РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1. Роль и функции художественной литературы в жизни ребенка 7
1.2. Формирование типа правильной читательской деятельности младших
школьников.. .как основа формирования интереса к чтению и книге 10
Выводы по 1 главе 16
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ 18
2.1. Анализ учебных программ по литературному чтению в начальной
школе 18
2.2 Методические приемы работы с книгой на уроке литературного чтения 28
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения в начальной
школе 33
Выводы по 2 главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1. Роль и функции художественной литературы в жизни ребенка 7
1.2. Формирование типа правильной читательской деятельности младших
школьников.. .как основа формирования интереса к чтению и книге 10
Выводы по 1 главе 16
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ 18
2.1. Анализ учебных программ по литературному чтению в начальной
школе 18
2.2 Методические приемы работы с книгой на уроке литературного чтения 28
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения в начальной
школе 33
Выводы по 2 главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования данной проблемы заключается в том, что интерес ребенка к чтению и книге является одной из важнейших задач учителя, воспитателя и родителя. Потому что успех детей в школьной жизни зависит от наличия этого качества (читательского интереса).
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной структуры к формированию «знаний, умений, навыков» для развития личных качеств, необходимых для открытого общества, чтобы жить в новых условиях.
Социальные изменения, происходящие в нашей стране, поставили задачу максимизировать активную работу человека перед современной системой образования.
В условиях модернизации начальной школы и системы обучения чтению и литературного образования детей младшего школьного возраста в условиях современной системы образования предусматривается, что помимо учителя - ученик становится субъектом процесса обучения и процесса чтения.
Тенденция исключения детей от книги резко возрастает из-за общественных неустроенностей общества. Исследования в разных странах показывают, что современные дети предпочитают вместо книги, компьютерные игры, интернет и телевидение.
Изменение целей современного образования показывает, что для младших школьников необходимы новые технология обучения. Социальные требования к чтению были особенно остро связаны с общим кризисом в области образования. Чтение является ключевым элементом включения человека в современную цивилизацию. Таким образом, урок чтения должен играть ведущую роль в процессе обучения, сосредоточив внимание на решении таких проблем, как формирование сознательных, глубоких, правильных, выразительных навыков чтения; речь, эмоциональное, нравственное и творческое развитие.
Формирование читательских интересов является важной научнопедагогической проблемой. Его отношения - коммуникационный инструмент коммуникации, интеллектуальный сильный канал, широкий смысл нравственного формирования личности, исключительная и постоянная консультативная роль в жизни человека, которая служит необходимым условием для общественной деятельности каждого младшего школьника.
Результаты исследований показывают, что проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остаётся нерешённой в полной мере как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.
По результатам исследования, проблема формирования интереса к чтению среди младших учеников не была решена ни теоретически, ни методически. Станет ли чтение мощным инструментом для обогащения личного и социального опыта ребенка, а также средством познания и развития, оно зависит от учебных потребностей чтения книг на основе личности и культуры читателей.
Вот почему проблема формирования интереса у младших школьников к чтению и книге в процессе обучения имеет особое значение. Это объясняет важность нашего исследования.
Чтение - очень сложный, индивидуальный процесс. Каждая книга читателя отвечает определенной характеристикой его личности, например, читая книгу, у одного раскрываются чувства, у другого - ум, яркий эмоционально-ориентированный аспект личности. [6]
Особое внимание уделяется изучению отдельных пространств и интересам младших учеников. Советский психолог и философ Д. Н. Узнадзе считает, что научиться читать на ранних этапах навыков чтения детей - это процесс, а не просто знакомство с интересным контентом. [40]. По словам психолога Д.Н. Узнадзе, тенденция механизма чтения и развития механизма чтения основывается на том, что ребенок начинает читать книги для удовольствия, интереса и развлечений [40]. Эта позиция действует и сейчас, но со временем отношение ребенка к чтению книг меняется, интерес снижается.
Целью данного исследования является выявление и развитие факторов о появлении интересов читателей у детей младших школьников на уроках литературного чтения.
В соответствии с выделенной целью ставятся следующие задачи исследования:
1. Рассмотрение и выбор необходимой литературы по соответствующей проблеме.
2. Проанализировать методы формирования интересов у младших учеников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Объектом исследования - является повышение развития интереса у младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Предметом исследования - является развитие интереса у младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: интерес к книге и чтению на уроке литературного чтения необходимо формировать, используя:
- различные методики работы с книгами;
- систему творческих заданий по прочитанным произведениям;
- индивидуальный подход к обучению младших школьников.
Структура дипломной работы. В соответствии с поставленной целью и
задачами дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения.
Первая глава включает в себя «Научные и теоретические основы, которые формируют интересы младших учеников к чтению и книге на уроках литературного чтения», иллюстрируют, как художественное и грамотное чтение может влиять на формирование правильного типа читательской деятельности.
Во второй части рассматриваются методы работы с книгами на уроках литературного чтения. «Методологические основы формирования интересов младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения».
В заключении представлены вопросы, которые отражают общие результаты исследования и определяют практическую ценность работы.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной структуры к формированию «знаний, умений, навыков» для развития личных качеств, необходимых для открытого общества, чтобы жить в новых условиях.
Социальные изменения, происходящие в нашей стране, поставили задачу максимизировать активную работу человека перед современной системой образования.
В условиях модернизации начальной школы и системы обучения чтению и литературного образования детей младшего школьного возраста в условиях современной системы образования предусматривается, что помимо учителя - ученик становится субъектом процесса обучения и процесса чтения.
Тенденция исключения детей от книги резко возрастает из-за общественных неустроенностей общества. Исследования в разных странах показывают, что современные дети предпочитают вместо книги, компьютерные игры, интернет и телевидение.
Изменение целей современного образования показывает, что для младших школьников необходимы новые технология обучения. Социальные требования к чтению были особенно остро связаны с общим кризисом в области образования. Чтение является ключевым элементом включения человека в современную цивилизацию. Таким образом, урок чтения должен играть ведущую роль в процессе обучения, сосредоточив внимание на решении таких проблем, как формирование сознательных, глубоких, правильных, выразительных навыков чтения; речь, эмоциональное, нравственное и творческое развитие.
Формирование читательских интересов является важной научнопедагогической проблемой. Его отношения - коммуникационный инструмент коммуникации, интеллектуальный сильный канал, широкий смысл нравственного формирования личности, исключительная и постоянная консультативная роль в жизни человека, которая служит необходимым условием для общественной деятельности каждого младшего школьника.
Результаты исследований показывают, что проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остаётся нерешённой в полной мере как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.
По результатам исследования, проблема формирования интереса к чтению среди младших учеников не была решена ни теоретически, ни методически. Станет ли чтение мощным инструментом для обогащения личного и социального опыта ребенка, а также средством познания и развития, оно зависит от учебных потребностей чтения книг на основе личности и культуры читателей.
Вот почему проблема формирования интереса у младших школьников к чтению и книге в процессе обучения имеет особое значение. Это объясняет важность нашего исследования.
Чтение - очень сложный, индивидуальный процесс. Каждая книга читателя отвечает определенной характеристикой его личности, например, читая книгу, у одного раскрываются чувства, у другого - ум, яркий эмоционально-ориентированный аспект личности. [6]
Особое внимание уделяется изучению отдельных пространств и интересам младших учеников. Советский психолог и философ Д. Н. Узнадзе считает, что научиться читать на ранних этапах навыков чтения детей - это процесс, а не просто знакомство с интересным контентом. [40]. По словам психолога Д.Н. Узнадзе, тенденция механизма чтения и развития механизма чтения основывается на том, что ребенок начинает читать книги для удовольствия, интереса и развлечений [40]. Эта позиция действует и сейчас, но со временем отношение ребенка к чтению книг меняется, интерес снижается.
Целью данного исследования является выявление и развитие факторов о появлении интересов читателей у детей младших школьников на уроках литературного чтения.
В соответствии с выделенной целью ставятся следующие задачи исследования:
1. Рассмотрение и выбор необходимой литературы по соответствующей проблеме.
2. Проанализировать методы формирования интересов у младших учеников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Объектом исследования - является повышение развития интереса у младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Предметом исследования - является развитие интереса у младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: интерес к книге и чтению на уроке литературного чтения необходимо формировать, используя:
- различные методики работы с книгами;
- систему творческих заданий по прочитанным произведениям;
- индивидуальный подход к обучению младших школьников.
Структура дипломной работы. В соответствии с поставленной целью и
задачами дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения.
Первая глава включает в себя «Научные и теоретические основы, которые формируют интересы младших учеников к чтению и книге на уроках литературного чтения», иллюстрируют, как художественное и грамотное чтение может влиять на формирование правильного типа читательской деятельности.
Во второй части рассматриваются методы работы с книгами на уроках литературного чтения. «Методологические основы формирования интересов младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения».
В заключении представлены вопросы, которые отражают общие результаты исследования и определяют практическую ценность работы.
Важнейшей задачей современной начальной школы является развитие интереса у младших школьников к чтению и книге на уроках литературного чтения.
Для освоения общекультурных навыков чтения и понимания текста, прежде всего, нужно сформировать осмысленный читательский навык.
Для решения данной проблемы нами была поставлена цель - изучить методические приёмы развития интереса у младших школьников к чтению и книге на уроке литературного чтения.
Экспериментальная работа по изучению методических приёмов развития интереса к чтению и книге на уроке литературного чтения в начальной школе была организована в МБОУ "Гимназия №14" Авиастроительного района г.Казани. Эксперимент проходил в 3 «А» и 3 «Б» классах, обучающихся по программе литературного чтения «Перспектива». Результаты констатирующего этапа показали, что к началу эксперимента уровень знаний читательской активности и направленности читательского интереса в контрольном и экспериментальном классах мало отличаются:
I. С низким уровнем читательского интереса:
• в контрольном классе - 18%;
• в экспериментальном - 11%.
II. Со средним уровнем читательского интереса:
• в контрольном классе - 39%;
• в экспериментальном - 25%.
III. С высоким уровнем знаний в изучении главного героя литературного произведения:
• в контрольном классе - 43%;
• в экспериментальном - 64%.
На этапе формирующего эксперимента учащимся 3 «А»
экспериментального класса были предложены для изучения следующие произведения:
1. Урок № 1. Л.Н.Толстой " Как гуси Рим спасли".
2. Урок № 2. Наш театр. И.Крылов "Квартет".
3. Урок № 3. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?
4. Урок № 4. В.Даль "Девочка Снегурочка".
5. Урок № 5. Р.Киплинг "Братья Маугли".
6. Урок № 6. ДЖ.Родари "Волшебный барабан".
7. Урок № 7. Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.
8. Урок № 8. Тим Собакин "Лунная сказка"
9. Урок № 9.Наш театр. С.Михалков "Упрямый козлёнок" Инсценирование.
После специально организованной работы на уроках литературного чтения по развитию интереса к чтению и книге учащимся 3 «А» экспериментального и 3 «Б» контрольного классов были предложены задания, содержание которых раскрывало степень сформированности читательской активности.
При сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась в 3 «А» - на 2 и в 3 «Б» - на 1 человек, со средним уровнем - уменьшилась на 3 и 6 человек соответственно, с высоким уровнем - увеличилась на 5 и 6 человек.
В целом испытуемые изменили свое положение и попали в группу с более высоким уровнем сформированности читательского интереса. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента развитие интереса к чтению достигло определенно высокого уровня.
Таким образом, процесс формирования и развития интереса к чтению у младших школьников протекает более эффективно, если:
а) специально создается система уроков, обеспечивающая разнообразие методических приёмов в изучении литературного героя;
б) учащиеся работают на уроке чтения парами или в творческих группах;
в) на уроке литературного чтения используются творческие задания.
В заключении хочется сказать, несмотря на господство в нашем мире интернета, телевидения, компьютерных технологий, надо сделать все возможное, чтобы ребенок не потерял интереса к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю огромное эстетическое наслаждение. И в этом отношении предмет «Литературное чтение» в начальной школе — союзник учителя и его единомышленник.
Для освоения общекультурных навыков чтения и понимания текста, прежде всего, нужно сформировать осмысленный читательский навык.
Для решения данной проблемы нами была поставлена цель - изучить методические приёмы развития интереса у младших школьников к чтению и книге на уроке литературного чтения.
Экспериментальная работа по изучению методических приёмов развития интереса к чтению и книге на уроке литературного чтения в начальной школе была организована в МБОУ "Гимназия №14" Авиастроительного района г.Казани. Эксперимент проходил в 3 «А» и 3 «Б» классах, обучающихся по программе литературного чтения «Перспектива». Результаты констатирующего этапа показали, что к началу эксперимента уровень знаний читательской активности и направленности читательского интереса в контрольном и экспериментальном классах мало отличаются:
I. С низким уровнем читательского интереса:
• в контрольном классе - 18%;
• в экспериментальном - 11%.
II. Со средним уровнем читательского интереса:
• в контрольном классе - 39%;
• в экспериментальном - 25%.
III. С высоким уровнем знаний в изучении главного героя литературного произведения:
• в контрольном классе - 43%;
• в экспериментальном - 64%.
На этапе формирующего эксперимента учащимся 3 «А»
экспериментального класса были предложены для изучения следующие произведения:
1. Урок № 1. Л.Н.Толстой " Как гуси Рим спасли".
2. Урок № 2. Наш театр. И.Крылов "Квартет".
3. Урок № 3. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?
4. Урок № 4. В.Даль "Девочка Снегурочка".
5. Урок № 5. Р.Киплинг "Братья Маугли".
6. Урок № 6. ДЖ.Родари "Волшебный барабан".
7. Урок № 7. Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.
8. Урок № 8. Тим Собакин "Лунная сказка"
9. Урок № 9.Наш театр. С.Михалков "Упрямый козлёнок" Инсценирование.
После специально организованной работы на уроках литературного чтения по развитию интереса к чтению и книге учащимся 3 «А» экспериментального и 3 «Б» контрольного классов были предложены задания, содержание которых раскрывало степень сформированности читательской активности.
При сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась в 3 «А» - на 2 и в 3 «Б» - на 1 человек, со средним уровнем - уменьшилась на 3 и 6 человек соответственно, с высоким уровнем - увеличилась на 5 и 6 человек.
В целом испытуемые изменили свое положение и попали в группу с более высоким уровнем сформированности читательского интереса. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента развитие интереса к чтению достигло определенно высокого уровня.
Таким образом, процесс формирования и развития интереса к чтению у младших школьников протекает более эффективно, если:
а) специально создается система уроков, обеспечивающая разнообразие методических приёмов в изучении литературного героя;
б) учащиеся работают на уроке чтения парами или в творческих группах;
в) на уроке литературного чтения используются творческие задания.
В заключении хочется сказать, несмотря на господство в нашем мире интернета, телевидения, компьютерных технологий, надо сделать все возможное, чтобы ребенок не потерял интереса к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю огромное эстетическое наслаждение. И в этом отношении предмет «Литературное чтение» в начальной школе — союзник учителя и его единомышленник.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Формирования личностных УУД у младших школьников в процессе изучение фольклора на уроках литературного чтение
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения (Вологодский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения (Детская литература с методикой преподавания с практикумом по выразительному чтению, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018



