Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основы исламской экономической мысли

Работа №34642

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
447
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Этап зарождения основ для исламской экономической мысли 9
1.1. Экономические основы в Коране 9
1.2. Экономические основы в Сунне 20
1.3. Возникновение различных школ в практической интерпретации
Корана и Сунны 33
2. Этап развития экономической мысли в практических трудах ученых 39
2.1. Экономические взгляды в трудах исламских ученых VIII - IX веков 39
2.2. Экономические взгляды в трудах ученых X-XII веков 50
2.3. Труды по исламской экономике ученых XIII-XV веков 54
3. Экономические законы, сформулированные Ибн Халдуном 64
3.1. Методология Ибн Халдуна в его труде «Мукаддима» 64
3.2. Вопросы микроэкономики в трудах Ибн Халдуна 65
3.3. Национальный доход и экономический рост 85
Заключение 92
Список использованных источников 95

Данное исследование посвящено изучению исламской экономической мысли, ее основ в трудах исламских ученых средневековья - начиная с VII века и по XIV век, а также изучению тенденций ее развития.
Актуальность исследования. Исламские финансы, получившие распространение с конца прошлого столетия, развиваются высокими темпами, и все больше международных финансовых организаций интересуется данной тематикой. Многие страны Европы объявляют свои столицы центрами исламских финансов для привлечения капитала из стран исламского мира, а также от местного населения, исповедующего ислам. Тема исламских финансов не обходит стороной и Российскую Федерацию: на протяжении нескольких лет в Москве и Казани проводятся конференции на тему исламской экономики и финансов, разработаны дорожная карта по развитию исламских финансов. Наряду с этим значительно активизировалась прослойка бизнес сообщества, практикующая ислам в своей жизни. Все это подстегнуло среди российского научного сообщества обсуждение вопроса, существует ли такое понятие, как исламская экономика, и каковы ее характерные черты. Проходит такая дискуссия и в рамках мусульманского сообществ России. Часть мусульманской общины придерживается взглядов, что в Коране достаточно основ для ответов на все экономические вопросы, и, следовательно, изучения аятов Корана достаточно, то есть нет необходимости изучения общепринятой экономической науки, разработанной западными экономистами. С другой стороны, есть и те, кто придерживается взглядов, что экономика не является предметом изучения религии, следовательно, необходимо брать за основу и ограничиваться достижениями западных экономистов. Это мнение подтверждается полным отсутствием в современных учебниках по экономической теории упоминания о вкладе исламских ученых в экономическую науку, что создает ложное представление об отсутствии исламской экономической мысли как таковой. Таким образом, возникла ситуация, при которой появилась необходимость
приоткрыть занавес исламского экономического наследия. Как было точно сказано: «Вопреки распространенному мнению, история науки - нечто большее, чем кунсткамера, хранящая память о заблуждениях былых времен. Это способ лучше, то есть полнее и глубже, овладеть тем, что накоплено в арсенале современной науки» 1 . В этой связи поставленная тема является весьма актуальной.
Степень разработанности темы. Вопросы исламской экономической мысли средних веков практически не освещаются в трудах исследователей на русском языке, несмотря на то, что количество работ, посвященных основам исламской экономики и финансов значительно выросло за последние 10 лет - это работы А.Ю. Журавлева на тему особенностей операций исламского банкинга, Г. Нуруллиной на тему исламской этики бизнеса, М.Э. Калимуллиной на тему институциональных особенностей функционирования исламского бизнеса и современных аспектов развития исламских финансовых институтов, работа С. Искакова, посвященная особенностям ценных бумаг сукук и целый ряд других исследований. В то же время внимание российских исследователей преимущественно обращено к вопросам исламской экономической модели, как она реализуется в наши дни, с кратким обзором базовых принципов исламских финансов и детальным анализом развития исламских финансовых институтов в различных странах мира и описанием барьеров, препятствующих развитию исламским банков.
Наибольшее внимание исламской экономической мысли средних веков в своих исследованиях уделяет Р.И. Беккин. В частности, он приводит в своих работах ключевые труды исламских ученых, разбиравших вопросы экономических отношений. Так, в своей статье «Теоретические истоки исламской экономической доктрины в Средние века» Р.И. Беккин анализирует труды таких ярких мусульманских ученых, как Абу Юсуф, аль-Газали, Ибн
л
Таймийя, Ибн Кайим, Ибн Халдун . Но в то же время анализ их трудов сделан на основе трудов российских и зарубежных исследователей, таких как Бациева
С.М., Игнатенко А.А., Ислахи А., Чапра М. и других без исследования оригинальных трудов упомянутых исламских ученых средних веков. Такой подход ограничивает исследователя изучением лишь вопросов, проработанных иными современными исследователями, и, следовательно, существует риск повторить возможные ошибки тех, на чьей труд опирается исследователь. В качестве примера, можно привести суждение Беккина Р.И. в отношении взгляда Ибн Хальдуна на торговлю. Бекккин Р.И. пишет: «(Ибн Халдун) высказывается достаточно критично в отношении торговли как средства получения человеком средств к существованию. По его мнению, торговля, хотя и является естественным видом обретения средств к существованию, но ее методы и способы большей частью - уловки с целью получить разницу между стоимостями купленного и проданного» . В этом суждении Беккин Р.И. придерживается мнения Игнатенко А.А., озвученного в его труде о Ибн Халдуне. Но данное суждение ошибочно, по нескольким причинам. Во-первых, использованное Ибн Халдуном слово «тахайюл» переведенное Игнатенко как «уловка», не всегда несет в арабском языке именно такой негативный оттенок. Во-вторых, в продолжении рассуждения о торговле Ибн Халдун указал на то, что торговля дозволена шариатом, и, будучи последователем ислама, ученым и знатоком Корана и Сунны, признающих торговлю законным видом заработка, Ибн Халдун не мог высказываться в отношении нее в негативном контексте.
В остальных работах Р.И. Беккин не останавливается детально на анализе данных трудов: ключевое внимание автора уделяется особенностям
функционирования исламской экономической модели в различных странах, начиная с середины 20 века. В то же время, Р.И. Беккин в ряде своих работ
2 Беккин Р. И. Теоретические истоки исламской экономической доктрины в Средние века // Pax Islamica, 2008. № 1. С. 99-123.
3 Беккин Р. И. Теоретические истоки исламской экономической доктрины в Средние века/ Беккин Р.
И.,- Pax Islamica,- 2008.
исследует труды таких ученых 2 половины 19 века, как Джамал ал-Дин аль- Афгани .
Стоит отдельно отметить исследования Бациевой С.М. и Игнатенко А.А. Они изучили труды одного из ярких ученых средневековья Ибн Халдуна. Но несмотря на то, что в их трудах имеются упоминания некоторых экономических вопросов поднятых Ибн Халдуном, но данные труды все же носят в большей степени социологический и философский характер.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые в русскоязычной литературе проведен анализ экономических вопросов, затрагиваемых в трудах исламских ученых средних веков. В работе исследуются вопросы микро и макроэкономики, роли государства в экономике, факторов производства и другие актуальные аспекты экономики сквозь призму видения таких ученых, как Абу Юсуфа, аш-Шайбани, аль-Кинани, аль-Г азали, ад-Димашки и Ибн Халдуна.
Автор обоснованно опровергает мнения ряда современных исследователей трудов Ибн Халдуна о том, что ученый рассматривал торговлю как различного рода уловки. В качестве доказательства автор приводит возможную причину такого неверного вывода - проблема заключается в арабском корне слова, который может иметь различные оттенки значений.
Более того, автором проведено сопоставление закономерностей, выявленных данными учеными, с открытиями, сделанными западными экономистами в более поздние века. Это позволяет автору делать вывод о том, что исламская экономическая мысль не только существовала еще с момента становления ислама, но и во многом открытия мусульманских ученых на века опередили результаты трудов европейских экономистов.
В исследовании проведен анализ первоисточников исламского права - Корана и Сунны - на предмет экономических постулатов и выделены экономические принципы, закрепленные в первоисточниках.
Целью исследования является анализ исторического развития исламской экономической мысли в трудах мусульманских ученых с момента зарождения ислама и до XIV века.
В диссертации поставлены следующие исследовательские задачи:
- изучить и проанализировать первоисточники ислама - Коран и Сунну на предмет того, содержатся ли в них основы экономики, как науки, так и практической хозяйственной деятельности;
- изучить и проанализировать труды средневековых исламских ученых на предмет наличия исследований экономического характера;
- выявить и систематизировать экономические проблемы поднятые в этих трудах;
- сопоставить достижения исламской экономической мысли с экономическими законами, открытыми западными учеными;
- проанализировать тенденции в развитии концепции.
Объектом исследования являются труды ряда известных суннитских мусульманских ученых средневековья, содержащие в себе экономические вопросы.
Предметом исследования является основные экономические постулаты и закономерности, выявленные мусульманскими ученых средневековья и принципы ведения экономической хозяйственной деятельности на микро и макроэкономических уровнях.
Методологической основой исследования в данной магистерской работе послужили как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне изучения вопроса такие методы, как анализ, сравнение, синтез, индукция и дедукция.
Магистерская диссертация состоит из следующих составляющих: введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Структура исследования будет заключаться в следующем: во-первых, будут даны теоретические основы исламской экономики, приведены тексты и выдержки из них. Во-вторых, будет раскрыто то как были использованы данные основы на разных этапах развития исламской экономической мысли в рамках установленных в работе временных границ. И в-третьих, будут вынесены законы и теории полученные в результате анализа экономических явлений через призму исламских экономических норм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коран и Сунна изобилуют аятами и хасидами, содержащими положения, связанные с нормами ведения торговли и распоряжения финансовыми ресурсами, как на уровне государства, так и на уровне индивидуумов и общества.
В частности, в Коране содержатся нормы, регламентирующие вопросы ответственности человека за имеющиеся ресурсы (наместничество), нормы в отношении благ, распоряжении ими. Также Кораном устанавливаются нормы в отношении обязательной благотворительности- закята, и добровольной садака. Кроме того, в Коране содержаться нормы в отношении торговли, долговых отношений, залога. Причем в долговых договорах Коран запрещает ростовщичество и призывает к снисходительности. Не обходит Коран стороной и вопросы доходов государства, причем для некоторых из них Коран установил и статьи расходов.
В Сунне говорится о таких экономических понятиях как блага, причем дается определение того, что с точки зрения ислама является благом. Сунна содержит в себе нормы, установленные для рынков, такие как установление цен, монополизация, запрет на асимметрию информации и прочее. Также Сунна определяет и запрещает наряду с долговым ростовщичеством, ростовщичество в торговых операциях. упоминаются в сунне факторы производства, такие как земля, капитал и труд. Кроме этого Сунна содержит в себе статьи доходов государства, а также расходов. При этом Сунна устанавливает величину выплаты закята в отношении облагаемого закятом имущества, а также призывает к благотворительным выплатам.
После смерти пророка, когда у мусульманской общины не было возможности получить ответы на вопросы, по разными возникающим ситуациям начали появляться мнения, которые затем стали основой для правовых школ, среди которых основные школы.
Уже с VIII века стали появляться первые дошедшие до наших дней труды мусульманских ученых, в которые большое знание имеют исследования экономических вопросов. Неотъемлемой чертой всех изученных трудов является базирование всех экономических законов и правил, рекомендаций, выдвигаемых учеными, на этических постулатах исламской религии. В этом, в частности, заключается ключевое отличие исламской экономической мысли от современной неоклассической экономической теории, где в центре внимания экономистов - человек как существо эгоистическое, а максимизация прибыли достигается любой ценой.
Труд Абу Юсуфа «Китаб аль-харадж», написанный по просьбе халифа, рассматривает вопросы налогов и иных источников пополнения государственной казны, а также вопросы государственных расходов.
В труде ученого аш-Шайбани рассматриваются различные факторы производства и проблемы потребностей и потребления.
Проблеме рыночных отношений посвящен труд аль-Кинани. В частности, ученый дает обоснования, при каких ситуациях возможно государственное вмешательство в экономику.
Аль-Маварди, как и Абу Юсуф, исследовал проблемы налогообложения. Помимо этого, он затрагивал вопросы жалованья государственных служащих, земельные вопросы и другие.
Аль-Г азали в своих трудах исследует основную экономическую проблему, заключающуюся в ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей, вопросы спроса и предложения, вопросы денег, их сущности и функций, вопросы распределения труда, экономическую ценность времени.
Ад-Димашки затрагивает вопросы имущества, его категории, вопросы денег, необходимости в них. Кроме того в его труде содержатся правила, которые современным языком можно сформулировать как правила управления активами. Также он затронул теорию стоимости и упомянул факторы влияющие на стоимость, такие как трудовые и иные издержки, спрос и предложение.
Ибн Халдун одним из первых использовал наряду с нормативным позитивный анализ. В своем труде он изложил теорию стоимости, указав на то, что стоимость может быть потребительской и меновой. Он также выдвинул теорию стоимости, предполагающую труд как основной фактор влияющий на стоимость. Он также отметил факторы ценообразования, среди которых кроме труда учтены прочие затраты, а также спрос и предложение. В вопросах спроса и предложения Ибн Халдун отметил закономерность уменьшения потребления обычных продуктов и увеличения потребления предметов роскоши при увеличении доходов, а также взаимосвязь спроса и предложения и цены. Кроме того труд Ибн Халдуна содержит вопрос доходов и расходов государства, взаимосвязь между ними, а также теорию экономического развития государства и причины его упадка.
Совокупно труды мусульманских ученых VIII - XIV веков охватили такие экономические понятия как блага и их виды, факторы производства, распределение труда, теория стоимости, деньги и их функции, спрос и предложение, налоги, доходы и расходы государства, этика в экономике
Есть все основания говорить о том, что именно в трудах мусульманских ученых были обоснованы и сформулированы такие экономические законы как закон спроса и предложения, и в частности известный в современной экономике как закон Энгеля. Кроме того, в их трудах были сформулированы функции денег, а в вопросе стоимости выявлен закон предельной полезности.


1. Толкование Священного Корана, перевод Кулиева Э.Р, издательский дом «Умма», 2006.
2. Абу Дауд ас-Сиджистани. Сунан Аби Дауд/ Под ред.: Шуэйб аль- Арнаут.- Дамаск: Дару ар-рисаля аль-алямия. В 7 т. 2009.
3. Абу Юсуф, Якуб бин Ибрахим. Китаб аль-харадж. Бейрут: Дар ас- салям, 2017. - 380 с.
4. Автономов В.С. История экономических учений/ Автономов В.С., Ананьин О.И., Макашева Н. А. и др. М.: ИНФРА-М, 2013. - 784с.
5. Ад-Димашки, Абу аль-Фадл Джафар бин Али. Аль-ишара иля махаси ат-тиджара. Бейрут: Дар садир, 1999. - 109 с.
6. Ахмад бин Ханбал. Муснад Имам Ахмад/ Ахмад ибн Ханбал, Эр- Рияд.-Дар ас-салям.- 2013.- 2038с.
7. Ахмад бин Шуэйб ан-Насаи. Сунан ан-Насаи/ Под ред.: Раид бин Сабри. 2-ое изд. Эр-Рияд: Дар аль-хадара, 2015.- 992с.
8. Аль-Ашкар, Умар Сулейман. Аль-Мадхал иля аш-шариа ва аль-фикх аль-ислями. 2 изд. Амман: Дар ан-нафаис, 2012. - 312с.
9. Аль-Али, Салих Хумейд. Маалим аль-иктисад аль-исалями. Бейрут: Дар аль-ямама, 2006. - 408 с.
10. Аль-Аскаляни, Ибн Хаджар. Достижение цели / перевод Кулиева Э.Р.- Эр-Рияд: Islamhous.com, 2008. - 242 с.
11. Али бин Умар ад-Даракутни. Сунан ад-Даракутни/Али ад-Даракутни,- Бейрут: Дар Ибн Хазм.- 2011.-1108 с.
12. Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари. Изд. 1-е. Эр-Рияд: Дар ас-салям,
1997. - 1663 с.
13. Аль-Газали, Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад. Ихья 'улум ад- дин. В 2 т. Каир: Дар ас-салям, 2003. - 1997 с.
14. Ат-Тирмизи. Сунан ат-Тирмизи / Под ред.: Ахмад Шакир и др. В 5 т. 2-е изд. Каир: Мустафа аль-Баби, 1975.
15. Аль-Карадави, Юсуф. Фикх аз-закят, 2 т. Бейрут: Муассату ар-рисяла, 2009. Т. 1. - 620 с.
16. Аль-Карадаги, Али. Хакиба талиб аль-илм аль-иктисадия, в 13 т. 2 изд. Бейрут: Дар аль-башаир, 2013. Т. 4. - 496 с.
17. Аль-Кинани, Абу Закария Яхья бин Умар бин Юсуф. Ахкям ас-сук. Тунис: Тунисия, 2011.- 85 с.
18. Аль-Куртуби, Абу Абдуллах Мухаммад. Аль-Джами ли-ахкам аль- куран, в 2 т. Бейрут: Ибн Хазм ли-т-тыба'а уа-н-нашр уа-т-таузи, 2004. - 3415 с.
19. Аль-Маварди, Абу аль-Хасан Али. Аль-ахкям ас-султания. Бейрут: Дар аль-хадис, 2006. - 376 с.
20. Аль-Мисри, Рафик Юнус. Бухус филь-иктисад аль-ислями. Дамаск: Дар аль-мактаби. 2009. - 495 с.
21. Аль-Мисри, Рафик Юнус. Джами' фи усуль ар-риба. Изд. 2. Дамаск: Дар аль-калям, 2001. - 472 с.
22. Аль-Мисри, Рафик Юнус. Усуль аль-иктисад аль-ислями. 4 изд. Дамаск: Дар аль-калям, 2005. - 279 с.
23. Аль-Мисри, Рафик Юнус. Фикх имущественных отношений/ Рафик Юнус аль-Мисри.- М: Исламская книга.- 2015.- 320 с.
24. Аль-Хурани, Ясир Абдулькарим. Аль-Фикр аль-икьтисади инда аль- Газали. Амман: Дар аль-Маджиляви, 2002. - 441 с
25. Ас-Саис, Мухаммад Али. Эволюция исламского законодательства. Казань: Хузур, 2015. - 218 с.
26. Аш-Шайбани, Мухаммад бин Хасан. Аль-иктисаб фир-ризк аль- мустатаб. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-ильмия, 1986. - 88 с.
27. Большая экономическая энциклопедия / Т. П. Варламова, Н. А. Васильева, Л. М. Неганова и др.-М.:Эксмо - 2007 - 815 с.
28. Ибн Маджа Мухаммад бин Язид. Сунан Ибн Маджа// Под ред.: Раид бин Сабри. 2-ое изд.Эр-Рияд: Дар аль-хадара, 2015. - 832 с.
29. Ибн Халдун, Абдуррахман бин Мухаммад. Мукаддима Ибн Халдун. Бейрут: Дар аль-китаб аль-араби, 2005. - 588 с.
30. Кахв, Мунзир. Нусус аль-иктисадия мин аль-Куран ва ас-сунна. Джидда: Марказ ан-нашр аль-илми. -1026 с.
31. Курс экономической теории: учебник / Под ред.: Чепурин М.Н., Киселева Е.А.. 4 изд., перераб. и доп. Киров: “АСА”, 2002. - 752 с.
32. Лазарева Е.И. Национальное благосостояние как интегрированный
ресурс инновационно-ориентированного развития экономики: теоретико
методологический аспект. Ростов н/Д: изд-во ЮФУ, 2009.
33. Муслим бин аль-Хаджаж аль-Кушейри. Сахих Муслим. Эр-Рияд: Дар аль-мугни, 1998. - 1747с.
34. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. 3 изд. М.: Норма, 2017.
- 624 с.
35. Сайид Шурбаджи Абдуль Мавля. Аль-Фикр аль-икьтисади инда Ибн Хальдун/ Сайид Шурбаджи. Эр-Рияд: Идара ас-сакафа ван-нашр, 1989. - 83 с.
36. Шаукы Ахмад Дунья. Улама аль-муслимин ва илмуль иктисад Ибн Хальдун муассис илм аль-иктисад. Мекка: Дар Муаз лин-нашр ват-таузи, 1993.
- 206 с.
37. Экономическая теория: учебник/ Под общ. ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И. и др. М.: ИНФРА-М, 2000. - 714 с.
Диссертации
38. Аль-Хаджи, Мухаммад Умар. Дирасат фи фикх аль-иктисад аль- ислями в 2 частях. Дамаск: Дар аль-мактаби, 2006. - 820 с.
39. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель: перспективы
реализации в мусульманском и немусульманском сообществах, некоммерческое партнёрство «Ватаным». Москва, 2004 г
40. Бувайли Сакина. Аль-Фикр аль-икьтисади инда Ибн Халдун ва аль- Микризи: дис. канд. исламских наук. Алжир, 2014. - 519 с.
Печатная периодика
41. Ад-Дауди, ат-Тайиб. Назарияту аль-асар инда Ибн Халдун // Маджалл аль-улум аль-инсания. 2002. № 2. С. 16.
42. Ад-Дауди, ат-Тайиб. Назарияту аль-кийма инда Ибн Халдун // Маджалл аль-улум аль-инсания. 2001. № 1. С. 15.
43. Аль-Гудаян, Абдульазиз Абдурразак. Аль-джадвал аль-муяссар филь- макадир // Аль-Адл. 2008. - 8 с.
44. Беккин Р. И. Теоретические истоки исламской экономической доктрины в Средние века // Pax Islamica, 2008. № 1. С. 99-123.
Электронные ресурсы
45. Аль-Мисри, Рафик Юнус. Аль-фикр аль-иктисади инда аль-имам аль- Г азалиард уа мураджаа / Сайт Муассаса аль-иктисад ва ат-тамвиль аль-ислями. URL: www.iefpedia.com/arab/?p=16900 (дата обращения: 10.10.2018).
46. Игнатенко А.А. Ибн Хальдун / Сайт KnigoGid. URL: https://knigogid.ru/books/490055-ibn-haldun/toread (дата обращения: 12.10.2018).
47. Карен И. Вон. Невидимая рука / Сайт Экономической школы. URL: http://www.seinst.ru/page559/ (дата обращения: 10.10.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ