Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДОО

Работа №34644

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
639
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.2. Дидактические игры в процессе математического развития детей младшего
дошкольного возраста 13
1.3. Особенности математического развития дошкольников 18
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 27
2.1. Выявление уровня сформированности логико-математических представлений
у младших дошкольников 27
2.2. Проведение комплекса дидактических игр, направленных на формирование логико-математических представлений у дошкольников .... 34
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 


Современными ориентирами к содержанию дошкольному образованию очерчен ряд требований, предъявляемых и к познавательному развитию детей, в частности, к которому относится и математическое развитие.
Математическое развитие подразумевает под собой качественные изменения в познавательной области у ребенка, происходящие благодаря формированию элементарных математических представлений и формированию логических операций. Математическое развитие можно считать значимым компонентом при формировании у ребенка «картины мира» [6].
«Развитие математических способностей» - это достаточно сложное, комплексное и многоаспектное понятие, которое включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о:
-пространстве,
-форме,
-величине,
-времени,
-количестве,
-свойствах и отношениях, необходимых для формирования «житейских» понятий и «научных» [4].
Под формированием элементарных математических представлений можно понимать исключительно значимую часть в интеллектуальном и личностном развитии дошкольников. По ФГОС детский сад играет роль первой образовательной ступени, и именно детский сад осуществляет важнейшую функцию по подготовке детей к школе [19].
По ФГОС дошкольного образования в содержании образовательной работы должно быть включено развитие первичных представлений об отношениях и свойствах объектов окружающего мира (сюда относится форм, цвет, размер, количество, число, части и целое, пространство и время и др.) [29].
Методика формирования математических представлений у дошкольников проходила длинный путь своего развития. В 17-18 веках вопросами содержания, методами обучения в области арифметики и формированием представлений о свойствах предметов, о времени и пространстве занимались Я.А. Коменский [17], И.Г. Песталоцци [17], К.Д. Ушинский [45], Л.Н. Толстой [17] и другие. Эти авторы и другие представляли собой передовую педагогическую систему воспитания.
К современникам, изучающим методику математического развития можно отнести следующих ученых: А.В. Белошистую [6], З.А. Михайлову [31], Е.И. Щербакову [50], А.С. Метлину [28] и других.
У дошкольников можно наблюдать спонтанный, внезапный интерес к какой- либо математической категории (к количеству, к форме, ко времени, к пространству), который может помочь детям лучше и легче ориентироваться в каких-то вещах и ситуациях, может помочь в упорядочивании и связывании их между собой, может поспособствовать формированию понятий.
Многими специалистами (В.Н. Аванесовой [22], О.М. Дьяченко [22], З.А. Михайловой [31], А.А. Смоленцовой [37], А.А. Столяром [22] и другими) после анализирования состояния обучения детей был сделан следующий вывод: необходимо реализовать в различных дидактических играх такие задачи:
-формирование новых знаний,
-формирование новых представлений,
-формирование способов познавательной деятельности.
То есть необходимо использовать в работе с детьми не только обучающие, но и развивающие функции игр, обучение и развитие через игру.
Обучая детей, важно использование игровых методов. Концепция обучения детей-дошкольников подразумевает под игрой - основной метод в обучении. Именно игра как вид деятельности наиболее ярко, доступно и интенсивно находит свое проявление в жизни дошкольников, формируя и развивая их [44].
Чтобы сформировать у детей логико-математические представления, чтобы все это проходило в непринужденной и легкой обстановке, можно использовать разнообразные дидактические игры. Играя, дети неосознанно приобретают новые знания, умения и навыки. Игры, которые способствуют развитию внимания и восприятия, развитию памяти и мышления, развитию творческих способностей, формируют и умственное развитие в целом.
Тема нашей работы «Формирование логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр » является актуальной, так как, проявляя спонтанный, внезапный интерес к какой-либо математической категории, у детей формируются определенные понятия, определенная математическая «база» знаний, умений и навыков. Педагогами дошкольных учреждений данный интерес учитывается, и делаются попытки к расширению знаний дошкольников в этой области.
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать формирование логико-математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) выявить исходный уровень сформированности логико-математических представлений у младших дошкольников;
3) разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на формирование логико-математических представлений у младших дошкольников;
4) проверить опытно-экспериментальным путем уровень сформированности логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования логико-математических представлений у детей.
Предмет исследования: комплекс дидактических игр для формирования логикоматематических представлений.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр способствует повышению уровня сформированности логико-математических представлений у детей.
Методы исследования:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
3) количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической основой нашего исследования явились труды знаменитых
ученых, таких как Н.Б. Аникеевой «Воспитание игрой» [2], Ф.Н. Блехера «Счет и число в детском саду» [7], Л.А. Венгера «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» [11], Л.С. Выготского «Педагогическая психология» [14], Р.И. Жуковской «Игра и ее педагогическое значение» [23] и другие.
Практическая ценность исследования: нами разработан комплекс дидактических игр, направленный на формирование логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Данный комплекс может быть использован в работе педагогов ДОУ и родителями.
База исследования: МБДОУ «Красногорский детский сад «Радуга» города Мамадыш РТ». Общая выборка составила 30 детей - 15 детей в экспериментальной группе и 15 в контрольной.
Структура выпускной квалификационной работы : наша работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Математическое развитие малышей и является актуальной проблемой в дошкольном образовании. Чтобы сформировать математические представления у детей, необходимо осуществлять работу по их формированию в различных видах деятельности, связанных с познанием и ознакомлением с окружающими предметами.
В процессе обучения ребенок должен не только приобретать и закреплять математические представления, но и развивать различные мыслительные операции, мелкую моторику рук [29].
Для формирования математических представлений у детей педагогом используются различные методы обучения и умственного воспитания, среди которых дидактической игре отведено особое место.
Дидактическая игра является игровой формой обучения, но при этом достаточно сложным явлением. Используя в работе с детьми эти игры, воспитатель имеет возможность и обучить чему-то детей (воспитатель в роли учителя), и поиграть с ними (воспитатель в роли участника игры), а дети, играя, учатся.
Для реализации нашей цели: теоретически изучить и практически обосновать формирование логико-математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры, мы организовали эмпирическое исследование с воспитанниками младшего дошкольного возраста, контрольной и экспериментальной группами, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Для констатирующего эксперимента была использована методика «Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей младшей группы», составленную по программе «От рождения до школы» (приложение 1). Её цель соответственно - выявить уровень элементарных математических представлений [35]. По результатам данного этапа у нас получилось, что у детей младшего дошкольного возраста в обеих группах, экспериментальной и контрольной, преобладает средний уровень сформированности логико математических представлений - 11 детей (74%) в экспериментальной группе и 9 детей (60%) в контрольной.
После выявления уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста нами был проведён формирующий этап с экспериментальной группой, который включал в себя комплекс дидактических игр, способствующих повышению уровня сформированности логико-математических представлений (приложение 4) [26; 30; 34; 37].
На контрольном этапе эксперимента нами была повторно проведена методика «Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений» с экспериментальной и контрольной группами детей младшего дошкольного возраста. Цель данного этапа заключается в оценке эффективности работы, проведённой на формирующем этапе.
После проведения формирующего этапа заметно улучшение при выполнении заданий методики. Количество детей с высоким уровнем увеличилось с 2-х до 5-ти, количество детей с низким уровнем с 2-х до 0.
По итогам проведения формирующего этапа с контрольной группой результаты детей существенно не изменились. Если количество детей с высоким уровнем на первом этапе составляло 3 ребенка, то на третьем этапе их стало 2 ребенка, количество детей с низким уровнем уменьшилось с 3-х до 2-х.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у дошкольников логико-математических представлений, рассмотрев понятие и сущность дидактических игр, особенности математического развития дошкольников, составленный нами комплекс дидактических игр по данной проблематике подтвердил эффективность выдвинутой гипотезы. Использование дидактических игр способствует повышению уровня сформированности логикоматематических представлений у детей.



1. Амонашвили, Ш. А. В школу - с шести лет [Текст] / Ш.А. Амоношвили. - М.: 2002. - 176с.
2. Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой: Книга для учителя [Текст] / Н.Б. Аникеева. - М.: 1987. - 144с.
3. Бантикова, С.Н. Геометрические игры [Текст] / С.Н. Бантикова // Дошкольное воспитание. - 2016 - №1 - С.60-66.
4. Белкина, В.Н. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов [Текст] / В.Н.
Белкина, Н.А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №4 - С.17- 21.
5. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах [Текст] / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2012. - №8. - С.30-39.
6. Белошистая, А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Московский психологосоциальный институ, 2014. - 352с.
7. Блехер, Ф.Н. Счёт и число в детском саду. Методическое письмо [Текст] / Ф.Н. Блехер. - М., 1945.
8. Богуславская, З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры [Текст] / З.М. Богуславская. - М., 1955. - 206с.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
10. Бортникова, Е.Ф. Геометрия для детей: учебное пособие [Текст] / Е.Ф. Бортникова. - М.: Аванта+, 2018. - 32с.
11. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] Л.А. Венгер / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.
12. Венгер, Л.А. Развитие мышления дошкольника [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. - 1974. - № 7 - 26с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1982. - 395с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1991.
15. Гаврина, С.Е. Учусь считать: учебное пособие [Текст] / С.Е. Гаврина. - М.: Аванта+, 2018. - 36с.
16. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребёнка [Текст] / П.Я. Гальперин. - М., 1985.
17. Делман, И.Я. История арифметики: учебное пособие [Текст] / И.Я. Делман.
- М.: Эксмо, 2008. - 167с.
18. Дулатова, А. Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. Дулатова, Л.Т. Искакова // Перспективные направления развития экономики региона в современных условиях. - 2012. - с.94.
19. Еременко, Е.Н. Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования [Текст] / Е.Н. Еременко // Студенческий научный форум. - 2014.
20. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 1992.
21. Жуйкова, Т.П. Игры с математическим содержанием как средства развития
логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.П. Жуйкова // Материалы международной заочной научной конференции
«Педагогическое мастерство». - М.: Буки-веди, 2012. - С.115-117.
22. Жукова, О.С. Цвет. Форма. Размер: учебное пособие [Текст] / О.С. Жукова.
- М.: Феникс, 2016. - 48с.
23. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 1975. - 111с.
24. Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. - М., 1953. - 132с.
25. Колесникова, Е.В. Геометрические фигуры: учебное пособие [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: Творческий центр, 2017. - 64с.
26. Колесникова, Е.В. Я считаю до двадцати: учебное пособие [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: Творческий центр, 2017. - 65с.
27. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 366с.
28. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
29. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования [Текст] / А.С. Микерина // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - №12.
30. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 94с.
31. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 384с.
32. Непомнящая, Р.Л. Воспитание и обучение малышей [Текст] / Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова. - М.: Юнипресс, 2015. - 217с.
33. Носова, Е.А. Формирования умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Е.А. Носова. - Л.: 1990. - 37с.
34. Петрова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике [Текст] / М.Н. Петрова. - М., 2016.
35. Помораева, И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений [Текст] / И.А. Пономарева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 143с.
36. Проскура, Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника [Текст] / под ред. Л.А. Венгер. - Киев, 1985. - 39с.
37. Смоленцева, А.А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1987. - 97с.
38. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / А.А. Столяр, Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1988. - 303с.
39. Тарунтаева, Т.В. Развитие математических навыков у дошкольников в процессе дидактической игры [Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М., 2014. - с.72.
40. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 1980. - 37с.
41. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - СПб., 2004.
42. Трифонова, Н.К. Веселые задачки: учебное пособие [Текст] / Н.К. Трифонова. - М.: Цитадель, 2008. - 21с.
43. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 207с.
44. Усова, А.П. Роль игры в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1970.
45. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. - М., 1954. - 651с.
46. Фалькович, Т.А. Формирование математических представлений [Текст] / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2016. - 207с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 2013.
48. Чилинрова, Л.А. Играя, учимся математике [Текст] / Л.А. Чилинарова, Б.В. Спиридонова. - М., 2015.
49. Щедровицкий, Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры [Текст] / под ред. А.В. Запорожца // Психология и педагогика игры дошкольников. - М., 2013.
50. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова. - М.: Академия, 2000. - 272с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ