Введение 4
1. Сущность товарной политики торгового предприятия в условиях рынка 6
2. Анализ товарной политики мебельного салона «Эрал-Стиль» 24
2.1. Общая характеристика предприятия. Анализ внутренней
среды предприятия 24
2.2. Анализ товарооборота и товарного обеспечения предприятия 37
2.3. Характеристика ценообразования предприятия 44
2.4. Ассортиментная политика предприятия 48
2.5. Особенности товарной политики предприятия 56
3. Совершенствование товарной политики 60
Заключение 71
Список использованных источников 73
Дипломная работа 75 с., 8 рис., 28 табл., 32 источников.
ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Объект исследования: ИП Вершинин О.Л. мебельный салон «Эрал-Стиль»
Цель работы – изучить товарную политику предприятия, спрогнозировать плановые показатели в области товарной политики и разработать мероприятия по оптимизации ассортимента для розничного торгового предприятия
Степень внедрения – рекомендации автора рассмотрены и приняты руководством предприятия к реализации.
Эффективность рекомендаций – при внедрении рекомендаций автора в 2009 году планируется увеличение прибыли от продаж не менее 379,35 тыс. руб.
Введение
Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики.
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.
Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.
В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.
Товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.
Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся рыночно – экономической обстановки в России розничные торговые предприятия по – разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.
Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты. Последнее и обеспечивается, прежде всего, путем реализации товарной политики.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена: во-первых, определением стратегии предприятия и эффективностью управления, во-вторых, необходимостью определения путей совершенствования товарной политики, в-третьих, составлением бюджета товарной политики предприятия.
Целью дипломной работы является определение эффективности товарной политики торгового предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть теоретическую сторону формирования товарной политики предприятия розничной торговли;
2. дать общую и экономическую характеристику предприятия;
3. провести анализ товарооборота и товарного обеспечения предприятия;
4. провести анализ ассортимента предприятия и дать его характеристику;
5. дать рекомендации по совершенствованию товарной политики.
Объектом исследования является деятельность ИП Вершинина О.Л. мебельный салон «Эрал-Стиль».
Предметом исследования является товарная политика предприятия с акцентом на ассортимент.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научная и учебная литература по данной проблематике, публикации в специализированной периодической печати, ресурсы интернет.
Заключение
Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики.
Любому предприятию необходимо иметь и постоянно совершенствовать товарную политику, что позволит ему обеспечить устойчивую структуру ассортимента и стабильную прибыль.
Товарная политика предприятия призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш, разработке и осуществлению стратегии обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
По оценке общих экономических показателей мебельный салон «Эрал-Стиль» осуществляет эффективную деятельность, приносящую прибыль.
Ассортимент мебельного салона предлагает основные группы бытовой мебели. Наибольшим спросом пользуется мягкая и кухонная мебель. Равномерность реализации в течение отчетного года наблюдается в корпусной и мягкой мебели, а так же в группе обеденные зоны. Наиболее проблемной в мебельном салоне является детская мебель. В начале 2008 г. произошел резкий спад объема продаж почти на 30%, такая тенденция равномерна в течение всего периода. Данный факт обусловлен расширением рынка детской мебели и возросшей конкуренцией. Стабильно невысокий спрос сформировался на обеденные зоны.
В рамках цели данной работы были разработаны мероприятия по оптимизации товарной политики и произведен расчет эффективности их внедрения. В 2009 г. в ассортимент мебельного салона будет введена новая торговая марка корпусной мебели «Group 396»; появится товарная группа мебель из бамбука. В направлении детской мебели в ближайшие годы предстоит полностью обновить и расширить ассортимент товарной группы. Увеличение средств на рекламную компанию позволит привлечь больше покупателей. В частности, ожидается рост спроса на кухонную мебель и обеденные зоны. Создание внутреннего курса валют позволит стабилизировать цены.
В целом предполагается дальнейшая разработка и совершенствование товарной политики в выбранном направлении.
Список использованных источников
1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. - 2-
изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 672 с.
2. Завьялов П.С. Маркетинг: в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие —
Москва, ИНФРА - М, 2006.- 496с.
3. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. Серия «Учебники Феникса»
Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 480 с.
4. Ерохина Л.И. Маркетинг в оптовой и розничной торговле: учебное пособие /
Л.И.Ерохина, Е.В. Башмачникова, Е.В. Романеева. - М.: КНОРУС, 2007. - 248с.
5. Украинцева А.А. Маркетинг в вопросах и ответах: учеб, пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248с.
6. Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В., Алиев С.А. Основы маркетинга: Учебник. -М.:
Издательство «Экзамен», 2005. - 448 с.
7. Снегирева В. Розничный магазин. Управление Ассортиментом по товарным
категориям. - СПб.: Питер. 2005. - 416 с.
8. Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли:
учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: КНОРУС, 2008. - 120с.
9. Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб, для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг» / А.П. Панкрухин.- 5-е изд., стер. - М.: ОМЕГА - Л, 2007. - 656 с.
10. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / Под ред. Л.А.
Брагина. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 314с.
11. Ньюмэн Э., Кален П. Розничная торговля: организация и управление - СПб.:
Питер, 2005.-416с.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -4-е
изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 512 с.
13. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание,
туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.И. Баканова. -
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 686 с.
14. Ценообразование и налогообложение Учебник / И.К. Салимжанов, О.В.
Португалова, Е.А. Морозова; под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ТК Велби,
издательство Проспект, 2003. - 424 с.
15. Лысова Н.А. управление ценами: учебное пособие /Н.А. Лысова, Л.Ф. Чернева. -
М.: КРОКУС, 2006.- 200с.
16. Елагин Ю.А., Николаева Т.И., Николаева Н.А., организация коммерческой
деятельности в торговле: Учеб. пособие. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. ун-та,
2002.-156 с.
17. Тарасова В.В. товарооборот предприятия торговли: анализ и планирование:
учебное пособие. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. ун-та, 2002. - 100с.
18. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. -М.:
издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 294с.
19. Егоров И.В. Теория и практика управления товарными системами. - 2-е изд. -
М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 308с.
20. Кондратов В.М. управление продажами: учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Коммерция» / В.М. Кондратов;
под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -319 с.
21.Тарасова В.В. Маркетинг в торговле: Учебное пособие. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. ун-та, 2002. - 73с.
22. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии. - Санкт-Петербург, Питер,
2006. - 367 с.
23. Кузин Б., Юрьев В, Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой.- СПб:
Питер, 2004 - 432 с
24. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд. перераб.
и доп. / под ред. проф. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 560с.
25. Афанасьева О. Разработка деятельности предприятия торговли // Маркетинг,
2005, №1,
26. Швец А. Швец М. Анализ ассортиментной политики предприятия// Маркетинг,
2007, № 2 (93)
27. Модель управления эффективностью торговой компании на основе оптимизации
товарного ассортимента /Мещеряков А. //Менеджмент сегодня, 2004.-№ 1.
28. Башмачева Е.А. Оптимизация товарного ассортимента// Маркетинг и
маркетинговые исследования в России, 2006, № 7
29. www.marketing.cfin.ru/forum/messages/1/15.18.htme?1044283259
30. www.my-market.ru
31. www.marketing.spb.ru/read/m21/3/htm
32. www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategi/infowave/07.htm