Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №34773

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
503
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников
1.1. Сущность понятия «экологическая культура»
1.2. Принципы и условия формирования у младших школьников ответственного отношения к природе
1.3. Уроки окружающего мира как средство формирования экологической культуры младших школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий формирования экологических отношений у младших школьников на уроках «Окружающего мира»
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей младшего школьного возраста
2.2. Организация и содержание формирующего этапа эксперимента по формированию экологической культуры младших школьников
2.3. Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения

Охрана природных ресурсов и их национальное использование являются важнейшей государственной задачей и делом всего российского народа. Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Проблема взаимосвязи человека с природой не новая, она имела место быть всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, ответственности отношения к природе формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Общеобразовательная школа призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование ответственного отношения к природе - важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.
Это происходит оттого, что школа всегда очень мало уделяла внимания экологическому воспитанию и воспитанию учащихся. Это привело к тому, что люди стали, относится к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды.
Актуальность темы, связана с тем, что на данный момент детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них основ экологической культуры
Цель работы - определение педагогических условий формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Объект исследования -определение педагогических условий формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Гипотеза: процесс формирования экологической культуры у младших школьников будет эффективным, если:
- разработана программа развития экологической культуры младших школьников на протяжении всего обучения в начальной школе;
- определен механизм формирования экологической культуры младших школьников как нравственного явления;
- в содержание уроков окружающего мира будут включены аспекты нравственного воспитания.
Задачи:
1. Уточнить понятие «Экологическая культура младших школьников».
2. Раскрыть воспитательный потенциал уроков окружающего мира.
3. Определить организационно-педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников.
4. Разработать и апробировать программу по формированию экологической культуры младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была ориентирована на формирование экологической культуры младших школьников.
В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит пред человечеством важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической ответственности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МБОУ «Кайбицкая основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан» по формированию экологической культуры младших школьников.
Проведя теоретический анализ литературы по проблеме исследования, нами была предложена серия занятий по окружающему миру, направленный на формирование экологической культуры младших школьников.
Была прослежена динамика изменения уровня сформированности экологических знаний в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами мероприятия. Экспериментальная группа улучшила свои результаты.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Необходимо разрабатывать и внедрять целые комплексы мероприятий, направленные на развитие экологической культуры как самих школьников, так и учителей и родителей.



1. Алексеев, С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1
2. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - М.: Вента - Граф, 2005, с. 4-10
3 .Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
4. Гирусов, Э.В.// Природные основы экологической культуры. - 1989.- М.
5. Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. - М.: Прометей, 1996, с. 35-41
б.Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении. М., 1980.
7. Каропа, Г.Н. Экологическое воспитание сельских подростков в учебной и внеклассной работе по предметам естественнонаучного цикла // Взаимосвязь теоретической и практической подготовки педагога в вузе. Минск, 1990. С. 170 - 175.
8. Лаптева, И.С. Воспитание экологической культуры подростков//Био-
логия в школе. - 1997. - №3. - С. 26-29.
9. Лаптева, И. С. Методы воспитания экологической культуры подростков // Биология в школе. - 1997. - № 3. - С. 26 - 29.
10. Лаптева, И. С. Окружающий мир и подросток // Биология в школе. -1997. - № 2. - С. 26 - 30.
11. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир». М.: Баласс, 2013 г.
12. Мжельская, А.А. Формирование экологической ответственности старших школьников :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Кемерово, 2005 226 с. РГБ ОД, 61:06-13/312
тодические разработки практических занятий с учащимися 9-10 классов. - М.: Арбат, 1995. - 40 с.
14. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты [Текст]: попул. пособие для род. и пед. /И. В. Цветкова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 192 с.
15. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000.- 456 с.
16. Охрана природы/под ред. Пашканга, К.В.-М.: Просвещение,1990- 128с.
17. Петросова, Р.А.,Голов В.П.,Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе.-М.: Академия,2000-544с.
18. Пакулова, В.М., Кузнецова В.И. Методика формирования природоведения. -М.: Просвещение,1990. -192с.,ил.
19. Плешаков, А.А. Экология для младших школьников.-М.: Просвещение,1995.- 46 с.
20. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям.-К.: Рад.шк.,1988-272с.
21. Тарабарина, Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития,1997-192с.
22. Федь, А.М. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук.- К.: Рад.школа,1984.- 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ