Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

Работа №34674

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
658
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ
ПРАВЛЕНИЯ 8
РАЗДЕЛ 2. ПЕРЕХОД К ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: КЕЙС
ТУРЦИИ 21
РАЗДЕЛ 3. ПЕРЕХОД К ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: КЕЙС
АРМЕНИИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54



Актуальность исследования. Конец XX в. оказался важным для многих стран мира, прежде всего, стран бывшего СССР, государств Центральной и Восточной Европы, стран Востока. Здесь начался процесс реформирования социально-экономической и политической систем, поэтому на первый план выходит вопрос о власти и, прежде всего, о ее организационно-правовых формах (республика - президентская, парламентарная, смешанного типа). Стабильность в странах зависит от многих факторов, в том числе от способа организации государственной власти, от которой в большинстве случаев зависит насколько результативно государство сможет обеспечить интересы граждан и общества в целом. Проблемы форм правления на сегодня остается существенной для обществ переходного типа, например, бывших постсоветских государств.
В современной политической науке сформировалось устойчивое мнение о том, что огромное влияние на политический процесс, в первую очередь, оказывают институциональные образования (сюда можно отнести конституционную формулу, тип избирательной системы и законодательство о политических партиях). Особенно важным это является для тех государств, которые прошли или проходят путь режимных трансформаций, потому что они отличаются довольно частыми сменами политических элит, неустойчивостью партийных систем и другими институциональными колебаниями.
Так, обращаясь к проблемам постсоветских государств, можно отметить, углубляющиеся там процессы эволюции форм правления, так, в двух последних электоральных циклах в ряде из них наблюдается парламентаризация форм правления. В некоторых из них это уже привело к радикальной эволюции от президентской к парламентской системе правления (например, в Армении). Есть и обратный процесс - президенциализация, когда государство уходит от парламентской формы правления в сторону усиления президентской (вероятно, в силу исторических традиций форм правления).
Актуальность данного исследования значима тем, что определение формы государственного правления на протяжении всех периодов истории отвечает на один из самых волнующих вопросов для всего человечества, потому что люди пытались найти наиболее удачную модель политико - социального развития индивида в сложных общественных системах.
Степень научной разработанности темы. Исследование форм правления рассматривались в зарубежной и отечественной литературе. Первыми зарубежными исследователями, которые привнесли свой вклад в изучении форм государственного правления были: А. Лейпхарт , Х. Линц , К. Фиески , Дж. Кэрри, М. Шугарт .
В российской науке исследование проходило первоначально в юридической сфере, а именно в теории государства и права, а затем и в политологии. К ним обычно относят: Н.Злобина ; О.И.Зазнаева ;
А.Р.Арутюняна , В.Иванова , З.Н.Курдюковой , Б.А.Осипяна10.
И по сей день это направление является одним из приоритетных направлений в политологии и рассматривается различными научными деятелями в различных уголках страны и мира такие как: И.Путинцевп; Д.М.Худолей с его работой о гибридных и атипичных формах правления; А.В.Аникушин ; Д.А.Авдеев со своим новым взглядом на формы правления . Каждый из них приоткрывает новую завесу в формах правлениях.
Объект исследования - формы государственного правления.
Предмет исследования - конституционно-правовые, исторические и институциональные аспекты эволюционных процессов, связанных с трансформациями форм правления.
Целью исследования является выявление специфики перехода форм правления (на примере двух стран: Турции и Армении).
Для достижения поставленной цели в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:
- охарактеризовать теоретико-методологические основы анализа форм правления;
- выявить существенные факторы, повлиявшие на эволюцию элементов формы государства;
- раскрыть особенности эволюции формы правления Турции;
- раскрыть особенности эволюции формы правления Армении.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные
(системный), и (исторический, институциональный, сравнительный, нормативный) методы.
Системный метод является полезным для анализа понятийного аппарата, используемого при изучении форм правления, а также выявления природы и сущности полупрезидентской системы, потому что любая форма правления это, прежде всего, система взаимоотношений между высшими органами государственной власти.
Исторический метод был необходим при изучении эволюции форм правления в постсоветских и зарубежных стран.
Базой данного исследования также явился синтез институционального подхода и сравнительного метода. Очевидно, что именно сравнительное изучение форм правления в духе институционализма дает возможность получить адекватные современному уровню развития науки представления о современных формах правления.
Сравнительный метод применяется для изучения конституционноправовых норм и опыта функционирования форм правления зарубежных и постсоветских государств, что дает возможность проанализировать объект исследования, оценивая практику функционирования постсоветской и зарубежных форм правления, чтобы понять содержание процессов в рамках институциональной структуры государств.
Институциональный подход направлен на установление связей между формально-правовой и политической сторонами разнообразных форм правления, оказывающих значительное воздействие на экономические, политические и иные социальные процессы, определяющих поведение различных акторов.
Применение нормативного метода обусловлено необходимостью анализа конституций и других нормативно-правовых актов.
Структура исследования: подчинена поставленным целям и задачам исследования, специфике научных положений о форме государственного правления. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Форма правления выступает важнейшим институтом, определяющим систему государственного правления. Обусловленный многообразными факторами, выбор тем или иным государством формы правления определяет, в конечном счете, не только характер внутренних государственных отношений, но и путь общественного развития государства. При заимствовании признаков различных форм правления возможно существование разнообразных моделей государственного управления. Желание преодоления недостатков классических видов форм правления путем сочетания их признаков приводит к появлению смешанных или гибридных форм правления. Благодаря выделению в данном исследовании разных видов форм правления и их признаков, можно не только в теории, но и на практике проанализировать, как функционирует и к каким последствиям ведет та или иная их разновидность, объяснить, какие черты этих типов могут вызвать серьезные институциональные конфликты, угрожая устойчивости режимов или препятствуя становлению реальной демократии.
Итоги прошедшего в 2016 году референдума и постепенное превращение Турции из парламентской республики в президентскую являются важными событиями в политической жизни страны, но вряд ли приведут к коренному повороту во внутренней и внешней политике государства. Основным направлением эволюции турецкой политической системы стала трансформация церемониального президента в главу исполнительной власти, которая получила завершение с принятием конституционных поправок 2017 г., означавшим, по словам Эрдогана, «коренное изменение системы управления».
Президент Р.Эрдоган довольно умело лавирует между разобщенными оппозиционными силами страны и умело разыгрывает сохраняющиеся между ними противоречия. Добившись всей полноты власти, и, ослабив наиболее мощный оплот внутренней фронды в лице армии, Р. Эрдоган жестко контролирует ситуацию в стране и консолидирует вокруг себя большую часть турецкого общества.
В случае с постсоветскими государствами крайне важен внимательный анализ формальных изменений полномочий органов власти, поскольку на практике ослабление полномочий президента далеко не всегда имеет целью поощрение конк После получения независимости от Советского Союза, Армения получает статус полупрезидентской, когда начинает усиливаться реальная власть президента, существующая параллельно с парламентом. Именно Президент Армении, согласно Конституции является де-факто главой исполнительной власти. Президент имел все разнообразные правовые рычаги для контроля за парламентом и его выборами. Поэтому Президент постоянно находился в ситуации фактического главы парламентского большинства.
В 2000-х годах был запущен «обратный процесс» возвращения к парламентской форме правления, с ограничением прав Президента Армении, что было инициировано конституционной реформой 2005 года, а потом закреплено в 2015 году.
После утверждения конституционных перемен Армения превращается в типичную парламентскую республику, однако, в условиях наличия доминирующей партии (Республиканской партии Армении) продолжалось сохранение власти прежней правящей элиты. В результате революционных событий 2017-2018 гг. президент Армении утратил наиболее значимые полномочия, хотя и сохранил при этом статус главы государства. Президент лишился возможности влиять на назначение премьер-министра и правительства, а также законодательной инициативы. Порядок избрания президента: в Армении он избирается парламентом. Полномочия президента ограничены одним сроком. В Армении президент лишен права вето. Функционально президент в Армении очень «слаб».
Закрепление парламентской формы правления во многом было вызвано событиями «бархатной революции» 2018 г. Переход к парламентской форме привел к падению правящей партии Армении - Республиканской партии Армении и ее лидера. С одной стороны, после выборов 2017 г. Республиканская партия Армении получила неустойчивое большинство в парламенте и не могла единолично контролировать законодательный процесс и исполнительную власть. С другой стороны, правящая элита недооценила потенциал массовой мобилизации сторонников оппозиции и ее возможность объединиться. Многие политические силы в Армении поддержали переход к парламентской республике только ради того, чтобы не видеть Саргсяна на политической арене.
Альянс «Мой шаг» лидера протестного движения и и.о. премьера Никола Пашиняна выиграл внеочередные парламентские выборы, которые прошли 9 декабря 2019 г. Президент Армении сегодня не имеет реальной политической власти, которой обладает премьер-министр. Соответственно, можно говорить о том, что к переходу к парламентской форме правления сподвиг «застой» и несменяемость правящей партии и ее лидера, необходимость политической и социальной динамики в обществе.


1. Авдеев, Д.А. Классификация форм правления: новый взгляд или поиск критериев // Вестник Тюменского государственного университета. Социальноэкономические и правовые исследования. 2013. № 9. С.114-121.
2. Авдеев, Д.А. Особенности российской модели формы правления // Государство и право. 2010. № 12. С. 14-21.
3. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.С. Автономов М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 552 с.
4. Аникушин, А.В. Форма правления: особенности понимания и
определения // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 2 (26). С.11-16.
5. Арутюнян, А.Р. Президент и Правительство в системе исполнительной
власти в некоторых стран СНГ // Инновационная Россия: задачи и правовые основы развития: X юбилейная Международная научно-практическая
конференция: Россия, Москва, 26-27 мая 2010 г.: статьи и доклады / М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т права и гуманитарного образования; [редкол.: Н.В.Тихомирова (гл. ред.) и др.]. М.: МЭСИ, 2010. 658 с.: ил.
6. Арутюнян, А.Р., Чепурнова, Н.М. Некоторые аспекты статуса Правительства в Российской Федерации и Республике Армения // Закон и Право. 2013. № 2. С.29-32.
7. Арутюнян, А.Ш. Конституционно-правовой статус Президента Республики Армения: дис. д-ра юрид. наук: 12.00.02 / А.Ш.Арутюнян. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1997. 372 с.
8. Багдасарян, А.В. Конституции стран - членов СНГ. Том 1. Сборник документов [В 2 т.]: Армения. Кыргызстан. Грузия. Казахстан. Россия.
Туркменистан. Узбекистан. Украина. Беларусь / А.В.Багдасарян // Ереван: Изд. «Мхитар Гош», 1997. С. 76-77.
9. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В.Баглай. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.
10. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов /
А.Б. Венгеров М.: Норма, 2007. 595 с.
11. Декларация Армянской ССР от 23 августа 1990 года «О независимости Республики Армения» // Ведомости Верховного Совета Армянской ССР. 1990. № 16. Ст. 256.
12. Зазнаев, О.И. Преимущества и недостатки президентской, парламентской и полу президентской систем // Социально-гуманитарные знания. 2006. №5. С. 133-144.
13. Зазнаев, О.И. Смешанные формы правления, или как масло соединяется с водой // Полис. Политические исследования. 2005. № 4. С. 158171.
14. Зазнаев, О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. Политические исследования. 2006. №1. С.92-103.
15. Закон Республики Армения «О Верховном Совете Республики Армения» от 19 ноября 1991 года. № С-0437-I.
16. Закон Республики Армения «О референдуме Республики Армения» от 2 апреля 1991 года. -ЫоС-0279-1.
17. Злобин, Н. Брокер или президент // Российская газета. 2011. 9 февраля.
С. 3.
18. Исазаде, А.Р. Государственный строй и правовая система Турции / А.Р.Исазаде. Баку: «Азербайджан», 2005. С.128-131.
19. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права и государства: учебное пособие / Д.А.Керимов. 2-е изд. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005. 560 с.
20. Кистяковский, Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912 / Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е изд. М.: Проспект, 2012. С. 190-254.
21. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х т. Т. 1-2. Часть общая. Учебник / Отв. ред. Б.А.Страшун. М.: БЕК, 2000. 784 с.
22. Конституционное право зарубежных стран: Вопросы и ответы / К.Ю.Барабашина, Ю.И.Ворникова, Ю.А.Крылова и др. СПб: СПбУУиЭ, 2012. 160 с.
23. Конституционный Закон Республики Армения от 25 сентября 1991 года «Об основах независимой государственности» // Ведомости Верховного Совета Республики Армения. 1991. № 18. Ст. 402.
24. Конституция АССР 1978 года. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. М.: Известия, 1985. С. 3667.
25. Конституция Республики Армения. Конституции государств - участников СНГ. М.: Издательская группа НОРМА,ИНФРА-М, 1999. С. 65-112.
26. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898 / Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Уч ебник. Схемы. Хрестоматия. 2-е изд. М.: Проспект, 2012. С. 255-492.
27. Курдюкова, З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 4. С.59-62.
28. Лейпхарт, А. Президентство и мажоритарная демократия: теоретические наблюдения / Х.Линц, А.Валенцуэла. Кризис президентской демократии. Балтимор: изд-во Университета Джона Хопкинса, 1994. С. 93-110.
29. Линц, Хуан Дж. Опасности президентства // Пределы власти. 1994. № 2/3. С. 3-24.
30. Линц, Хуан Дж. Президентская или парламентская демократия: имеет ли это значение? / Х.Линц, А.Валенцуэла. Кризис пр езидентской демократии. Балтимор: Изд-во Университеета Джона Хопкинсса, 1994. С. 8-16.
31. Марков, Р.С. Г осударственный строй Турции в конце XX - начале XXI
в. // Проблемы гуманитарных наук: материалы межрегиональной научной конференции преподавателей, аспирантов, студентов и школьников, 14-15 апреля 2016 года: к 85-летию начала профессионального педагогического образования в г. Липецке / Мин-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Липецкий госуд. пед. ун-т им.П.П.Семенова-Тян-Шанского», Ин-т истории, права и общ. наук; [отв. ред.: Е.А.Найденова, И.А.Шевченко]. Липецк: ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского», 2016. С.80-84.
32. Михайлов, В.И. Реформы К. Ататюрка и современная политическая ситуация в Турции // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013. № 3. С. 30-32.
33. Мищенко, О.П. Политико-правовая система Турции в период 19181945 годов: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / О.П.Мищенко; Ин-т международных отношений Киевского нац. унив.-та им.Тараса Шевченко. Киев, 2002. 23 с.
34. Неерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учеб. для юрид. вузов и факультетов / В.С.Неерсесянц. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. 813 с.
35. Осипян, Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. 2009. № 1. С. 25-34.
36. Петросян, Ш.Н. История конституционного развития советской государственности в Армении (1917-1937 гг.): (Ист.-правовое исследование): Автореф. дис. д-ра. юрид. наук: 710 / Ш.Н.Петросян; АН СССР. Ин-т государства и права. М., 1972. 37 с.
37. Путинцев, И.С. Варианты распределения полномочий в странах Центрально-Восточной Европы // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 2. С.81-95.
38. Пшеворский, А. Демократия и рынок: политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. Кембридж: Изд-во Кембриджского университета, 1991. 228 с.
39. Степан, А., Скач, С. Конституционные основы и демократическая консолидация // Мировая политика. 1993. № 46. С.4.
40. Степанян, В.В. Национальное собрание в модели парламентского правления Республики Армения // Северо-Кавказский юридический вестник.
2017. № 2. С.108-111.
41. Сухарев, А.Я. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Ф.М.Решетников, У.Э.Батлер, В.В.Бойцова и др.; Отв. ред.
A. Я.Сухарев. 2-е изд. изм. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2001. 232 с.
42. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.К.Бабаева. М.: Юристъ, 2003. 592 с.
43. Фиески, К. Четвертая Французская республика и популизм:
неоинституциональный анализ Национального фронта: докторская
диссертация, представленная на факультет аспирантуры и исследований. Университет Макгилла. Монреаль. 2000. 260 с.
44. Харитонова, О.Г. Кризисная эволюция Турецкой политической системы // Полития. 2018. № 3 (90). С. 181-205.
45. Худолей, Д.М. Понятие избирательного процесса // Вестник Пермского университета. 2015. Вып. 2. С.18-28.
46. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник /
B. Е.Чиркин / Институт государства и права РАН. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 608 с.
47. Чиркин, В.Е. Конституция: российская модель / В.Е.Чиркин. М.: Юристъ, 2004. 158 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ