Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Работа №34599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
500
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ 6
1 Понятие и роль тренажеров в обучении технологии 6
2 Формирование учебных действий с использованием тренажеров на уроках
технологии 10
1.3 Психологические аспекты теории использования учебных тренажеров в
технологическом образовании 15
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ УЧЕБНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОЕИИ 19
2.1 Тренажеры на занятиях по технологии 19
2.2 Методика применения учебных тренажеров при обучении технологическим операциям по обработке конструкционных материалов на
уроках технологии 25
Выводы по второй главе 35
ГЛАВА III КОНСТРУИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРЕНАЖЕРА 36
Выводы по третьей главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44



Актуальность исследования. Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.
Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Перемены в обществе отражаются на деятельности современной общеобразовательной школы, активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа.
Изучение Технологии в российской общеобразовательной школе направлено на освоение технологических знаний и технологической культуры учащихся, общих принципов преобразующей деятельности, овладение ими общетрудовыми и специальными умениями, определение своих жизненных и профессиональных планов и путей их реализации в современном цивилизованном обществе.
В современном мире, наполненном техническими устройствами, изучение технологии важно для всех выпускников школы. Эта образовательная область формирует технологическую культуру учащихся - культуру преобразующей деятельности, необходимую любому специалисту, тем более что в современных условиях рыночной экономики ведущую роль в ускорении научно-технического прогресса призвано сыграть машиностроение, которое в кратчайшие сроки необходимо поднять на высший технический уровень. В этой связи первостепенной задачей является подготовка специалиста владеющего приемами и способами работы на современном высокотехнологичном оборудовании.
В обучении технологии при формировании практических умений и навыков играют большую роль, а иногда и просто незаменимы, тренажеры. Тренажеры помогают формировать правильную последовательность трудовых действий в трудовых операциях, а также развивают самостоятельную умственную и моторную активность учащихся.
Слабая изученность разработки и применения тренажеров на уроках технологии является одной из предпосылок для выбора темы дипломной работы. Исследование данной темы актуально не только в теоретическом, но и в практическом плане, так как использование тренажеров на уроках технологии влияет на процесс формирования практических умений и навыков, в том числе на эффективность учебной деятельности учащихся.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по применению учебных тренажеров на занятиях по технологии.
Объект исследования - процесс обучения учащихся на уроках технологии.
Предмет исследования - учебные тренажеры, используемые при обучении технологическим операциям на уроках технологии.
В соответствии с поставленной целью в исследовании необходимо решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать информацию по теме исследования;
- рассмотреть теоретические основы формирования трудовых умений и навыков на уроках технологии с использованием тренажеров;
- изучить теорию конструирования тренажеров;
- разработать методику использования тренажеров на уроках технологии.
Общей методологической основой исследования являются положения о
творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельности, представленные в трудах Ю.К. Бабанского, П.Р. Атутова, С .Я. Батышева и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- общенаучные методы теоретического исследования: анализ и синтез технической, педагогической и методической литературы, учебной документации
учебных заведений, обобщение новаторского опыта по исследуемой проблеме;
- методы эмпирического исследования: опрос, беседа и наблюдение. Практическая значимость исследования заключается в разработке методики использования учебных тренажеров на занятиях по технологии и подходов к их конструированию и изготовлению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно Концепции политехнического образования в современных условиях все большее место отводится технологической подготовке учащихся. С этой целью в содержание образовательной области «Технология» введен модуль «Технология обработки материалов», как основу технологической подготовки направленной на формирование культуры труда, технологической культуры, технологической грамотности, через освоение фундаментальных и теоретических технологий при сохранении направленности на развитие технологического системного способа мышления, творческих проективных способностей учащихся на основе применения активных методов обучения и воспитания.
Ведущими подходами к реализации содержания образования учебных программ по технологии являются личностно-ориентированный, практико-ориентированный, проектный подходы.
При анализе и выборе форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии одними из эффективных являются: решение проблемных ситуаций, практикумы, как основные формы реализации указанных подходов к реализации содержания образования учебных программ по технологии.
Выбор методов обучения во многом определяет содержание изучаемого материала. Одними из широко используемых являются методы наглядного обучения, которые позволяют учащимся более полно получать информацию, представленную на носителе.
В обучении технологии при формировании практических умений и навыков играют большую роль, а иногда и просто незаменимы, тренажеры. Тренажеры помогают формировать правильную последовательность трудовых действий в трудовых операциях.
При изучении основ проектирования и использования тренажеров выявились следующие основные позиции:
- тренажер должен использоваться для повторных, систематических упражнений;
- возможность самоконтроля для обучающегося (через «обратную связь» - датчики, сигналы, высвечивающиеся баллы и т.п.);
- навыки, формируемые на тренажере, должны не внешне, а по своей психологической структуре соответствовать реальным трудовым навыкам.
Наиболее сложными технологическими операциями в курсе технологии, являются такие операции как: пиление, строгание и опиливание. Для отработки этих технологических операций целесообразно использовать тренажеры, так как, как было указано в исследовании, отработанный навык характеризуется явлением переноса на другие подобные операции или выработку точности.
Для отработки технологической операции по соединению изделий на гвоздях нами был разработан тренажер, имитирующий процесс попадания головкой молотка по шляпке гвоздя.
Таким образом, применение тренажеров на занятиях по технологии значительно снижает время учащихся на овладение технологическими операциями.



1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Антонов, А.А. Технологическое образование школьников: перспективы развития / А.А. Антонов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. № 45. С. 121-125.
3. Барышев, И.В. Столярные работы. Технология обработки древесины: учеб. пос. / И.В. Барышев. - 2-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2013. - 254 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
5. Боровкова, Т.И. Технологии открытого образования: Учебное пособие / Т.И. Боровкова. -М.: Инфра-М, 2015. - 173 с.
6. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. -М.: Знание, 1983. - 96 с.
7. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях: Монография / Зименкова Ф.Н. - М.: Прометей, 2013. - 94 с.
8. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 176 с.
9. Глозман, Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс: учеб, для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С. Елозман, А.Е. Елозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Елозмана. - 6-е изд. стереотипное. -М.: Мнемозина, 2013.
10. Елозман, Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс: учеб, для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С. Елозман, А.Е. Елозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Елозмана. - 6-е изд. стереотипное. -М.: Мнемозина, 2013.
11. Глозман, Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс: учеб, для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С. Елозман, А.Е. Елозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Елозмана. - 6-е изд. стереотипное. -М.: Мнемозина, 2013.
12. Ерадусова, Л.В. Еендерная педагогика: Уч. пособ. / Л.В. Ерадусова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 176 с.
13. Дополнительное образование детей: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. О.Е. Лебедева — М.: Еуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
14. Дружилов, С.А. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров: учеб, пособие для студентов технических вузов / С.А. Дружилов. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2013.-240 с.
15. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. Пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.
16. Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация. Учебник для студентов высших учебных заведений. / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
17. Зеер, Э.Ф. Индивидуальные образовательные траектории обучающихся в профессиональной школе / Э.Ф. Зеер, О.С. Попова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 2. - С. 58-62.
18. Капустин, В.С. Проекты по технологии в 5-9 классах: Методич. Пособие / В.С. Капустин. - Елабуга: Изд-во Елабужского педагогии, ин-та, 2000. - 96 с.
19. Карпов, Е.В. Технические средства обучения: учеб, пособие для студентов пед. Вузов / Е.В. Карпов, В.А. Романин - М.: Просвещение, 1979. - 271 с.
20. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / Под ред. Попова В.В., - 5-е изд., (эл.) - М.: Лаборатория знаний, 2017. - 322 с.
21. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.-2-е изд., стер,- М.: Издательский центр «Академия», 2004,- 480с.
22. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2008. - 288с.
23. Лемберг, Б. Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление / Б. Лемберг. - СПб.: Вектор, 2014. - 160 с.
24. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология: Учеб, пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
25. Муравьёв, Е.М. О проектировании содержания технологического обучения // Е.М. Муравьёв // Школа и производство. - 2013. - № 5. - С. 3-7.
26. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии /
Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. - Брянск: Издательство Брянского
Еосударственного педагогического университета им. акад. И.Е. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.
27. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Е.Н. Жуков, И.Е. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
28. Оганесян И. Т. Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса: учебно-методическое пособие / И. Т. Оганесян. —М.: ФЛИНТА, 2013. — 134 с.
29. Орехова Т. Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам: учеб, пособие / Т.Ф. Орехова, Н.Ф. Еанцен. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 139 с.
30. Основы конструирования изделий из древесины: Учебное пособие / Т.В. Ефимова, Л.В. Пономаренко. - Воронеж: ВЕЛТУ им. Е.Ф. Морозова, 2016. - 233 с.
31. Основы художественного конструирования: Учебник / Л.И.
Коротеева, А.П. Яскин. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.
32. Педагогика: учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко [и др.]; под общ. ред. В.Г. Рындак. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 427 с.
33. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник / А.Н. Ходусов. — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 405 с.
34. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
35. Педагогический словарь - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
36. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островского - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА- М, 2013.-381 с.
37. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000. - 364 с.
38. Психология: учеб, пособие / Т.В. Мальцева. — М.: РИОР: ИНФРА-М,
2017. —275 с.
39. Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.-332 с.
40. Серебренников Л. Н. Методика обучения технологии: учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 308 с.
41. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта: учебно-методическое пособие / авт. и научи, ред. Т.В. Машарова; авт. А.А. Пивоваров и др. - Киров: Тип. Старая Вятка, 2015. - 108 с.
42. Тамарова, З.А. Методическая подготовка будущих учителей к развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии / З.А. Тамарова. - Ульяновск, 1997. - 202 с.
43. Технологии организации профориентационной работы в школе: практич. пособие / С.Н. Козловская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М,
2018. — 176 с.
44. Технологии педагогического мастерства / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 211 с.
45. Технология конструкционных материалов. Обработка резанием: Учебное пособие / Г.А. Борисенко, Г.Н. Иванов, Р.Р. Сейфулин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 142 с.
46. Технология: рабочая программа: 5-9 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. —М.: Вентана-Граф, 2017. — 158 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ