Введение 3
1. Теоретические основы формирования концепции бережливой медицины и
процессно-ориентированного управления в медицинских организациях 8
1.1. Процессно-ориентированное управление в медицине, основные понятия и
методология 8
1.2. Инструменты бережливой медицины в управлении организациями 18
1.3. Международный опыт процессного управления в организациях
здравоохранении и использования в России 28
2. Оценка состояния управления процессами в медицинской организации 37
2.1. Современное состояние и характеристика деятельности Университетской
клиники КФУ 37
2.2. Технология описания процессов в терапевтическом отделении
Университетской клиники КФУ 46
2.3. Оценка и классификация потерь в процессе терапевтического отделения
службы Университетской клиники КФУ 55
3. Организационно-экономическое обоснование целесообразности процессного
управления в медицине 66
3.1. Направления сокращения потерь в деятельности терапевтической службы
Университетской клиники КФУ 66
3.2. Оценка эффективности процессного управления в Университетской
клиники КФУ 75
Заключение 83
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы исследования. Качество оказываемых медицинских услуг и эффективность клинической деятельности всегда находятся на первом плане. Способность к своевременному оказанию высококачественной медицинской помощи, повышению организационной эффективности, удовлетворению запросов потребителей путем устранения потерь, оптимизации процессов - необходимые условия работы современных медицинских учреждений.
Главным фактором, определившим актуальность темы магистерской диссертации, выступает необходимость продолжения и развития процессов модернизации в экономике здравоохранения, предусмотренных в рамках федеральных и региональных программ развития здравоохранения (Государственная программа "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года") , а также «Стратегии-2030», поскольку их реализация до сих пор не смогла существенно изменить ситуацию в данной отрасли.
Остался не решенным ряд задач, которые были направлены на повышение качества медицинских услуг, эффективности функционирования системы здравоохранения в целом и на уровне организаций первичного звена. Из значительных преобразований в сфере здравоохранения можно отметить повышение обеспеченности медицинских организаций высокотехнологичным лечебно-диагностическим оборудованием, а также решение вопросов, которые связанны с их информатизацией посредством внедрения медицинских информационных систем, направленных на автоматизацию основных процессов медицинской деятельности. Однако данные технологические и информационные новации в здравоохранении не сопровождались, в большинстве случаев, адекватной трансформацией управленческих технологий, что существенно снижает эффект от проведенных мероприятий по обеспечению качества и доступности медицинских услуг.
С целью достижения наибольшей эффективности и результативности функционирования медицинской организации представляется целесообразным внедрить концепцию бережливой медицины и процессно-ориентированные системы управления качеством услуг в здравоохранении. В современной экономической ситуации процессное управление ориентировано на выполнение требований потребителя с наименьшими затратами и более эффективно, что позволит им сохранить конкурентоспособность. Основные направления в бережливой медицине - безопасность, качество, своевременность, стоимость, высокая корпоративная культура являются основополагающими принципами успешной организации работы.
Недостаточность научно обоснованных методических и практических разработок в области процессно-ориентированного управления качеством услуг в здравоохранении, небольшое число исследований, проведенных по рассматриваемой проблематике, а также большое количество претензий на качество и доступность медицинской помощи определили актуальность и практическую значимость данной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Научным основам формирования экономики здравоохранения, необходимым для разработки процедур оценки качества медицинской помощи, а также эффективности деятельности медицинских организаций, посвящены работы К.Ю. Китаниной, А.Г. Ластовецкого, Н.В. Михайовой, Е.В. Новицкой, М.Н. Садыкова, И.В. Самородской, В.М. Хачумова и др.
Теоретические и методические вопросы, касающиеся вопросов бережливого производства описаны в работах Дж. Вумека, М. Джорджа, М. Имаи, Т. Оно, Ю.П. Лисицына, Е.В. Хомяковой, В.М. Чернышева, А.А. Ягофарова и др.
Теоретические и прикладные аспекты процессно-ориентированного управления исследуются в работах Д. Джестона, Л. Джеффри, И.Ю. Бедоревой, Д.В. Белышева, А.И. Громова, Я.И. Гулиева, М.Ю. Катаева В.В. Репина, Н.Ф. Князюк и др.
разработку подходов к раскрытию отдельных положений рассматриваемой в диссертационном исследовании тематики, следует отметить, что в настоящее время остаются малоизученными вопросы построения системы управления качеством в медицинской организации на базе процессно-ориентированного подхода и концепции бережливой медицины, позиционируемого в магистерской диссертации как ключевые элементы повышения эффективности их функционирования как в социальном, так и в экономическом аспектах. Все вышеперечисленное определило выбор темы, цели и задач магистерской диссертации.
Цель диссертационного исследования заключается в повышении эффективности деятельности Университетской клиники КФУ за счет выявления всех видов потерь в основных процессах терапевтической службы и предложения по их устранению на основе концепции бережливой медицины.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- изучить методологию процессно-ориентированного управления и возможности ее адаптации к деятельности организаций здравоохранения;
- рассмотреть теоретическую основу концепции бережливой медицины;
- оценить состояние управления процессами в медицинской организации;
- провести моделирование и последующий анализ ключевых процессов медицинской организации с целью их дальнейшей оптимизации;
- предложить комплекс мероприятий по сокращению потерь в деятельности медицинской организации с помощью инструментов бережливой медицины.
Объект исследования — Университетская клиника Казани (Медикосанитарная часть ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»).
Предмет исследования — процесс выявления, оценки потерь в учреждении здравоохранения как инструмент бережливой медицины.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов, опубликованных в рецензируемых изданиях по вопросам фундаментальных и прикладных исследований в области теории и практики процессноориентированного управления в организациях здравоохранения; нормативная и законодательная база по вопросам охраны здоровья населения Российской Федерации; материалы научно-практических конференций по теме исследования. Наряду с общетеоретическими методами изучения данных, связанных с системой процессно-ориентированного управления, были использованы методы описательной статистики, хронометражного наблюдения, фотографии рабочего дня, бенчмаркинга, анкетирования пациентов и сотрудников медицинской организации, круглых столов с руководителями организации здравоохранения, а также общелогические, взаимосвязанные между собой методы и приемы исследования, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение.
Нормативной базой исследования является федеральный закон РФ, постановление Кабинета Министров РТ, постановление Правительства РФ, приказ Министерства здравоохранения РТ, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, приказ Министерства труда и социальной защиты РФ, закон РТ, приказ Министерства здравоохранения РФ.
Информационной базой исследования является медицинская информационная система БАРС Медико-санитарная часть ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет».
Научная новизна диссертационного исследования состоит в дополнении вида потерь в концепции бережливой медицины «неиспользованный человеческий капитал» с учетом специфики здравоохранения.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в разработке практических рекомендаций и научно-методического обеспечения по вопросам процессно-ориентированного управления качеством медицинских услуг.
Структура и содержание работы определены целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение раскрывает актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи, уточняет научную новизну и раскрывает ее практическую значимость, определяет степень разработанности темы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования концепции бережливой медицины и процессно-ориентированного управления в медицинских организациях.
Во второй главе рассмотрена оценка состояния управления процессами в медицинской организации.
В третьей главе описаны организационно-экономическое обоснование целесообразности процессного управления в медицине.
В заключении представлены основные выводы по результатам проделанной работы.
Подводя итоги, в ходе настоящего магистерского исследования были изучены материалы по методологии процессно-ориентированного управления и возможности ее адаптации к деятельности медицинской организации, а также инструменты бережливой медицины. Был выявлен ряд преимуществ процессного подхода к управлению, рассмотрены основные понятия и методологии.
Автором, на основе проведенного исследования, предложено уточнение видов и состава потерь с учетом специфики здравоохранения. Неиспользованный или нереализованный человеческий потенциал — это исключение личных качеств, знаний, воли, творческих возможностей, сил, умений и навыков сотрудника из выполняемой им работы из-за обстоятельств, которые не позволяют проявить себя должным образом. В данном случае под обстоятельствами, мешающими работнику проявить себя в полной мере, подразумеваются: необоснованная воля начальства, отсутствие времени и средств на реализацию идей, напряженная обстановка в трудовом коллективе.
Для достижения наибольшей эффективности и результативности функционирования медицинского учреждения в данной магистерской диссертации была проанализирована деятельность терапевтического отделения Г осударственного бюджетного учреждения здравоохранения «Университетская клиника Казани» (Медико-санитарная часть ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»). А также были представлены и описаны основные процессы приема в терапевтическом отделении такие как: процесс записи пациента через регистратуру, процесс по диспансеризации населения, процесс по оформлению пациентов на санаторно-курортное лечение, процесс работы по лекарственному обеспечению пациентов, процесс по временной нетрудоспособности. Основной целью детализации процессов является выявление резервов повышения результативности реализации каждого процесса, который влияет на эффективность деятельности медицинского учреждения в целом и качество предоставляемых услуг их пациентам. В соответствии с методологией процессно-ориентированного управления целесообразно разделить процессы, осуществляемые в организациях здравоохранения на основные, поддерживающие и процессы развития. Для выявления основных проблем (задержек, временных потерь) в рабочих процессах терапевтической службы был осуществлен хронометраж и опрос пациентов на основе чек-листов, сбор информации о проблемах путем анкетирования медицинского персонала и пациентов. Все потери терапевтического отделения Университетской клиники КФУ были условно разделены на четыре основные группы:
а) потери, которые легко устранимы;
б) потери, на которые необходимо затратить большое количество ресурсов;
в) оправданные потери, такие как ожидание результатов анализов, выводов по диагностике;
г) потери, которые не решаются с помощью инструментов бережливой медицины (мало мест к неврологу, перепроверка результатов лабораторных исследований, дублирующие анализы, назначение малоэффективных или лекарственных препаратов с недоказанной эффективностью).
Результаты первичного мониторинга процессов поликлиники позволили определить наиболее проблемные зоны, требующие устранения временных потерь. Выделены причины, которые приводят к проблемам в данном процессе.
В ходе исследования удалось выяснить, что одной из самых затратных по времени является работа с медицинской информационной системой Барс и выписка многочисленных направлений и талонов к узким специалистам, диагностику и анализы. Еще одной из главных проблем, на наш взгляд, является то, что "Полезное время с пациентом" составляет ~25% рабочего времени врача, остальное время приема уходит на ожидание пациента и заполнение документации, недостаточная координация действий медицинской сестры с врачом-терапевтом.
Еще в настоящем исследовании были определены средние значения продолжительности первичного и вторичного приема у врача. Медианное значение затрат рабочего времени специалиста при первичном посещении составило 25 минут, что не соответствует норме. Были сделаны выводы о том, что без перераспределения нагрузки между врачом-терапевтом и медицинской сестрой невозможно уложиться в 20 минут, поэтому был предложен пример эффективного распределения рабочих обязанностей.
Анализируя данные электронной системы МИС Барс, были выявлены проценты приема пациентов по предварительной записи и рассчитаны средние значения приема за последний месяц 2018 года. Были сделаны выводы о низкой возможности планирования мощностей - до 50% пациентов приходят в поликлинику по живой очереди. Фактические данные за месяц были сопоставлены с плановыми, показав при этом значительное расхождение в показателях. Причиной этому могли послужить множество факторов - от перегрузки серверов информацией до невнесения данных самим врачом. На основании статистики также была выявлена следующая проблема, а именно увеличение количества пациентов в дежурные дни. Разбирая структуру обращений к дежурному врачу по участкам, выяснилось, что существенную часть потока пациентов (36%) составляют люди, которые пришли к своему участковому терапевту в день его дежурства, тем самым увеличив его фактическую нагрузку.
Вдобавок к вышеперечисленному, с помощью хронометражного наблюдения в терапевтическом отделении Университетской клиники КФУ были обнаружены такие потери, как:
- пациент не всегда знает, что необходимо отсканировать талон;
- запись ведется через терапевта к узким специалистам таких как невролог, кардиолог, эндокринолог, но регистраторы записывают к терапевту за направлениями и всех остальных врачей;
- регистраторы тратят время на то, чтобы отвечать на одни и те же вопросы, которые возникают у пациентов;
- в кабинете находятся сразу несколько пациентов, тем самым создается очередь внутри кабинета (иногда доходило до четырех человек);
- проблема с кнопкой вызова на компьютере и непосредственном появлении пациента в кабинете, поэтому врач или медицинская сестра тратит время приема, чтобы найти своего пациента;
- не у каждого врача рационально организовано рабочее место. Определенное количество времени уходит на подготовку бумаги для печати, поиск результатов анализов, карт и другое;
- отсутствует система уведомления о невозможности приема в ранее назначенное время;
- вопросы по диспансеризации решает сам врач-терапевт, хотя для этого есть отдельный кабинет.
Учитывая все выявленные проблемы, была предложена стратегия качества медицинской организации, сформулированная в виде комплексного плана управления на длительный период времени, позволяющая достичь стабильного положения компании в окружающей среде, с учетом внешних возможностей и угроз за счет интегрированного и оптимального использования ресурсов с целью удовлетворения потребности заинтересованных сторон в доступной, качественной и безопасной медицинской помощи.
В ходе диссертационного исследования выдвинуто предложение о построении модели системы процессно-ориентированного управления качеством медицинских услуг для организации здравоохранения на основе базовых инструментов бережливой медицины системы с учетом специфики организаций данного вида: клиентоориентированный сервис, лидерство руководства, делегирование полномочий и ответственности сотрудникам, процессный подход, системный подход, непрерывное улучшение качества, принятие решений.
Предлагаемое внедрение системы 5С в терапевтическом отделении Университетской Клиники для увеличения времени на приеме и общения с пациентом, за счет правильно организованного рабочего места врача, хранение документации на рабочих местах и в персональных компьютерах работников, размещения предметов и медицинской техники, визуализации рабочего пространства.
Метод визуализации - это любое средство, информирующее о том, как должен выполняться процесс. Это такое размещение инструментов, деталей, и других индикаторов состояния производства, при котором каждый с первого взгляда может понять состояние системы. Выдвинуты предложения для визуализации:
- разработать и внедрить блок памяток для пациентов с ответами на часто задаваемые вопросы в регистратуре терапевтического отделения;
- сделать вывески "прием осуществляется только по предварительной записи. В случае возникновения острой боли обращаться в кабинет неотложной помощи” на дверях кабинетов, в зале ожидания и регистратуре;
- сделать вывески «предварительно перед приемом рекомендуется измерить давление», чтобы во время ожидания приема пациенты измеряли давление на тонометрах, стоящих в коридорах поликлиники, получая при этом чек с результатом, и после этого идти в кабинет к участковому врачу.
Также для построения идеальной модели терапевтической службы поликлиники МСЧ КФУ был предложен метод Канбан. Для рационального использования рабочего времени в медицинской деятельности, необходимо усовершенствовать систему документооборота и составить четкий алгоритм действий медицинского персонала. Листки стандартных операций и информация, которую они содержат, являются важным элементом в системе визуального управления.
«Пока-ёка» - метод предотвращения ошибок. Различные приемы защиты от ошибок следует применять как при входном контроле, так и в ходе всего процесса приема пациента. Например, написание инструкций для врачей- терапевтов, к которым они смогут обращаться в будущем, предупредительные надписи и предупреждающие сигналы, повторение подчиненными полученных заданий для обеспечения их правильного понимания, формирование базы данных по различным проблемным областям.
В процессе исследования был разработан комплекс мероприятий по устранению или минимизации потерь терапевтической службы Университетской клиники Казань:
- необходимо предупреждать пациентов подтверждать свою запись на сайте, так как на сайте государственных услуг есть возможность записаться самим пациентам через интернет-время, в ином случае за сутки будет обнуляться запись и предоставляться возможность врачу-терапевту записать другого пациента;
- обеспечить каждого приема врача средним медицинским персоналом
- разработать мероприятия по развитию кадрового потенциала, в т.ч. постоянное повышение квалификации медицинских работников по программам последипломного и дополнительного профессионального образования;
- должно быть строгое регулирование холл-менеджерами очередности пациента по времени ожидания в очереди при получении медицинской услуги. Соблюдение предельных сроков ожидания посещения врача в очереди не должно превышать более 30 мин;
- необходима обратная связь с пациентами для подтверждения записи на прием; обеспечить в колл-центре исходящий обзвон пациентов, предварительно записанных на прием с целью уточнения актуальности записи к специалистам, также обзвон пациентов в случае отмены приема врача со стороны терапевтического отделения Университетской клиники Казань, для согласования с пациентом переноса времени или даты приема;
- установить голосовое сопровождение при вызове в кабинет;
- переход только на электронный документооборот и электронную подпись, с возможностью обмена медицинскими данными, результатами обследования и выдачей рекомендаций пациенту с использованием информационных технологий;
- организовать преждевременную подготовку к приходу пациента (результаты анализов, ввод данных в базе);
- установка электронной системы рабочего времени, как систему контроля (надежный инструмент для сбора и анализа действий сотрудников с целью предотвращения утечек информации и повышения эффективности работы персонала);
- создать отдельную стойку выдачи справок и направлений медицинской организации.
Также были разработаны рациональные принципы маршрутизации пациентов, обратившихся за медицинской помощью: к врачам-терапевтам, в кабинет дежурного врача, к стойке выдачи справок и направлений в соответствии с настоящими рекомендациями.
Еще одним предложением для повышения эффективности работы учреждения и сокращения времени на пациентов, которые не нуждаются в непосредственном посещении врача-терапевта была предложена программа для усовершенствования сайта Университетской клиники КФУ. В эту программу будут входить, такие дополнительные функции и разделы сайта как: личный кабинет пациента; блок отзывов пациентов о поликлинике, раздел лекарственного обеспечения, раздел вызова врача на дом, раздел о вакцинации.
Подводя итоги настоящего диссертационного исследования, можно сделать вывод, что цель исследованием достигнута, а все поставленные задачи решены.
В целях обеспечения единого подхода к реализации проекта мною были разработаны предложения, направленные на повышение эффективности деятельности медицинской организации, повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение комфортности условий предоставления медицинских услуг, повышение уровня удовлетворенности пациентов при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Таким образом, в устойчиво развивающейся медицинской организации ключевыми элементами являются концепция бережливой медицины и процессный подход, которые синхронизирует все основные и вспомогательные процессы организации таким образом, чтобы повысить качество оказания медицинской помощи и обеспечить оптимальный баланс между потреблением ресурсов и их поступлением.
Для решения общих проблем, поставленных перед системой здравоохранения и медицинской организацией, реализующей стратегию устойчивого развития, необходима модель управления, позволяющая таким образом выстроить процессы медицинской организации, чтобы повысить качество оказания медицинской помощи. Модель бережливой поликлиники позволяет достичь стратегических целей, поставленных перед системой здравоохранения, в целом, и медицинской организацией, в частности.
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. - [Москва, 2011]. - Доступ из СПС Гарант.
2. Об утверждении государственной программы "Развитие
здравоохранения Республики Татарстан до 2021 года" [Электронный ресурс] : постановление Кабинета Министров РТ от 01.07.2013 г. N 461. - Доступ из СПС Г арант.
3. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие здравоохранения" [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. N 294. - Доступ из СПС Гарант.
4. Об утверждении отраслевой стратегии [Электронный ресурс] : утверждено приказом Министерства здравоохранения РТ от 31.07.2017 г. .№1634. - Доступ из СПС Гарант.
5. Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению [Электронный ресурс] : утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 г. №543н. - Доступ из СПС Гарант.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» [Электронный ресурс]: утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.03.2017 г. № 293н. - Доступ из СПС Гарант.
7. Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра)" [Электронный ресурс] : проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ. - Доступ из СПС Г арант.
8. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс] : закон РТ от 17.06.2015 г. №40-3РТ. - [Казань, 2015]. - Доступ из СПС Гарант.
9. Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача- невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера- гинеколога [Электронный ресурс] : утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2015 г. №290н. - Доступ из СПС Гарант.
Стандарты
10. ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2011 г. N 1575-ст. - Доступ из СПС Г арант.
11. ГОСТ Р 54732-2011/ISO/TS 10004:2010 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению [Электронный ресурс] : утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 г. N 901-ст. - Доступ из СПС Гарант.
Книги, монографии
12. Алексеевская, Т. И. Организация амбулаторно-поликлинической помощи взрослому городскому населению : учеб. пособие / Т. И. Алексеевская.
- Иркутск : ИГМУ, 2006. - 30 с.
13. Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Джордж; пер. с англ. Татьяны Гутман. - 2-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 451 с.
14. Вумек Дж. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс ; Пер. с англ. — 7-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 472 с.
15. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению
качества/Имаи М., Савченко Д., 9-е изд., испр. и доп. - М.: Альпина Пабл., 2016.
- 416 с.
16. Григорьев А.И., Орлов О.И., Логинов В.А., Дроздов Д.В., Исаев А.В., Ревякин Ю.Г., Суханов А.А. Клиническая телемедицина.-М.: «Слово», 2015.144с.
17. Громов, А.И. Управление бизнес-процессами: современные методы. монография / А.И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 с.
18. Джеймс Вумек, Дэниел Джонс. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Паблишер,2013. - 472 с.
19. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. - М.: Символ, 2015. - 512 с.
20. Лайкер Джеффри. Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технология. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 367 с.
21. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнеса / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М.: Стандарты и качество, 2007. - 408 с.
22. Сигео Синго. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. - 277 с.
23. Тайити Оно. Производственная система Тойоты: Уходя от массового производства. 2-е изд. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. - 194 с.
Печатная периодика
24. Бедорева, И. Ю. Применение процессного подхода в системе управления качеством медицинской помощи / И. Ю. Бедорева, Т. Н. Садовая, А. В. Стрыгин, Т. А. Стрыгина // Хирургия позвоночника. - 2017. - №4. - С. 62-72.
25. Белышев Д. В., Гулиев Я. И., Малых В. Л. Моделирование бизнеспроцессов медицинской организации (лечебно-профилактического учреждения) / Д.В. Белышев, Я.И. Г улиев, В.Л. Малых // Врач и информационные технологии, № 5, 2014, с. 78-90.
26. Вардосанидзе С.Л., Восканян Ю.Э., Можаров В.Н., Славицкая Е.С., Шикина И.Б. Система измерения эффективности работы амбулаторнополиклинических учреждений / С.Л. Вардосанидзе, Ю.Э. Восканян, В.Н. Можаров, Е.С. Славицкая, И.Б. Шикина // Бюллетень Национального научноисследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2015. - С. 35-38.
27. Вечорко, В. И. Распределение рабочего времени на амбулаторном приеме врача-терапевта участкового с медицинской сестрой в поликлинике города Москвы (фотохронометражное наблюдение) / В. И. Вечорко // Социальные аспекты здоровья населения. - 2016. - №6. - С. 1-12.
28. Гребнева, Н. Навстречу пациенту. Программа повышения эффективности коммуникаций / Н. Гребнева // Московская медицина. - 2016. - №4. - С. 16-19.
29. Гриднев О.Б., Загоруйченко А.А. К вопросу о реорганизации амбулаторно-поликлинической помощи населению в Москве / О.Б. Гриднев, А.А. Загоруйченко // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины». - 2013. - С. 16-17.
30. Гулиев, Я.И. Моделирование бизнес-процессов медицинской организации: классификация процессов / Я.И. Гулиев, Д.В. Белышев, А.Е. Михеев // Врач и информационные технологии. - 2015. - №4. - С. 6-11.
31. Катаев, М. Ю. Процессный подход к управлению медицинской организацией / М. Ю. Катаев, А. А. Шмырина // Развитие российского здравоохранения на современном этапе. - 2014. - №2. - С. 71-75.
32. Китанина К.Ю., Ластовецкий А.Г. Бережливый менеджмент в здравоохранении / К.Ю. Китанина, А.Г. Ластовецкий // вестник новых медицинских технологий, электронный журнал - 2018. - №2. - С. 114 - 121.
33. Китанина К.Ю., Семина Т.А., Ластовецкий А.Г., Борисова О.Н., Долинский А.Г., Томаева М.А., Торшхоева Т.Т., Мельник Л., Бабийчук Е. Бережливый менеджмент в здравоохранении / К.Ю. Китанина, Т.А. Семина, А.Г. Ластовецкий, О.Н. Борисова, А.Г. Долинский, М.А. Томаева, Т.Т. Торшхоева, Л.
34. Князюк Н.Ф. Процессный подход в управлении персоналом. /Князюк Н.Ф., Парфенова О.А. //Материалы ежегод. конф. ДиаМа. - Тула, 2006. - С.39-
44.
35. Ластовецкий А.Г., Г олованова О.Ю. Информационные технологии в организации стационарной и амбулаторной помощи. Современные проблемы развития регионального здравоохранения / А.Г. Ластовецкий, О.Ю. Г олованова // Сборник научных трудов посвященный 50-летию Республиканской клинической больницы Минздрава Республики Татарстан. Казань. - 2015. - С. 5960.
36. Ластовецкий А.Г. Методические подходы к формированию индикаторов в здравоохранении / А.Г. Ластовецкий // Кремлевская медицина. - 2016. - №2. - С. 35-39.
37. Лисицын Ю.П. Здравоохранение и медицинская наука: вызовы современности и пути преодоления / Ю.П. Ластовецкий // Проблемы соц.гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2013. № 2. - С. 3-5.
38. Маринина, Н. В. От качества медицинской помощи до качества жизни / Н. В. Маринина, Д. Ю. Никитин, Д. М. Чухлебо // Здравоохранение югры: опыт и инновации. - 2018. - №3. - С. 3-5.
39. Михайлова, Н.В. МС ИСО серии 9000:2000 как методология обеспечения качества медицинской помощи / Н. В. Михайлова, Ю. М. Комаров, Л. А. Федорова // Методы менеджмента качества. - 2011. - №4. - С. 9-12.
40. Новицкая, Е. В. Современные подходы к формированию конкурентного преимущества учреждения здравоохранения / Е. В. Новицкая, Е. В. Соляник // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2013. - №2. - С. 102-104.
41. Ореховский, П.А. Реформы здравоохранения в постсоветской России: прошлое и будущее / П.А. Ореховский // Общество и экономика. - 2005. - №6. - С. 13-19.
42. Павловских, А. Ю. Когда человек «пациент» и когда он «клиент»: дифференцированное применение понятий / А. Ю. Павловских, С. А. Шадрин // Уральский медицинский журнал. - 2017. - №6. - С. 76-78.
43. Панов, А. В. Безопасность пациентов: точка зрения потребителя / А. В. Панов, А. А. Карпенко // Главный врач: хозяйство и право. - 2012. - №1. - С. 34-38.
44. Садыков, М. Н. Развитие здравоохранения Республики Татарстан / М. Н. Садыков // Ремедиум Приволжье. - 2018. - №7. - С. 11-14.
45. Самородская, И. В. Стандарты медицинской помощи в России и США / И. В. Самородская, В. И. Степченков, Ю. В. Батрова, А. В. Саверский // Менеджер здравоохранения. - 2015. - №4. - С. 46-52.
46. Хачумов, В. М. Моделирование работы лечебного учреждения как системы массового обслуживания / В. М. Хачумов, С. В. Погодин // Искусственный интеллект и принятие решений. - 2010. - №1. - С. 49-56.
47. Хомякова Е.В. Использование Lean management в качестве способа повышения конкурентоспособности отечественных предприятий / Е.В. Хомякова // Экономика, Статистика и Информатика. - 2016. - №5. - С.104-108.
48. Царанов, К.Н. Кадровые проекты обучения в системе столичного здравоохранения / К.Н. Царанов // Вестник Университета Правительства Москвы. - 2017. - №3. - С. 49 - 52.
49. Чернышев В.М. О некоторых итогах реформирования
здравоохранения Российской Федерации и мерах по повышению его эффективности/ В.М. Чернышев // Медицина экстремальных ситуаций. - 2014. - №2. - С. 6-12.
50. Шевченко В.В. Норматив затрат на выполнение государственного
(муниципального) задания как инструмент повышения финансовой
эффективности учреждений здравоохранения / В.В. Шевченко // Менеджер здравоохранения. - 2014. - С. 37-41.
51. Эмануэль Ю.В., Хотин А.Л. Применение системы менеджмента качества в организациях здравоохранения / Ю.В. Эмануэль, А.Л. Хотин // Клинико-лабораторный консилиум. - 2015. СПб. № 2. - C. 4-12.
52. Ягофаров, А.А. Как выбрать стратегию по реализации программы «Бережливого производства» / А.А. Ягофарова // Методы менеджмента качества. - 2015. - № 12. - С. 4-9.
Электронные ресурсы
53. Официальный сайт Краевой клинической больницы Забайкальского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //kkb .chita.ru/
54. Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://minzdrav.tatarstan.ru/
55. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.rosminzdrav.ru/
56. Официальный сайт Университетской клиники [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://uniclinic.kpfu.ru/