Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №34760

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
771
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1. Роль и функции художественной литературы в жизни ребенка 7
1.2. Формирование типа правильной читательской деятельности младших
школьников.. .как основа формирования интереса к чтению и книге 10
Выводы по 1 главе 16
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ 18
2.1. Анализ учебных программ по литературному чтению в начальной
школе 18
2.2 Методические приемы работы с книгой на уроке литературного чтения 28
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения в начальной
школе 33
Выводы по 2 главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность исследования данной проблемы заключается в том, что интерес ребенка к чтению и книге является одной из важнейших задач учителя, воспитателя и родителя. Потому что успех детей в школьной жизни зависит от наличия этого качества (читательского интереса).
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной структуры к формированию «знаний, умений, навыков» для развития личных качеств, необходимых для открытого общества, чтобы жить в новых условиях.
Социальные изменения, происходящие в нашей стране, поставили задачу максимизировать активную работу человека перед современной системой образования.
В условиях модернизации начальной школы и системы обучения чтению и литературного образования детей младшего школьного возраста в условиях современной системы образования предусматривается, что помимо учителя - ученик становится субъектом процесса обучения и процесса чтения.
Тенденция исключения детей от книги резко возрастает из-за общественных неустроенностей общества. Исследования в разных странах показывают, что современные дети предпочитают вместо книги, компьютерные игры, интернет и телевидение.
Изменение целей современного образования показывает, что для младших школьников необходимы новые технология обучения. Социальные требования к чтению были особенно остро связаны с общим кризисом в области образования. Чтение является ключевым элементом включения человека в современную цивилизацию. Таким образом, урок чтения должен играть ведущую роль в процессе обучения, сосредоточив внимание на решении таких проблем, как формирование сознательных, глубоких, правильных, выразительных навыков чтения; речь, эмоциональное, нравственное и творческое развитие.
Формирование читательских интересов является важной научнопедагогической проблемой. Его отношения - коммуникационный инструмент коммуникации, интеллектуальный сильный канал, широкий смысл нравственного формирования личности, исключительная и постоянная консультативная роль в жизни человека, которая служит необходимым условием для общественной деятельности каждого младшего школьника.
Результаты исследований показывают, что проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остаётся нерешённой в полной мере как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.
По результатам исследования, проблема формирования интереса к чтению среди младших учеников не была решена ни теоретически, ни методически. Станет ли чтение мощным инструментом для обогащения личного и социального опыта ребенка, а также средством познания и развития, оно зависит от учебных потребностей чтения книг на основе личности и культуры читателей.
Вот почему проблема формирования интереса у младших школьников к чтению и книге в процессе обучения имеет особое значение. Это объясняет важность нашего исследования.
Чтение - очень сложный, индивидуальный процесс. Каждая книга читателя отвечает определенной характеристикой его личности, например, читая книгу, у одного раскрываются чувства, у другого - ум, яркий эмоционально-ориентированный аспект личности. [6]
Особое внимание уделяется изучению отдельных пространств и интересам младших учеников. Советский психолог и философ Д. Н. Узнадзе считает, что научиться читать на ранних этапах навыков чтения детей - это процесс, а не просто знакомство с интересным контентом. [40]. По словам психолога Д.Н. Узнадзе, тенденция механизма чтения и развития механизма чтения основывается на том, что ребенок начинает читать книги для удовольствия, интереса и развлечений [40]. Эта позиция действует и сейчас, но со временем отношение ребенка к чтению книг меняется, интерес снижается.
Целью данного исследования является выявление и развитие факторов о появлении интересов читателей у детей младших школьников на уроках литературного чтения.
В соответствии с выделенной целью ставятся следующие задачи исследования:
1. Рассмотрение и выбор необходимой литературы по соответствующей проблеме.
2. Проанализировать методы формирования интересов у младших учеников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Объектом исследования - является повышение развития интереса у младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Предметом исследования - является развитие интереса у младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: интерес к книге и чтению на уроке литературного чтения необходимо формировать, используя:
- различные методики работы с книгами;
- систему творческих заданий по прочитанным произведениям;
- индивидуальный подход к обучению младших школьников.
Структура дипломной работы. В соответствии с поставленной целью и
задачами дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения.
Первая глава включает в себя «Научные и теоретические основы, которые формируют интересы младших учеников к чтению и книге на уроках литературного чтения», иллюстрируют, как художественное и грамотное чтение может влиять на формирование правильного типа читательской деятельности.
Во второй части рассматриваются методы работы с книгами на уроках литературного чтения. «Методологические основы формирования интересов младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения».
В заключении представлены вопросы, которые отражают общие результаты исследования и определяют практическую ценность работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важнейшей задачей современной начальной школы является развитие интереса у младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Для освоения общекультурных навыков чтения и понимания текста, прежде всего, нужно сформировать осмысленный читательский навык.
Для решения данной проблемы нами была поставлена цель - изучить методические приёмы развития интереса у младших школьников к чтению и книге на уроке литературного чтения.
Экспериментальная работа по изучению методических приёмов развития интереса к чтению и книге на уроке литературного чтения в начальной школе была организована в МБОУ "Гимназия №14" Авиастроительного района г.Казани. Эксперимент проходил в 3 «А» и 3 «Б» классах, обучающихся по программе литературного чтения «Перспектива». Результаты констатирующего этапа показали, что к началу эксперимента уровень знаний читательской активности и направленности читательского интереса в контрольном и экспериментальном классах мало отличаются:
I. С низким уровнем читательского интереса:
• в контрольном классе - 18%;
• в экспериментальном - 11%.
II. Со средним уровнем читательского интереса:
• в контрольном классе - 39%;
• в экспериментальном - 25%.
III. С высоким уровнем знаний в изучении главного героя литературного произведения:
• в контрольном классе - 43%;
• в экспериментальном - 64%.
На этапе формирующего эксперимента учащимся 3 «А»
экспериментального класса были предложены для изучения следующие произведения:
1. Урок № 1. Л.Н.Толстой " Как гуси Рим спасли".
2. Урок № 2. Наш театр. И.Крылов "Квартет".
3. Урок № 3. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?
4. Урок № 4. В.Даль "Девочка Снегурочка".
5. Урок № 5. Р.Киплинг "Братья Маугли".
6. Урок № 6. ДЖ.Родари "Волшебный барабан".
7. Урок № 7. Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.
8. Урок № 8. Тим Собакин "Лунная сказка"
9. Урок № 9.Наш театр. С.Михалков "Упрямый козлёнок" Инсценирование.
После специально организованной работы на уроках литературного чтения по развитию интереса к чтению и книге учащимся 3 «А» экспериментального и 3 «Б» контрольного классов были предложены задания, содержание которых раскрывало степень сформированности читательской активности.
При сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась в 3 «А» - на 2 и в 3 «Б» - на 1 человек, со средним уровнем - уменьшилась на 3 и 6 человек соответственно, с высоким уровнем - увеличилась на 5 и 6 человек.
В целом испытуемые изменили свое положение и попали в группу с более высоким уровнем сформированности читательского интереса. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента развитие интереса к чтению достигло определенно высокого уровня.
Таким образом, процесс формирования и развития интереса к чтению у младших школьников протекает более эффективно, если:
а) специально создается система уроков, обеспечивающая разнообразие методических приёмов в изучении литературного героя;
б) учащиеся работают на уроке чтения парами или в творческих группах;
в) на уроке литературного чтения используются творческие задания.
В заключении хочется сказать, несмотря на господство в нашем мире интернета, телевидения, компьютерных технологий, надо сделать все возможное, чтобы ребенок не потерял интереса к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю огромное эстетическое наслаждение. И в этом отношении предмет «Литературное чтение» в начальной школе — союзник учителя и его единомышленник.


1) Авдеева А. В., Молькова М. В. Формирование читательской компетенции у младших школьников. Молодой учёный. 2015г. №22.1. С.44- 46.
2) Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 344 с.
3) Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. М., 2008.
4) Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. Начальная школа плюс до и после. 2012. № 12. С. 27-28.
5) Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма. 2006, С.5- 10.
6) Боразнова Г.Д. Учимся читать. Часть 1 Могилёвская областная укрупнённая типография, 2010.
7) Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению. Молодой ученый. 2011. №7. Т.2. С. 86-90.
8) Ефросинина Л. А. Как помочь детям войти в мир литературы? - Методическая газета «Начальная школа» № 14, 2007.
9) Жукова Т.Д. Родительское собрание по детскому чтению. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
10) Журнал «Начальная школа» 2001 г. 127с Статья Т. С. Пиче-оол «Как читать детские книги на уроках чтения»
11) Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Директор школы № 4, 2005
12) Зобнина, М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? Начальная школа. 2014. № 8. С. 35-43.
13) Ильенко Л.П. , Орлова С.Н. Курс литературного чтения для начальных классов. Журнал Начальная школа № 4, 2005,с. 28-33
14) Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Л.Ф.Климанова. - М.: Просвещение, 2004. 64с.
15) Ковалёва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование» 2006, № 5, 71-76.
16) Колпакова Т.Н. Литературные викторины. Журнал «Начальная школа» № 1, 2006
17) Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Начальная школа. 2005. № 6. С.56-65
18) Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности а обучении чтению . С.Н.Костромина. М.: Ось-89, 2006. 240с.
19) Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать. Начальная школа. 2003. № 1. С.
19- 24.
20) Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум Сост. Б.А.Ланин. - М.: Академия, 2003. - 380с.
21) Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X межрегиональной научно - практической конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
22) Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта. Начальное образование. 2004. № 3. С. 10-15.
23) Лифинцева Н. И. «Самостоятельная читательская деятельность младших школьников.», «Народное образование» 2006, №5, 71-76.
24) Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению. Начальная школа. 2007. №12
25) Лутова Т.Н. «Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников», Н.Новгород, 2006
26) Михалков С.В. Миронова, Е. А. Развитие читательского интереса у младших школьников. Е. А. Миронова. Начальная школа. 2011. №8. С. 74-75
27) Учись читать. Начальная школа. 2003. №3
28) Мороз Е. Как научить детей любить книгу?
29) Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его пробудить? начальная школа № 6, 2007 год
30) Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников М.: 2003.
31) Пичерол Т.С. Практические советы учителю, овладевающему
современной методикой обучения чтению. Начальная школа. 2005. № 2.
С.15-17.
32) Рождественская Р.Л. Роль семейного чтения в формировании творческого читателя. - Журнал «Начальная школа» № 6, 2008.
33) С. В. Савина. Чтение в начальной школе. Волгоград.: Издательство «Учитель», 2002. 115с.
34) Светловская Н. Н. «Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиции теории формирования читательской самостоятельности». «Начальная школа» 2000, № 2, 24-27
35) Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. 2003. № 1. С.11-18.
36) Светловская Н.Н. Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности. Журнал Начальная школа № 7, 2005, С.24-29
37) Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? Начальная школа. 2004. № 2. С.9-14.
38) Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. М.: Просвещение, 2006.
39) Светловская Н.Н. Размышления о современном обучении младших школьников чтению.- Журнал «Начальная школа» № 5, 2007
40) Сухих И.Г. «Литературные викторины в начальной школе» - М: «Айрис Пресс», 2005г
41) Сухих И.Г. «50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста» - М., 2002г.
42) Сухомлинский В.А. Сто советов учителю
43) Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения Школьная библиотека.№5.2002.
44) Тихомирова И. И. Психология детского чтения от А до Я. М.: Школьная библиотека, 2004.
45) Тихомирова И.И. Как растить сердечного читателя. Журнал Начальная школа №11, 2004, С.10-13.
46) Тумова З.В. Формирование читательских интересов у младших школьников. Наука и современность. 2015. №30
47) Узнадзе Д.Н Общая психология.
48) Ушинский К.Д. Избранные труды. Проблемы педагогики.
49) Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. Я-мама, 2006, №2.
50) Чикишева О.В. Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности. Казанский педагогический журнал. 2015, №3.
51) Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 2012. С. 7375.
52) Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. Начальная школа. 2006, №6, с. 24-46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ