Введение 3
1. Этап зарождения основ для исламской экономической мысли 9
1.1. Экономические основы в Коране 9
1.2. Экономические основы в Сунне 20
1.3. Возникновение различных школ в практической интерпретации
Корана и Сунны 33
2. Этап развития экономической мысли в практических трудах ученых 39
2.1. Экономические взгляды в трудах исламских ученых VIII - IX веков 39
2.2. Экономические взгляды в трудах ученых X-XII веков 50
2.3. Труды по исламской экономике ученых XIII-XV веков 54
3. Экономические законы, сформулированные Ибн Халдуном 64
3.1. Методология Ибн Халдуна в его труде «Мукаддима» 64
3.2. Вопросы микроэкономики в трудах Ибн Халдуна 65
3.3. Национальный доход и экономический рост 85
Заключение 92
Список использованных источников 95
Данное исследование посвящено изучению исламской экономической мысли, ее основ в трудах исламских ученых средневековья - начиная с VII века и по XIV век, а также изучению тенденций ее развития.
Актуальность исследования. Исламские финансы, получившие распространение с конца прошлого столетия, развиваются высокими темпами, и все больше международных финансовых организаций интересуется данной тематикой. Многие страны Европы объявляют свои столицы центрами исламских финансов для привлечения капитала из стран исламского мира, а также от местного населения, исповедующего ислам. Тема исламских финансов не обходит стороной и Российскую Федерацию: на протяжении нескольких лет в Москве и Казани проводятся конференции на тему исламской экономики и финансов, разработаны дорожная карта по развитию исламских финансов. Наряду с этим значительно активизировалась прослойка бизнес сообщества, практикующая ислам в своей жизни. Все это подстегнуло среди российского научного сообщества обсуждение вопроса, существует ли такое понятие, как исламская экономика, и каковы ее характерные черты. Проходит такая дискуссия и в рамках мусульманского сообществ России. Часть мусульманской общины придерживается взглядов, что в Коране достаточно основ для ответов на все экономические вопросы, и, следовательно, изучения аятов Корана достаточно, то есть нет необходимости изучения общепринятой экономической науки, разработанной западными экономистами. С другой стороны, есть и те, кто придерживается взглядов, что экономика не является предметом изучения религии, следовательно, необходимо брать за основу и ограничиваться достижениями западных экономистов. Это мнение подтверждается полным отсутствием в современных учебниках по экономической теории упоминания о вкладе исламских ученых в экономическую науку, что создает ложное представление об отсутствии исламской экономической мысли как таковой. Таким образом, возникла ситуация, при которой появилась необходимость
приоткрыть занавес исламского экономического наследия. Как было точно сказано: «Вопреки распространенному мнению, история науки - нечто большее, чем кунсткамера, хранящая память о заблуждениях былых времен. Это способ лучше, то есть полнее и глубже, овладеть тем, что накоплено в арсенале современной науки» 1 . В этой связи поставленная тема является весьма актуальной.
Степень разработанности темы. Вопросы исламской экономической мысли средних веков практически не освещаются в трудах исследователей на русском языке, несмотря на то, что количество работ, посвященных основам исламской экономики и финансов значительно выросло за последние 10 лет - это работы А.Ю. Журавлева на тему особенностей операций исламского банкинга, Г. Нуруллиной на тему исламской этики бизнеса, М.Э. Калимуллиной на тему институциональных особенностей функционирования исламского бизнеса и современных аспектов развития исламских финансовых институтов, работа С. Искакова, посвященная особенностям ценных бумаг сукук и целый ряд других исследований. В то же время внимание российских исследователей преимущественно обращено к вопросам исламской экономической модели, как она реализуется в наши дни, с кратким обзором базовых принципов исламских финансов и детальным анализом развития исламских финансовых институтов в различных странах мира и описанием барьеров, препятствующих развитию исламским банков.
Наибольшее внимание исламской экономической мысли средних веков в своих исследованиях уделяет Р.И. Беккин. В частности, он приводит в своих работах ключевые труды исламских ученых, разбиравших вопросы экономических отношений. Так, в своей статье «Теоретические истоки исламской экономической доктрины в Средние века» Р.И. Беккин анализирует труды таких ярких мусульманских ученых, как Абу Юсуф, аль-Газали, Ибн
л
Таймийя, Ибн Кайим, Ибн Халдун . Но в то же время анализ их трудов сделан на основе трудов российских и зарубежных исследователей, таких как Бациева
С.М., Игнатенко А.А., Ислахи А., Чапра М. и других без исследования оригинальных трудов упомянутых исламских ученых средних веков. Такой подход ограничивает исследователя изучением лишь вопросов, проработанных иными современными исследователями, и, следовательно, существует риск повторить возможные ошибки тех, на чьей труд опирается исследователь. В качестве примера, можно привести суждение Беккина Р.И. в отношении взгляда Ибн Хальдуна на торговлю. Бекккин Р.И. пишет: «(Ибн Халдун) высказывается достаточно критично в отношении торговли как средства получения человеком средств к существованию. По его мнению, торговля, хотя и является естественным видом обретения средств к существованию, но ее методы и способы большей частью - уловки с целью получить разницу между стоимостями купленного и проданного» . В этом суждении Беккин Р.И. придерживается мнения Игнатенко А.А., озвученного в его труде о Ибн Халдуне. Но данное суждение ошибочно, по нескольким причинам. Во-первых, использованное Ибн Халдуном слово «тахайюл» переведенное Игнатенко как «уловка», не всегда несет в арабском языке именно такой негативный оттенок. Во-вторых, в продолжении рассуждения о торговле Ибн Халдун указал на то, что торговля дозволена шариатом, и, будучи последователем ислама, ученым и знатоком Корана и Сунны, признающих торговлю законным видом заработка, Ибн Халдун не мог высказываться в отношении нее в негативном контексте.
В остальных работах Р.И. Беккин не останавливается детально на анализе данных трудов: ключевое внимание автора уделяется особенностям
функционирования исламской экономической модели в различных странах, начиная с середины 20 века. В то же время, Р.И. Беккин в ряде своих работ
2 Беккин Р. И. Теоретические истоки исламской экономической доктрины в Средние века // Pax Islamica, 2008. № 1. С. 99-123.
3 Беккин Р. И. Теоретические истоки исламской экономической доктрины в Средние века/ Беккин Р.
И.,- Pax Islamica,- 2008.
исследует труды таких ученых 2 половины 19 века, как Джамал ал-Дин аль- Афгани .
Стоит отдельно отметить исследования Бациевой С.М. и Игнатенко А.А. Они изучили труды одного из ярких ученых средневековья Ибн Халдуна. Но несмотря на то, что в их трудах имеются упоминания некоторых экономических вопросов поднятых Ибн Халдуном, но данные труды все же носят в большей степени социологический и философский характер.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые в русскоязычной литературе проведен анализ экономических вопросов, затрагиваемых в трудах исламских ученых средних веков. В работе исследуются вопросы микро и макроэкономики, роли государства в экономике, факторов производства и другие актуальные аспекты экономики сквозь призму видения таких ученых, как Абу Юсуфа, аш-Шайбани, аль-Кинани, аль-Г азали, ад-Димашки и Ибн Халдуна.
Автор обоснованно опровергает мнения ряда современных исследователей трудов Ибн Халдуна о том, что ученый рассматривал торговлю как различного рода уловки. В качестве доказательства автор приводит возможную причину такого неверного вывода - проблема заключается в арабском корне слова, который может иметь различные оттенки значений.
Более того, автором проведено сопоставление закономерностей, выявленных данными учеными, с открытиями, сделанными западными экономистами в более поздние века. Это позволяет автору делать вывод о том, что исламская экономическая мысль не только существовала еще с момента становления ислама, но и во многом открытия мусульманских ученых на века опередили результаты трудов европейских экономистов.
В исследовании проведен анализ первоисточников исламского права - Корана и Сунны - на предмет экономических постулатов и выделены экономические принципы, закрепленные в первоисточниках.
Целью исследования является анализ исторического развития исламской экономической мысли в трудах мусульманских ученых с момента зарождения ислама и до XIV века.
В диссертации поставлены следующие исследовательские задачи:
- изучить и проанализировать первоисточники ислама - Коран и Сунну на предмет того, содержатся ли в них основы экономики, как науки, так и практической хозяйственной деятельности;
- изучить и проанализировать труды средневековых исламских ученых на предмет наличия исследований экономического характера;
- выявить и систематизировать экономические проблемы поднятые в этих трудах;
- сопоставить достижения исламской экономической мысли с экономическими законами, открытыми западными учеными;
- проанализировать тенденции в развитии концепции.
Объектом исследования являются труды ряда известных суннитских мусульманских ученых средневековья, содержащие в себе экономические вопросы.
Предметом исследования является основные экономические постулаты и закономерности, выявленные мусульманскими ученых средневековья и принципы ведения экономической хозяйственной деятельности на микро и макроэкономических уровнях.
Методологической основой исследования в данной магистерской работе послужили как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне изучения вопроса такие методы, как анализ, сравнение, синтез, индукция и дедукция.
Магистерская диссертация состоит из следующих составляющих: введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Структура исследования будет заключаться в следующем: во-первых, будут даны теоретические основы исламской экономики, приведены тексты и выдержки из них. Во-вторых, будет раскрыто то как были использованы данные основы на разных этапах развития исламской экономической мысли в рамках установленных в работе временных границ. И в-третьих, будут вынесены законы и теории полученные в результате анализа экономических явлений через призму исламских экономических норм.
Коран и Сунна изобилуют аятами и хасидами, содержащими положения, связанные с нормами ведения торговли и распоряжения финансовыми ресурсами, как на уровне государства, так и на уровне индивидуумов и общества.
В частности, в Коране содержатся нормы, регламентирующие вопросы ответственности человека за имеющиеся ресурсы (наместничество), нормы в отношении благ, распоряжении ими. Также Кораном устанавливаются нормы в отношении обязательной благотворительности- закята, и добровольной садака. Кроме того, в Коране содержаться нормы в отношении торговли, долговых отношений, залога. Причем в долговых договорах Коран запрещает ростовщичество и призывает к снисходительности. Не обходит Коран стороной и вопросы доходов государства, причем для некоторых из них Коран установил и статьи расходов.
В Сунне говорится о таких экономических понятиях как блага, причем дается определение того, что с точки зрения ислама является благом. Сунна содержит в себе нормы, установленные для рынков, такие как установление цен, монополизация, запрет на асимметрию информации и прочее. Также Сунна определяет и запрещает наряду с долговым ростовщичеством, ростовщичество в торговых операциях. упоминаются в сунне факторы производства, такие как земля, капитал и труд. Кроме этого Сунна содержит в себе статьи доходов государства, а также расходов. При этом Сунна устанавливает величину выплаты закята в отношении облагаемого закятом имущества, а также призывает к благотворительным выплатам.
После смерти пророка, когда у мусульманской общины не было возможности получить ответы на вопросы, по разными возникающим ситуациям начали появляться мнения, которые затем стали основой для правовых школ, среди которых основные школы.
Уже с VIII века стали появляться первые дошедшие до наших дней труды мусульманских ученых, в которые большое знание имеют исследования экономических вопросов. Неотъемлемой чертой всех изученных трудов является базирование всех экономических законов и правил, рекомендаций, выдвигаемых учеными, на этических постулатах исламской религии. В этом, в частности, заключается ключевое отличие исламской экономической мысли от современной неоклассической экономической теории, где в центре внимания экономистов - человек как существо эгоистическое, а максимизация прибыли достигается любой ценой.
Труд Абу Юсуфа «Китаб аль-харадж», написанный по просьбе халифа, рассматривает вопросы налогов и иных источников пополнения государственной казны, а также вопросы государственных расходов.
В труде ученого аш-Шайбани рассматриваются различные факторы производства и проблемы потребностей и потребления.
Проблеме рыночных отношений посвящен труд аль-Кинани. В частности, ученый дает обоснования, при каких ситуациях возможно государственное вмешательство в экономику.
Аль-Маварди, как и Абу Юсуф, исследовал проблемы налогообложения. Помимо этого, он затрагивал вопросы жалованья государственных служащих, земельные вопросы и другие.
Аль-Г азали в своих трудах исследует основную экономическую проблему, заключающуюся в ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей, вопросы спроса и предложения, вопросы денег, их сущности и функций, вопросы распределения труда, экономическую ценность времени.
Ад-Димашки затрагивает вопросы имущества, его категории, вопросы денег, необходимости в них. Кроме того в его труде содержатся правила, которые современным языком можно сформулировать как правила управления активами. Также он затронул теорию стоимости и упомянул факторы влияющие на стоимость, такие как трудовые и иные издержки, спрос и предложение.
Ибн Халдун одним из первых использовал наряду с нормативным позитивный анализ. В своем труде он изложил теорию стоимости, указав на то, что стоимость может быть потребительской и меновой. Он также выдвинул теорию стоимости, предполагающую труд как основной фактор влияющий на стоимость. Он также отметил факторы ценообразования, среди которых кроме труда учтены прочие затраты, а также спрос и предложение. В вопросах спроса и предложения Ибн Халдун отметил закономерность уменьшения потребления обычных продуктов и увеличения потребления предметов роскоши при увеличении доходов, а также взаимосвязь спроса и предложения и цены. Кроме того труд Ибн Халдуна содержит вопрос доходов и расходов государства, взаимосвязь между ними, а также теорию экономического развития государства и причины его упадка.
Совокупно труды мусульманских ученых VIII - XIV веков охватили такие экономические понятия как блага и их виды, факторы производства, распределение труда, теория стоимости, деньги и их функции, спрос и предложение, налоги, доходы и расходы государства, этика в экономике
Есть все основания говорить о том, что именно в трудах мусульманских ученых были обоснованы и сформулированы такие экономические законы как закон спроса и предложения, и в частности известный в современной экономике как закон Энгеля. Кроме того, в их трудах были сформулированы функции денег, а в вопросе стоимости выявлен закон предельной полезности.