ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ОФОРМЛЕНИЯ ТОРЖЕСТВ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Теоретическое осмысление дополнительного образования 6
1.2 Виды и способы искусства оформления торжеств.. 11
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИСКУССТВУ ОФОРМЛЕНИЯ ТОРЖЕСТВ 17
2.1 Содержание и образовательные задачи обучения искусству
оформления торжеств 17
2.2 Выбор объектов творческой деятельности 21
Выводы по второй главе 25
ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСКУССТВА ОФОРМЛЕНИЯ ТОРЖЕСТВ 26
3.1 Разработка эскиза фотозоны 26
3.2 Выбор и обоснование расходных материалов объекта творческой деятельности элементов декора фотозоны «ЦветоЛето» 29
3.3 Технологическая последовательность изготовления элементов
декора фотозоны «ЦветоЛето» 32
Выводы по третьей главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сегодня система дополнительного образования переживает большие изменения. В соответствии с положением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей рассматривается в контексте непрерывного образования (с 6 до 18 лет), предназначенный для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей человека в интеллектуальном, физическом, духовно-нравственном и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Целевая направленность дополнительного образования как части непрерывного соотносится с укреплением способности человека адаптироваться к постоянным преобразованиям в обществе, экономике, культуре, движением к творчеству, традициям, которая начинается со «свободного выбора».
Искусство оформления торжеств или как часто стали называть его мимолетное искусство сегодня набирает все большую популярность. В сети Интернет, ВКонтакте и на сайтах различных обществ, представлено великое множество оформительских услуг. Среди них известные художники- оформители торжеств Дарья Руссак, мастера Maison des Fleurs, NN Decor Design, голландский предприниматель и декоратор Жан-Анри Йансен, декораторы Наира Ависон, Мария Каменская, Наталья Топоровская, в том числе флорист и декоратор Юля Кривинюк и многие другие. У них у каждого сформировался свой стиль, даже пытаются угадать моду и спрос на определённые виды услуг в мимолетном искусстве. Это отрадно, но, к сожалению, в нашем регионе очень мало мастеров, кто готов поделиться своим опытом.
На сегодняшний день большими возможностями обладает сфера образования в частности дизайн-образование. В научном обществе дизайнобразование понимают как некий процесс подготовки педагогов в области дизайна, начиная с первой ступени образования - дошкольного и до профессионального и даже послевузовского уровня образований. Дизайн- образование это своего рода особая, уникальная область в педагогической науке, формирующая художественно-эстетический вкус, проектную культуру обучающихся на каждом уровне образования с учетом психофизиологических особенностей участников образовательного процесса, которое можно организовать как в основном, так и в дополнительном образовании. Дизайн и декоративно-прикладное искусство как самостоятельные отрасли и виды искусства постоянно развиваются и совершенствуются: появляются новые техники, материалы, способы обработки материалов и прочие позиции. Многие мастера, художники-оформители заявляют, то появилась некая мода в дизайне и искусстве воплощения. В этой связи возникает необходимость разработки учебно-методических и дидактических материалов, образовательных технологий и методов реализации образовательного процесса дизайн-образования, что собственно и позволило сформировать тему нашего исследования: методика обучения студентов колледжа искусству оформления торжеств в дизайн-образовании.
Цель: разработать методику обучения подростков искусству оформления торжеств в дополнительном образовании и реализовать её в материальном объекте творческой деятельности.
Объект: дополнительное образование подростков.
Предмет: обучение искусству оформления торжеств в системе дополнительного образования.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать материалы и Интернет-источники по проблеме исследования.
2. Разработать содержание курса дополнительного образования подростков «Decor».
3. Разработать проект фотозона и реализовать его в объекте «ЦветоЛето».
наблюдение, изучение продуктов творческой деятельности - эмпирические методы; экономически составляющая стоимости проекта - математические методы исследования.
Практическая значимость: разработанная нами методика обучения подростков искусству оформления торжеств в дополнительном образовании может быть положена в основу совершенствования подготовки будущих дизайнеров на ступени основного общего образования и/или получения дополнительной рабочей профессии.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы и выводы по ним, заключение, список использованных источников и приложения в виде проекта фотозоны «ЦветоЛето».
Сегодня дополнительное образование доступно в специализированных учебных центрах или в рамках программы базового образования для старшеклассников, занимающихся непрерывным образованием. Обучающиеся подросткового возраста представляют особую категорию, так как их потребность в дополнительном образовании определяется их интересами, и так называемой индустрии моды в дизайне и декоративно-прикладном искусстве. При этом они должны соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, определяемым конкретными внешними и внутренними факторами (нормативно-правовой базе, единому документообороту, результативным показателям обучающихся; единой цели образования: воспитать ответственного, инициативного и компетентностного гражданина РФ; условиям непрерывности образования и прочие).
В ходе нашего исследования дополнительного образования подростков нами был определен предмет исследования: обучение искусству оформления торжеств в системе дополнительного образования. Решение поставленных задач позволило достичь цели: разработать методику обучения подростков искусству оформления торжеств в дополнительном образовании и реализовать её в материальном объекте творческой деятельности.
Изучение, анализ и моделирование образовательного процесса, как одни из методов исследования позволили разработать содержание курса дополнительного образования по художественному направлению подготовки «Decor». Курс рассчитан на подростков, общей трудоемкостью в 136 часов. Программа ориентирована на развитие художественно-творческой личности подростка средствами декорирования и преобразования банальных вещей в предметы декора и/или интерьера в процессе декорирования торжеств. По завершению обучения в студии подростки освоят техники декорирования торжеств, получат опыт создания баланса идеальных деталей для торжественного декора и преобразования банальных вещей в предметы декора и/или интерьера.
В практической составляющей нашего исследования мы представили проект фотозоны в деталях «Цвето-Лето».
Надеемся, что разработанная нами методика обучения подростков искусству оформления торжеств в дополнительном образовании может быть положена в основу совершенствования подготовки будущих дизайнеров на ступени основного общего образования и/или получения дополнительной рабочей профессии.
1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. - М :Просвещение, 2015. - 143 с.
2. Алексеев, А. Г Дизайн-проектирование: Учебное пособие для СПО /
А.Г. Алексеев. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 90 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://biblio-
online.ru/viewer/dizayn-proektirovanie-444529#page/2
3. ArtPro10: оформление фотозоны своими руками [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //artpro 100.ru/dekor/prazdnichnyi-
dekor/oformlenie-fotozony-svoimi-rukami.html
4. Баминова, Л.С. Особенности художественного воспитания студентов / Л.С.Баминова.- Мурманск: Окос, 2014. - 192 с.
5. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. - М: Фолио-Аст, 2012. - 78 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б Богоявленская - М: Знание, 2015. - 96 с.
7. Богоявленская, Д.Б. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Педагогика. - 2013. - № 3. - 36 с.
8. Боно, Э. де. Рождение новой идеи / Э.де Боно - М: Просвещение, 2015. - 88 с.
9. Боно Э. де. Серьезное творческое мышление / Э.де Боно - Перевод с англ. - М: Попурри, 2015. - 415 с.
10. Валери, П. Об искусстве / П. Валери-М: УРАО,2015. - 211 с.
11. Василенко, В.М. Дизайн / В.М. Василенко- М: Просвещение, 2014. - 225 с.
12. Васильева, В.А Ландшафтный дизайн малого сада: Учебное пособие для СПО / Васильева В. А., Головня А. И., Лазарев Н. Н. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 74 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //biblio-online.ru/viewer/landshaftnvv- dizavn-malogo-sada-441216#page/2
13. Где рождаются чудеса http://otprazdnuem.com/oformlenie/gde-
rozhdavutsva-chudesa-ili-kak-oformit-scenu-samostovatel-no.html
14. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации те
ма диссертации и автореферата по ВАК 13.00.08, доктор педагогических наук Кожуховская, Светлана Махтиевна 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/dizain-
obrazovanie-struktura-soderzhanie-i-metodv-realizatsii
15. Дубровин, В.М. Основы изобразительного искусства: учебное пособие для вузов /М.В. Дубровин; под науч. ред. В.В. Корешкова - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт; М.: Московский городской педагогический университет, 2019. - 360 с.
16. Единый национальный портал дополнительного образования http: //dop.edu.ru/cms/index/directions
17. Как сделать фотозону своими руками — мастер классы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://missbagira.ru/themes/sovetv/kak-sdelat- fotozonu-svoimi-rukami-master-klassv-fotozona-iz-cvetov-sharikov- bumagi-dereva-kak-sdelat-fotozonu-na-den-rozhdeniva-svadbu
18. Концепция развития дополнительного образования детей http://dop.edu.ru/upload/file api/eb/82/eb82917a-efb7-4e9d-9e32- 6ce8df105f69.pdf
19. Кардмейкинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.livemaster.ru/topic/1441027-kardmeiking- sozdanie-unikalnvh- otkrvtok-svoimi-rukamihttps://www.livemaster.ru/topic/1441027- kardmeiking-sozdanie-unikalnvh-otkrvtok-svoimi-rukami»
20. Мелик-Пашаев,.А.А.. Педагогика искусства и творческие способности./ А.А.Мелик-Пашаев- Мурманск: Окос, 2016. - 195 с.
21. Мелик-Пашаев, А.А. Цвет как выразительное средство в изобразительной деятельности: Искусство в СПО / А.А.Мелик-Пашаев. -Мурманск: Окос,2016. -133 с.
22. Мещанинов А.А. Дизайн. Точка над й. - СПб.: Изд-во Политех. Ун-та, 2008. -220 с.
23. Неменская, Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь, Строишь /Л.А. Неменская. - М: Просвещение, 2017. - 73 с.
24. Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М.Неменский. - М: УРАО, 2016. - 205 с
25. Основы дизайна и композиции: современные концепции: Учебное по
собие для СПО / Отв. ред. Павловская Е. Э. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 74 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/osnovv-dizavna-i-kompozicii-
sovremennye-koncepcii-445865#page/2
26. Оформление торжеств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://maisondesfleurs.boutique/uslugi/oformlenie-torzhestv/
27. Патрушева, Л.К. Дидактика образовательной области «Технология» в таблицах и схемах: учеб. пособие /Л.К.Патрушева. - Киров: Изд-во ВятГТУ, 2006. - 216 с.
28. Розенсон. И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов
/И.А.Розенсон. - СПб.: Питер, 2007. - 219с
29. Селье, Г. От мечты к открытию / Г.Селье. - М.: Просвещение, 2015.178 с.
30. Сельченок,.К.В. Психология художественного творчества: Хрестоматия ./ К.В.Сельченок.- М.: Харвест, 2015.- 198 с.
31. Серебрянников, Л.Н. Методика обучения технологии: учебник для академического бакалавриата /Л.Н.Серебрянников. - М.: Юрайт, 2016. - 308 с.
32. Свадебный вальс. Все города [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svadba-vals.ru/sovetv-i-idei/sovetv-professionalov/oformlenie-svadbv- ili-mimoletnoe-iskusstvo.html
33. Столяренко Н.Д., Педагогическая психология / Н.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 544 с.
34. Федеральный закон РФ N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
35. Цифровое искусство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.creativebloq.com
36. Швецова, И.В. К обоснованию возможностей системы дополнительного образования как пространства организации разновозрастных сообществ подростков / И.В. Швецова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2018/2672.htm
37. Шокорова, Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л.В. Шокорова - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 74 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/stilizaciva-v-dizavne-i-dekorativno- prikladnom-iskusstve-441332#page/2
38. Creative activity and creativity [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //manpro gress.com/en/methods/creativitv.html
39. Dexigner [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dexigner.com/
40. KIDSPHOTOMASTER - Магазин фотофонов для фотографов №1.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://fotofons.ru/?vclid=3370047536223517344
41. SPACE HAUS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.spacehaus .net/desi gn-construction