Отношения между КНДР и Республикой Корея в 21 веке
|
Введение 2
Раздел 1. Межкорейские отношения: диалог и конфликты 10
Раздел 2. Политические отношения между КНДР и РК 29
Раздел 3. Экономическое взаимодействие между КНДР и РК 40
Раздел 4. Культурные отношения между КНДР и РК 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Приложения
Раздел 1. Межкорейские отношения: диалог и конфликты 10
Раздел 2. Политические отношения между КНДР и РК 29
Раздел 3. Экономическое взаимодействие между КНДР и РК 40
Раздел 4. Культурные отношения между КНДР и РК 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Приложения
Отношения между Республикой Корея и КНДР вот уже на протяжении более семидесяти лет находятся под пристальным вниманием международного сообщества, поскольку в современной мировой политике не существует глобальных проблем, так или иначе, не затрагивающих Корейский полуостров. Раскол мира на две противоположные общественные системы послужил катализатором разделения Корейского полуострова на два идеологически и политически непримиримых, противостоящих друг другу государства. Начало холодной войны обусловило возникновение между двумя корейскими государствами конфликта вооруженного характера, последствия которого проявляются и сегодня.
В процессе формирования новой системы международных отношений, пришедших на смену биполярной структуре мировых политических сил, важнейшей проблемой на международном и региональном уровне становится проблема безопасности на Корейском полуострове.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире на Корейском полуострове сосредоточены не только традиционные, но и новые угрозы, угрожающие безопасности всего мирового сообщества. Они включают в себя последствия Корейской войны 1950-1953 не только в виде демаркационной зоны, разделившей Корею на южную и северную части, но и гибели более 1 млн. человек с каждой стороны. Ни одна из сторон не добилась существенных территориальных и военных успехов, Корейский полуостров остается разделенным и по сей день (Приложение №1). Заключенное соглашение о перемирии 1953 г., КНДР со своей стороны аннулировало 13 марта 2013 г. Среди иных проблем можно выделить: присутствие вооруженных сил иностранных государств, противостояние группировок сухопутных войск, других средств и вооруженных сил враждующих сторон. Однако важнейшей проблемой Корейского полуострова остается проблема распространения ядерного оружия, затрагивающая интересы всего международного сообщества - ситуация на Корейском полуострове довольно часто приближалась к опасной черте, за которой могли иметь место кризис всего международного сообщества и прекращение существования не только всего человечества, но и отдельных стран мира.
Вопросы безопасности на Корейском полуострове затрагивают не только интересы, расположенных на нем двух корейских государств - КНДР и Республики Корея, но и большинства других стран, территория которых, так или иначе, граничит с двумя корейскими государствами. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, сложившиеся отношения КНДР и Республики Корея в XXI в., а также перспективы объединения Корейского полуострова являют собой один из наиболее актуальных вопросов современной мировой политики, требующих своего изучения.
Степень изученности проблемы характеризуется наличием пристального внимания к рассматриваемой теме со стороны отечественных и зарубежных ученых, занимающихся исследованием различных вопросов востоковедения и политической науки.
Среди отечественных специалистов в области теории международных отношений, внесших весомый вклад в разработку исследуемой проблематики, следует назвать Ю. Баталова, А. Богатурова, Ю. Давыдова, И. Ланцову, М. Лебедеву, А Уткина; и других ученых-международников.
Общие вопросы формирования и становления современной системы международных отношений освещались в работах таких видных зарубежных ученых, как З. Бжезинский, И. Валлерстайн, Г. Киссинджер, А. Страус, Ф. Фукуяма; и других.
В контексте современной мировой политики и системы международных отношений, проблемы Корейского полуострова рассматривались в работах, как российских (А. Болятко, Ю. Ванин, В.Денисов, А. Жебин, А. Ланьков, В. Михеев, Г. Толорая; и др.), так и европейских и американских ученых (Р. Бакли, Э. Гражданцев, Б. Камингс, Д. Обердофер; и др.).
Несомненный интерес представляют исследования южнокорейских, китайских и японских специалистов, посвященные анализу международных аспектов проблем Корейского полуострова. Среди них следует выделить таких ученых, как Хидака Ёсики, Сон Дэ Сон, Ким Кан Ён, Ким Сон Хва, Рю Чжэ Гам, Маэда Ясухиро.
Вместе с тем, необходимо заметить, что в настоящее время отсутствуют современные комплексные работы, включающие целостное исследование проблем отношений КНДР и Республики Корея в XXI в. в системе сложившихся международных отношений. Проведение подобного анализа осуществлено в настоящей бакалаврской работе.
Цель работы заключается в изучении основных тенденций в отношениях КНДР и Республики Корея в XXI веке.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
1) определения проблематики межгосударственных отношений между КНДР и Республики Корея;
2) изучения политических отношений между КНДР и Республики Корея;
3) рассмотрения экономического взаимодействия между КНДР и Республики Корея;
4) исследования культурных отношений между КНДР и Республики Корея.
Хронологические рамки исследования охватывают отношения за период времени с 2001 по апрель 2018 гг. Данные хронологические рамки обусловлены тем обстоятельством, что именно в этот период отношения между двумя корейскими государствами знаменовались их потеплением и установлением двустороннего сотрудничества во многих сферах. До рассматриваемого периода времени отношения между КНДР и Республикой Корея, как таковые отсутствовали. Нижняя граница исследования определяется саммитом между КНДР и Республикой Корея 27 апреля 2018 года. В отдельных случаях были затронуты события, выходящие за хронологические рамки, что было необходимо для целостного раскрытия изучаемой проблемы, так как именно в 2000 году впервые с момента раскола государства произошел первый в истории межкорейский саммит.
Методологической основой исследования послужили методы познания явлений и процессов политической действительности, используемые политической наукой и теорией международных отношений. Среди них можно выделить методы анализа и синтеза, сравнительный и системный методы, позволяющие комплексно походить к рассмотрению поставленных проблем, а также методологию неореализма, которая дает возможность выявить факторы, оказывающие влияние на формирование взаимоотношений между различными государствами, в том числе влияние международной системы на их внешнюю политику. При написании работы мы руководствовались принципами объективности и историзма.
Объектом исследования является внешняя политика КНДР в XXI в.
Предметом исследования являются основные направления взаимодействия КНДР и Республики Корея в XXI в.; влияние глобальной и региональной систем на их развитие и решение важнейших проблем Корейского полуострова.
Источниковую базу работы можно поделить на несколько групп. А именно: международно-правовые акты, 29 30 31 32 межправительственные соглашения и материалы шестисторонних переговоров по ядернои проблеме КНДР, 36 37 38 а также инаугурационные речи президентов.
Вместе с тем хотелось бы заметить, что при проведении исследования автор работы столкнулся с некоторыми трудностями в части описания северокореИскоИ проблемы, которая связана с политикой руководства КНДР, направленной на самоизоляцию страны от внешнего мира, а потому информации о реальном положении дел в государстве практически отсутствуют. Предполагаем, что данные из официальных источников в Северной Корее, проходят через очень жесткую цензуру и могут содержать не совсем верные сведения.
Научная новизна работы определяется несколькими факторами:
- на сегодняшний день исследование является одной из первых работ, посвященной комплексному анализу взаимоотношений между КНДР и Республикой Корея в XXI в.
- рассмотрена совокупность международных и внутрикорейских обстоятельств, послуживших основой возникновения проблемных отношений между двумя корейскими государствами;
- раскрыт процесс формирования и становления международных отношений в Северо-Восточном регионе Азии; их воздействие на современный международный правопорядок;
- определена историческая взаимосвязь развития глобальной системы и системы международных отношений в Северо-Восточном регионе Азии; их влияние на развитие отношений между двумя корейскими государствами;
- проанализировано внутреннее и внешнеполитическое положение Северной Кореи, создающее угрозу непосредственно всему человечеству и цивилизации (ракетная и ядерная программы, проблемы наркотрафика и наркоторговли);
- показано влияние западных государств на политику Южной Кореи в отношении КНДР (корейская проблематика в тихоокеанской политике администрации Д. Трампа, правительства С. Абэ в отношении Пхеньяна и Сеула, российская политика на Корейском полуострове);
- в контексте укрепления и поступательного развития системы международных отношений изучены перспективы и варианты объединения Корейского полуострова.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в бакалаврской работе, могут быть использованы в решении проблем Корейского полуострова. Материалы исследования могут выступить в качестве исходных сведений при проведении дальнейших научно-исследовательских работ, посвященных анализу международных отношений в Северо-Восточном и Азиатско-Тихоокеанском регионе; а также быть использованы в учебном процессе при чтении лекций по теории и истории международных отношений, а также по политическим процессам в странах Восточной Азии.
Структура работы состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений
В процессе формирования новой системы международных отношений, пришедших на смену биполярной структуре мировых политических сил, важнейшей проблемой на международном и региональном уровне становится проблема безопасности на Корейском полуострове.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире на Корейском полуострове сосредоточены не только традиционные, но и новые угрозы, угрожающие безопасности всего мирового сообщества. Они включают в себя последствия Корейской войны 1950-1953 не только в виде демаркационной зоны, разделившей Корею на южную и северную части, но и гибели более 1 млн. человек с каждой стороны. Ни одна из сторон не добилась существенных территориальных и военных успехов, Корейский полуостров остается разделенным и по сей день (Приложение №1). Заключенное соглашение о перемирии 1953 г., КНДР со своей стороны аннулировало 13 марта 2013 г. Среди иных проблем можно выделить: присутствие вооруженных сил иностранных государств, противостояние группировок сухопутных войск, других средств и вооруженных сил враждующих сторон. Однако важнейшей проблемой Корейского полуострова остается проблема распространения ядерного оружия, затрагивающая интересы всего международного сообщества - ситуация на Корейском полуострове довольно часто приближалась к опасной черте, за которой могли иметь место кризис всего международного сообщества и прекращение существования не только всего человечества, но и отдельных стран мира.
Вопросы безопасности на Корейском полуострове затрагивают не только интересы, расположенных на нем двух корейских государств - КНДР и Республики Корея, но и большинства других стран, территория которых, так или иначе, граничит с двумя корейскими государствами. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, сложившиеся отношения КНДР и Республики Корея в XXI в., а также перспективы объединения Корейского полуострова являют собой один из наиболее актуальных вопросов современной мировой политики, требующих своего изучения.
Степень изученности проблемы характеризуется наличием пристального внимания к рассматриваемой теме со стороны отечественных и зарубежных ученых, занимающихся исследованием различных вопросов востоковедения и политической науки.
Среди отечественных специалистов в области теории международных отношений, внесших весомый вклад в разработку исследуемой проблематики, следует назвать Ю. Баталова, А. Богатурова, Ю. Давыдова, И. Ланцову, М. Лебедеву, А Уткина; и других ученых-международников.
Общие вопросы формирования и становления современной системы международных отношений освещались в работах таких видных зарубежных ученых, как З. Бжезинский, И. Валлерстайн, Г. Киссинджер, А. Страус, Ф. Фукуяма; и других.
В контексте современной мировой политики и системы международных отношений, проблемы Корейского полуострова рассматривались в работах, как российских (А. Болятко, Ю. Ванин, В.Денисов, А. Жебин, А. Ланьков, В. Михеев, Г. Толорая; и др.), так и европейских и американских ученых (Р. Бакли, Э. Гражданцев, Б. Камингс, Д. Обердофер; и др.).
Несомненный интерес представляют исследования южнокорейских, китайских и японских специалистов, посвященные анализу международных аспектов проблем Корейского полуострова. Среди них следует выделить таких ученых, как Хидака Ёсики, Сон Дэ Сон, Ким Кан Ён, Ким Сон Хва, Рю Чжэ Гам, Маэда Ясухиро.
Вместе с тем, необходимо заметить, что в настоящее время отсутствуют современные комплексные работы, включающие целостное исследование проблем отношений КНДР и Республики Корея в XXI в. в системе сложившихся международных отношений. Проведение подобного анализа осуществлено в настоящей бакалаврской работе.
Цель работы заключается в изучении основных тенденций в отношениях КНДР и Республики Корея в XXI веке.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
1) определения проблематики межгосударственных отношений между КНДР и Республики Корея;
2) изучения политических отношений между КНДР и Республики Корея;
3) рассмотрения экономического взаимодействия между КНДР и Республики Корея;
4) исследования культурных отношений между КНДР и Республики Корея.
Хронологические рамки исследования охватывают отношения за период времени с 2001 по апрель 2018 гг. Данные хронологические рамки обусловлены тем обстоятельством, что именно в этот период отношения между двумя корейскими государствами знаменовались их потеплением и установлением двустороннего сотрудничества во многих сферах. До рассматриваемого периода времени отношения между КНДР и Республикой Корея, как таковые отсутствовали. Нижняя граница исследования определяется саммитом между КНДР и Республикой Корея 27 апреля 2018 года. В отдельных случаях были затронуты события, выходящие за хронологические рамки, что было необходимо для целостного раскрытия изучаемой проблемы, так как именно в 2000 году впервые с момента раскола государства произошел первый в истории межкорейский саммит.
Методологической основой исследования послужили методы познания явлений и процессов политической действительности, используемые политической наукой и теорией международных отношений. Среди них можно выделить методы анализа и синтеза, сравнительный и системный методы, позволяющие комплексно походить к рассмотрению поставленных проблем, а также методологию неореализма, которая дает возможность выявить факторы, оказывающие влияние на формирование взаимоотношений между различными государствами, в том числе влияние международной системы на их внешнюю политику. При написании работы мы руководствовались принципами объективности и историзма.
Объектом исследования является внешняя политика КНДР в XXI в.
Предметом исследования являются основные направления взаимодействия КНДР и Республики Корея в XXI в.; влияние глобальной и региональной систем на их развитие и решение важнейших проблем Корейского полуострова.
Источниковую базу работы можно поделить на несколько групп. А именно: международно-правовые акты, 29 30 31 32 межправительственные соглашения и материалы шестисторонних переговоров по ядернои проблеме КНДР, 36 37 38 а также инаугурационные речи президентов.
Вместе с тем хотелось бы заметить, что при проведении исследования автор работы столкнулся с некоторыми трудностями в части описания северокореИскоИ проблемы, которая связана с политикой руководства КНДР, направленной на самоизоляцию страны от внешнего мира, а потому информации о реальном положении дел в государстве практически отсутствуют. Предполагаем, что данные из официальных источников в Северной Корее, проходят через очень жесткую цензуру и могут содержать не совсем верные сведения.
Научная новизна работы определяется несколькими факторами:
- на сегодняшний день исследование является одной из первых работ, посвященной комплексному анализу взаимоотношений между КНДР и Республикой Корея в XXI в.
- рассмотрена совокупность международных и внутрикорейских обстоятельств, послуживших основой возникновения проблемных отношений между двумя корейскими государствами;
- раскрыт процесс формирования и становления международных отношений в Северо-Восточном регионе Азии; их воздействие на современный международный правопорядок;
- определена историческая взаимосвязь развития глобальной системы и системы международных отношений в Северо-Восточном регионе Азии; их влияние на развитие отношений между двумя корейскими государствами;
- проанализировано внутреннее и внешнеполитическое положение Северной Кореи, создающее угрозу непосредственно всему человечеству и цивилизации (ракетная и ядерная программы, проблемы наркотрафика и наркоторговли);
- показано влияние западных государств на политику Южной Кореи в отношении КНДР (корейская проблематика в тихоокеанской политике администрации Д. Трампа, правительства С. Абэ в отношении Пхеньяна и Сеула, российская политика на Корейском полуострове);
- в контексте укрепления и поступательного развития системы международных отношений изучены перспективы и варианты объединения Корейского полуострова.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в бакалаврской работе, могут быть использованы в решении проблем Корейского полуострова. Материалы исследования могут выступить в качестве исходных сведений при проведении дальнейших научно-исследовательских работ, посвященных анализу международных отношений в Северо-Восточном и Азиатско-Тихоокеанском регионе; а также быть использованы в учебном процессе при чтении лекций по теории и истории международных отношений, а также по политическим процессам в странах Восточной Азии.
Структура работы состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений
Проведенное исследование отношений КНДР и Республики Корея в XXI в. позволило нам прийти к выводу, что в конце ХХ - начале XXI вв. как в глобальной международной системе, так и в региональной подсистеме международных отношений в Северо-Восточной Азии, частью которой является Корейский полуостров, произошли радикальные изменения.
Эти перемены существенно повлияли на внешнюю политику двух корейских государств, на их отношения, как между собой, так и с зарубежными странами. С одной стороны, на Корейском полуострове в полном объеме сохранилась инфраструктура холодной войны. С другой стороны, здесь в острой форме проявляются угрозы для международной безопасности, связанные с проблемами распространения ядерного оружия, ракетных технологий, сохраняется вероятность открытого вооруженного конфликта.
При всех различиях внутренней и внешней политики, экономического и военного потенциалов КНДР и РК их международные связи имеют схожие черты. Они ориентированы, в первую очередь, на те государства, которые вовлечены в ситуацию вокруг Корейского полуострова. В первую очередь, это касается отношений КНДР и РК с США и КНР, в меньшей степени - их отношений с Россией и Японией.
Для Республики Корея Соединенные Штаты были и остаются главным союзником и партнером. На южнокорейской территории по-прежнему находятся американские войска. Однако американо-южнокорейские отношения не могут оставаться неизменными. На них влияют многие факторы глобального и регионального характера, в том числе и стремление Китая к лидерству. Для Южной Кореи КНР постепенно становится главным экономическим партнером. Именно Китай, с точки зрения южнокорейского руководства, может влиять на политику Северной Кореи.
В то же время для КНДР Китай - единственный союзник во внешнем мире и на сегодняшний день главный спонсор северокорейского режима.
Данное обстоятельство позволяет КНР оказывать давление на КНДР, что придает вес Китаю в международной ситуации, сложившейся вокруг Корейского полуострова.
Северная Корея стремится не утратить свой суверенитет, добиться внешних гарантий сохранения существующего политического режима. В первую очередь, это относится к попыткам развивать собственную ядерную и ракетную программы. Сегодня для северокорейского режима главной является задача добиться официального признания и прямого диалога с Соединенными Штатами. На фоне того значения, которое оба корейских государства придают отношениям с Китаем и США, их отношения с Россией и Японией играют пока более скромную роль.
Для развития взаимосвязей с Японией и у РК, и у КНДР есть препятствия, связанные с наследием прошлого, когда Корея была японской колонией. Дополнительными трудностями в современных условиях стали территориальные споры между Южной Кореей и Японией, а также вопрос о похищениях японских подданных северокорейскими спецслужбами.
Экономическое и политическое ослабление России в 1990-е гг. негативно сказалось на ее возможностях полноценно участвовать в решении проблем Корейского полуострова. Попытки делать ставку на развитие отношений с Южной Кореей не принесли ожидаемых результатов ни Москве, ни Сеулу. А ослабление связей с Северной Кореей привело к исчезновению у России возможностей воздействовать на политику КНДР. Балансирование в отношениях с двумя корейскими государствами, происходившее в первое десятилетие ХХ! в., не привело к существенным изменениями места и роли России в региональной подсистеме международных отношений.
Однако стоит отметить роль России в решении ядерной проблемы КНДР. По словам депутата Национального собрания Южной Кореи Чон Дон Ена, для того чтобы решить северокорейскую ядерную проблему, нужно проведение не только переговоров между Северной Кореей и США, но и проведение шестисторонних переговоров. И для того, чтобы возобновить такие переговоры, очень важна активная роль России. Переговоры «шестерки» (Россия, Китай, США, Южная Корея, КНДР и Япония) были начаты в 2003 году. В Пекине 27-29 августа 2003 года состоялся первый раунд шестисторонних переговоров о путях урегулирования кризиса вокруг ядерной программы КНДР. Россия принимала активное участие в обсуждении проблемы ядерного потенциала КНДР в этом, а также в последующих шестисторонних переговорах до 2009 года. Особо важным оказался четвертый раунд переговоров, который проходил в два этапа: 26 июля - 7 августа, 13 - 19 сентября 2005 года. Участникам впервые удалось добиться принятия совместного документа. Итоговый документ о принципах денуклеаризации в форме совместного заявления был принят по завершении переговоров 19 сентября 2005 года. В Заявлении признавалось право КНДР на мирную атомную деятельность. Однако уже 9 октября 2006 года Северная Корея объявила об успешном проведении ядерного испытания. После этого Советом Безопасности ООН 14 октября 2006 года была принята Резолюция 1718. 14 апреля 2009 года Северная Корея объявила о том, что намерена развивать силы ядерного сдерживания, и выходит из шестисторонних переговоров. На данный момент было проведено шесть ядерных испытаний, последнее состоялось 3 сентября 2017 года и получило осуждение со стороны участников шестисторонних переговоров: США, Южной Кореи, Китая, Японии, России.
Для двусторонних межкорейских отношений последние десятилетия характеризуются как открытой конфронтацией, так и декларативными призывами к объединению. Концепции объединения, разрабатывавшиеся на юге и на севере Корейского полуострова, при всех различиях, имеют и немало общего. По сути, это утопические проекты, вдохновлявшиеся националистическими настроениями, сильными как в РК, так и в КНДР. В последнее время в Южной Корее перспективы объединения полуострова стали рассматривать с точки зрения опыта объединенной Германии, что скорректировало чрезмерно оптимистические ожидания начала 1990-х гг.
В современных условиях существует несколько моделей возможного объединения Кореи. Первый вариант развития событий - объединение силой в результате войны. Второй вариант - поглощение Севера Югом. Третий вариант - постепенное объединение на основе существующих соглашений и формул объединения.
Как показывает практика, межкорейские отношения находятся в очень сильной зависимости от внутриполитических процессов и в Северной, и в Южной Корее. Каждый из сменивших друг друга президентов РК менял вектор политики в отношении КНДР. Так, на смену политики «солнечного тепла» президента Ким Дэ Чжуна, политики «мира и процветания» Но Му Хёна пришел более жесткий курс Ли Мён Бака, который привел к обострению межкорейских отношений.
В недавнем прошлом и на севере, и на юге полуострова произошла смена власти. На севере, после смерти Ким Чен Ира, новым лидером страны стал его сын Ким Чен Ын. В результате выборов 2017 г. на Юге президентом был избран Мун Чжэ Ин. Перед молодым лидером Северной Кореи стоит задача легитимации и укрепления собственной власти. Новый президент Южной Кореи должен определить приоритеты своей внутренней и внешней политики.
Таким образом, в межкорейских отношениях и в ситуации вокруг Корейского полуострова появляются новые возможности, которые необходимо использовать для укрепления мира и стабильности в регионе.
Эти перемены существенно повлияли на внешнюю политику двух корейских государств, на их отношения, как между собой, так и с зарубежными странами. С одной стороны, на Корейском полуострове в полном объеме сохранилась инфраструктура холодной войны. С другой стороны, здесь в острой форме проявляются угрозы для международной безопасности, связанные с проблемами распространения ядерного оружия, ракетных технологий, сохраняется вероятность открытого вооруженного конфликта.
При всех различиях внутренней и внешней политики, экономического и военного потенциалов КНДР и РК их международные связи имеют схожие черты. Они ориентированы, в первую очередь, на те государства, которые вовлечены в ситуацию вокруг Корейского полуострова. В первую очередь, это касается отношений КНДР и РК с США и КНР, в меньшей степени - их отношений с Россией и Японией.
Для Республики Корея Соединенные Штаты были и остаются главным союзником и партнером. На южнокорейской территории по-прежнему находятся американские войска. Однако американо-южнокорейские отношения не могут оставаться неизменными. На них влияют многие факторы глобального и регионального характера, в том числе и стремление Китая к лидерству. Для Южной Кореи КНР постепенно становится главным экономическим партнером. Именно Китай, с точки зрения южнокорейского руководства, может влиять на политику Северной Кореи.
В то же время для КНДР Китай - единственный союзник во внешнем мире и на сегодняшний день главный спонсор северокорейского режима.
Данное обстоятельство позволяет КНР оказывать давление на КНДР, что придает вес Китаю в международной ситуации, сложившейся вокруг Корейского полуострова.
Северная Корея стремится не утратить свой суверенитет, добиться внешних гарантий сохранения существующего политического режима. В первую очередь, это относится к попыткам развивать собственную ядерную и ракетную программы. Сегодня для северокорейского режима главной является задача добиться официального признания и прямого диалога с Соединенными Штатами. На фоне того значения, которое оба корейских государства придают отношениям с Китаем и США, их отношения с Россией и Японией играют пока более скромную роль.
Для развития взаимосвязей с Японией и у РК, и у КНДР есть препятствия, связанные с наследием прошлого, когда Корея была японской колонией. Дополнительными трудностями в современных условиях стали территориальные споры между Южной Кореей и Японией, а также вопрос о похищениях японских подданных северокорейскими спецслужбами.
Экономическое и политическое ослабление России в 1990-е гг. негативно сказалось на ее возможностях полноценно участвовать в решении проблем Корейского полуострова. Попытки делать ставку на развитие отношений с Южной Кореей не принесли ожидаемых результатов ни Москве, ни Сеулу. А ослабление связей с Северной Кореей привело к исчезновению у России возможностей воздействовать на политику КНДР. Балансирование в отношениях с двумя корейскими государствами, происходившее в первое десятилетие ХХ! в., не привело к существенным изменениями места и роли России в региональной подсистеме международных отношений.
Однако стоит отметить роль России в решении ядерной проблемы КНДР. По словам депутата Национального собрания Южной Кореи Чон Дон Ена, для того чтобы решить северокорейскую ядерную проблему, нужно проведение не только переговоров между Северной Кореей и США, но и проведение шестисторонних переговоров. И для того, чтобы возобновить такие переговоры, очень важна активная роль России. Переговоры «шестерки» (Россия, Китай, США, Южная Корея, КНДР и Япония) были начаты в 2003 году. В Пекине 27-29 августа 2003 года состоялся первый раунд шестисторонних переговоров о путях урегулирования кризиса вокруг ядерной программы КНДР. Россия принимала активное участие в обсуждении проблемы ядерного потенциала КНДР в этом, а также в последующих шестисторонних переговорах до 2009 года. Особо важным оказался четвертый раунд переговоров, который проходил в два этапа: 26 июля - 7 августа, 13 - 19 сентября 2005 года. Участникам впервые удалось добиться принятия совместного документа. Итоговый документ о принципах денуклеаризации в форме совместного заявления был принят по завершении переговоров 19 сентября 2005 года. В Заявлении признавалось право КНДР на мирную атомную деятельность. Однако уже 9 октября 2006 года Северная Корея объявила об успешном проведении ядерного испытания. После этого Советом Безопасности ООН 14 октября 2006 года была принята Резолюция 1718. 14 апреля 2009 года Северная Корея объявила о том, что намерена развивать силы ядерного сдерживания, и выходит из шестисторонних переговоров. На данный момент было проведено шесть ядерных испытаний, последнее состоялось 3 сентября 2017 года и получило осуждение со стороны участников шестисторонних переговоров: США, Южной Кореи, Китая, Японии, России.
Для двусторонних межкорейских отношений последние десятилетия характеризуются как открытой конфронтацией, так и декларативными призывами к объединению. Концепции объединения, разрабатывавшиеся на юге и на севере Корейского полуострова, при всех различиях, имеют и немало общего. По сути, это утопические проекты, вдохновлявшиеся националистическими настроениями, сильными как в РК, так и в КНДР. В последнее время в Южной Корее перспективы объединения полуострова стали рассматривать с точки зрения опыта объединенной Германии, что скорректировало чрезмерно оптимистические ожидания начала 1990-х гг.
В современных условиях существует несколько моделей возможного объединения Кореи. Первый вариант развития событий - объединение силой в результате войны. Второй вариант - поглощение Севера Югом. Третий вариант - постепенное объединение на основе существующих соглашений и формул объединения.
Как показывает практика, межкорейские отношения находятся в очень сильной зависимости от внутриполитических процессов и в Северной, и в Южной Корее. Каждый из сменивших друг друга президентов РК менял вектор политики в отношении КНДР. Так, на смену политики «солнечного тепла» президента Ким Дэ Чжуна, политики «мира и процветания» Но Му Хёна пришел более жесткий курс Ли Мён Бака, который привел к обострению межкорейских отношений.
В недавнем прошлом и на севере, и на юге полуострова произошла смена власти. На севере, после смерти Ким Чен Ира, новым лидером страны стал его сын Ким Чен Ын. В результате выборов 2017 г. на Юге президентом был избран Мун Чжэ Ин. Перед молодым лидером Северной Кореи стоит задача легитимации и укрепления собственной власти. Новый президент Южной Кореи должен определить приоритеты своей внутренней и внешней политики.
Таким образом, в межкорейских отношениях и в ситуации вокруг Корейского полуострова появляются новые возможности, которые необходимо использовать для укрепления мира и стабильности в регионе.
Подобные работы
- Развитие отношений Австралийского Союза и Республики Корея: история, современное состояние, перспективы
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Отношения Российской Федерации с Республикой Корея на современном этапе развития (2000-2017)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ (2000-2017 ГГ.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК: ОТНОШЕНИЯ РК, КНДР, США В 2012-2019 ГГ. ВСФЕРЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ЮЖНАЯ КОРЕЯ КАК ЧАСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В
УСЛОВИЯХ ЗАПАДНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ XXI ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ АНТИАМЕРИКАНИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ В 21 ВЕКЕ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Взаимоотношения КНР и России в области обеспечения энергетической безопасности в Восточной Азии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Отношения КНДР и Республики Корея 1998-2013 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017



