Введение 3
1. Сущность категории товарооборота в торговых организациях 6
1.1. Понятие и экономическая сущность товарооборота в торговле .6
1.2. Товарооборот в международной учетной практике 11
1.3. Нормативное регулирование товарооборота 16
2. Учет товарооборота в ООО «Бахетле-1» и основные направления его
совершенствования 22
2.1. Организация учета товарооборота в ООО «Бахетле-1» 22
2.2. Документооборот по учету продажи в ООО «Бахетле-1» 30
2.3. Отражение товарооборота в отчетности ООО «Бахетле-1» 36
3. Анализ и контроль товарооборота в торговле на примере ООО «Бахетле-1» 44
3.1. Оценки динамики показателей товарооборота ООО «Бахетле-1» 44
3.2. Факторный анализ товарооборота в ООО «Бахетле-1» 51
3.3. Контроль товарооборота в ООО «Бахетле-1» 57
Заключение 65
Список использованной литературы 68
В современной рыночной экономике розничная торговля имеет огромное значение, и получает всё большее распространение, так как она снабжает население продовольственными и непродовольственными товарами. В сфере хозяйственной деятельности торговые организации России по численности занимают одно из ведущих мест.
Розничная торговля - это вид предпринимательской деятельности, который связан с продажей товаров и услуг конечным потребителям только для их некоммерческого использования. Продажа товаров осуществляется как за наличный расчет, так и в кредит, по расчетным чекам, а также по договору комиссии.
Сектор розничной торговли занимает в структуре ВВП 15,8%, что больше сектора обрабатывающих производств (14,1%) и добычи полезных ископаемых (9,8%). В торговле задействована наибольшая численность занятого населения: 18,7% или 12,7 млн. человек. Налоговые поступления от розничной торговли в бюджетную систему РФ составляют 2,8% или 354,6 млрд. руб., а с учетом оптовой торговли и торговли автотранспортными средствами - 10,6%. В сравнении, сектор добычи полезных ископаемых обеспечивает 29,9%, обрабатывающие производства - 18,1%.
В последние годы экономика страны в целом и розничная торговля в частности ощутили значительное влияние различных макроэкономических факторов. Среди них, например, временные экономические трудности в экономике, связанное с этим снижение покупательского спроса и другие. Все это привело к некоторым изменениям, которые, в свою очередь, определили некоторые тенденции изменения товарооборота розничных торговых предприятий.
Разносторонние и сложные показатели, определяющие розничный
товарооборот, требуют правильной его оценки и учета, на основе которой
предоставляется возможность создать стратегию эффективного управления
4
розничным товарооборотом. Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Проблемы учета товарооборота розничных торговых предприятий рассматривались в трудах российских ученых Ю.Э.Аппановой, М.И.Баканова, Е.А.Безверхой, Н.В.Владимировой, О.В.Волошиной, И.В.Высочина, С.Н.Гончарова, Е.А.Горчаковой, Г.П.Грушевской, Б.Ф. Егорова, Л.В.Казакова, Т.П.Ларионовой, А.В.Липатовой, Н.В.Максименко, Н.П.Мельниковой, О.А.Миловидовой, Н.С.Расторгуевой, Л.В.Шалаевой и других. Вопросам оценки структуры товарооборота и товарооборачиваемости товарных запасов в торговле посвящены работы О.В.Горбуновой, Р.А.ГригорянаН.С.Расторгуевой и других.
Цель исследования состоит в изучении теоретических и практических основ учета, контроля и анализа товарооборота в торговле.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты учета товарооборота в торговых организациях;
- исследовать действующую практику бухгалтерского учета и контроля товарооборота в ООО «Бахетле-1»;
- провести анализ товарооборота розничного предприятия на примере ООО «Бахетле-1» и выявить резервы его повышения.
Объектом исследования стала торговая организация - Общество с ограниченной ответственностью «Бахетле-1».
Предмет исследования - методология учета, контроля и анализа товарооборота на торговых предприятиях.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам бухгалтерского учета выручки и товарооборота в торговых организациях, Российские стандарты бухгалтерской отчетности и Международные стандарты финансовой отчетности, материалы
периодических изданий, ресурсы сети Интернет.
5
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Цель исследования состояла в изучении теоретических и практических
основ учета, контроля и анализа товарооборота в торговле. На основании
проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
64
Анализ сущности товарооборота в торговых организациях позволяет представить определение розничного товарооборота как показателя, характеризующего объем реализации товаров, которые переходят из сферы оборота в сферу потребления (населению или прочим потребителям), посредством обмена на денежные средства.
Учет товарооборота в организациях торговли может формироваться по- разному, что напрямую зависит от выбранного ими метода учета и вида деятельности. Данный выбор должен обязательно отражаться в учетной политике организации. Процесс учета товаров с использованием автоматизированных систем является несложным, главная трудность состоит в соблюдении правильности оформления документов и их своевременной регистрации в соответствующих регистрах. Но документооборот зависит не только от организации, которая занимается торговлей, но и от ее внешних пользователей, которые не всегда вовремя предоставляют сопроводительные документы и выполняют условия договора купли-продажи.
Нормативно-правовое регулирование товарооборота в организации представлено ГК РФ, федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями по ведению бухгалтерского учета. При анализе товарооборота используется вторичная информация: данные внутреннего бухгалтерского учета, аудиторских проверок, а также внешние источники.
Учет товарооборот в ООО «Бахетле-1» ведется по продажным ценам на счете 41 «Товары». Ежемесячно подводятся итоги по счету 41, результаты которых должны сойтись с соответствующими им отчетами: приход товара равен обороту по дебету, расход - по кредиту. Разница между покупной и продажной стоимостью учитывается на счете 42 («Торговая наценка»).
Документооборот в ООО «Бахетле-1» организуется руководителем с целью своевременного и верного отражения информации о движении товарноматериальных ценностей и денежных средств, а также контроля
65
взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами.
Товарооборот отражается в отчете о финансовых результатах компании. В годовом отчете о финансовых результатах отражаются данные о доходах и расходах, признанных в бухгалтерском учете компании за отчетный и предыдущий годы. Данные за прошлый год берутся из прошлогоднего отчета о финансовых результатах. Товарооборот ООО «Бахеле-1» отражается в строке 2110 как доходы от обычных видов деятельности — выручку за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Проведенная оценка товарооборота ООО «Бахетле-1» позволяет сделать вывод об успешной деятельности торгового предприятия, ежегодном росте товарооборота преимущественно за счет увеличения продаж продукции собственного производства. Несмотря на падение продаж продовольственных товаров в 2015-2017 гг., их доля в структуре товарооборота «Бахетле» составляет более 50%.
Наибольший объем товарооборота наблюдается по продовольственным товарам. Товарооборот продовольственных товаров ООО «Бахетле-1» с каждым годом сокращается. Так, в 2016 году его сокращение на 5,4% обусловлено снижением товарооборота рыбных изделий, диетического и детского питания, колбасных и мясных изделий. В 2017 году сокращение на 2% связано со снижением товарооборота по рыбным изделиям, хлебобулочным и кондитерским изделиям.
На товарооборот ООО «Бахетле-1» оказывают влияние следующие факторы: обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда
торговых работников, а также изменение торговых площадей. Предприятию ООО «Бахетле-1» необходимо снизить количество возвратов товара поставщикам по причине брака и повреждения при транспортировке.
В ходе исследования также выявлены факторы для увеличения
товарооборота ООО «Бахетле-1»: выделять деньги на рекламу, проводить
анализ по отдельным видам товаров, увеличить торговую наценку, сократить
транспортные расходы, заключать договора с поставщиком с отсрочкой
66
платежа, выпустить свою линию товаров, ввести продажу товаров в кредит.
Из всего выше перечисленного можно сделать выводы:
а) для крупных магазинов ООО «Бахетле-1» эффективнее использовать способ увеличения торговой наценки для повышения товарооборота, в связи с тем, что клиентами этого магазина являются обеспеченные люди.
б) для небольших магазинов «Бахетле» выгоднее доставлять товар транспортом организации, потому что будут привозить товар различного ассортимента.
в) в целом для увеличения товарооборота по магазинам торгового предприятия ООО «Бахетле-1» необходимо осуществлять выпуск продукции под своей торговой маркой, это будет и выгодно, и качественно.
Основой контроля товарооборота ООО «Бахетле-1» должно стать, на наш взгляд, использование информационных технологий. В современном мире ИТ- рынок предлагает много инновационных решений для организации интеллектуального процесса продаж. В ООО «Бахетле-1» в целях повышения эффективности контроля продаж предлагаем внедрение технологии «умного» магазина. С целью оптимизации бизнес-процессов могут быть применены такие решения, как платёжные киоски, кассы самообслуживания и смарт-полки.
Только с помощью рациональной организации бухгалтерского учета, выявления сильных и слабых сторон, дает возможность наметить меры по улучшению качества и увеличению товарооборота ООО «Бахетле-1». При этом правильная, достоверная и объективная оценка финансового результата информационно определяет управление деятельностью организации, поскольку напрямую влияет на налогооблагаемую базу и на ценообразование.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с последующими изм.) //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №31. - Ст.3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с последующими изм.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст.410.
3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. (с последующими изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст.3824.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая:
Федеральный закон от 5 августа 2000 г. (с последующими изм.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст.3340.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (с последующими изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. № 50. - Ст. 7344.
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (с последующими изм.): Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1998. - № 23.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика
организации» ПБУ 1/2008: Приказ Минфина РФ от 6 окт. 2008 г. № 106н (с последующими изм.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - 3 ноября . - № 44.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 : Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (с последующими изм.) // Финансовая газета. - 1999 - 19 августа.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально
производственных запасов» ПБУ 5/01: Приказ Минфина РФ от 6 июня 2001г. № 44н (с последующими изм.) // Российская газета. - 2001. - 25 июля.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 : Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н. (с последующими изм.) //
Российская газета - 1999. - 22, 23 июня.
68
11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н. (с последующими изм.) // Российская газета - 1999. - 22, 23 июня.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (с последующими изм.): Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002г. № 114н // Российская газета. - 2003. - 14 января.
13. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 21.01.2015 N 9н)
14. Методические указания по бухгалтерскому учету материальнопроизводственных запасов: Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н (с последующими изм.) // Российская газета - 2002. - № 36.
15. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5).
16. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н)
17. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина РФ от 02 июля 2010 г. N 66н (с последующими изм.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - №35.
18. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 окт. 2000 г. № 94н (с последующими изм.) // В приложении к «Российской газете». - 2000. - № 48.
19. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. от 3.07.16) // СПС «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12171992/
20. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения. Введ. 2000-0101. - М., 2000. - 16 с.
Книги, монографии, учебники и учебные пособия
21. Агафонова М. Н. Оптовая и розничная торговля. - М., 2006. - 168 с.
22. Адамайтис, Л., Андрианова И. Товарооборот как фактор формирования прибыли торговой организации // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2. С. 450-454.
23. Акашева В.В., Горбункова А.О. Специфика применения российских и международных стандартов в сфере розничной торговли // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015.№ 1-1.С.124-126.
24. Акашева В.В., Горсткина Н.Н. Анализ розничного товарооборота продуктового рынка в Республике Мордовия // Наука XXI века: теория, практика, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. - С. 66-69.
25. Анализ товарооборота предприятий розничной торговли: учебное пособие / Б.В. Гринив. - Львов: ЛКА. - 2005. - 148 с.
26. Анализ коммерческой деятельности: учеб. пособие для студ. напр. подгот. 6.030509 «Учет и аудит» днев. та заоч. форм обучения / И.В. Сименко, Л.А. Ващенко, И.В. Гречина [и др.]. - Донецк: ДонНУЭТ, 2013. - 417 с.
27. Аппанова Ю.Э., Гурский В.А. Содержание этапов комплексного анализа товарооборота розничного торгового предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2014. № 6. С. 88-92.
28. Баканов М. И. Теория экономического анализа : учебник для торговых вузов / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. - Изд. 4-е, пер. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 336 с.
29. Безверхая Е.А., Шумакова О.В., Коваленко Е.В. Учет розничного товарооборота // Бухгалтерский учет. 2009. № 13. С. 64-66.
30. Бочарова Е.С. Учет продажи товаров в оптовой торговле // ДЕРЖАВИНСКИЕ ЧТЕНИЯ материалы XXII Всероссийской научной конференции. 2017. С. 289-296.