НАРКОМАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, ПУТИ РЕШЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ
1.1. История возникновения наркомании 8
1.2. Основные факторы и причины развития наркомании 20
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Зарубежный и отечественный опыт профилактики наркомании
среди несовершеннолетних 31
2.2. Современные подходы к социально-педагогической профилактике наркомании в Российской Федерации 43
ГЛАВА III. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
3.1. Методика и организация воспитательных мероприятий по
предупреждению наркомании среди учащихся 51
3.2. Основные формы проведения внеклассных мероприятий по
профилактике наркомании в общеобразовательной школе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ
1.1. История возникновения наркомании 8
1.2. Основные факторы и причины развития наркомании 20
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Зарубежный и отечественный опыт профилактики наркомании
среди несовершеннолетних 31
2.2. Современные подходы к социально-педагогической профилактике наркомании в Российской Федерации 43
ГЛАВА III. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
3.1. Методика и организация воспитательных мероприятий по
предупреждению наркомании среди учащихся 51
3.2. Основные формы проведения внеклассных мероприятий по
профилактике наркомании в общеобразовательной школе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
Масштабы и темпы распространения наркомании в нашей стране таковы, что серьезно становится вопрос о здоровье нации и ее будущем. По последним данным, которые были озвучены Президентом Российской В.В.Путиным Федерации на заседании Совета безопасности в 2017 г., наркотические вещества в России употребляют около 7,5 млн человек, из них 2 млн делают это регулярно. Общее количество официально зарегистрированных наркоманов около 600 тысяч. Как было отмечено, за последние пять лет эта цифра не меняется, но при этом число несовершеннолетних наркоманов выросло на 60 % Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15-17 лет. Поэтому государство заинтересовано в нормализации наркоситуации страны, поскольку это влияет и на продолжительность жизни в целом, и на уровень здоровья и работоспособности населения.
Основной причиной, влияющей на распространенность наркомании в детско-подростковой среде, как считают исследователи этой проблемы, является легкая доступность психоактивных веществ. Более 2/3 опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и другие токсические средства, называли относительную несложность их приобретения. Наркотики реализуются в школах, на дискотеках, в кафе, в парках, а также хорошо известных местах на улицах. Образовательные учреждения уже много лет являются минирынками сбыта наркотиков. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей, подростков и молодежи от экспансии наркотических веществ.
Кроме того, за последнее время в стране сформировалась «новая наркоситуация», которая, во-первых, характеризуется увеличением спроса на сильнодействующие средства, во-вторых, сменой волнообразности в росте наркотизации на постоянно нарастающую тенденцию, и в-третьих, размыванием возрастных и социальных границ наркотизации населения.
Приведенные данные свидетельствуют об актуальности проблемы наркомании несовершеннолетних в России. Однако, несмотря на большое количество публикаций в средствах массовой информации, большое количество разнообразных программ, принимаемых на самом высоком уровне и немалые средства, выделяемые правительством и местными властями организациям, которые осуществляют эти программы, число употребляющих наркотики детей и подростков не снижается. Более того, по данным МЧС России, ежегодная смертность от наркотиков достигает 50 тысяч человек, из них около 10 тысяч - школьники в возрасте от 9 до 17 лет
В сложившейся ситуации важное значение приобретают профилактические мероприятия, которые включают в себя систему государственных и общественных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. Профилактические мероприятия по предупреждению наркомании могут быть обеспечены только совместными усилиями врачей, педагогов, социальных работников, работников комитета по делам молодежи, инспекций по делам несовершеннолетних, широкой общественности и конечно же родителей.
Педагогическая профилактика заключается в создании в образовательной среде ситуации, которая бы препятствовала развитию злоупотребления наркотиками; формированию стратегии здорового образа жизни; воспитанию личности, способной к анализу своих поступков, имеющих критическое мышление и навыки общения в коллективе и сопротивления давлению группы.
Актуальность данной темы заключается в том, что хотя вопрос о профилактике наркомании достаточно исследован в отечественной и зарубежной литературе, в настоящее время сохраняется противоречие между необходимостью проведения профилактической работы с подростками и недостаточной ее организационно-методической и содержательной проработанностью в деятельности педагогов в условиях общеобразовательной школы и их взаимодействию с родителями и другими организациями, занимающимися проблемами наркомании среди несовершеннолетних.
Источниковую базу исследования составили: нормативно-правовые акты, Указы Президента РФ, статистические данные.
Также были изучены труды отечественных авторов, учебнометодические пособия, научные статьи. Исследованию различных вопросов проблем наркомании и непосредственно профилактике наркомании среди несовершеннолетних посвящены в последние годы работы многих авторов, среди которых следует отметить работы Н.В.Вострокнутова, С.Б. Ваисова,Р.Г.Дубровского, В.Г.Теплицкого, Ю.В.Михайловой, О.М.Перекрестовой и др.
В них содержатся практические рекомендации по профилактике наркотической зависимости, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления; предлагаются методики проведения мероприятий превентивного характера.
Гипотеза исследования: профилактика наркомании среди детей и подростков будет эффективной при взаимодействии педагогов, родителей, специалистов заинтересованных органов и самих обучающихся в процессе формирования здоровой личности, ответственной за свою жизнь и поступки, способной осознанно противостоять жизненным испытаниям. При этом необходимо совершенствовать как коллективную, так и индивидуальную работу с учетом возрастных особенностей и использованием различных методик.
Цель работы - раскрыть сущность наркомании как социально-педагогической проблемы и проанализировать возможности социально - педагогической работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.
Задачи исследования:
- изучить историю появления и распространения наркотических веществ;
- показать основные факторы и причины развития наркомании;
- изучить зарубежный и отечественный опыт профилактики наркомании;
Вострокнутов Н. В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов / Н. В. Вострокнутов. - М.: Норма, 2012; Ваисов, С. Б. Наркомания и алкогольная зависимость, практическое руководство по реабилитации детей и подростков / С. Б. Ваисов. - М.: Академия, 2015; Дубровский Р.Г., Теплицкий В.Г. Разработка и оценка эффективности целевых антинаркотических программ // Наркология. - 2017. - № 1; Михайлова Ю.В. Наркотизация детей, подростков и молодежи России// Социальные аспекты здоровья населения (Электронный научный журнал)// http://vestnik.mednet.ru/content/view/572.
- показать современные подходы к социально-педагогической профилактике наркомании;
- рассмотреть приемы организации воспитательных мероприятий по этому направлению;
- раскрыть методические требования к проведению подобных мероприятий.
Объектом исследования: наркомания как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования: процесс деятельности государства, общества, педагогов, родителей по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.
Методами исследования в работе стали: общетеоретические - синтез и обобщение; историко-сравнительный метод, метод теоретического анализа трудов российских исследователей по проблеме профилактики наркомании и практического опыта педагогов.
Элементы новизны заключаются в том, что была предпринята попытка обобщить информацию по проблеме наркомании среди несовершеннолетних, рассмотреть отношение общества в целом и подростков в частности к наркомании, рассмотреть наиболее эффективные методики по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы работы во внеклассной работе с обучающими общеобразовательных школ.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Основной причиной, влияющей на распространенность наркомании в детско-подростковой среде, как считают исследователи этой проблемы, является легкая доступность психоактивных веществ. Более 2/3 опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и другие токсические средства, называли относительную несложность их приобретения. Наркотики реализуются в школах, на дискотеках, в кафе, в парках, а также хорошо известных местах на улицах. Образовательные учреждения уже много лет являются минирынками сбыта наркотиков. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей, подростков и молодежи от экспансии наркотических веществ.
Кроме того, за последнее время в стране сформировалась «новая наркоситуация», которая, во-первых, характеризуется увеличением спроса на сильнодействующие средства, во-вторых, сменой волнообразности в росте наркотизации на постоянно нарастающую тенденцию, и в-третьих, размыванием возрастных и социальных границ наркотизации населения.
Приведенные данные свидетельствуют об актуальности проблемы наркомании несовершеннолетних в России. Однако, несмотря на большое количество публикаций в средствах массовой информации, большое количество разнообразных программ, принимаемых на самом высоком уровне и немалые средства, выделяемые правительством и местными властями организациям, которые осуществляют эти программы, число употребляющих наркотики детей и подростков не снижается. Более того, по данным МЧС России, ежегодная смертность от наркотиков достигает 50 тысяч человек, из них около 10 тысяч - школьники в возрасте от 9 до 17 лет
В сложившейся ситуации важное значение приобретают профилактические мероприятия, которые включают в себя систему государственных и общественных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. Профилактические мероприятия по предупреждению наркомании могут быть обеспечены только совместными усилиями врачей, педагогов, социальных работников, работников комитета по делам молодежи, инспекций по делам несовершеннолетних, широкой общественности и конечно же родителей.
Педагогическая профилактика заключается в создании в образовательной среде ситуации, которая бы препятствовала развитию злоупотребления наркотиками; формированию стратегии здорового образа жизни; воспитанию личности, способной к анализу своих поступков, имеющих критическое мышление и навыки общения в коллективе и сопротивления давлению группы.
Актуальность данной темы заключается в том, что хотя вопрос о профилактике наркомании достаточно исследован в отечественной и зарубежной литературе, в настоящее время сохраняется противоречие между необходимостью проведения профилактической работы с подростками и недостаточной ее организационно-методической и содержательной проработанностью в деятельности педагогов в условиях общеобразовательной школы и их взаимодействию с родителями и другими организациями, занимающимися проблемами наркомании среди несовершеннолетних.
Источниковую базу исследования составили: нормативно-правовые акты, Указы Президента РФ, статистические данные.
Также были изучены труды отечественных авторов, учебнометодические пособия, научные статьи. Исследованию различных вопросов проблем наркомании и непосредственно профилактике наркомании среди несовершеннолетних посвящены в последние годы работы многих авторов, среди которых следует отметить работы Н.В.Вострокнутова, С.Б. Ваисова,Р.Г.Дубровского, В.Г.Теплицкого, Ю.В.Михайловой, О.М.Перекрестовой и др.
В них содержатся практические рекомендации по профилактике наркотической зависимости, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления; предлагаются методики проведения мероприятий превентивного характера.
Гипотеза исследования: профилактика наркомании среди детей и подростков будет эффективной при взаимодействии педагогов, родителей, специалистов заинтересованных органов и самих обучающихся в процессе формирования здоровой личности, ответственной за свою жизнь и поступки, способной осознанно противостоять жизненным испытаниям. При этом необходимо совершенствовать как коллективную, так и индивидуальную работу с учетом возрастных особенностей и использованием различных методик.
Цель работы - раскрыть сущность наркомании как социально-педагогической проблемы и проанализировать возможности социально - педагогической работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.
Задачи исследования:
- изучить историю появления и распространения наркотических веществ;
- показать основные факторы и причины развития наркомании;
- изучить зарубежный и отечественный опыт профилактики наркомании;
Вострокнутов Н. В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов / Н. В. Вострокнутов. - М.: Норма, 2012; Ваисов, С. Б. Наркомания и алкогольная зависимость, практическое руководство по реабилитации детей и подростков / С. Б. Ваисов. - М.: Академия, 2015; Дубровский Р.Г., Теплицкий В.Г. Разработка и оценка эффективности целевых антинаркотических программ // Наркология. - 2017. - № 1; Михайлова Ю.В. Наркотизация детей, подростков и молодежи России// Социальные аспекты здоровья населения (Электронный научный журнал)// http://vestnik.mednet.ru/content/view/572.
- показать современные подходы к социально-педагогической профилактике наркомании;
- рассмотреть приемы организации воспитательных мероприятий по этому направлению;
- раскрыть методические требования к проведению подобных мероприятий.
Объектом исследования: наркомания как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования: процесс деятельности государства, общества, педагогов, родителей по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.
Методами исследования в работе стали: общетеоретические - синтез и обобщение; историко-сравнительный метод, метод теоретического анализа трудов российских исследователей по проблеме профилактики наркомании и практического опыта педагогов.
Элементы новизны заключаются в том, что была предпринята попытка обобщить информацию по проблеме наркомании среди несовершеннолетних, рассмотреть отношение общества в целом и подростков в частности к наркомании, рассмотреть наиболее эффективные методики по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы работы во внеклассной работе с обучающими общеобразовательных школ.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
С учетом выше сказанного, следует отметить, что спецификой социально-педагогической профилактики наркомании среди несовершеннолетних является комплексная система организации процесса обучения и воспитания, обеспечивающая снижение риска употребления наркотических веществ за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышения уровня стрессоустойчивости личности, адаптивных возможностей организма и реализации готовности индивида к здоровому образу жизни.
В рамках выпускной квалификационной работы нами были собраны ряд внеклассных мероприятий, направленных на профилактику наркомании. Результаты проведенного научного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Здоровье человека определятся комплексом экологических, социальных и биологических факторов, наиболее значимыми из которых является образ жизни человека. Это объясняет необходимость воспитания антинаркотического сознания во взаимосвязи с чувством ответственности за свое здоровье и поведение, с учетом социальных причин и установок.
Исследование показало целесообразность использования разработанной серии внеклассных мероприятий. Выявлено, что основу необходимой теоретической базы антинаркотического образования должны составлять понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «факторы, ослабляющие и укрепляющие здоровье».
К числу основных антинаркотических умений следует относить умение анализировать свой образ жизни и его влияние на состояние здоровья, проектирование образа жизни, направленного на сохранение и укрепление здоровья с учетом индивидуальных особенностей своего организма.
Показано, что обучение становится эффективным, если проблемный и деятельностный подходы используются во взаимосвязи, поскольку это позволяет сформировать не только антинаркотические знания, но и умения применять их для построения индивидуального образа жизни, направленного на сохранение здоровья и отказ от употребления наркотиков, а также способствует самореализации и социализации личности подростков.
Результаты педагогического опыта свидетельствуют об эффективности предложенных внеклассных мероприятий, основанных на использовании проблемного и деятельностного подходов во взаимосвязи. Использование в образовательном процессе проблемных и проектных заданий позволяет воспитывать личностные качества учащихся, необходимые для социализации подростков в условиях современной жизни.
Исходя из вышеизложенного, педагогам, штатным психологам и социальным педагогам образовательных учреждений выявлять «группы риска» по употреблению психоактивных веществ. Для этого необходимо создать индивидуальный банк данных на каждого обучающегося. В каждом учебном заведении проводить психологическое тестирование на предмет выявления предрасположенности к употреблению наркотиков.
Классным руководителям , совместно со специалистами - наркологами разработать памятки по профилактике наркомании для родителей обучающихся.
В образовательных учреждениях шире использовать нетрадиционные формы внеаудиторной деятельности с целью привлечения большего количества молодежи.
Организовать в образовательных учреждениях молодежные антинаркотические волонтерские движения. На сайтах образовательных учреждений создать странички посвященные профилактике наркомании.
Таким образом, учитывая сложившуюся наркотическую ситуацию в молодежной среде, необходимо выработать новые подходы к борьбе с наркоманией, куда были бы интегрированы все лучшие практики в сферах медицины, педагогики, психологии, социальной и духовной работы. Эффективность антинаркотической деятельности достижима лишь при её системной организации и с участием всего общества.
В рамках выпускной квалификационной работы нами были собраны ряд внеклассных мероприятий, направленных на профилактику наркомании. Результаты проведенного научного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Здоровье человека определятся комплексом экологических, социальных и биологических факторов, наиболее значимыми из которых является образ жизни человека. Это объясняет необходимость воспитания антинаркотического сознания во взаимосвязи с чувством ответственности за свое здоровье и поведение, с учетом социальных причин и установок.
Исследование показало целесообразность использования разработанной серии внеклассных мероприятий. Выявлено, что основу необходимой теоретической базы антинаркотического образования должны составлять понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «факторы, ослабляющие и укрепляющие здоровье».
К числу основных антинаркотических умений следует относить умение анализировать свой образ жизни и его влияние на состояние здоровья, проектирование образа жизни, направленного на сохранение и укрепление здоровья с учетом индивидуальных особенностей своего организма.
Показано, что обучение становится эффективным, если проблемный и деятельностный подходы используются во взаимосвязи, поскольку это позволяет сформировать не только антинаркотические знания, но и умения применять их для построения индивидуального образа жизни, направленного на сохранение здоровья и отказ от употребления наркотиков, а также способствует самореализации и социализации личности подростков.
Результаты педагогического опыта свидетельствуют об эффективности предложенных внеклассных мероприятий, основанных на использовании проблемного и деятельностного подходов во взаимосвязи. Использование в образовательном процессе проблемных и проектных заданий позволяет воспитывать личностные качества учащихся, необходимые для социализации подростков в условиях современной жизни.
Исходя из вышеизложенного, педагогам, штатным психологам и социальным педагогам образовательных учреждений выявлять «группы риска» по употреблению психоактивных веществ. Для этого необходимо создать индивидуальный банк данных на каждого обучающегося. В каждом учебном заведении проводить психологическое тестирование на предмет выявления предрасположенности к употреблению наркотиков.
Классным руководителям , совместно со специалистами - наркологами разработать памятки по профилактике наркомании для родителей обучающихся.
В образовательных учреждениях шире использовать нетрадиционные формы внеаудиторной деятельности с целью привлечения большего количества молодежи.
Организовать в образовательных учреждениях молодежные антинаркотические волонтерские движения. На сайтах образовательных учреждений создать странички посвященные профилактике наркомании.
Таким образом, учитывая сложившуюся наркотическую ситуацию в молодежной среде, необходимо выработать новые подходы к борьбе с наркоманией, куда были бы интегрированы все лучшие практики в сферах медицины, педагогики, психологии, социальной и духовной работы. Эффективность антинаркотической деятельности достижима лишь при её системной организации и с участием всего общества.
Подобные работы
- Разработка программы социально-педагогической деятельности по профилактике алкоголизма школьников
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социально-педагогическая деятельность по профилактике алкоголизма школьников
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2019 - Социально-педагогическая деятельность по профилактике алкоголизма школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2015 - Предупреждение подростковой наркомании
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Социально педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2019 - Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях школы
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1900 р. Год сдачи: 2019



