телевидении
7. Изучить зарубежный и российский опыт решения проблем здравоохранения на национальном уровне с помощью средств массовой информации, в том числе телевидения.
8. Провести анкетирование молодых людей с целью выяснения их мнения в отношении современного телевидения в области медицины.
9. Разработать и обосновать стратегии в области медицинской тележурналистики с целью повышения эффективности телевизионных медицинских проектов для населения, в том числе молодежи
Объектом исследования являются российские телевизионные и интернет - проекты, освещающие темы здоровья и здорового образа жизни.
Предмет исследования заключает в себе перспективы развития телевидения в области медицинской журналистики, в вопросах здоровья, медицины и здорового образа жизни в России.
Эмпирической базой исследования являются телепрограммы о здоровье на федеральных каналах, в том числе, «Жить здорово» с Еленой
Малышевой на Первом канале, «О самом главном» на телеканале Россия 1 (ВГТРК), «Взвешенные люди» (СТС); «Теория заговора» (Первый канал), телепроект «Еда: живая и мертвая» (НТВ); программы каналов сетей операторов платного телевидения: телеканал «Доктор», «Живи»,
«Здоровье», «Здоровье ТВ», «Первый вегетарианский»; интернет - проекты, посвященные здоровому образу жизни (Workout).
Для дискурс - анализа медицинских телепроектов были отобраны следующие программы, которые наиболее полно отражают подходы к оздоровлению: «Жить здорово» с Е. Малышевой, несколько передач телеканала «Доктор». Материалом нашего исследования является двадцать выпусков; временные границы составляют 2 года - с июля 2017 года по 22 мая 2019.
Научная новизна работы заключается в том, что автор впервые проводит систематическое исследование медицинской тележурналистики России. В процессе изучения были разграничены понятия «телемедицина» и «телепроекты о медицине», сформулирована типология программ о здоровье на российском современном телевидении, выявлены их ключевые недостатки и достоинства. Обоснованы стратегии в области медицинской тележурналистики с целью повышения эффективности телевизионных медицинских проектов для населения, в том числе молодежи. В процессе работы были исследованы зарубежные стратегии сотрудничества средств массовой информации (в том числе телевидения) с государственными структурами. Разработаны стратегии, направленные на увеличения интереса молодежи к теме здоровья посредством медицинских телепередач.
Содержание работы, ее структура обусловлены целью и задачами исследования, логикой изложения материала. Научное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении приводится обоснование важности и актуальности исследования, выявлена степень его изученности, сформулирована его цель, охарактеризованы предмет и объект изучения, определена научная новизна.
Первая глава научно-исследовательской работы включает в себя три параграфа, в которых проводится анализ и оценка современного состояния здравоохранения России, а также роль и действия государства в реализации информационной политики по укреплению здоровья населения. Также проводится типология программ о здоровье на российском современном телевидении, изучаются отрицательные и положительные аспекты их влияния на граждан страны.
Во второй главе анализируется и исследуется контент телевизионных передач о медицине на современном российском телевидении, выявляются ключевые их недостатки, обуславливающие столь низкий интерес среди молодежи, а также предлагаются стратегии по росту рейтинга телепрограмм в соответствии с запросами молодой аудитории.
Основным методом исследования является сравнительный и типологический анализ, а также дискурс-анализ российских телепрограмм о здоровье, который позволил выявить основные проблемы освещения медицины на современном телевидении. Анализ документальных источников по данной тематике обосновал необходимость в телепроектах о медицине для эффективной реализации политики в сфере здравоохранения. Для систематизации количественных данных в сфере здравоохранения применяется экономико-статистический метод анализа данных. Метод опроса (анкетирование) используется с целью изучения потенциальной аудитории медицинских телепроектов, в частности, молодежи, их предпочтений и пожеланий.
Главная роль медиа в социальном государстве заключается в предоставлении проверенной и объективной информации, которая будет востребована населением с учетом особенностей аудитории (интересы, возраст, пол). От того, насколько профессионально и качественно будут разработаны концепции телепрограмм о возможностях и методах
поддержания здоровья, зависит эффективность деятельности СМИ и соответственно социально-экономическое развитие России.
Здоровье населения является одной из ключевых характеристик человеческого, трудового потенциала и капитала. Эксперты Всемирной организации здравоохранения доказали, что повышение качества и увеличение продолжительности жизни граждан способствует ускорению экономического развития страны, росту его валового национального продукта.
Сегодня в журналистике, в том чисел на телевидении, отсутствует четко продуманная система в освещении проблем здоровья и ЗОЖ. В связи с этим формирование культуры здоровья и здорового образа жизни государством, в том числе медицинской тележурналистикой, должно находиться в приоритете социальной политики в области здравоохранения. Это обусловлено также критическим состоянием демографической ситуации в Российской Федерации и ухудшением показателей здоровья: естественная убыль населения, рост заболеваемости болезнями систем кровообращения и т.д.
Здоровье населения является не только медицинским понятием, оно также входит в сферу изучения других наук. Установлено, что уровень состояния здоровья людей зависит от уровня здравоохранения и медицинского обслуживания только на 15%. Остальное формируется из множества иных факторов: экологической, экономической, социальной, эндемической обстановки, исторически сложившихся традиций поведения, культуры питания наследственности и собственного отношения человека к себе.
Программы по укреплению здоровья и усилению профилактических мер не должны сводиться только к организации медицинской помощи. Необходим комплексный подход, который также бы включал в себя сотрудничество СМИ с общественными и государственными структурами для эффективной пропаганды ЗОЖ, физической культуры, мер
гигиенического воспитания, борьбы с алкоголизмом, наркоманией, курением
и другими факторами риска. Сегодня телевидение, несмотря на стремительное развитие интернета, также является популярным ресурсом передачи информации о здоровье и здоровом образе жизни.
В теоретической части работы нами были проанализированы ключевые информационные стратегии государства по формированию здорового образа жизни. К определению состояния телевизионного рынка российских телепередач был осуществлен его структурный анализ. Для системного решения задач исследования автором впервые была сформулирована классификация медицинских телепроектов, наглядно представляющая рынок ТВ-услуг по предоставлению медицинской информации. Был изучен зарубежный и российский опыт эффективной деятельности СМИ, в том числе телевидения, в реализации государственной политики здравоохранения. Таким образом, роль телевидения, как средства массовой информации, в данной сфере является одной из главных и важных.
Вторая глава отражает практические аспекты исследования. В процессе изучения контента современных проектов о здоровье на федеральном телевидении были выявлены их недостатки и факты низкого уровня качества медицинской тележурналистики, которые также отталкивают потенциальную аудиторию, в том числе молодежь. Относительно невысокие рейтинги телепередач обусловлены не низким интересом аудитории к теме «здоровье», а уровнем качества контента и предоставляемой информации.
Во второй главе также были представлены результаты проведенного автором анкетирования молодежи с целью выяснения причин их низкого интереса к телепроектам о здоровье, а также рекомендаций в отношении развития журналистики в сфере здоровья.
В процессе изучения темы исследования автором был реализован телепроект о здоровом образе жизни «Эффект бабочки», первый выпуск которого был посвящен теме правильного питания. Концепт телепрограммы «Эффект бабочки» заключается в освещении вопросов здорового образа жизни, правильного питания и развенчании мифов и устоявшихся мнений, стереотипов по тому или иному вопросу. Первый выпуск был посвящен положительным и негативным аспектам правильного питания: здоровый рацион приносит пользу организму; чрезмерное увлечение здоровым питанием может привести к расстройствам психики и нарушению пищевого поведения.
Результаты анализа медицинской тележурналистики показали, что передача информации о здоровье происходит через характеры, которые можно рассматривать как ролевые модели поведения, а также через образы, рекламу товаров, которые сопутствуют здоровому образу жизни. Важным аспектом в развитии освещения тематики здоровья является ее развитие в направлении компетентности, научности излагаемой информации,
опирающейся на официально доказанных, проверенных клиническим путем, исследованиях. Медицинская тележурналистика не должна становиться
сферой развлечения, так как здоровье является важной общественной ценностью.
Гипотеза нашего исследования о том, что телевидение в целом с его аудиовизуальными возможностями способно внести вклад в эффективной реализации политики здравоохранения, подтверждается. Однако невысокий уровень качества медицинской тележурналистики в России обусловлен существованием таких проблем, как отсутствие принципов доказательной медицины при освещении вопросов здоровья; низкий уровень интереса молодой аудитории к телепроектам о здоровье, которые не соответствует их возрастному уровню; коммерциализация телевидения и необоснованная реклама фармацевтической и лекарственной продукции, субъективность и неполнота предоставляемой информации о здоровье.
По результатам исследования были сформулированы стратегии развития медицинской тележурналистики. Создание грамотной культуры здоровья в современном обществе должно происходить в тесном сотрудничестве с государственными и общественными институтами. Необходимо развивать такую информационную концепцию здоровья, которая воспринималась не просто как свод принципов поведения самих индивидов по сохранению и улучшению здоровья, а имела практическую направленность. Медицинская информация должны быть доказана клиническим опытом и опираться на последние исследования. Изучение исследование рынка молодых потенциальных потребителей телепродуктов в области медицины и создание телепроектов с учетом их запросов позволит более эффективно реализовать политику здравоохранения РФ. Развитие законодательной базы в сфере медицинской тележурналистики, совершенствование образовательной программы в данной области и ее внедрение в высших учебных заведениях; распространение социальной рекламы в сфере здоровья и принятие мер по росту поддержки со стороны государства в данной области; развитие системы профилактической медицины на телевидении, освещение методов восстановительной медицины как эффективной системы по поддержке и укреплению здоровья населения - позволят сформировать грамотную систему культуры здоровья и ЗОЖ не только в рамках медицинской журналистики, но и в других областях политики.
Сегодня в журналистике, в том чисел на телевидении, отсутствует четко продуманная система в освещении проблем здоровья и ЗОЖ. В связи с этим формирование культуры здоровья и здорового образа жизни государством, в том числе медицинской тележурналистикой, должно находиться в приоритете социальной политики в области здравоохранения. Это обусловлено также критическим состоянием демографической ситуации в Российской Федерации и ухудшением показателей здоровья: естественная убыль населения, рост заболеваемости болезнями систем кровообращения и т.д.
Здоровье населения является не только медицинским понятием, оно также входит в сферу изучения других наук. Установлено, что уровень состояния здоровья людей зависит от уровня здравоохранения и медицинского обслуживания только на 15%. Остальное формируется из множества иных факторов: экологической, экономической, социальной, эндемической обстановки, исторически сложившихся традиций поведения, культуры питания наследственности и собственного отношения человека к себе.
Программы по укреплению здоровья и усилению профилактических мер не должны сводиться только к организации медицинской помощи. Необходим комплексный подход, который также бы включал в себя сотрудничество СМИ с общественными и государственными структурами для эффективной пропаганды ЗОЖ, физической культуры, мер
гигиенического воспитания, борьбы с алкоголизмом, наркоманией, курением
и другими факторами риска. Сегодня телевидение, несмотря на стремительное развитие интернета, также является популярным ресурсом передачи информации о здоровье и здоровом образе жизни.
В теоретической части работы нами были проанализированы ключевые информационные стратегии государства по формированию здорового образа жизни. К определению состояния телевизионного рынка российских телепередач был осуществлен его структурный анализ. Для системного решения задач исследования автором впервые была сформулирована классификация медицинских телепроектов, наглядно представляющая рынок ТВ-услуг по предоставлению медицинской информации. Был изучен зарубежный и российский опыт эффективной деятельности СМИ, в том числе телевидения, в реализации государственной политики здравоохранения. Таким образом, роль телевидения, как средства массовой информации, в данной сфере является одной из главных и важных.
Вторая глава отражает практические аспекты исследования. В процессе изучения контента современных проектов о здоровье на федеральном телевидении были выявлены их недостатки и факты низкого уровня качества медицинской тележурналистики, которые также отталкивают потенциальную аудиторию, в том числе молодежь. Относительно невысокие рейтинги телепередач обусловлены не низким интересом аудитории к теме «здоровье», а уровнем качества контента и предоставляемой информации.
Во второй главе также были представлены результаты проведенного автором анкетирования молодежи с целью выяснения причин их низкого интереса к телепроектам о здоровье, а также рекомендаций в отношении развития журналистики в сфере здоровья.
В процессе изучения темы исследования автором был реализован телепроект о здоровом образе жизни «Эффект бабочки», первый выпуск которого был посвящен теме правильного питания. Концепт телепрограммы «Эффект бабочки» заключается в освещении вопросов здорового образа жизни, правильного питания и развенчании мифов и устоявшихся мнений, стереотипов по тому или иному вопросу. Первый выпуск был посвящен положительным и негативным аспектам правильного питания: здоровый рацион приносит пользу организму; чрезмерное увлечение здоровым питанием может привести к расстройствам психики и нарушению пищевого поведения.
Результаты анализа медицинской тележурналистики показали, что передача информации о здоровье происходит через характеры, которые можно рассматривать как ролевые модели поведения, а также через образы, рекламу товаров, которые сопутствуют здоровому образу жизни. Важным аспектом в развитии освещения тематики здоровья является ее развитие в направлении компетентности, научности излагаемой информации,
опирающейся на официально доказанных, проверенных клиническим путем, исследованиях. Медицинская тележурналистика не должна становиться
сферой развлечения, так как здоровье является важной общественной ценностью.
Гипотеза нашего исследования о том, что телевидение в целом с его аудиовизуальными возможностями способно внести вклад в эффективной реализации политики здравоохранения, подтверждается. Однако невысокий уровень качества медицинской тележурналистики в России обусловлен существованием таких проблем, как отсутствие принципов доказательной медицины при освещении вопросов здоровья; низкий уровень интереса молодой аудитории к телепроектам о здоровье, которые не соответствует их возрастному уровню; коммерциализация телевидения и необоснованная реклама фармацевтической и лекарственной продукции, субъективность и неполнота предоставляемой информации о здоровье.
По результатам исследования были сформулированы стратегии развития медицинской тележурналистики. Создание грамотной культуры здоровья в современном обществе должно происходить в тесном сотрудничестве с государственными и общественными институтами. Необходимо развивать такую информационную концепцию здоровья, которая воспринималась не просто как свод принципов поведения самих индивидов по сохранению и улучшению здоровья, а имела практическую направленность. Медицинская информация должны быть доказана клиническим опытом и опираться на последние исследования. Изучение исследование рынка молодых потенциальных потребителей телепродуктов в области медицины и создание телепроектов с учетом их запросов позволит более эффективно реализовать политику здравоохранения РФ. Развитие законодательной базы в сфере медицинской тележурналистики, совершенствование образовательной программы в данной области и ее внедрение в высших учебных заведениях; распространение социальной рекламы в сфере здоровья и принятие мер по росту поддержки со стороны государства в данной области; развитие системы профилактической медицины на телевидении, освещение методов восстановительной медицины как эффективной системы по поддержке и укреплению здоровья населения - позволят сформировать грамотную систему культуры здоровья и ЗОЖ не только в рамках медицинской журналистики, но и в других областях политики.
Подобные работы
- Особенности репрезентации тематики здорового образа жизни в российских медиа (Московский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Специфика освещения медицинских тем на канале "Ю"
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Проблематика онкологических заболеваний в современных аудиовизуальных СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - Проблематика онкологических заболеваний в современных аудиовизуальных СМИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



