Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимоотношения КНР и России в области обеспечения энергетической безопасности в Восточной Азии

Работа №34853

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
717
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Факторы экономического роста Республики Корея в XXI веке и возможности перенятия её опыта Россией 9
§1.1 Экономическая политика Южной Кореи при выходе из Азиатского финансового кризиса 1997 года 9
§1.2 Концепция креативной экономики Республики Корея 14
§1.3 Концепция сбалансированного роста национальной экономики Южной Кореи 18
§1.4 Возможность использования опыта успешной экономической модели
Южной Кореи для России и перспективы сотрудничества в сфере ИКТ 22
Глава II. Экономическая политика сильнейших стран дальневосточного типа развития в XXI веке, и симбиоз традиционных ценностей с глобализационными в Южной Корее 27
§2.1 Традиционные особенности Дальневосточной цивилизации и «корейская волна» 27
§2.2 Сравнение экономических моделей Японии и Южной Кореи в эпоху глобализации 38
§2.3 Сравнение экономических моделей Китая и Южной Кореи в эпоху глобализации 48
§2.4 Взаимоотношения КНДР и Республики Корея в XXI веке 55
Заключение .. .60
Список использованных источников и литературы 64
Приложение

Актуальность темы исследования. Говоря об уровне глобализации и экономической развитости стран Дальневосточной цивилизации, на ум в первую очередь приходит быстрый скачок Китая из отсталого государства в мирового «гиганта» или высокие темпы роста хозяйства Японии, связанные с демилитаризацией после Второй мировой войны. Южная Корея, история которой является чередой постоянных войн, набегов, оккупации, голода и нищеты к началу второго десятилетия XXI века превратилась в одну из крупнейших экономик мира. Более того, это небольшое государство, не обладающее ни привлекательным климатом, ни богатыми природными ресурсами, пошло совсем иным от своих соседей путем.
Сегодня Южная Корея занимает лидирующие места в мире по величине экономики и торговли. Она превратилась в глобальный центр свободного экспорта и импорта с полным доступом к двум третям мировых рынков, что составляет примерно половину населения Земли.
Глобализация является важнейшим фактором роста и экономического успеха Южной Кореи. Страна лидирует во многих отраслях промышленности: от технологий и автомобилей до музыки и развлечений.
Еще совсем недавно экономика Южной Кореи была предметом зависти в развивающемся мире, и ее успех был тщательно изучен многочисленными аналитиками, и большинство согласилось с тем, что секрет этого успеха был разумным сочетанием государства и рынка, которое претерпевало значительное количество изменений на пути к либерализации.
Также, значительную роль в формировании современного «лица» Южной Кореи играют древнейшие ценности и традиции цивилизации Дальнего Востока. Как и много лет назад, в обществе сохраняются повсеместное стремление к знаниям, тяжелому труду, почет и уважение к старшим, и строгая иерархичность, особенно в рабочих отношениях.
Как ни странно, будучи наиболее подверженной к глобализации и вестернизации, Республика Корея смогла не только сохранить характерные национальные черты, но создала уникальное взаимодействие противоположных начал, распространяя по всему земному шару новый продукт, который выражен в симбиозе южнокорейского образа жизни, конфуцианства и западной культуры.
Также, мы считаем, что рассматривая Южную Корею, как полноправного участника глобализации, обязательным является проследить связь и провести аналогию с другими крупнейшими «игроками» Азиатскотихоокеанского региона, такими, как Китай и Япония. Основной задачей в данном вопросе является выявление общего и частного в формировании экономической и политической стратегии стран в условиях расширяющейся глобализации.
Актуальность нашей темы несомненна. Живя в эпоху глобализации, следует глубже изучать опыт богатейших стран мира, стратегию и структуру их экономики. Страны Дальневосточной цивилизации к настоящему времени (2018 год) выходят на качественно новые показатели экономического благосостояния. А опыт Южной Кореи в построении хозяйственной и общественной модели, основанной на симбиозе культур, западно-христианских и восточно-конфуцианских требует отдельного внимания.
Объектом исследования является экономическая и социальная структура Южной Кореи в эпоху глобализации XXI века.
Предметом исследования является осмысление форм и направлений внутренней и внешней политики Южной Кореи, и влияния традиционных цивилизационных особенностей на ориентацию государства в мире в эпоху глобализации XXI века.
Цель исследовательской работы. Всесторонне изучить причины феномена Южной Кореи и определить механизмы, обеспечившие экономическое благосостояние страны в эпоху мировой глобализации.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) Определить особенности развития и механизмы, обеспечившие быстрый рост Южной Кореи в эпоху глобализации XXI века.
2) Раскрыть возможности перенятия опыта успешного экономического развития Республики Корея для России и сотрудничества в области инновационных разработок.
3) Исследовать синтез традиционной дальневосточной культуры и западной глобальной культуры, как фактор влияния на формирование имиджа современной Южной Кореи на международной арене.
4) Детально проанализировать различие в подходах Южной Кореи, Японии и Китая в формировании политики экономического развития условиях глобализации XXI века.
Хронологические рамки охватывают период с весны 1997 года по конец 2017 года. В нашем исследовании мы рассматриваем Южную Корею с конца XX столетия, так как это обусловлено началом Азиатского финансового кризиса, который дал Республике окончательный импульс для вступления страны в мировую глобализацию, и резким скачком экономики после преодоления кризиса. Конечная дата обусловлена тем, что Южная Корея окончательно определила свое место в мировой торговле, а уровень благосостояния граждан и государства за короткий период стал превосходить большинство западных держав.
Методология исследования основывается на системном подходе, позволяющем исследовать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. Таким образом, внешняя и внутренняя политики Южной Кореи в эпоху глобализации исследуются, как система взаимосвязанных направлений, определяющие особые подходы правительства страны и народа для формирования благосостояния государства.
Для достижения поставленных целей использовались общенаучные и специальные методы исторического исследования. Из общенаучных методов были применены: анализ и синтез, с помощью которых изучались взаимоотношения Южной Кореи с другими странами в контексте диалога и смешения культур.
Сравнительно-историческим методом были выявлены различия в политике и способах урегулирования новых вызовов Южной Кореей, Китаем и Японией в условиях глобализации.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты глобализации мировой экономики и участия в этих процессах Южной Кореи, так или иначе, затрагиваются в работах многих ученых, занимающихся исследованиями самых различных вопросов.
Большое значение при написании дипломной работы имели исследования российских востоковедов, в частности, следует отметить работы российских ученых и экономистов по проблемам глобализации и регионализации мировой экономики, проблемам восточноазиатских экономик - Торкунова А.В . и Тимонина И. Л .
Значительный интерес и помощь в исследовании представило ознакомление с концептуальными подходами основных западных теоретиков глобализации, в частности, Р.Робертсона , определившего ее как «двуединый процесс превращения всеобщего в особенное и особенного во всеобщее». Большим подспорьем в сборке фактологического материала к диссертации явилась общая и специальная литература. Ценные сведения были получены в результате изучения материалов отечественной , южнокорейской и зарубежной печати , материалов международных организаций.
Источниковая база. Исследование вопросов, поднятых в данной работе, потребовало обращения к широкому кругу документальных и статистических материалов. Первоисточниками для исследования послужили официальные документы Республики Корея , а также её экономическая и внешнеторговая статистика , данные международных туристических организаций.
Научно-практическая значимость данной дипломной работы состоит в том, что изучение трансформационных изменений, происходящих в настоящее время в южнокорейской модели, содержит в себе немало общезначимых уроков, учет которых был бы полезен и важен для России, в том числе, для объективной оценки современных процессов интеграции в Азии, и их влияния на отдельную страну (как например, на Южную Корею). Южнокорейский опыт может представлять конкретную ценность для разработки перспектив участия России в глобализации, особенно в развитии креативной экономики, основанной на инновационных технологиях.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что работ, посвященных системному анализу феномена глобализации в южнокорейской Республике не так много, в то же время они лишены единого методологического фундамента. В российском корееведении проблема глобализации также пока не стала предметом глубокого научного исследования. В связи с этим представленная, тема является попыткой комплексного анализа феномена глобализации через призму реалий новой индустриальной модели одной из наиболее экономически продвинутых стран, а также проблемы трансформации южнокорейской модели и расширения ее адаптационных возможностей под влиянием мировой интеграции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей дипломной работе были детально рассмотрены и выявлены механизмы, обеспечившие успешный рост Республики Корея в условиях глобализации XXI века. Нами было установлено, что мощнейший скачок южнокорейской экономики произошёл после Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. Республика Корея, следуя рекомендациям МВФ, произвела либерализацию экономического сектора, что позволило стране стать более открытой для иностранных инвестиций. Важными явились: 1) реформа корпораций, благодаря которой появилась внутренняя конкуренция и равноправные возможности для малого, среднего и венчурного бизнесов; 2) организация социальной поддержки после финансового кризиса; 3) стабилизация национальной валюты после девальвации и уменьшение государственного контроля над экономическими процессами.
Также было установлено, что в XXI веке правительство Республики Корея делает большой акцент на развитии сферы услуг, имеющих большую добавленную стоимость и свидетельствующих о постиндустриальном типе экономического роста. Мощнейшим финансовым двигателем явился план построения креативной экономики, основанной на интеграции науки и техники, производства и культуры с информационно-коммуникационными технологиями. Основными целями данной стратегии являются: 1) государственное стимулирование и поощрение разработок в области инновационных технологий; 2) создание страны, как бренда для иностранцев посредством контент-культуры; 3) обеспечение свободного доступа для высококвалифицированного иностранного персонала, занимающихся разработками в сфере ИКТ; 4) усиление глобальной инновационной интеграции.
Было установлено, что к настоящему времени правительство Южной Кореи осуществляет политику сбалансированного развития, основной задачей которой является обеспечение эффективной работы всех частей, так или иначе участвующих в укреплении экономики государства. Согласно данной стратегии, первостепенными являются достижение гармонии между субъектами финансовых отношений и курсом, которое выбрало государство.
Благодаря проведенному исследованию были выделены рекомендации по реструктуризации экономики Российской Федерации на основе успешного опыта Республики Корея, а именно: 1) сокращение числа нерентабельных государственных производств посредством приватизации; 2) создание среды, благоприятствующей привлечению иностранного капитала; 3) активное участие иностранных компаний в процессе слияния или приватизации государственных предприятий; 4) сокращение роли государства в регулировании экономических отношений, либерализация корпоративного сектора. В добавок были определены возможности сотрудничества России и Южной Кореи в области инновационных разработок, и внедрения креативной экономики в российскую.
Также нами были исследованы особенности и характерные для Дальневосточной цивилизации. Было выявлено, что население сохраняет традиционные черты менталитета, такие как стремление к получению знаний, уважение и почёт к старшим, и строгую иерархичность в отношениях и работе. На примере феномена «корейской волны» был рассмотрен умелый симбиоз национальной дальневосточной культуры с западной глобализационной. Была детально рассмотрена политика государства на формирование внутреннего бренда «халлю», который создал благоприятный для иностранцев туристский имидж Южной Кореи и побудил в мире интерес ко всему, что производится в стране. «Корейская волна» является умелым сочетанием не только западной культуры с дальневосточной, но и успешной политико-экономической миссией.
Также мы провели сравнительно-исторический анализ, сопоставив пути формирования экономических моделей крупнейших экономик цивилизации дальневосточного типа, таких, как Китай и Япония с южнокорейскими в период с 1997 по 2017 год. Сравнивая подходы Японии и Южной Кореи были выявлены следующие фундаментальные сходства: 1) большой акцент в обоих государствах делается на формирование рынка услуг с высокой добавленной стоимостью; 2) осуществление обеими странами креативной экономики, основанной, прежде всего на инновационных технологиях и большой роли индивидуальных качеств отдельного человека; 3) как Южная Корея, так и Япония вкладывают огромные средства на развитие образования и науки. Основополагающим различием является то, что в отличие от Республики Корея, экономика Страны восходящего солнца очень закрыта для иностранных товаров и прямых инвестиций, а государство старается держать все крупные финансовые операции под своим контролем.
В сравнении подходов к формированию экономической модели Южной Кореи и Китая, можно выделить следующие сходства: 1) высокая доля инновационных технологий; 2) сильная зависимость от доли иностранного капитала в ВВП. Фундаментальные различия состоят в роли государства при регулировании экономических отношений. Китайское правительство жестко контролирует все сферы, когда южнокорейское осуществило либерализацию большинства направлений, как финансовых, так и многих других.
Рассматривая взаимоотношения между КНДР и Республикой Корея в XXI веке, можно сделать вывод, что обе страны выражают стремление к объединению, однако всякий раз, в процесс последующего слияния вмешивались иные факторы, как например, ядерная программа Северной Кореи, которая по сей день остаётся насущной проблемой, требующей урегулирования. Но вопреки всем различиям, существующим в обоих государствах, страны являются важнейшими торговыми и строительными партнёрами, совместно справляют торжественные мероприятия и часто выступают единым фронтом на различных спортивных событиях.
В конечном итоге, Южную Корею в условиях глобализации XXI века, можно охарактеризовать, как быстро совершенствующуюся и динамично развивающуюся страну. Наиболее приоритетными задачами в формировании экономической модели можно назвать развитие инновационных технологий и привлечение большой доли иностранного капитала. В эпоху глобализации, Южная Корея смогла не только приспособиться к быстро меняющемуся миру, но и создала свой неповторимый имидж на основе западной и традиционной культур.



1.1 План и реализация креативной экономики, 05.06.2013 г. (на кор. яз.).
1.2 Статистика по прямым иностранным инвестициям. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://unctad.org/en/Pages/DIAE/World %20Investment%20Report/World_Investment_Report.aspx (дата обращения:
17.02.2018)
1.3 Статистика по международной торговле. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://stat.wto.org/Home/WSDBHome.aspx7Language (дата
обращения: 19.02.2018)
1.4 Korea’s Tourism Branding & Communication Strategy. The 7th UNWTO Asia and the Pacific Executive Training Program Park Hyatt. Busan, 2013.
1.5 OECD Tourism and the Creative Economy, OECD Studies on Tourism
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://dx.doi.org/10.1787/9789264207875-en (дата обращения: 10.02.2018).
1.6 The Global Competitiveness Report 2015-2016. Geneva: World еconomic Forum, 2015.
1.7 World Tourism Organization and Korea Culture & Tourism Institute, Hanok stay and Temple stay in the Republic of Korea // Case Studies of Traditional Cultural Accommodations in the Republic of Korea, Japan and China. Chapter 1. UNWTO, Madrid, 2016. P. 21
1.8 Национальная туристская организация Кореи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://kto.visitkorea.or.kr/eng.kto - (дата обращения: 05.02.2018) .
1.19 Официальный сайт информационно-статистического сервиса Кореи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kosis.kr/eng/ - (дата обращения: 06.02.2018).
1.10 Официальный сайт Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcst.go.kr/english/index.jsp (дата обращения: 08.02.2018).
1.11 Overview of «Japan Revitalization Strategy». Friday, June 21, 2013.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://japan.kantei.go.jp/96_abe/documents/2013/1200485_7321.html (дата обращения: 15.02.2018).
1.12 The New Growth Strategy. Blueprint for Revitalizing Japan. June 18,
2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.meti.go.jp/english/ policy/economy/growth/report20100618.pdf (дата обращения: 12.02.2018).
2. Литература
2.1 Альбер М. Капитализм против капитализма. СПб., 1998. — 293c.
2.2 Баскакова М. Японская экономическая модель // Мировая экономика и международные отношения. 2004. №1. С. 98-106.
2.3 Губайдуллина Ф. С. Международный опыт кластерной политики в промышленно развитых странах // Современная конкуренция. 2010. №4.
2.4 Масленников Н. Кластерная стратегия // Независимая газета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ng.ru/science/2010-03- 10/11_strategy.html (дата обращения: 12.02.2018).
2.5 Семенихина Н. С. Адаптация западной модели менеджмента к вызовам современной экономики путем применения опыта Японии // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. №12-1.
2.6 Стрельцов Д. Япония: курс на присоединение к
Транстихоокеанскому партнерству // Мировая экономика и международные отношения. 2012. №12. С. 70-77.
2.7 Тимонина И. Л. Жизнь после кризиса: направления трансформации экономической модели Японии // Вестник университета МГИМО. 2010. №4. С.183-190.
2.8 Тимонина И. Л. Уровень социально-экономического развития Японии в международных сравнениях и новый вектор экономической стратегии // Восточная аналитика. 2014. №4. C. 87-105.
2.9 История Кореи (Новое прочтение) / Под ред. Проф. А. В. Торкунова. М., 2003.
2.10 Шевчук А. В. Модели современного капитализма: основы сравнительного институционального анализа // Экономическая социология. 2008. Т. 9. №5. С. 17-29.
2.11 Юнгил, Пак. Исследование региональных тенденций экспорта корейского контента / Пак Юнгил // Журн. Агентства поддерживания и развития контента. — 2013. — № 2. — С. 1—27
2.12 Бэ Чангун. Анализ экономических последствий соглашений о свободной торговле для Республики Корея / Бэ Чан-гун. — Сеул: И-нт внешнеэкон. политики, 2012. — 217 с.
2.13 Век Хунг. Сравнительное исследование политики в сфере развития корейских венчурных предприятий / Век Хун. — Сеул: Ин-т малого и среднего бизнеса, 2010. — 139 с.
2.14 Гвак, Суген. Роль государства для решения экономической поляризации / Суген Гвак // Журнал «Сеульский университет», Сеул. -
2014. - № 6. - С. 18-25
2.15 Го Джонсук. Анализ экономических последствий после заключения соглашений о свободной торговле / Го Джон-сук. — Сеул: Ин-т внешнеэкон. политики, 2012. — 448 с.
2.16 Кивуан, Ким. Фоновые и политические вопросы, способствующие развитию креативной экономики Республики Корея / Ким Кивуан // «Корейский институт развития». Сеул. — 2013. — № 4. — C. 5-7
2.17 Кивуан, Ким. Фоновые и политические вопросы, способствующие развитию креативной экономики Республики Корея / Ким Кивуан // Журн. «Корейский институт развития». — 2013. — № 4. — С. 1—35
2.18 Кунсик, Мин. Парадигма креативной экономики и направление политики ИТК / Мин Кунсик // Национальное агентство для поддержки в сфере Интернета. Сеул. — 2013. — № 1. — C. 15-16
2.19 Кунсик, Мин. Парадигма креативной экономики и направление политики ИТК / Мин Кунсик // Журн. нац. агентства для поддержки в сфере Интернета. — 2013. — № 1. — С. 1—26
2.20 Морита А. Sony. Сделано в Японии. М.: Альпина Паблишер, 2014.
2.21 Сонхо, Ким. Стратегия глобализации венчурного бизнеса Республики Корея / Ким Сонхо. — Сеул: Кёхакса, 2010. — 319 с.
2.22 Хёнуг, Ким. Влияние политики кредитных программ для корейских малых и средних предприятий / Ким Хёнуг // Журн. «Корейский институт развития». - 2004. — № 5. — С. 1—103
2.23 Хунчал, Ким. Концепция общего роста национальной экономики / Хунчал Ким // Журнал «Корейский экономический институт», Сеул. - 2013. - № 4. - С. 34
2.24 Хюнсик, Ким. Исследование политики по действию финансовой помощи для венчурного бизнеса / Ким Хюнсик. — Сеул: Пакюнса, 2009. — 389 с.
2.25 Чангхан, Ма. Понимание и использование соглашений о свободной торговле / Ма Чангхан. — Сеул: Жюнганиль-во, 2010. — 322 с.
2.26 Чжангу, Ли. Корейская модель сбалансированного роста / Чжангу Ли. // Журнал «Корейский институт развития». Сеул. - 2013. - № 3. - С. 2430
2.27 Чанжун, Янг. Исследование о политике малого и среднего бизнеса для разработки «Смарт Эра» / Янг Чанжун. — Сеул: Информационные и коммуникационные ассоциации, 2012. — 239 с.
2.28 Doobo Shim. Hybridity and the rise of Korean popular culture in Asia // Media, Culture & Society. 2006. № 28(1). P. 25-44.
2.29 Li-Chih Cheng. The Korea Brand: The Cultural Dimension of South Korea’s Branding Project in 2008 // SAIS U.S.-Korea Yearbook. 2008. Part I: South Korea’s foreign relations. P. 73-85.
2.30 Regina Kim. Searchers and Planners: South Korea’s Two Approaches to Nation Branding / SAIS U.S.-Korea Yearbook. 2010. Chapter IV: Identity and society. P. 147-162.
2.31 Robertson R., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. -
1985. - № 3; Robertson R. Globalization Theory and Civilization Analysis // Comparative Civilizations Review. - 1987. - Vol.17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ