Введение 3
Глава 1. Особенности сотрудничества журналистов и пресс-служб 5
1.1 Основные понятия о пресс-службах 5
1.2 Особенности пресс-служб государственных учреждений 10
1.3 Основные проблемы взаимодействия СМИ с пресс-службами 15
Глава 2. Структура и принципы организации мэрии города Казани 23
2.1 Общая характеристика пресс-службы мэрии города Казани 23
2.2 Взаимоотношения пресс-службы органов государственной власти
РФ и СМИ на примере пресс-службы мэрии города Казани 29
2.3 Проблемы взаимодействия и коммуникации пресс-службы мэрии
города Казани и СМИ 34
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Актуальность темы работы. На сегодняшний день PR является неотъемлемой частью жизни современного общества. Взаимоотношения PR- структур со СМИ имеют определяющее значение для реализации связей с общественностью.
Пресс-службы органов власти являются необходимыми помощниками журналистам в их профессиональной деятельности, приобретают качества своеобразного трансформатора идей, планов, достижений, владея информацией, как инструментом для принятия решений внутри организации или обществе в целом. Такая пресс-служба опосредованно помогает гражданину в реализации его конституционного права на поиск, получение, производство и распространение информации, пользуясь услугами журналистов.
Сегодня в России практически каждый государственный орган имеет собственную пресс-службу. Главная цель взаимодействия - повышение результативности деятельности органов власти и создание условий для повышения качества жизни граждан.
В органах государственной власти, представитель связей с общественностью конкретной государственной структуры (от федеральной до муниципальной, законодательной или исполнительной) отождествим не только со своей структурой, но еще и со всем государством.
Объект исследования - пресс-службы органов государственной власти.
Предмет исследования - механизм согласования власти в мэрии города Казани.
Цель исследования - исследование проблем взаимодействия журналистов с пресс-службами государственных учреждений.
Задачи исследования:
- охарактеризовать пресс-службу: понятие, подходы и функции;
- выделить методы взаимодействия пресс-службы и СМИ;
- дать общую характеристику пресс-службы мэрии города Казани;
- провести анализ деятельности пресс-службы мэрии города Казани.
Методологическая база исследования: выбор методологического
подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность исследовательской работы. В работе используется сравнительно-исторический подход, который позволяет выявить общее и особенное в развитии PR в России и в зарубежной практике.
Степень изученности темы. Труды отечественных и зарубежных авторов: М.Б. Ротанова «Современная пресс-служба», М.Г. Белоусов «Современная пресс-служба» и др., А.В. Павроз «Технология e-govemment в контексте современных административных реформ» и др.
Научная новизна. Систематизированы материалы из научных трудов различных авторов. Сделана попытка анализа пресс-службы Мэрии города Казани.
Эмпирическая база исследования - Мэрия города Казани:
https://www.kzn.ru.
Практическая значимость. Во время работы над ВКР были опробованы различные варианты практического исследования деятельности прессслужбы Мэрия города Казани и определено, что в дальнейшем необходимо совершенствование методики анализа деятельности пресс-служб
государственных органов.
По структуре работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, библиографического списка и приложения.
Таким образом, создание и реализация в обществе благоприятного имиджа организации очень важно для ее систематического поддержания и дальнейшего развития. Эффективным и профессиональным имиджмейкером может выступать определенная команда в виде пресс-службы или PR-отдела, которая включена в структуру организации.
Первая проблема - востребованности деятельности друг друга, СМИ и Пресс-службы - недопонимание со стороны СМИ необходимости прессслужбы, недопонимание возможностей, которые она может предоставить журналистам. Организация совместной деятельности подразумевает широкий спектр проблем в организации этой деятельности. То есть, например, чтобы пресс-служба имела возможность в плановом порядке давать в СМИ какие-то материалы, а СМИ, с другой стороны, могли также в плановом порядке получать какую-то информацию, чтобы отражать непрерывность законодательного процесса. Сюда же входят: проблема недоверия друг к другу, проблема заинтересованности, проблема отношения к «своей» - «чужой» прессе, проблема размещения материалов.
Вторая проблема - недостаточная компетентность СМИ при освещении деятельности парламента. Сюда же входит и необходимость постоянной подготовки журналистов, которые работают над освещением законодательной деятельности.
Третья - проблема отношения к критике со стороны СМИ.
Четвертая - проблема интерпретации материалов. Она включает также проблему разграничения информации и комментария, проблему объективной подачи материалов, т.е. СМИ доводят информацию пресс-службы до читателей с тем же наполнением, которое имела ввиду пресс-служба, или превнося что-то свое, что может коренным образом отличаться.
Пятая - проблема открытости власти порождается тем, что власть, продекларировав открытость, объективно далека от этой открытости, как в субъектах Федерации, так и в высших эшелонах власти. Т.е. у нас пока «власть счастлива сама по себе, народ - несчастлив сам по себе». Власть не стремится пока афишировать ряд фактов и тенденция к сокрытию информации не уходит.
Шестая - проблема политической нейтральности. Причина в том, что не структурировано политическое разделение внутри самого законодательного собрания, нет фракций как таковых, нет пресс-служб у этих фракций. Думаю, что во многом проблема политической нейтральности была бы снята, не было бы давления на пресс-службу со стороны разных политических групп, они сами бы решали свои разногласия.
Седьмая - проблема подчиненности вызвана тем, что в связи с малым сроком существования законодательных органов, а тем более, пресс-служб, нет еще опыта, который бы позволил создать оптимальную модель подчинения.
Восьмая - отсутствие профподготовки связано с тем же. Не успели сложиться методики и курсы подготовки. Нет специалистов, желающих и способных вести такую подготовку.
Девятая - отсутствие финансов, поэтому о материально-техническом обеспечении пресс-службы говорить пока рано. К тому же, так как оперативное финансирование законодательного органа идет через Управление финансами администрации Субъекта РФ, то они для воздействия на Парламент пытаются постоянно «перекрыть кран», притормозить эти деньги под вполне благовидными предлогами. Бюджет принимает законодательный орган власти, но осуществляет бюджет исполнительный орган.
1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993 г. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 // Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (действующая редакция от 13.07.2015) / КонсультантПлюс - URL: http: //www. consultant. ru/popular/gkrf1/
3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2015) «О средствах
массовой информации» - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
4. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 №4-ФЗ (действующая редакция, 2016) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/
5. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) - URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_61798/
7. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года Ш-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
8. Указ Президента Республики Татарстан от 9 сентября 2006 г. №УП- 365 «Об утверждении Положения о Пресс-службе Президента Республики Татарстан» (с изм. на 3.12.2013 года) - URL: http://docs.cntd.ru/document/917022457
9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2014. - 301 с.
10. Белковский С.В. Организация работы пресс-службы. Учебнометодический комплекс по курсу Организация работы пресс-службы / С.В. Белковский - М.: Центр, 2016. - 203 с.
11. Белоусов М.Г. Современная пресс-служба. Курс лекций / М.Г. Белоусов. - М.: Московский государственный технический университет гражданской авиации, 2013. - 109 с.
12. Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций. - М. 2012. -
362 с.
13. Векслер А.А. Власть и общество: от монолога к диалогу / А.А. Векслер // Советник. - 2016. - №6. - С. 19-23.
14. Воронцова М.М. Связи с общественностью в защите имиджа от негативной информации СМИ. Монография / М.М. Воронцова - СПб: РГГМУ, 2013. - 150 с.
15. Ворошилов В.В. Современная пресс-служба. Издательство Михайлова В. А. - Москва, 2005. - 256 с.
16. Ворошилов В. В. Современная пресс-служба; КноРус - Москва,
2009. - 224 с.
17. Ворошилов В. В. Современная пресс-служба; КноРус - Москва,
2012. - 222 с.
18. Гундарин М., Гундарина Е. Пресс-релиз; Феникс - Москва, 2013. -
192 с.
19. Евстафьев В. А. Введение в медиапланирование / В. А. Евстафьев, В. Н. Яссонов. - Москва: Рой, 2017. - 260 с.
20. Известные пресс-секретари //Секретарское дело. - 2015. - С 2.
21. Кочеткова А. PR-планирование в государственной сфере / А. Кочеткова // Пресс-служба. - 2015. - №8. - С. 40-48.
22. Минько Э. В. Связи с общественностью: учеб. пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.
23. Мирошниченко А.А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей / А.А. Мирошниченко. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 192 с.
24. Мисонжников Б. Я. Введение в профессию: журналистика: учеб. пособие для СПО / Б. Я. Мисонжников, А. Н. Тепляшина. - 3-е изд., доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 190 с.
25. Михеева В.В. Необходимость развития пресс-служб в муниципальных органах власти на современном этапе //Соц.-гуманит. знания. - 2014.- Ю 5. - 337с.
26. Невоструева А.Ф. Современная пресс-служба. Учеб.-метод. Комплекс / А.Ф. Несвтруев. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2013. - 69 с.
27. Николаев В.Е. Актуальные вопросы информационной безопасности в постиндустриальном обществе. Монография / В.Е. Николаев - СПб: СПбГИЭУ, 2015. - 103 с.
28. Ноздрева Р. Б. Связи с общественностью: как побеждать на рынке / Р. Б. Ноздрева, Л. И. Цыгичко. - Москва: Финансы и статистика, 2015. - 345 с.
29. Океанова З. К. Связи с общественностью: учебник / З. К. Океанова. - Москва: Проспект, 2015. - 424 с.
30. Официальный сайт мэрии города Казани. - URL: https://www.kzn.ru
31. Павроз А.В. Технология e-govemment в контексте современных административных реформ / А.В. Павроз // Технологии информационного общества. - 2013. - №4. - С. 49-53.
32. Пейдж Б. Связи с общественностью: мифы и проблемы
//Муниципальная власть. - 2015. - №2. - с.75-83
33. Пелленен Л.В. Современная пресс-служба: учебное пособие / Л.В. Пелленен. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2014. - 148 с.
34. Пименов П. А. Основы рекламы / П. А. Пименов. - Москва: Г ардарики, 2015. - 399 с.
35. Поляков В. А. Реклама: разработка и технологии производства: учебник и практикум для СПО / В. А. Поляков, А. А. Романов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 502 с.
36. Романцов С. Государева служба. Военная и гражданская служба в Государстве Московском, Российской империи, СССР и России; АСТ, Астрель - Москва, 2010. - 528 с.
37. Ромат Е. В. Связи с общественностью / Е. В. Ромат. - Санкт- Петербург: Питер, 2016. - 556 с.
38. Ротанова М.Б. Современная пресс-служба / М.Б. Ротанова - Н.Новгород: НГЛИ им. Н. А. Добролюбова, 2014. - 112 с.
39. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. Учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. - 224 с.
40. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Российская академия Российской Федерации; под общ. Ред. В.С. Комаровского. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 520 с
41. Сеидов В.Г. Взаимоотношения государства и СМИ в условиях современной России / В.Г. Сеидов - М.: Бизнес-Пресс, 2015. - 236 с.
42. Сиссорс Д. PR медиа-планирование. Маркетинг для профессионалов / Д. Сиссорс, Р. Бэрон. - Ростов, Санкт-Петербург: Питер,
2017. - 416 с.
43. Стюарт Г. Успешный менеджмент журнала / Г. Стюарт. - Минск: Амалфея, 2015. - 97 с.
44. Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах // Советник. - 2014. - №7. - С. 41-44.
45. Татаринова Г.Н. Современная пресс-служба: учебное пособие / Г.Н. Татаринова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. - 79 с.
46. Ученова В. PR: палитра жанров / В. Ученова. - Москва: Инфра-М, 2016. - 150 с.
47. Федотова Л. В. Социология массовой коммуникации учебник для вузов. - СП6.: Питер, 2014.- 396 с.
48. Франц В. А. Управление общественным мнением: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. А. Франц. - М.: Издательство Юрайт,
2018. - 133 с.
49. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Н. Чумиков. - М.: Издательство Юрайт,
2018. - 173 с.
50. Элвессон М. Корпоративная культура / М. Элвессон. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2016. - 458 с.