Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Татарские учителя в конце XIX- в начале XX века 8
Глава 2. Первый съезд татарских учителей 22
Глава 3. Второй съезд татарских учителей 39
Глава 4. Третий съезд татарских учителей 51
Заключение 63
Список использованных источников и литературы
В конце XIX - в начале ХХ столетия характерны для России быстрым развитием капитализма. В это время ломая вековые национальные перегородки и образуя новые национальные государство, развитие капитализма способствовало быстрому росту не только в экономических, но и культурных связях. Царское правительство лишало нерусские народы политических прав, при этом воздвигая препятствия и на пути культурного развития.
В начале ХХ века государство своими законами разделяло учителей по гендерному признаку и по национальной принадлежности, показывая этим их отношение к разным классам, что давало возможность препятствовать учителям на их пути. Учителя считаются отдельным классом по своим политическим и социально - экономическим взглядам. Ожидаются перемены в вопросах обучения и воспитания, тогда учителя объединются, ведь эти задачи непосредственно связаны с ними. Все мусульманские учителя должны вместе решать вопросы о национальных понятиях. Следствием чего и стали съезды татарских учителей, проходившие 1917-1918 гг.
Актуальность. Проблеме татарских учителей в начале ХХ века уделено не так много внимания. На данный момент в историографии отсутствует обобщающего исследования движения татарских учителей в 1917 -1918 гг. Именно поэтому данная работа является актуальной.
Объектом представленного исследования являются съезды татарских учителей в 1917 - 1918 гг.
Предметом является ход и решения съездов татарских учителей.
Целью работы является анализ решений съездов татарских учителей, представленных в протоколах. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Рассмотреть положение татарских учителей в конце XIX - начале XX вв. в Российской империи и в РСФСР;
2. Проанализировать ход работы и постановления каждого из съездов татарских учителей.
3. Проследить изменения требований татарских учителей на протяжении всех съездов.
4. Рассмотреть положение татарских учителей в период установления Советской власти в 1918 г.
Хронологические рамки охватывают период с конца XIX века по 1918 гг. Нижняя граница обсловлена периодом, когда начался процесс массового закрытия тюрко-татарских периодических изданий и школ, распада политических организаций, эмиграции и арестов национальных лидеров. Выбор верхней границы объясняется проведением последнего, третьего, съезда татарских учителей.
Источниковая база исследования включает в себя неопубликованные и опубликованные материалы. Для данной работы были использованы документы и статьи, написанные на татарском языке арабской графикой. Эти материалы были переведены нами.
К опубликованным источникам следует отнести обращения татарских учителей , протоколы съездов , их резолюции, информацию из Центрального Бюро, информации о работе съездов опубликованные в сборнике документов и материалов посвященной 100-летию образования Татарской АССР автором- составителем которого является З.С. Минннуллин. Так же была использован сборник документов и материалов «Казанская татарская учительская школа 1876-1917гг.», автором-составителем которого является Л.В. Горохова. Где опубликован протокол заседания педагогического Совета Казанской татарской учительской семинарии о преобразовании Казанской учительской школы в учительскую семинарию , а также протокол заседания педагогического Совета Казанской татарской учительской семинарии о воздержании от преобразования школы в семинарию . В работе был использован документ с требованиями учителей. Также были использованы статьи из периодической печати: «Йолдыз», «Кояш», «Укытучы». Например, Себханколый К. опубликовал документ «Укытучылар съезды» в газете «Йолдыз» в мае 1917года .
К неопубликованым источникам относится: протокол третьего съезда татарских учителей, который проходил в 1918 году.
Историография вопроса.
Советская историография
Порядка полувека данный вопрос не рассматривался историками СССР. В 60-е годы 20 столетия значительно вырос интерес к национальному образованию. Более детально историю педагогики в Республике начал изучать Т. Я. Курбанов . А.Х. Махмутова изучала вопрос становления советского образования у татар, проследив процесс борьбы вокруг школьного вопроса с 1861 года по 1917 год .
Основным трудом, который посвящен процессу формирования и расцвета социалистической культуры в Татарской Республике, является «Культурная революция в Татарии 1917-1937 гг.» .
Бесценным вкладом в изучение народного просвещения является труд М.З. Тутаева. В своей книге он освещает историю развития советской системы народного образования в Татарии в 1917-1940-х гг. На основе богатого фактического материала автор показывает роль общеобразовательной школы, профессионально технических учебных заведений и высшей школы подготовки квалифицированных специалистов для народного хозяйства, в подъеме культурного и общеобразовательного уровня трудящихся.
Постсоветская историография.
С конца 1990- начала 2000-х гг. интерес к проблеме ущемления татарских учителей невероятно возрос, что обусловлено ростом национального самосознания в Республике Татарстан. В работе А.Ш. Кабировой, Д.Э. Кабирова рассмотрен процесс формирования системы советского образования в Татарстане в 1917 - 1930- х. гг.
Одним из специалистов в изучении татарского учительского движения является А. Ю. Хабутдинов, который написал на эту тему фундаментальные труды. В его работах, посвященных развитию татарского общества, подробно изложены конфликты и проблемы светской интеллигенции.
Данный вопрос рассматривала А.Х.Махмутова в монографии «Пора и нам зажечь зарю свободы!» где подробно изложила процесс уравнивания в прах учителей обоих полов . Помимо монографии А.Х. Махмутова опубликовала в XI томе «Истории татар» статью «Традиционные учебные заведения и новометодное образование», где обратила внимание на просветительское движение, поворот к светскому образованию. Женскому вопросу посвятила свою монографию «Ступени образования до Сорбонны» Т.А. Биктимирова.. В монографии рассказывается об основных этапах пути, пройденного татарскими женщинами в борьбе за образование, за свободу и равноправие в конце XIX - начале XX вв .
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит: из введения, четырех глав, посвященных съездам татарских учителей, заключения, списка использованных источников и литературы.
В начале марта 1917 в ходе революционных реформ движение татарских учителей вступает в новую стадию. Учителя, татарские педагоги объединились в «Общество татарских учителей», что запрещалось при старом режиме. Приняли временный устав, провели выборы председателя, создали бюро управления комиссии, выдвинули желание собрать всех мусульманских учителей России под одним знаменем. Ведь только так учителя могли добиться политических и общественно - социальных прав, так как их жизнь отличалась от других. Впоследствии был созван съезд татарских учителей в Казани в 1917 году. В этот же период разрабатывались программы для начальных школ.
По итогам первого съезда татарских учителей становится очевидным тот факт, что данное движение начинает иметь реальную силу. Создается новый институт, имеющий собственные структуру и руководство. Привлекая делегатов не только из России, татарские учителя показывали свои проблемы всему обществу.
К тому же съезд объявил о создании Всероссийского союза мусульманских учителей (мугаллимов) с меспребыванием в городе Казани, его руководящего органа - Центрального бюро.
За столь короткий период времени татарские учителя успели добиться довольно много. Безусловно, важнейшим событием является тот факт, что в Петрограде при министерстве образования был создан комитет по делам школ.
И теперь учителя могли заявлять о своих правах во всеуслышание. На основании решения Всероссийского съезда мусульманских учителей Центральное бюро второй раз просило вернуть на рабочие места учителей военной службы, солдат, офицеров строевой и нестроевой службы из-за нехватки образованных учителей для подготовки людей к учредительному собранию.
И, конечно же, важнейшим достижением второго съезда является то, что учителя, работавшие в мусульманских национальных школах, получили одинаковые права как материальные, так и моральные, с другими учителями.
В ходе развития революции в 1917 - 1918 гг., отражая настроения и устремления широких масс учительства, Центральное бюро учителей- мусульман постепенно отходило от влияния заправила националистов и в результате встало на пусть сотрудничества с органами власти рабочих и крестьян.
Реформы новой власти были неоднозначны. Например, много споров вызвала отделение религии от школы. Согласно Декрету Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», школа была освобождена от религиозного влияния. Большего одобрения заслужил тот факт, что теперь специальным постановлением Народного комиссариата просвещения от 31 октября 1918 года подтверждалось право всех наций, которые населяют Российскую Федерацию, создавать школу с преподаванием предметов на родном языке. Национальные школы были объявлены государственными, а русский язык в них должен был изучаться как предмет.
Победа Октябрьской революции и установление диктатуры пролетариата означали исключительный крутой поворот в истории татарской школы. Во- первых, татарские школы, их учительский персонал и их ученики получили полное равноправие со школами других народов. Во-вторых, впервые в истории татарские школы, бывшие до этого частными и вероисповедными, вошли в сеть государственных школ, то есть с этого момента они перешли в ведении Народного комиссариата просвещения и его местных органов. В- третьих, впервые в истории татарская школа становилась светской. Школа становилась важнейшим участком коммунистического воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания детей в духе полного равноправия и дружбы народов. В-четвертых, впервые в истории татарские школы стали опираться на лучшие достижения мировой и русской педагогической мысли, преодолевали национально ограниченные рамки прежних мектебе и медресе.
Это означало, что был положен решительный и бесповоротный конец всем формам национальной дискриминации в школьном строительстве, позорной и унизительной зависимости школ и педагогов от меценатов, мулл, и т.д., закончился тысячелетний период господства мусульманского духовенства, его организаций и его идеологии над национальными школами.
1. Амирханов, Р. Система конфессионального образования у татар: становление и формы функционирования/ Р. Амирханов// Ислам в Среднем Поволжье: История и современность. Очерки. - Казань: Мастер Лайн,2001.- 530с.
2. Биктимирова,Т.А. Ступени знаний до Сорбонны/ Т.А.
Биктимирова.- Казань: Алма-Лит,2003.-184с.
3. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г. / Дж. Валидов. - Казань: Иман, 1998.-160с.
4. Исхаков, Д. Джадидизм/Д.Исхаков//Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. - Казань, 2002.-530с.
5. Кабирова, А.Ш. Формирование системы советского образования в Татарстане(1917-1930-е гг.)/А.Ш. Кабирова,Д.Э. Кабиров// История и культура народов Поволжья: региональные аспекты исследования. - Казань: изд-во «ЯЗ»,2011-№°1.-276с.
6. Культурная революция в Татарии (1917 - 1937 гг.)/ М.Х. Вахитов,
К.Д. Давлетшин, З.Г. Гарипова и др. - Казань: Татарское кн. изд-во,1986.-304с.
7. Курбанов, Т.Я. Татарские учителя и татарская учащаяся молодежь Поволжья и приуралья в период буржуазно-демократической революции 19051907 г.г./Т.Я. Курбанов//Из истории педагогики в Татарии.-1967.- №1-124с.
8. Махмутова, А.Х. традиционные учебные заведения и новометодное образование/ Гл. ред. Р.Хакимов// История татар с древнейших времен. Формирование татарской нации XIX- начало ХХв. - Казань, 2013.-Т.6.-1236с.
9. Махмутова А.Х. Пора и нам зажечь зарю свободы!/ А.Х.Махмутова.- Казань: татар, кн.изд-во, 2006.-254с.
10. Махмутова, А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса 1861-1917)/А.Х. Махмутова- Казань: Изд-во Казан ун-та,1982.-96с.
11. Тутаев, М.З Развитие народного образования в Татарии (19171940гг)/ М.З. Тутаев.-Казань: Татарское книжное издательство-1975.-204с.
12. Хабутдинов А.Ю. Органы национальной автономии тюрко-татар Внутренней России и Сибири в 1917-1918 гг. - Вологда, 2001.-485с.
13. Хабутдинов А.Ю., Мухетдинов Д.В. Российские мусульмане- татары: от общины к нации (конец XVIII - начало XX вв.): Уч.пособие. Н. Новгород:Изд.дом Медина, 2007.-61с.
14. Хайрутдинова Б.Ю. Сельские новометодные школы и их преподаватели на страницах журнала «Шура» (1910-е гг.)/Б.Ю.Хайрутдинов// Образование и просвещение в губернской Казани.-2012.№ 4.-525с.
1. Бетенрусиядэге мегалиим, мегаллимэлэр вэ меселман учитель, учительниеалар дикъкатенэ//100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин - Казань.:Заман,2017.-520с.
2. Бетенрусиядэге Меселман укытучылар съездыньщ МэскэYДЭ булачак Гомуми меселманнар съездына кертэчэк талэплэре.// Русиядэге Меселман укытучылар мэркэз «бюро»сы. - Казан: Мэгариф мэтбагасы. - 1917.
3. Бетенрусиядэге меселман укытучыларынын, II съезды// 100-летие Татарской АССР/Авт.сост. З.С. Миннуллин-Казань.:Заман,2017.-520с.
4. Бетенрусия меселман укытучыларынын, 3че корылтае - Казан: Умид, 1918.- 15с.
5. Бетенрусиядэге укытучылар съезды// 100-летие Татарской
АССР/Авт.сост. З.С. Миннуллин - Казань.:Заман,2017.-520 с.
6. Укытучылар съезды// Кояш. - 1917. - 25 апрель.
7. Укытучылар съезды// Кояш. - 1917. - 23 апрель.
8. Себханколый К. Укытучылар съезды // Йолдыз. - 1917. - 3,5 май
9. Укытучы - 1918. - март, №3.- 100с.
10. Укытучы иптэшлэремэ берничэ CYз/ Авт.сост. З.С. Миннуллин// 100-летие Татарской АССР.- Казань.:Заман,2017.-520с.
II
11. Из протокола заседания педагогического Совета Казанской
татарской учительской семинарии о преобразовании Казанской учительской школы в учительскую семинарию// Казанская татарская учительская школа 1876-1917гг. /Отв.сост.: Л.В. Горохова-Казань.: Гасыр,2005- 256 с.
12. Из протокола заседания педагогического Совета Казанской
татарской учительской семинарии о воздержании от преобразования школы в семинарию//Казанская татарская учительская школа 1876-1917гг./Отв.сост.: Л.В. Горохова-Казань.: Гасыр,2005- 256 с.
13. Информация о работе I съезда татарских учителей в г.Казани из газеты «Йолдыз» («Звезда»)// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин - Казань.:Заман,2017.-520с.
14. Информация Центрального бюро Всероссийского мусульманского союза учителей о деятельности бюро, о предоставлении отсрочки от военной службы учителям и о пожертвовании, поступивших в бюро// 100-летие Татарской АССР/Авт.сост. З.С. Миннуллин- Казань.:Заман,2017.-520с.
15. Основа Культурно-национальной автономии сибирских мусульман, будущая принятая первым Сибирским областным мусульманским съездом// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин - Казань.:Заман,2017.- 520с.
16. Резолюция Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в г. Москве// 100-летие Татарской АССР/Авт.сост. З.С. Миннуллин- Казань.:Заман,2017.-100с.
17. Сообщение «Казанского общества татарских (мусульманских) учителей» о решении созвать Всероссийский съезд татарских (мусульманских) учителей в г.Казани// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин - Казань.:Заман,2017.-С.36