ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (АВСТРИЯ, БЕЛЬГИЯ, ФРГ) И ПРАВОВОЙ СТАТУС ИХ СУБЪЕКТОВ (МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
|
Введение 3
Глава I. Общая характеристика федеративных государств 6
1.1 Понятие, признаки и формы федеративных государств 6
1.2 Процесс учреждения федеративных государств в Европе 17
1.3 Проблема международной правосубъектности субъектов
федераций 25
Глава II. Правовое регулирование международной и внешнеэкономической деятельности субъектов федераций: сравнительно-правовой аспект 32
2.1 Статус субъекта федераций 32
2.2 Компетенция субъектов федераций в сфере международной и
внешнеэкономической деятельности 35
2.3 Актуальные вопросы международной правоспособности субъектов
федераций 45
Глава III Международные соглашения субъектов Австрии, Бельгии и
ФРГ 59
Заключение 79
Список используемой литературы 82
Глава I. Общая характеристика федеративных государств 6
1.1 Понятие, признаки и формы федеративных государств 6
1.2 Процесс учреждения федеративных государств в Европе 17
1.3 Проблема международной правосубъектности субъектов
федераций 25
Глава II. Правовое регулирование международной и внешнеэкономической деятельности субъектов федераций: сравнительно-правовой аспект 32
2.1 Статус субъекта федераций 32
2.2 Компетенция субъектов федераций в сфере международной и
внешнеэкономической деятельности 35
2.3 Актуальные вопросы международной правоспособности субъектов
федераций 45
Глава III Международные соглашения субъектов Австрии, Бельгии и
ФРГ 59
Заключение 79
Список используемой литературы 82
Актуальность темы исследования. В правовой науке современности активно исследуются процессы, которые происходят в федеративных государствах. Отметим, что понятие федерализма возникло с необходимостью государственного устройства в такой форме, которая, непосредственно обеспечивая единство и согласованное функционирование государства как целостной организации с политической властью, допускает существование в своих пределах структурных единиц, которые выступают как относительно самостоятельные государственные образования. В связи с этим федеративные государства стали прогрессивной формой решения вопроса территориальнополитической организации общества.
Разделение предметов ведения и полномочий - необходимый элемент в определении федеративной сущности государства с точки зрения разделения власти. Главное составляющее сути федеративного государства - взаимоотношения целостного, и одновременно сложноорганизованного объединения, и его составных частей - его субъектов.
Распределение полномочий между федеральным союзом и его членами не является фрагментацией государственной власти. Смысл распределения компетенции заключается в ее разумном разделении, структурировании и балансе государственной власти.
На современном этапе развития федеративных отношений и в связи с так называемой «глобализацией» субъекты федерации получили реальные права на развитие международных и внешнеэкономических связей. Для того чтобы в полной мере реализовать свои права и выполнить свои обязательства в этой области, необходимо определить международно-правовой статус субъектов федерации, рассмотреть направление дальнейшего развития международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации.
Предметом исследования является тема определения объема и компетенций международной правосубъектности субъектов федераций, как юридического и политического явления. В этой связи рассматриваются конституционное регулирование и практика международной деятельности субъектов некоторых европейских федераций, а именно Австрии, Бельгии и ФРГ.
Цель исследования - используя теоретические основы конституционного, международного права и опыта международной деятельности субъектов федераций, определить правовые границы международной правосубъектности субъектов федерации. Достижение этой цели достигается путем решения следующих задач:
- дать понятие, охарактеризовать признаки и формы федеративного государства;
- проанализировать процесс создания федеративных государств в Европе;
- охарактеризовать международную правосубъектность субъектов федераций;
- описать статус субъекта федерации;
- проанализировать компетенцию субъектов федераций в сфере их международной и внешнеэкономической деятельности;
- изучить актуальные вопросы международной правосубъектности субъектов федерации;
- рассмотреть отдельно международные договоры субъектов Австрии, Бельгии и ФРГ.
При исследовании мы опирались на теоретические положения, содержащиеся в работах правоведов и учёных, таких как: Алексеев H.H., Абдулатипов Р.Г., Абашидзе А.Х., Блищенко И.П., Болтенкова Л.Ф., Дымов Д.Е., Курдюков Г.И., Карташкин В.А., Фельдман Д.И., Пустогаров В.В., Лафитский В.М., Умнова И.А., Лысенко В.И., Игнатенко Г.В., Ковалев А.И., Лейбо Ю.И., Тихомиров А.А., Ященко А., Т. Маунц, Г. Меерх, К. Хессе и др.
Методы исследования. В работе использовались разные методы правового исследования. При рассмотрении предпосылок международной правосубъектности субъектов федерации возникли исторические причины развития международной правосубъектности субъектов федерации (исторический метод). В исследовании также использовался сравнительный анализ конституционного законодательства и конституционно-правовых отношений иностранных федераций и субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовой метод). Мы проанализировали и изучили законодательные акты с целью интерпретации их положений в этой области (технический и правовой анализ).
Проведенный анализ научных работ в области федеративных отношений, деятельности субъектов федерации на международной арене, анализ законодательных актов позволяет сформулировать ряд предложений, направленных на определение сферы действия и пределов международно- правосубъектности федерации.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка используемой литературы.
Разделение предметов ведения и полномочий - необходимый элемент в определении федеративной сущности государства с точки зрения разделения власти. Главное составляющее сути федеративного государства - взаимоотношения целостного, и одновременно сложноорганизованного объединения, и его составных частей - его субъектов.
Распределение полномочий между федеральным союзом и его членами не является фрагментацией государственной власти. Смысл распределения компетенции заключается в ее разумном разделении, структурировании и балансе государственной власти.
На современном этапе развития федеративных отношений и в связи с так называемой «глобализацией» субъекты федерации получили реальные права на развитие международных и внешнеэкономических связей. Для того чтобы в полной мере реализовать свои права и выполнить свои обязательства в этой области, необходимо определить международно-правовой статус субъектов федерации, рассмотреть направление дальнейшего развития международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации.
Предметом исследования является тема определения объема и компетенций международной правосубъектности субъектов федераций, как юридического и политического явления. В этой связи рассматриваются конституционное регулирование и практика международной деятельности субъектов некоторых европейских федераций, а именно Австрии, Бельгии и ФРГ.
Цель исследования - используя теоретические основы конституционного, международного права и опыта международной деятельности субъектов федераций, определить правовые границы международной правосубъектности субъектов федерации. Достижение этой цели достигается путем решения следующих задач:
- дать понятие, охарактеризовать признаки и формы федеративного государства;
- проанализировать процесс создания федеративных государств в Европе;
- охарактеризовать международную правосубъектность субъектов федераций;
- описать статус субъекта федерации;
- проанализировать компетенцию субъектов федераций в сфере их международной и внешнеэкономической деятельности;
- изучить актуальные вопросы международной правосубъектности субъектов федерации;
- рассмотреть отдельно международные договоры субъектов Австрии, Бельгии и ФРГ.
При исследовании мы опирались на теоретические положения, содержащиеся в работах правоведов и учёных, таких как: Алексеев H.H., Абдулатипов Р.Г., Абашидзе А.Х., Блищенко И.П., Болтенкова Л.Ф., Дымов Д.Е., Курдюков Г.И., Карташкин В.А., Фельдман Д.И., Пустогаров В.В., Лафитский В.М., Умнова И.А., Лысенко В.И., Игнатенко Г.В., Ковалев А.И., Лейбо Ю.И., Тихомиров А.А., Ященко А., Т. Маунц, Г. Меерх, К. Хессе и др.
Методы исследования. В работе использовались разные методы правового исследования. При рассмотрении предпосылок международной правосубъектности субъектов федерации возникли исторические причины развития международной правосубъектности субъектов федерации (исторический метод). В исследовании также использовался сравнительный анализ конституционного законодательства и конституционно-правовых отношений иностранных федераций и субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовой метод). Мы проанализировали и изучили законодательные акты с целью интерпретации их положений в этой области (технический и правовой анализ).
Проведенный анализ научных работ в области федеративных отношений, деятельности субъектов федерации на международной арене, анализ законодательных актов позволяет сформулировать ряд предложений, направленных на определение сферы действия и пределов международно- правосубъектности федерации.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка используемой литературы.
Затрагивая теоретические и практические вопросы о федерализме, вопросы разграничения предметов ведения и полномочий в федеративном государстве, проблемы международной правосубъектности субъектов федерации, мы попытались исследовать процессы развития международных отношений федеративных государств и их субъектов.
Были изучены правовые аспекты федеративного устройства государства, история создания некоторых европейских федеративных государств, разграничения предметов ведения, полномочий и компетенций в международной и во внешнеэкономической деятельности центра и субъектов, попытались определить объем и пределы международной правосубъектности субъектов федераций, рассмотрели конкретные международные соглашения субъектов федераций.
В условиях традиционной модели федерализма, относящей многие сферы общественных отношений к предметам совместного ведения, может успешно осуществляться при помощи договорного разграничения государственно-властных полномочий между федерацией и ее субъектами.
Международная правосубъектность - это определение способности совершать самостоятельные международно-правовые действия. Она является социально-политическим и международно-правовым качеством.
Частичная международная правосубъектность субъектов федерации является важной формой развития международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, эффективным средством включения субъектов федерации в область международных отношений, развития экономических, культурных и социальных связей с иностранными государствами, субъектами зарубежных федераций. Исходными препосылками для закрепления международного статуса субъектов федерации являются отсутствие у субъектов федерации государственности и признание за ними качества
производного субъекта международного права и соответственно ограниченной, частичной правосубъектности.
Международная деятельность субъектов федерации - объект регулирования одновременно и внутригосударственного и международного права (частично). Базовой нормой, предусматривающей возможность участия субъектов федераций в международных отношениях, закреплены в конституциях федеративных стран. Однако механизм координации международной деятельности субъектов нуждается в дальнейшей доработке.
Сегодня субъекты федеративных государств активно участвуют в международных связях в различных формах, что обуславливает необходимость организации более четкого взаимодействия государственных органов субъектов федерации с государственными органами федераций, а также разработки специальных норм в этой области, как на уровне субъектов, так и на уровне Федерального Центра.
Из анализа норм международного права можно сделать следующие выводы: международное право нейтрально по отношению к международной деятельности субъектов федерации, прямо не разрешая ее, но и не запрещая. Исходя из последнего, учитывая достаточно большое количество соглашений с участием субъектов федерации, можно говорить о существовании в международном праве обычая, разрешающего международную деятельность субъектов федерации.
Демократичность, открытость и динамичность международного права позволяют сделать вывод о необходимости формирования в рамках международно-правовой науки совокупности норм, определяющих международную правосубъектность субъектов федерации. Этот процесс будет долгим, учитывая, что он должен пройти ряд этапов:
1) двусторонние договоры;
2) формирование международного обычая;
3) формирование универсальных конвенционных стандартов. Однако этот процесс объективно неизбежен и необходим.
И хотелось бы надеяться, что выводы, сделанные в данной работе, смогут в определенной мере способствовать этим усилиям и будут содействовать решению связанных с ее реализацией задач.
Были изучены правовые аспекты федеративного устройства государства, история создания некоторых европейских федеративных государств, разграничения предметов ведения, полномочий и компетенций в международной и во внешнеэкономической деятельности центра и субъектов, попытались определить объем и пределы международной правосубъектности субъектов федераций, рассмотрели конкретные международные соглашения субъектов федераций.
В условиях традиционной модели федерализма, относящей многие сферы общественных отношений к предметам совместного ведения, может успешно осуществляться при помощи договорного разграничения государственно-властных полномочий между федерацией и ее субъектами.
Международная правосубъектность - это определение способности совершать самостоятельные международно-правовые действия. Она является социально-политическим и международно-правовым качеством.
Частичная международная правосубъектность субъектов федерации является важной формой развития международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, эффективным средством включения субъектов федерации в область международных отношений, развития экономических, культурных и социальных связей с иностранными государствами, субъектами зарубежных федераций. Исходными препосылками для закрепления международного статуса субъектов федерации являются отсутствие у субъектов федерации государственности и признание за ними качества
производного субъекта международного права и соответственно ограниченной, частичной правосубъектности.
Международная деятельность субъектов федерации - объект регулирования одновременно и внутригосударственного и международного права (частично). Базовой нормой, предусматривающей возможность участия субъектов федераций в международных отношениях, закреплены в конституциях федеративных стран. Однако механизм координации международной деятельности субъектов нуждается в дальнейшей доработке.
Сегодня субъекты федеративных государств активно участвуют в международных связях в различных формах, что обуславливает необходимость организации более четкого взаимодействия государственных органов субъектов федерации с государственными органами федераций, а также разработки специальных норм в этой области, как на уровне субъектов, так и на уровне Федерального Центра.
Из анализа норм международного права можно сделать следующие выводы: международное право нейтрально по отношению к международной деятельности субъектов федерации, прямо не разрешая ее, но и не запрещая. Исходя из последнего, учитывая достаточно большое количество соглашений с участием субъектов федерации, можно говорить о существовании в международном праве обычая, разрешающего международную деятельность субъектов федерации.
Демократичность, открытость и динамичность международного права позволяют сделать вывод о необходимости формирования в рамках международно-правовой науки совокупности норм, определяющих международную правосубъектность субъектов федерации. Этот процесс будет долгим, учитывая, что он должен пройти ряд этапов:
1) двусторонние договоры;
2) формирование международного обычая;
3) формирование универсальных конвенционных стандартов. Однако этот процесс объективно неизбежен и необходим.
И хотелось бы надеяться, что выводы, сделанные в данной работе, смогут в определенной мере способствовать этим усилиям и будут содействовать решению связанных с ее реализацией задач.
Подобные работы
- Сравнительное конституционно - правовое исследование порядка распределения компетенции в федеративных системах России и Германии
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2022 - ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И РЕГИОНАМИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ-ФЕДЕРАЦИЙ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - «КАТАЛОНСКИЙ СЕПАРАТИЗМ:
ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ В 21 ВЕКЕ»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



