ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ
1.1. Феномен рефлексии в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Влияние рефлексии на учебную деятельность 14
1.3. Взаимосвязь познавательных психических состояний и
рефлексии 18
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИИ НА ДИНАМИКУ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
2.1. Организация и методика исследования влияния рефлексии на
динамику познавательных состояний 27
2.2. Динамика познавательных состояний в учебной деятельности
студентов 30
2.3. Динамика познавательных состояний у студентов с разным
уровнем рефлексивности 36
2.4. Влияние рефлексии на интенсивность переживаний
познавательных психических состояний у студентов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность исследования. Данная работа посвящена изучению динамики познавательных психических состояний у студентов с разным уровнем рефлексии.
Рефлексивная составляющая регуляторных процессов практически не выделяется при изучении основных механизмов детерминации психических состояний, хотя знание механизмов о включенности рефлексии в регуляцию необходимо для оптимизации состояний субъекта. Необходимо заметить, что учебная деятельность предъявляет наибольшие требования к уровню развития рефлексии, ведь именно в ней успешность освоения учебного материала студентами, а также продуктивность самоуправления поведением, деятельностью, состоянием зависят от включенности рефлексии в учебный процесс.
Богатый теоретический материал по рефлексии накоплен как в отечественной науке, так и в зарубежной. Но нужно отметить отсутствие единого подхода к разработке целостной обобщенной концепции в этом вопросе. В отечественной психологии рефлексия представлена в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Карпова, С.Ю. Степанова, И.Н. Семенова и рассматривается ими как качество сознания. Рефлексию как компонент мышления изучает В.В. Давыдов, Г.П. Щедровицкий. Также в работах Г.П. Щедровицкого, Ю.Н. Кулюткина и других рефлексия выступает компонентом деятельности, а у Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева - как способность осознания себя глазами другого человека. В зарубежной психологии рефлексия одними авторами признавалась одним из объяснительных принципов работы психики, а другими - считалась бесполезной, например, в бихевиоризме. Рефлексия изучалась в работах Р. Декарта, У. Джемса, И. Канта, Дж. Локка, А. Маслоу, В. Франкла, B.A. Farber, J.H. Flavell и др. На данном этапе изучения рефлексии в зарубежной психологии развиты такие направления, как метакогнитивизм, представления о психическом, склонность к самоанализу и проблема осознания.
Выделение особого класса познавательных состояний способствует эффективному исследованию познавательной деятельности в жизни человека. Исследование рефлексии познавательных состояний в учебной деятельности представляет особую важность, ведь студенты осознают достижение ими целевого познавательного состояния именно благодаря рефлексии. Однако по-прежнему недостаточно сведений о роли рефлексии в возникновении, формировании и закреплении познавательных состояний. В изучении познавательных психических состояний необходимо отметить труды Н.Д. Левитова, который первым выделил психические состояния, связанные с процессом познания и познавательной сферы субъекта. В Казанской школе психологии активно разрабатывается проблема изучения познавательных психических состояний человека. Целью данных исследований является формирование устойчивой мотивации к обучению через переживание студентами познавательных состояний в ходе учебного процесса. В исследованиях, проводимых под руководством А.О. Прохорова, М.Г. Юсупова, А.В. Чернова были обнаружены весомые закономерности проявления познавательных психических состояний.
Отсутствие теоретически обоснованных представлений о влиянии рефлексии на динамику познавательных психических состояний в учебной деятельности студентов определило основную проблему, на решение которой направлено данное исследование.
Объект: познавательные психические состояния субъекта.
Предмет: рефлексивные основания познавательных психических состояний.
Цель: выявить влияние рефлексии на динамику познавательных состояний в учебной деятельности студентов.
Гипотеза: рефлексия по-разному влияет на динамику познавательных состояний в учебной деятельности в зависимости от ее направленности и индивидуального уровня выраженности.
Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу с целью изучения степени разработанности проблемы взаимодействия рефлексии и познавательных состояний у студентов.
2. Описать динамику познавательных состояний в ходе учебной деятельности студентов: в начале, середине и конце занятия.
3. Проследить динамику познавательных состояний у студентов с разным уровнем рефлексивности.
4. Выявить влияние рефлексии на интенсивность переживаний познавательных психических состояний у студентов.
Методологическая основа. В работе использовалась психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности и интегральных психических процессов, рассматривающая рефлексию как сложную систему, синтезирующую в себе отдельные метапроцессы (А.В. Карпов), концепция системно-функциональной саморегуляции психических состояний (А.О. Прохоров), метод «полярных групп», с помощью которого были сформированы 3 группы, различающиеся по выраженности уровня рефлексии (А.В. Карпов), многофакторный дисперсионный анализ, входящий в состав статистического пакета SPSS 16.0.
В работе были использованы методики, направленные на диагностику различных видов рефлексии:
1. Методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова - В.В. Пономаревой на выявление уровня рефлексивности как личностного свойства,
2. Методика «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М. Г ранта,
3. Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева,
4. Методика диагностики рефлексивных процессов: распознавания, осознания и идентификации А.О. Прохорова, А.В. Чернова и познавательных состояний:
5. Методика «Психические состояния в учебной деятельности студентов» А.О. Прохорова, М.Г. Юсупова.
В качестве испытуемых выступили 134 студента 2-4 курсов очного отделения Института психологии и образования Казанского университета.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные эмпирические результаты позволят лучше понять особенности проявления познавательных состояний у студентов с разной направленностью и разным уровнем выраженности рефлексии. Результаты исследования могут быть использованы:
- в преподавательской деятельности при работе со студентами для достижения ими позитивных познавательных состояний на учебном занятии, учитывая направленность и уровень выраженности их рефлексивности;
- в ходе индивидуальных консультаций (в зависимости от направленности и уровня выраженности рефлексии подбираются соответствующие приемы и методы саморегуляции психических состояний).
Также результаты работы могут внести существенный вклад в последующие исследования феноменов рефлексии и познавательных психических состояний.
Структура и объем дипломной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Материал изложен на 66 страницах, содержит 8 таблиц, 7 рисунков. Список литературы языке.
В данной работе рассматривается влияние рефлексии на динамику познавательных психических состояний. Несмотря на очевидность значимости исследований по данной проблематике данные о характере влияния рефлексии на познавательные психические состояния в динамике практически отсутствуют. В эмпирической главе были представлены различные подходы к пониманию рефлексии, ее роли в учебной деятельности, а также мы определили рефлексию как важнейшую составляющую сознания в регуляторном процессе психических состояний.
В работе была поставлена и успешно достигнута цель показать, что существует влияние рефлексии на познавательные состояния в динамике. В работе подтверждена гипотеза о том, что рефлексия по -разному влияет на динамику познавательных состояний в зависимости от ее направленности и уровня выраженности. По ходу исследования были отмечены следующие закономерности:
1. Рефлексия занимает центральное место в структуре сознания и выполняет функции отражения содержания психики и регуляции психических процессов. Рефлексия в процессе обучения выступает механизмом самопознания, самоопределения, самоорганизации, самоконтроля и представляет собой основу осуществления учебной самостоятельной деятельности обучающихся. Формирование рефлексивных способностей для успешной учебы просто необходимо, так как рефлексия выполняет функцию саморегуляции и контроля деятельности, способствуя развитию личности студента.
2. Познавательные состояния как отдельный класс психических состояний являются общим фоном когнитивной деятельности, психологической переменной, интегрирующей все уровни познавательного отражения и регулирования. Рефлексия играет важную роль, оказывая непосредственное влияние на функционирование когнитивномотивационной сферы субъекта и представляя собой метакогнитивный механизм, выполняющий функцию регуляции его учебно-познавательной деятельности.
3. Выделены познавательные состояния, наиболее часто испытываемые на семинарском занятии: заинтересованность, сосредоточенность, задумчивость, размышление, рассеянность, вдохновение и др. Большая часть представленных состояний являются позитивными, из негативных - рассеянность.
4. Выявлена общая динамика познавательных состояний на семинаре: в начале занятия для студентов больше характерны состояния заинтересованности и вдохновения, но к середине занятия интерес постепенно снижается. Среди наиболее частых состояний в середине занятия проявляются состояния сосредоточенности, вдумчивости и размышлений. Накопленная под конец усталость делает студентов задумчивыми, скучающими и невосприимчивыми, однако происходит и рост встречаемости состояния рефлексии, за счет которого происходит осознание как полученного материала, так и собственной активности на занятии.
5. Проведен анализ динамики познавательных состояний студентов в зависимости от их уровня выраженности и направленности рефлексии. Установлены следующие закономерности:
- изучение динамики познавательных состояний в зависимости от уровневой выраженности деятельностной рефлексии показало, что в начале занятия все студенты заинтересованы в предстоящей работе, независимо от рефлексивности студентов. Однако высокорефлексивные студенты чаще других переживают в начале занятия состояния заинтересованности и сосредоточенности. К середине занятия более позитивные состояния заинтересованности, вдумчивости, сосредоточенности склонны испытывать низкорефлексивные. К концу занятия студенты со средним уровнем рефлексивности чаще остальных испытывают состояния размышления, озарения, рефлексии;
- изучение динамики познавательных состояний в зависимости от уровневой выраженности интроспекции показало, что и в начале, и в середине, и в конце учебного занятия низкорефлексивные студенты испытывают позитивные состояния, они воодушевлены вначале, заинтересованы и сосредоточены в процессе познания, что позволяет им по окончанию занятия переживать состояния рефлексии и размышления. У среднерефлексивных студентов наблюдается отрицательная динамика, так как присущий им самый большой процент заинтересованности в начале и в середине занятия к концу пропадает, а такие состояния как сосредоточенность и вдумчивость сменяются задумчивостью и скукой. Высокорефлексивные студенты в конце занятия испытывают те же состояния заинтересованности и сосредоточенности, что и в начале и в середине занятия;
- сравнительный анализ динамики познавательных состояний у студентов с разной направленностью рефлексии показал, что проявление познавательных состояний при осознании собственных переживаний было более однозначным, нежели в случае с рефлексией деятельности. Студенты с низким уровнем интроспекции проводят занятия более успешно, чем студенты со средним и высоким уровнем собственных переживаний. А у студентов с разным уровнем рефлексии деятельности динамика периодически менялась, но, в целом, у среднерефлексивных студентов получилось провести занятия наилучшим образом, получив на выходе наиболее положительные познавательные состояния, такие как: озарение, размышление, рефлексия.
6. Выделены познавательные состояния, которые переживаются студентами с наибольшей интенсивностью на семинарском занятии: заинтересованность, сосредоточенность, задумчивость, размышление, рассеянность, одухотворенность и другие. Показана общая динамика интенсивности переживаний познавательных состояний на семинаре: в начале занятия студенты интенсивно испытывают состояние заинтересованности и задумчивости, в середине занятия усиливается переживание задумчивости, размышления, сосредоточенности и одухотворения, а интенсивность переживания состояния рассеянности снижается, в конце занятия заинтересованность, задумчивость, размышление и одухотворение снижаются в интенсивности переживаний, рассеянность и озадаченность - усиливаются.
7. Выявлено влияние рефлексии разной направленности на интенсивность переживаний познавательных состояний у студентов:
- установлено, что взаимодействие рефлексии деятельности и рефлексии собственных переживаний влияет на интенсивность переживаний познавательных состояний студентов;
- максимальная интенсивность переживаемых студентами познавательных состояний достигается при сочетании среднего уровня рефлексии деятельности и средней интроспекции;
- минимальная интенсивность познавательных состояний обнаруживается при сочетании высокой интроспекции и среднего уровня рефлексии деятельности, а также при взаимодействии высокого уровня рефлексии деятельности и низкой интроспекции;
- выявлено, что в достижении наиболее интенсивных познавательных состояний для студентов с низким уровнем рефлексии деятельности оптимальным уровнем интроспекции является низкий, для студентов со средним уровнем - оптимальным является средний уровень интроспекции, а для студентов с высоким - оптимальным является высокий уровень интроспекции.
Практическая значимость. В результате исследования были получены данные о динамике познавательных состояний у студентов в ходе семинарских занятий, а также о влиянии рефлексии разной направленности на интенсивность переживаний познавательных состояний, которые требуют дальнейшего изучения и анализа. Полученные результаты вносят вклад в концепцию рефлексивной регуляции психических состояний. Данные могут быть использованы специалистами, работающими в образовательных учреждениях при обучении студентов разных профилей и подготовки, в ходе индивидуальных консультаций в школе или вузе. Знание о влиянии двух видов рефлексии на динамику и интенсивность переживаний познавательных состояний, а также учет их в преподавательской деятельности позволит специалистам (психологам и педагогам), работающим со школьниками и студентами организовать учебный процесс в зависимости от направленности и уровня выраженности рефлексии, формируя тем самым у них позитивные познавательные состояния.