ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 7
Сущность, виды, порядок построения сбалансированной
системы показателей 7
Сферы применения сбалансированной системы показателей и практические результаты ее внедрения 25
Сбалансированная система показателей как инструмент финансового мониторинга деятельности кредитной
организации 30
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 39
Основные тенденции развития банковского сектора России 39
Анализ опыта внедрения сбалансированной системы
показателей кредитными организациями 45
3. ПРИМЕНЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «АК БАРС» БАНК) 53
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «АК БАРС» Банк 53
Разработка сбалансированной системы показателей для ПАО «АК БАРС» Банк 58
Имитационная модель формирования стратегии устойчивого развития кредитной организации на основе
сбалансированной системы показателей 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Сбалансированная система показателей (ССП) - это концепция трансформации стратегических целей на операционную деятельность, в рамках которой осуществляется контроль их достижения. Сбалансированная система показателей является современным инструментом реализации стратегии, инструментом финансового мониторинга, в котором через цепь причинно- следственных связей взаимосвязаны финансовые и нефинансовые показатели, в совокупности направленные на реализацию стратегических замыслов и достижение поставленных целей.
Актуальность выбранной темы обусловлена возрастанием потребности компаний в структурированном отражении взаимосвязи целей и результатов деятельности организации с факторами, влияющими на них. Особенно данная потребность высока в организациях больших масштабов деятельности, с большим потоком информации, направленных на инновационное развитие. В частности, в работе рассмотрены вопросы внедрения сбалансированной системы показателей в кредитных организациях.
Несмотря на широкую освещенность исследуемой темы, выявлен недостаточный уровень исследования внедрения сбалансированной системы показателей в организации различных отраслей, в частности, в банковском секторе. Несмотря на универсальность системы, отраслевая принадлежность играет одну из ключевых ролей в формировании сбалансированной системы показателей и набора показателей для ее составления.
Целью работы является исследование сбалансированной системы показателей как инструмента финансового и стратегического контроля в кредитной организации. В рамках поставленной цели задачами работы являются определение теоретических и практических аспектов формирования сбалансированной системы показателей, определение сфер применения системы показателей, раскрытие возможностей использования ССП в качестве инструмента финансового мониторинга деятельности кредитной организации, определение специфики формирования и внедрения сбалансированной системы показателей кредитными организациями, разработка сбалансированной системы показателей, адаптированной к деятельности и стратегическим целям ПАО «АК БАРС» Банк.
Объектом исследования является система сбалансированных показателей кредитной организации. Предметом исследования – система сбалансированных показателей как инструмент финансового и стратегического контроля ПАО «АК БАРС» Банк.
Основой для написания работы послужили работы экономистов, посвященные вопросам исследуемой темы. Первоисточником информации для написания работы выступила совместная работа Роберта Каплана и Дейвида Нортона «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию». Существенный вклад в исследование данной темы внесли К. Хьюберт, Н. Ольве, П. Нивен.
Информационной базой исследования выступают данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, данные Банка России, нормативно-правовые акты, бухгалтерская (финансовая отчетность) кредитных организаций (рассматриваемых в рамках проведения отраслевого анализа), периодические издания, посвященные проблематике сбалансированной системы показателей.
Методологическая база исследования. Работа основана на использовании элементов корреляционно-регрессионного анализа, имитационного моделирования, элементов теории принятия решений.
Наиболее существенными результатами работы, обладающими научной новизной, являются:
- адаптация существующей методики разработки сбалансированной системы показателей применительно к специфике рынка и деятельности кредитной организации, что заключается во включении в систему показателей специфических составляющих, присущих кредитным организациям, на основе предварительно проведенного отраслевого анализа;
- обоснование методов определения набора показателей, включаемых в сбалансированную систему показателей кредитных организаций.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке сбалансированной системы показателей для ПАО «АК БАРС» Банк, учитывающей финансовое состояние банка и его стратегические цели.
Результаты исследования апробированы участием в конференции «Вестник современных исследований» и отражены в публикациях:
1. Шарипова Р.В. Сбалансированная система показателей как неотъемлемая часть стратегического планирования // Вестник современных исследований. – 2018. - № 9-2(24). – С. 152-154.
2. Шарипова Р.В. Сбалансированная система показателей как инструмент разработки и реализации стратегии банка» // Вестник современных исследований. – 2018. - № 9-4(24). – С. 346-349.
Структура работы. В первой главе работы рассматриваются теоретические аспекты исследования системы сбалансированных показателей кредитной организацией, определены методы разработки и построения сбалансированной системы показателей, выявлены перспективы использования данной системы в качестве инструмента разработки и реализации стратегии кредитной организации, рассмотрены преимущества использования сбалансированной системы показателей в качестве инструмента финансового мониторинга.
Во второй главе проведен анализ состояния банковской отрасли, выявлены основные положительные и отрицательные характеристики развития отрасли. Проведен анализ опыта внедрения сбалансированной системы показателей кредитными организациями.
На основании рассмотренных в первой и второй главах теоретических и практических аспектов исследуемой темы, в третьей главе разработана сбалансированная система показателей для ПАО «АК БАРС» Банк. Магистерская диссертация выполнена на 84 страницах, включает в себя 3 главы, 8 параграфов, заключение, список источников (71 наименование), 25 таблиц, 11 рисунков.
В настоящее время одним из ключевых факторов успеха деятельности любой компании является умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, опережая конкурентов в развитии бизнеса.
Только оперативное получение информации о деятельности компании поможет руководству своевременно принять решение. В то же время оперативные действия компании должны быть скоординированы и направлены на достижение определенных долгосрочных целей. Для этого компании необходимо верно идентифицировать свою стратегию и мобилизовать все ресурсы для достижения поставленных стратегических целей.
В настоящее время управлять современной компанией только с помощью финансовых показателей невозможно. Данные финансовых отчетов не дают менеджерам современных компаний и ее собственникам достаточной информации для принятия правильных и своевременных управленческих решений. С помощью нематериальных активов компании получают возможность управлять отношениями с клиентами, создавать новые продукты и услуги непосредственно под запросы целевого рыночного сегмента. Именно нематериальные активы помогают формировать запросы рынка, использовать навыки и мотивацию персонала для постоянного улучшения внутренних и внешних компетенций компании. В условиях быстро развивающихся рынков и острейшей конкуренции нефинансовая информация, базирующаяся на оценке нематериальных активов организации, приобретает все большее значение. Наряду с получением прибыли и повышением капитализации сегодня первостепенное значение получают цели завоевания рынка и приобретения конкурентных преимуществ. Лояльность клиентов, способность предприятия обеспечить их удержание, прогрессивность технологии и отлаженность бизнес - процессов, мощный и высококвалифицированный кадровый состав - факторы которые имеют огромное значение и оказывают влияние на стоимость
компании в будущем.
Одним из инструментов представления процесса реализации стратегии в понимаемой форме является сбалансированная система показателей (Balanced ScoreCard, BSC).
Сбалансированная система показателей — это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и нефинансовые. Название системы отражает то равновесие, которое сохраняется между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельности.
Рассмотренные в первой главе работы теоретические основы исследования системы сбалансированных показателей свидетельствуют о важности и необходимости внедрения в деятельность компаний сбалансированной системы показателей, как на этапе разработки и реализации стратегии, так и в процессе финансового мониторинга деятельности организации. Данный подход к построению, реализации стратегии, осуществлении финансового мониторинга является универсальным инструментом для компаний любых масштабов и разной направленности. Для эффективности использования сбалансированной системы показателей необходимо учитывать при ее построении специфику деятельности организации, отраслевую специфику, тенденции развития рынка, опыт по внедрению сбалансированной системы показателей представителями отрасли. В первой главе выделены основные этапы разработки ССП и методы формирования показателей, включаемых в систему, выбор которых должен осуществляться с учетом отраслевой и индивидуальной специфики деятельности компании.
Рассмотрены виды сбалансированных систем показателей (организационная и личная сбалансированные системы показателей), способы формирования показателей сбалансированной системы.
Во второй главе проведен анализ состояния банковской отрасли, выявлены основные положительные и отрицательные характеристики развития отрасли.
На основании практических аспектов исследования сбалансированной системы показателей, рассмотренных в главе, выделены преимущества внедрения сбалансированной системы показателей в кредитных организациях, проведен анализ опыта внедрения ССП представителями банковской сферы, выявлена необходимость проведения отраслевого анализа при определении набора показателей, включаемых в сбалансированную систему показателей. Методом корреляционно-регрессионного анализа выявлена зависимость стоимости активов банка от стоимости капитала, что нашло свое отражение в схеме выбора показателей, включаемых в сбалансированную системы показателей.
В третьей главе проведен анализ текущего состояния ПАО «АК БАРС» Банк, выявлены положительные и отрицательные тенденции развития банка. С помощью имитационного моделирования путем использования концепции сбалансированной системы показателей проведена оценка финансового состояния банка.
На основании рассмотренных в предыдущих главах теоретических и практических аспектов исследования сбалансированной системы показателей, в третьей главе разработана сбалансированная система показателей для ПАО «АК БАРС» Банк, основанная на наиболее приоритетных направлениях и выделенных руководством банка целях и перспективах развития банка.
1. Об обязательных нормативах банков: Инструкция Банка России от 28 июня 2017 г. N 180-И (с изменениями и дополнениями).
Учебники и учебные пособия
2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «Новости», 2010. – 136 с.
3. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 285 с.
4. Боди 3., Мертон Р. Финансы: пер. с англ. М.: Издательский дом
«Вильяме», 2011. – 325 с.
5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. Под ред. Ю. Дарова, P.M. Нуреева. М.: Финпресс, 2000. – 221 с.
6. Бусов В.И. Оценка и управление собственностью. М.: ГУУ, 2014. – 321 401 с.
7. Вихаиский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономиста, 2010. –
8. Виханстш О.С. Стратегическое управление. Учебник для вузов. 2-е изд.
стереотип. М.: Омега-Л, 2012. – 317 с.
9. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха. М.: Ассоциация менеджеров, 2013. – 358 с.
10. Голубков Е. П. Технология принятия управленческих решений. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2011. – 178 с.
11. ГреймДинз, Фриц Крюгер, Стефан Зайзелъ. К победе через слияние: как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. М.: Изд- во Альпина Бизнес Букс, 2010. – 425 с.
12. Дайер Д., Даллзер Ф., Олегарио P. Procter & Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. – 284 с.
13. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управления. – М.: Дело, - 2003. – 480 с.
14. Интеллектуальный капитал стратегический потенциал организации. Учебное пособие /Под ред. Гапонепко A.JI. и Орловой Т.М. -М.: ИД
«Социальные отношения», 2013. – 301 с.
15. Итан Распел. Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса (2-е издание). М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2011. – 235 с.
16. Исаева Е.А. Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. – 176 с.
17. Кайдзен: Ключ к успеху японских корпораций. Масааки Имаи, пер. с англ., 2010. – 269 с.
18. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П., «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию», ЗАО «Олимп-Бизнес», Москва, 2003. – 398 с.
19. Кинг Д., Хартлен Б., Гэнстер Д., Ковени М. Стратегический разрыв. Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь. М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2014. – 289 с.
20. Кит У. Стратегический управленческий учет: Пер. с англ. М.: Олимп- Бизнес, 2012. – 308 с.
21. Коробков A. Balanced Scorecard новые возможности для эффективного управления. М.: 2010. – 285 с.
22. Коупленд Т., Коллер Т., МурринД. Стоимость компании: оценка и управление. Пер. с англ., 2-е изд., стереотип. М.: Олимп-Бизнес, 2012. – 333 с.
23. Курс MB А по стратегическому менедэ/сменту. Под. Ред. Фаэй Д., Рэнделл Р. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. – 209 с.
24. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 507 с.
25. Лутц Роберт А. 7 законов Крайслера / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013. – 198 с.
26. Марк К. Скотт. Факторы стоимости. Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости. ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. – 219 с.
27. Мередит Р. Белбин. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. М.: Изд-во HIPPO, 2013. – 305 с.
28. Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004. – 328 с.
29. Ольве Н.Г., Петри К-Й, Рой Ж., Рой С. Баланс между стратегией и контролем. СПб.: Питер, 2013. – 425 с.
30. Олъве Н.Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2013. – 355 с.
31. Роберт А. Лутц. 8 законов Крайслер: Законы бизнеса, которые сделали Crysler одной из самых успешных в мире корпораций. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. – 298 с.
32. Рик Рикертсен. Выкуп бизнеса менеджерами: советы инсайдера. Пер. с англ. М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2014. – 307 с.
33. Секерин В.Д., Голубев С.С. Банковский менеджмент: учебник. – Москва: Проспект, 2016. – 224 с.
34. Стоимость компаний: оценка и управление. Издание 3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. М.: Изд-во Олим Бизнес, 2012. – 299 с.
35. Фомин В.П. Анализ сбалансированности показателей развития предприятия / В.П. Фомин. – Самара: Содружество, 2008. – 208 с.
36. Хьюберт К. Универсальная система показателей деятельности: как достичь результатов, сохраняя целостность; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 352 с.
37. Уколов В.Ф. Теория управления: учеб. для вузов/ В.Ф. Уколов, A.M. Массе, И.К. Быстряков. 2-е изд., доп. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2014. – 401 с.
38. Уоррен Баффетт. Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями. Пер. с англ. -М.: Альпина Букс, 2012. – 125 с.
Статьи в сборниках и периодических изданиях
39. Авагян М.Ю. Управление региональным банковским кластером на основе сбалансированной системы показателей / М.Ю. Авагян // Финансы и кредит. – 2009. - № 36. – С.61-70.
40. Адушкин А.Е. Эволиция и современное развитие концепции сбалансированной системы показателей / А.Е. Адушкин // Аудит и финансовый анализ. – 2009. - № 4. – С. 380-383.
41. Бурцева К. Отражение сбалансированной системы показателей через учетные данные организации / К. Бурцева // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2011. № 2. – С. 404-408.
42. Бурцева К.Ю. Применение сбалансированной системы показателей в стратегическом управлении организацией / К.Ю. Бурцева // Экономика и управление: Российский научный журнал. – 2008. - № 3. – С. 177-179.
43. Бурых Н.И. Управленческий аудит как оценка системы управления компанией / Н.И. Бурых // Проблемы современной экономики. Евразийский международный журнал. – 2009. - № 4. – С. 181-183.
44. Гришина О.В. Методики и концепции формирования информации системы стратегического управленческого учета / О.В. Гришина, И.А. Варпаева
// Управленческий учет. – 2015. - № 7. – С. 11-21.
45. Енхан Чж. Финансовый контроль реализации финансовых стратегий / Чж. Енхан, Д. Кувалин // Маркетинг. – 2009. - № 6. – С. 115-125.
46. Желнова К.В. Инструменты стратегического управленческого учета как основа контроллинга / К.В. Желнова // Управленческий учет. – 2015. - № 3.
– С. 11-19.
47. Зайков Д.В. Построение сбалансированной системы показателей на основе инновационного подхода / Д.В. Зайков // Инновации. – 2010. - № 12. – С. 100-104.
48. Зверев О.А. Инновационные технологии банковского ритейла / О.А. Зверев // Деньги и кредит. – 2007. – № 12. С. 43-46.
49. Илышева М.А. Эволюция систем показателей в анализе и управлении
/ М.А. Илышева, С.А. Поташникова // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. - № 39. – С. 45.51.
50. Карлик Д.А. Формирование и внедрение системы целевых показателей в управление деятельностью предприятия: принципы и методические подходы / Д.А. Карлик // Экономические науки. – 2011. - № 4. – С. 87-91.
51. Клаас Я.А. Имитационная модель формирования стратегии устойчивого развития кредитной организации / Я.А. Клаас // Аудит и финансовый анализ. – 2012. - № 2. – С. 107-114.
52. Корчагина Е.В. Сбалансированная система показателей как инструмент управления развитием компании: сравнение российского и зарубежного опыта / Е.В. Корчагина // Проблемы современной экономики. Евразийский международный журнал. – 2009. - № 4. – С. 158-163.
53. Кочнев А.Ф. Разработка сбалансированной системы показателей: шаг за шагом (часть 1) / А.Ф. Кочнев // Стратегический менеджмент. – 2009. - № 1.
– С. 32-42.
54. Кочнев А.Ф. Разработка сбалансированной системы показателей: шаг за шагом (часть 2) / А.Ф. Кочнев, И.С. Фастов // Стратегический менеджмент. – 2009. - № 2. – С. 84-94.
55. Крылов С.И. Анализ в сбалансированной системе показателей: теоретический аспект / С.И. Крылов // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. - № 29. – С.2-10.
56. Крылов С.И. Применение сбалансированной системы показателей и прикладного стратегического анализа в процессе стратегического управления продажами / С.И. Крылов // Управленческий учет. – 2016. - № 3. – С. 60-68.
57. Кулик О.С. Применение индикаторов сбалансированной системы показателей в совершенствовании методики финансового планирования деятельности предприятия / О.С. Кулик // Финансы и кредит. – 2010. - № 24. – С. 18-30.
58. Одинец М.А. Адаптация стандартной сбалансированной системы показателей к внедрению ERP-системы / М.А. Одинец // Экономические науки.
– 2014. - № 4. С. 82-86.
59. Панов М.В. Сбалансированная система показателей в процессно- ориентированном бюджетировании деятельности коммерческого банка / М.В. Панов // Управление корпоративными финансами. – 2008. - № 4. С. 222-227.
60. Поташева Г.А. Методологический подход к внутреннему аудиту на основе финансового анализа / Г.А. Поташева // Аудит и финансовый анализ. – 2015. - № 6. – С. 143-151.
61. Самостроенко Г.М. Оценка синергетического эффекта, возникающего при реализации сбалансированной системы показателей / Г.М. Самостроенко, А.Б. Андрианова // Управленчески учет. – 2015. - № 7. – С. 28-34.
62. Сергеев Д.В. Совершенствование управленческого учета на основе сбалансированной системы показателей / Д.В. Сергеев // Управленческий учет.– 2009. - № 2. – С. 18-27.
63. Сертаков А.С. Ключевые факторы успешного внедрения сбалансированной системы показателей / А.С. Сертаков // Финансовый менеджмент. - 2009– - № 2. – С. 134-144.
64. Слободняк И.А. Анализ интегральной динамики финансово- хозяйственной деятельности с использованием рейтинговой оценки / И.А. Слободняк // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2012. - № 11. – С. 3-12.
65. Суханов С.А. Механизм управления предприятиями через эффективное формирование показателей системы BSC / С.А. Суханов // Экономика и управление: Российский научный журнал. – 2008. - № 2. - С. 145- 150.
66. Чистякова Ю.Е. Сбалансированная система показателей как основа формирования финансовой отчетности / Ю.Е. Чистякова // Экономические науки. – 2010. - № 8. – С. 193-197.
67. Шарипова Р.В. Сбалансированная система показателей как неотъемлемая часть стратегического планирования» / Р.В. Шарипова // Вестник современных исследований. – 2018. - № 9-2(24). – С. 152-154.
68. Шарипова Р.В. Сбалансированная система показателей как инструмент разработки и реализации стратегии банка / Р.В. Шарипова // Вестник современных исследований. – 2018. - № 9-4(24). – С. 346-349.
69. Шишкова Т.В. Организация контроллинга с помощью сбалансированной системы показателей / Т.В. Шишкова, И.В. Антонов // МСФО и МСА в кредитной организации. – 2008. - № 2. – С. 103-111.
70. Шнейдерман А.М. Как создать сбалансированную систему показателей (часть 1) / А.М. Шнейдерман // Стратегический менеджмент. – 2009. - № 2. – С. 96-120.
71. Шнейдерман А.М. Как создать сбалансированную систему показателей (часть 2) / А.М. Шнейдерман // Стратегический менеджмент. – 2009. - № 3. – С. 184-193.