Введение 3
1 Понятие и виды темперамента 5
2 Характер человека 9
3 Общая характеристика способностей человека 13
4 Соотношение темперамента, характера и способностей 16
Заключение 18
Список использованных источников 20
Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.
Темперамент – совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.
Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица.
Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство.
Целью реферата является анализ взаимосвязи темперамента, характера и способностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и виды темперамента;
проанализировать характер человека;
дать общую характеристику способностей человека;
охарактеризовать соотношение темперамента, характера и способностей.
Объектом реферата выступают темперамент, характер и способности человека. Предметом – их взаимосвязь.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как А.А. Бодалев, Е.П. Ильин, Н.С. Лейтес, К. Леонград, В.В. Нуркова, С.Л. Рубинштейн, а также источники сети Интернет.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Структура реферата состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников.
Поскольку основные черты личности формируются в общественной жизни, то главной стороной для познания характера человека являются его отношения с другими людьми. О характере человека судят и по его темпераменту. Но важно различать эти понятия.
Характер человека – это сочетание его личностных качеств, которые могут меняться и зависят от социальной среды, в которой живет и развивается индивид.
Темперамент же – это врожденные реакции на внешние раздражители. Он не меняется и остается постоянным в течение всей жизни человека. Зная тип темперамента, можно лучше познать характер человека. Однако ярко выраженный темперамент встречается крайне редко. Чаще всего люди обладают смешанным темпераментом, в котором обязательно будет доминирующий.
Основываясь на данных определениях, можно сделать вывод, что характер связан с устойчивостью проявлений и отношений личности, поэтому можно говорить о некоторой предсказуемости ее поведения. С помощью характерологических черт возможно описать отношение человека к окружающей действительности, так как оно демонстрируется посредством поведения и поступков. Нельзя также отрицать тесную связь между характером человека, его темпераментом и способностями.
Отдельные черты характера не передаются по наследству, они непостоянны и изменчивы под воздействием окружающей среды, жизненного опыта, а также «тренировок» и обучения.
Таким образом, характер можно рассматривать как сочетание индивидуальных (уникальных) личностных особенностей и типических, которые предопределены обществом и эпохой его развития.
Следствие этого – бесконечное многообразие индивидуальных характеров. Однако жизнь и деятельность людей, которые живут и развиваются в схожих условиях, имеет много общего, поэтому и характеры данных людей будут обладать некоторыми одинаковыми чертами, отражающими общие, типические стороны их жизни. В этой связи получила распространение наука о характере – характерология, а также одна из важнейших ее проблем – проблема личностных черт.
1. Батаршев, А.В. Темперамент и характер [Текст] / А.В. Батаршев. – М.: Владос, 2017. – 356 с.
2. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2016. – 213 с.
3. Иванников, В.А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата [Тект] / В.А. Иванников. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 480 с.
4. Ильин, Е.П. Одаренность, способности, качества – синонимы или разные понятия? [Текст] / Е.П. Ильин // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 48–51.
5. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность индивидуальные различия [Текст] / Н.С. Лейтес. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2016 – 448c.
6. Леонград, К. Акцентуирование личности [Текст] / К. Леонград. – М.: Инфра-М, 2016. – 236 с.
7. Нуркова, В.В. Общая психология: учебник для вузов [Текст] / В.В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2019. – 524 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2017. – 705 с.
9. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст]: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: ПСТГУ, 2016. - 360 c.
10. Характер человека - его черты и качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylogik.ru/99-harakter-cheloveka.html