Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования универсальных учебных действий детей школьного возраста 7
1.1 Понятие системы универсальных учебных действий детей школьного
возраста 7
1.2 Виды универсальных учебных действий 12
1.3 Функции универсальных учебных действий 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Практическая значимость развития универсальных учебных действий детей школьного возраста 23
2.1 Программы развития универсальных учебных действий 23
2.2 Разработка и реализация модели развития универсальных учебных
действий детей школьного возраста 29
2.3 Основные преимущества, проблемы и пути совершенствования развития
универсальных учебных действий детей школьного возраста 51
Выводы по второй главе 56
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что при разработке федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Актуальность проблемы разработки программ развития универсальных учебных действий в данной ситуации становится приоритетной и определяется, по мнению многих авторов, следующими обстоятельствами:
- современным социальным и духовным кризисом российского общества, негативно влияющим на морально-психологическое состояние молодежи, что выражается в девальвации базовых социальных ценностей, в духовном разрыве с недавним историческим прошлым, в конфликте поколений, в нарастании прагматизма, не подкрепленного толерантными убеждениями;
- издержками в выработке и проведении в жизнь идеологии реформ, что оборачивается деформациями в работе с молодежью, особенно ярко проявляющимися в явной недооценке роли толерантного воспитания;
- кризисом идентичности личности, этноса, общества. Это приводит к падению толерантных чувств, к переоценке понятия гражданственности, нарушению сложившихся нравственных норм жизни.
Эти и другие факторы отражают остроту назревших проблем, серьезность положения, необходимость разработки государственных и локальных программ, способных противостоять различного рода дестабилизирующим факторам и опасностям.
Сегодня как никогда важно осознать, что проблема духовного разложения общества реально существует:
во-первых, необходимо пересмотреть и подойти конструктивно к опыту нашего общества, и образования в частности, в деле толерантного воспитания молодежи, некогда мощном и продуктивном процессе, однако чрезмерно идеологизированном, пересмотреть и наполнить новым содержанием, сохраняя преемственность и верность национальным традициям;
в-вторых, необходима система целостного, непрерывного педагогического процесса толерантного воспитания.
Объект исследования: универсальные учебные действия.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия создания обновленной системы формирования у детей школьного возраста универсальных учебных действий.
Цель исследования: выявить и проанализировать совокупность организационно-педагогических условий для формирования у детей школьного возраста универсальных учебных действий.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что школьном универсальных учебных действий учащихся будет эффективным, если:
- обеспечено обновленное содержание его основных направлений, включающих мировоззренческую подготовку школьников, формирование установок экологического воспитания и поведения, веротерпимости и миролюбия, развитие демократической культуры, понимание процессов глобализации, интеграции, поликультурности современного мира;
- разработаны организационно-педагогические формы и методы взаимодействия учреждения школьного образования и объектов внешней среды, направленные на приобщение учащихся к социокультурным ценностям, формирование опыта практической деятельности и гражданскодемократических навыков;
- определена совокупность критериев эффективности развития универсальных учебных действий учащихся, включающая сформированность социально значимых ценностей.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие системы универсальных учебных действий детей школьного возраста.
2. Рассмотреть виды универсальных учебных действий.
3. Изучить функции универсальных учебных действий.
4. Изучить программы развития универсальных учебных действий.
5. Рассмотреть основные проблемы и пути совершенствования развития универсальных учебных действий детей школьного возраста;
Методы исследования. В соответствии с целью исследования использовались следующие методы:
- анализ философской, педагогической, психологической, методологической литературы по проблеме исследования;
- сравнение различных систем развития универсальных учебных действий;
- обобщение эмпирического и теоретического материала;
- для получения фактического материала применялись методы наблюдения, тестирования, анкетирования, разного типа беседы, анализ результатов экспериментальной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что
- обоснован педагогический смысл понятия «развития универсальных учебных действий» в условиях, когда российская система образования входит в мировое образовательное пространство;
- выявлены организационно-педагогические условия обновления системы развития универсальных учебных действий: сущность, современная специфика, направления деятельности (мировоззренческая подготовка школьников с учетом понимания процессов глобализации, интеграции и поликультурности современного мира, формирование установок экологического сознания, веротерпимости, миролюбия, демократической культуры и приобщения учащихся к системе отечественных социокультурных ценностей) как основное содержание данной системы;
- обоснована координирующая роль школы в создании новых форм и методов развития универсальных учебных действий: организация социальной среды, включающей семью, общественные организации, историко-музейные центры;
- определены критерии эффективности развития универсальных учебных действий: соответствие ориентаций дошкольников общечеловеческим и государственным ценностям, сформированность понятия «экологическое воспитание» в его современном содержании.
Структура выпускной квалификационной работы определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Сегодня в педагогике, психологии и образовательной практике всё большее признание получает мнение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия (УУД), имеющие приоритетное значение по сравнению с узкопредметными знаниями и навыками.
В системе образования начинают превалировать технологии, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. К тому же современное общество настолько динамичная система, что по мнению некоторых ученых, многим из сегодняшних выпускников придется осваивать те профессии и специальности, которых на сегодняшний день попросту не существует. Соответственно умение учится и приобретать новые компетенции самостоятельно становится обязательным условием успешного существования в современном обществе.
Однако, программы развития УУД согласно ФГОС ООО 2 поколения только появляются в образовательных учреждениях и опыт внедрения таких программ еще недостаточно обширный и недостаточно хорошо изучен.
Поэтому объектом исследования работы было решено выбрать УУД, а предметом- организационно-педагогические условия формирования УУД у детей школьного возраста.
При написании работы было рассмотрен и проанализирован опыт образовательных учреждений города Елабуга по реализации программ развития УУД на этапе ООО, оценена эффективность данных программ, выявлены их преимущества и недостатки.
Исходя из этого, цель работы, а именно «выявление и анализ совокупности организационно-педагогических условий для формирования у детей школьного возраста универсальных учебных действий», считаю достигнутой.
В рамках данной работы были решены следующие задачи:
1) Изучено понятие системы универсальных учебных действий детей школьного возраста.
2) Рассмотрены виды универсальных учебных действий.
3) Изучены функции универсальных учебных действий.
4) Рассмотрены и проанализированы программы развития универсальных учебных действий.
5) Рассмотрены основные проблемы развития универсальных учебных действий детей школьного возраста.
6) Предложены пути совершенствования развития универсальных учебных действий детей школьного возраста.
Проведя аналитическую работу, изучив опыт МБОУ «СШ№8» города Елабуга, мною были сделаны следующие выводы:
Во-первых, на сегодняшний день концептуальная и практическая модели организации образовательной деятельности, используемые школами, не соответствует новым целям и задачам, которые необходимо решать педагогическим коллективам в соответствии с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы.
Во-вторых, одним из основных условий для успешной реализации программ развития УУД в рамках ФГОС ООО 2 поколения является обеспечение материально-технической, соответствующей решениям образовательных задач.
Также я заметила не соответствие системы контроля и оценивания знаний формата ЕГЭ и ОГЭ, предполагающей проверку совокупности учебных знаний, которыми должен обладать ученик, и основной концепции ФГОС ООО 2 поколения, которая делает акцент на развитие коммуникативных, личностных и регулятивных УУД, которые в свою очередь, мало задействуются при сдаче ЕГЭ.
При наличии всех недоработок в программах развития УУД в частности, и ФГОС ООО в целом, я считаю перспективным переход Российской системы образования на ФГОС 2 поколения.
Не смотря на все минусы данной программы, приведенные в моей работе, ученики, получающие образование по новым стандартам, показывают неплохие личностные, предметные и метапредметные результаты, как показал эксперимент.
Рассматривая недостатки ФГОС ООО 2 поколения, в качестве резерва для развития и прогресса в сфере осуществления ООО, а также учитывая преимущества нового стандарта, можно считать Российское образование перспективным и возлагать на него большие надежды.
1. Авдулова, Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте: дис. канд. психол. наук / Т.П. Авдулова. - М.: Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001. - 164 с.
2. Акманова, C.B. Развитие навыков самообучения у студентов
университета: технология и критериально-оценочный инструментарий:
методические рекомендации/ C.B. Акманова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 38 с.
3. Александрова, Г.В. Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка: автореф. дис. канд. пед. наук / Г.В. Александрова. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2008. - 21 с.
4. Алексеев, А.Н. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография / А.Н. Алексеев. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. 216 с.
5. Амонашвили, Ш. А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности / Ш. А. Амонашвили // Вопросы психологии.1975. - №4. - С. 35-38.
6. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция
оценки обучения школьников: экспериментально-педагогическое
исследование / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
7. Амонашвили, Ш.А. Обучение, оценка, отметка / Ш. А. Амонашвили. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
8. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 365 с.
9. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды. В 2 т. T. II / под ред. A.A. Бодалева и др. -М.: Педагогика, 1980. 288 с.
10. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина // Классный руководитель. 2000.- № 3. - С.63-80.
11. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования /AX. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.
12. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека /А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2007. - 526 с.
13. Афанасьев, В.Г. Общество, системность, познание и управление /
14. BX. Афанасьев. - М.: ИПЛ, 1981. - 432 с.
15. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов /Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 478 с.
16. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. - М.: Знание, 1981. -96 с.
17. Баранников, A.B. О необходимости введения новой системы оценивания /
18. A.B. Баранников // Начальная школа: приложение к газете «Первое сентября». - 2003. Авг. (№31) - С. 13-14.
19. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
20. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. -270 с.
21. Близнюк, С.А. Психолого-педагогические аспекты оценки знаний / CA. Близнюк // Народное образование. 1980. - № 8. - С. 48 - 50.
22. Богословский, В.В. Общая психология / В.В. Богословский, А.Г. Ковалев, A.A. Степанов. - М: Просвещение, 1981. 377 с.
23. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, H.A. Менчинская. - М.: Изд-во АПН СССР, 1959. - 335 с.
24. Бодалев, A.A. Психология личности / A.A. Бодал ев. - М.: Изд-во Московского университета, 1988. - 188 с.
25. Божович, Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е.Д. Божович. - М.: МПСИ, 1999. - 226 с.
26. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. — 465 с.
27. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР, 1951. -С. 105-131.
28. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентиро-ванного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11-17.
29. Бороздина, Л.В. Самооценка в первой зрелости / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова // Вестник МГУ, серия 14. Психология 1990 - № 2 - С.21- 36.
30. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 517 с.
31. Гоноболин, Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 1964 — 342 с.
32. Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): монография / Г.Г. Гранатов. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 195 с.
33. Гузеев, В.А. Оценочная деятельность учителя / В.А. Гузеев // Народное образование. 2002. - № 5. - С. 115 - 120.
34. Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов,
35. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении /В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1992. 114 с.
36 Загвязинский, В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханова. - М.: Изд-во «Академия», 2006. - 208 с.
37. Загвязинский, В.И. Противоречия процесса обучения /
В.И. Загвязинский. - Свердловск: Средне-уральск. кн. изд-во, 1971. - 183 с.
38. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е. Залесский. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.
39. Занков, Л.В. Обучение и развитие (экспериментально -
педагогическое исследование) / Л.В. Занков. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 401 с.
40. Иванова, Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у
младших школьников Электронный ресурс. / Т.Ф. Иванова // Мир Психологии: [портал]. -[Б.м.], 1996-2006. - Режим доступа: http:
//psychoIogy.net.ru.
ач для развития теоретического мышления при обучении физике: дис. . канд. пед. наук / Л.В. Коржуев. М., 1993. - 270 с.
41. Словарь справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
42. Словарь философских терминов / под ред. В.Г. Кузнецова. - М.: Инфра, 2004. - 731 с.
43. Смирнова, JI. Е. Оценивание как механизм развития познавательной активности школьников в процессе обучения: дис. канд. пед. наук / JI.E. Смирнова. - Ульян, госуд. ун-т. — Ульяновск, 2006. — 255 с.
44. Столин, В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева / В.В. Столин // А.Н. Леонтьев и современная психология / под ред. A.B. Запорожца и др. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.
45. Стратегия модернизации содержания общего образования: мат. для разработки документов по обновлению общего образования / под ред. A.A. Пинского. - М.: Мир книги, 2001. - 95 с.
46. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Изд-во «Радянска школа», 1980. 288 с.
47. Ушинский, К.Д. Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1974-Т. 1.- 325 с.
48. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. 2004. - № 12.
49. Философский энциклопедический словарь / под ред. Ильичева Л.Ф. и др. -М.: Советская энциклопедия, 1983. - 839 с.
50. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников /Л.Ю. Фомина // Начальная школа плюс До и После 2003. - №10. - С. 99-102.
51. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников / Д.Б. Эльконин//Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.