Введение 3
1 Теоретические основы планирования на предприятии 5
1.1 Понятие и сущность планирования 5
1.2 Принципы и методы планирования 9
2 Особенности планирования на малых и средних предприятиях 12
2.1 Основные особенности малых и средних предприятий 12
2.2 Особенности планирования на малых и средних предприятиях 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Современное развитие предприятий сопряжено со значительными рисками, потерями, кризисами. Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее планировать. Управление, в широком смысле слова, представляет процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей системы на управляемую, с помощью так называемых общих функций управления. Одной из функций управления выступает непосредственно планирование.
Проработанный и согласованный план – это средство, с помощью которого можно контролировать, анализировать, производить и управлять бизнесом. Планирование не дает никаких гарантий успеха для компании, но оно позволяет подготовиться к различным неожиданностям.
На сегодняшний день средний и малый бизнес миновал стадию становления. В современном бизнесе малым предприятиям приходится решать задачи повышения эффективности деятельности в целом, оптимизации бизнес-процессов и бизнес-планирования, обеспечения высоких конкурентных преимуществ и т.д. Все эти задачи предполагают широкое использование всевозможных инструментов управления предприятием, информационных технологий, услуг консалтинга и т.д. Для успешной и рентабельной работы предприятия нужен анализ и оценка его управляемости, планирование и контроль, то есть всесторонняя картина бизнес-процессов
Для малого и среднего бизнеса успешное функционирование в большей степени зависит от своевременного обеспечения финансовыми ресурсами.
В современной России средние и малые предприятия ощущают острую нехватку новых, перспективных технологий управления, существует потребность в рациональном планировании бизнеса. Особенно в части формирования и распределения бюджета, контроле финансовых и товарных потоков, отслеживании состояния расчётов с поставщиками и заказчиками, анализе и прогнозировании показателей хозяйственной деятельности. Получается, что малый и средний бизнес, как и крупные компании, нуждается в непрерывном финансовом планировании.
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Цель данной работы состоит в исследовании организации планирования на малых и средних отечественных предприятиях.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
исследовать теоретические основы планирования на предприятиях;
проанализировать особенности планирования на малых и средних предприятиях;
сделать выводы по проведенному исследованию.
Объектом данной работы выступает планирование на предприятии. Предметом – особенности планирования на малых и средних предприятиях.
Теоретической базой при написании данной работы выступили Кодексы и Федеральные законы РФ, учебные пособия, периодические материалы по заданной тематике таких авторов как: Адамчук А.М., Айгунян А.А., Алексеева Г.М., Баландина А.С., Бухалков М.И., Быстров А.В., Верещагина Л.В., Гарифуллин А.А.,
Девятилова А.И., Ефимцева Т.В. Зелинская Л.Ю., Клейман А.В. , Клещёв С.E., Куницкая Е.В., Лукьянченко А.М., Немченкова Л.П., Савкина Р.В., Тимофеев В.И., Трусенева Е.А., Янковская В.В.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение, индукция и дедукция.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Таким образом, в данной работы было выявлено, что планирование представляет собою процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. Но прежде всего планирование – это процесс практического воплощения стратегии, принятие конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить его неопределенность.
Следует отметить тот факт, что прогнозы занимают ведущее положение во всей системе прогнозов и планов компании. При этом важной структурной характеристикой системы плановых расчетов является периодичность планирования.
Следует сказать, что планирование основано на определенных принципах, среди которых принцип единства, непрерывности, гибкости, точности.
Как было отмечено, важную роль в планировании предприятия занимают методы планирования. Среди этих методов выделяют такие как балансовый, нормативный, опытно-статистический, программно-целевой.
Необходимо отметить, что особое внимание уделяется таким видам планирования как стратегическое, тактическое и оперативное. Этим видам планирования предприятия уделяют особое внимание.
Особую роль в экономике нашей страны сегодня играют непосредственно субъекты малого и среднего предпринимательства, которые представляют собою хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям».
При этом, Закон о развитии малого и среднего предпринимательства устанавливает четыре критерия, соблюдение которых необходимо для получения статуса микро-, малого или среднего предприятия: цель осуществляемой деятельности, средняя численность работников, доля участия и сумма выручки от реализации (или балансовая стоимость активов).
Следует отметить тот факт, что для малого и среднего бизнеса успешное функционирование в большей степени зависит от своевременного обеспечения финансовыми ресурсами. Получается, что малый и средний бизнес, как и крупные компании, нуждается в непрерывном финансовом планировании.
Отмечено, что особенности финансового планирования в рамках малого предприятия обусловлены его размерами, рисками, небольшим количеством сотрудников и ограниченностью финансовых ресурсов. При этом во многих коммерческих организациях финансовое планирование осуществляется только на короткий промежуток времени (3 месяца) и сводится к определению более или менее точного размера авансовых взносов налоговых платежей. Однако слишком короткий горизонт планирования со временем превращается в барьер развития бизнеса и ведет к зацикливанию на текущих проблемах. Именно по причине вышесказанного еще большее значение следует придавать стратегическому и оперативному планированию.
Эффективность и результативность финансового планирования на предприятии определяется тем, насколько правильно выбраны наиболее важные для предприятия направления планирования и выдержана последовательность работы с ними, поскольку результаты планирования каждого из выделенных направлений формируют базу для последующего этапа.