ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6
ВВЕДЕНИЕ 7
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПИЩЕВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ .. 10
1.1. Патентный поиск 10
1.2. Сущность, понятие конкурентоспособности пищевого оборудования 12
1.3. Классификация пищевого оборудования 19
1.4. Требования к современному пищевому оборудованию 26
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПИЩЕВОГО
ОБОРУДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 30
2.1. Характеристики и расчет производительности исследуемого пищевого
оборудования 30
2.2. Анализ конкурентоспособности пищевого оборудования отечественного
производителя 48
2.3. Анализ анкет проведенного опроса 62
2.4. Анализ показателей надежности 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. Это - многогранное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров условиям рынка. По мере развития производительных сил общества, совершенствования технологических производственных процессов, вовлечения в производственные процессы новаций происходит насыщение рынка товарами и услугами, вследствие чего усиливается соперничество между производителями за рынки сбыта и ресурсы.
На сегодняшний день для отечественных производителей задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции становится особенно актуальной в связи со слабой позицией на внутреннем и зарубежном рынках. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют еще многим производителям пищевого оборудования позитивно решать эту задачу.
В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы производителям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления. Кроме того, в условиях рыночной экономики, производители пищевого оборудования, поставляющее свою продукцию как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности выпускаемой продукции, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя.
Конкурентоспособность пищевого оборудования - это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период. Оценкой конкурентоспособности оборудования занимаются различные субъекты рынка - предприятия-изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации, но в конечном счете оценка конкурентоспособности пищевого оборудования является прерогативой потребителя, так как именно для выпуска продукции приобретаются те или иные аппараты и оборудования. Из ряда аналогов потребитель выбирает, который больше соответствует его потребностям и его производственным мощностям.
Изучение конкурентоспособности того или иного пищевого оборудования должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, модернизировать его, ввести инновацию, перевести на другой сектор рынка и т.д.). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен. Это же и касается оборудования, пока оборудование производит товар, на который имеется спрос, оборудование будет востребованным.
Исследованию проблем конкурентоспособности посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Среди зарубежных заслуженным авторитетом пользуются такие авторы, как П. Драккер, Д. Кэмпбелл, Ж.Ж. Ламбен, Н. Мескон, С. Роббинс, А.А. Томпсон. Среди отечественных исследователей заметный вклад внесли Г.Л. Азоев, Е.П. Голубков, П.С. Завьялов, И.М. Лифиц, Юданов и многие другие. Тем не менее, большинство существующих методик конкурентоспособности ориентированы в основном на оценку конкурентоспособности производителя и поэтому не могут быть напрямую использованы во всех областях конкурентоспособности.
Цель магистерского исследования - исследование конкурентоспособности пищевого оборудования отечественного производителя.
Объект исследования - пищевое оборудование отечественного производителя.
Предмет - анализ конкурентоспособности пищевого оборудования.
Задачи магистерского исследования:
1. Рассмотреть сущность, понятие конкурентоспособности пищевого оборудования;
2. Изучить классификацию пищевого оборудования;
3. Проанализировать требования к современному пищевому
оборудованию;
4. Дать характеристику исследуемому пищевому оборудованию;
5. Провести исследование конкурентоспособности пищевого оборудования отечественного производителя.
Практическая значимость работы направлена на поиск путей совершенствования конкурентоспособности пищевого оборудования.
Магистерская диссертация состоят из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассмотрено понятие конкурентоспособности пищевого оборудования, описана классификация, а так же проанализированы требования к современному пищевому оборудованию.
Во второй главе дана характеристика исследуемому пищевому оборудованию, проведено исследование конкурентоспособности пищевого оборудования отечественного производителя, а так же проведен опрос среди работников кухни ООО «Латте», рассчитана надежность исследуемого теплового оборудования.
Способность производителя оборудования получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, производитель пищевого оборудования должен быть способен своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, технические и социально-культурные факторы.
Именно печь во многом определяет качество готовой пиццы. Печи для пиццы и хлебобулочных изделий относятся к универсальному тепловому оборудованию, поскольку с их помощью можно готовить не только пиццу, но и другие популярные кулинарные изделия. При выборе печи для пиццы ориентируются на несколько аспектов. Самый очевидный это масштаб производства. Насчитывается шесть основных видов печей для пиццы, применяемых в ресторане общественного питания и торговли ООО «Латте», которые были рассмотрены в данном разделе.
К наиболее типичным причинам, дающих конкурентное преимущество пищевому оборудованию, можно относит следующие:
- новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для производства продукции, улучшение сопутствующих услуг. Именно оно чаще всего предшествует важным нововведениям. Новые отрасли появляются тогда, когда изменение технологии делает возможным появление нового товара.
- новые или изменившиеся запросы покупателей. Часто конкурентное преимущество возникает или переходит из рук в руки тогда, когда у покупателей появляются совершенно новые запросы или же их взгляды на то, «что такое хорошо и что такое плохо», резко меняются.
- появление нового сегмента отрасли. Тут есть возможность не только выйти на новую группу покупателей, но и найти продукции или новые подходы к определенной группе покупателей. Например выпуск фирмами новые печи, они добились унификации моделей и высокоавтоматизированного производства. Новый сегмент для конкурентов, уже утвердившихся на рынке, оказался трудным.
- изменение стоимости или наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырье, энергия, оборудование и т.п. Фирма добивается конкурентного преимущества, приспосабливаясь к новым условиям, в то время как конкуренты связаны по рукам и ногам капиталовложениями и тактикой, приспособленными к старым условиям.
- изменение правительственного регулирования. Изменение политики правительства в таких областях, как стандарты, охрана окружающей среды, таможенная и налоговая системы.
Важно быстро среагировать на изменение структуры отрасли, заметить новое и внедрить его, является главной задачей конкурентных преимуществ пищевого оборудования.
В данной работе была проанализирована конкурентоспособность пищевого оборудования. Для анализа были выбраны модели печей используемые предприятием общественного питания ООО «Латте», а именно:
1. Печь для пиццы GrillMaster ППЭ/1;
2. Печь электрическая для пиццы ПЭП-4;
3. Печь электрическая для пиццы ПЭП-6-01;
4. Печь для пиццы Pyhl PEO-40х2;
5. Печь для пиццы GAM SB4;
6. Печь для пиццы PIZZA GROUP Entry Max 6.
Характеристики печей данных имеют важнейшую роль с вязи с этим были изучены паспорта анализируемых машин.
Для специализированных предприятий общественного питания по функциональным показателям (производительность, потребляемая мощность, вместимость пиццы) больше подходит печь для пиццы ПЭП-6-01, а для предприятий общественного питания общего назначения подходит печь для пиццы ПЭП-4, так как данные печи, имеют высокие функциональные показатели, и по сравнению с зарубежными производителями, низкую цену.
Следует также отметить, что печь PIZZA GROUP Entry Max 6 в сравнении с печью ПЭП-6-01 имеет одинаковую производительность, однако стоимость превышает на 8,5% (5096 руб). При анализе, можно увидеть и обратную тенденцию увеличения стоимости (ППЭ/1) российского производителя, в сравнении с зарубежным (Pyhl PEO-40х2). В данном случае, производительность печей одинаковая - 8 шт. в час, но при этом печь ППЭ/1 имеет функцию гриль, вследствие чего и оправдывается завышенная цена. Наибольшей известностью среди поваров обладают Печь для пиццы Entry Max 6, Печь для пиццы ПЭП-6-01 и Печь электрическая для пиццы ПЭП-4, а также у данных печей наивысшие оценки по качеству и позиционированию в использовании. Самые низкие рыночные позиции у печей Pyhl PEO-40x2, GAM SB4 и ППЭ/1.
Итак, печи для выпечки пиццы отечественного производства являются наиболее оптимальным решением, особенно в условиях дефицита импортного оборудования и тенденции на импортозамещение.
Исследование показало, что самые низкие показатели отечественного производителя по всем исследуемым критериям у печи ППЭ/1, самые высокие показатели у печи ПЭП-6-01 так же отечественного производителя. Так же можно сделать вывод, что надежность безотказной работы печи ПЭП - 6 - 01 выше, чем ППЭ/1, на 900 часов. Это говорит, о необходимости модернизации печи ППЭ/1.
Таким образом, только разработка и внедрение конкурентоспособного отечественного оборудования позволит вывести пищевую промышленность на необходимый уровень развития.
1. Антипов Ю. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности пищевого оборудования // Исследования. - 2015. - № 3 (89). - С. 212-221.
2. Арбатская, Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности продукции / Е. А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2016. - №1. - С. 118-121.
3. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества организации производящие аппараты. - М.: ОАО «Новости», 2016. - 256с.
4. Воронов А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции Стандарты и качество. - 2015. - №11. - С. 47.
5. Гармашов В.С. Стратегия обеспечения конкурентоспособности продукции фирмы. - СПб., 2016. - 302с.
6. Гусейнов Г.Г. Пищевое оборудование: Автореф. дис. канд. экон. наук Ин-т мировой экон. и междунар. экон. отношений РАН. - М., 2016. - 205с.
7. Данчиков Е.А. Конкурентоспособность предпринимательских структур и продукции. - М., 2017. - 23 с.
8. Демченко А.А., Кузьбожев Э.Н. Измерение конкурентоспособности отрасли: теория и методы измерения. - Курск, 2016. - 88с.
9. Ермолов М.О. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности продукции пищевого оборудования. - М.,2015. - 211с.
10. Иванова Е. И. Оценка конкурентоспособности предприятия и ее продукции. Учебное пособие. / Е. И. Иванова - Ростов н/Д.:Феникс, 2016. - 304с.
11. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. - 2017. - № 11. - 185 с.
12. Исаев, А.А. Конкурентоспособность: проблемы теории / А.А. Исаев
// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского
79
государственного университета экономики и сервиса. - 2015. - № 4 (4). -
С.65-172.
13. Кеворков В. В. Повышение конкурентоспособности, формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление. - М.: Издательство Российская газета, 2016. - 216с.
14. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб.: Питер, 2017. - 284с.
15. Конина, Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н. Ю. Конина. - Москва: Проспект, 2016. - 361с.
16. Лоскутова, М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности / М.В. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - № 9. - 106 с.
17. Лифшиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров. - М.: Юрайт-М, 2016. - 224с.
18. Мазилкина Е.И. Конкурентоспособность современного оборудования. - М.: Издательство Омега-л. - 2016. - 325с.
19. Макаров, А.В. Применение теорий и моделей конкурентоспособности при разработке стратегии диверсификации предприятия / А.В. Макаров, А.Р. Гарифулин // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 6. - С.22-35.
20. Метелев, И. С. Конкурентоспособность субъекта пищевой промышленности: сущность, методы, факторы и критерии оценки / И. С. Метелев // Проблемы современной экономики. - 2015. - №1. - С. 116-120.
21. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: ОАО «НПО «Экономика». - 2016. - 362с.
22. Повышение конкурентоспособности машин: формирование
рыночной стратегии и ее практическое осуществление: разъяснения, советы и рекомендации В. В. Кеворкова и Д. В. Кеворкова. - М.: Российская газета , 2016. - 215с.
23. Портер, Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 211с.
24. Просветов Г.И. Конкуренция. Задачи и решения. Учебнопрактическое пособие. / Г. И. Просветов - М.: изд-во Альфа-Пресс, 2016. - 344с.
25. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред.Г.Я. Кипермана - М.: Республика, 2015. - 524с.
26. Сухов В.Д. Основы конкурентоспасобности. Практикум./ В. Д. Сухов - М.: Издательство Академия, 2015. - 224с.
27. Селименков Р. Ю. Пути повышения конкурентоспособности продукции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 6 (30). -
С.60-67.
28. Семенов В. М. Развитие технико-технологических инноваций как основа обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 5. - С.77.
29. Совместные инновационные проекты - залог конкурентоспособности продукции // Областная газета. - Екатеринбург, 2017. - №9. - С1 -2.
30. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 176с.
31. Салихов, В. А. Конкуренция в пищевой промышленности: учебное пособие / В. А. Салихов. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2015. - 163с.
32. Стародубцева Е. А. К вопросу о трактовке понятия «конкурентоспособность производства» / Е. А. Стародубцева // Известия ИГЭА. - 2015. - №4. - С. 135-136.
33. Фатхутдинов, Р. А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией / Р. А. Фатхутдинов // Современная конкуренция. - 2016. - №1. - С. 76.
34. Хруцкий, В. Е., Корнеева И.В. Современный сервис: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. Пособие / В.Е.Хруцкий, И.В.Корнеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 528 с.
35. Черчилль, У., Гилберт А. Основы конкурентоспособности пищевого оборудования / У. Черчилль, А. Гилберт. - СПБ.: Питер, 2016.-752 с.
36. Швшгьбе, Х. Практика Оценка конкурентоспособности малых и средних предприятий: Пер. с нем. / Х.Швальбе. - М.: Республика, 2017. - 350 с.
37. Цыпкин, Ю. А. Основы конкурентоспособности производства. Ситуации, примеры / Ю.А. Цыпкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 471 с.
38. Эванс, Дж. Р., Берман Б. Конкурентоспособность как фактор успеха организации / Дж.Р.Эванс, Б.Берман. - М.: Экономика, 2016. - 335 с.
39. Управление стратегической конкурентоспособностью
«Предпринимательство». -2016. - № 5 - С. 16-21. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [http://old.creativeconomy.ru/articles/15418/]., свободный - Дата обращения - 19.04.2019.
40. Конкурентоспособность. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [http://www.financialguide.ru/encyclopedia/konkurentosposobnost]., свободный - Дата обращения - 19.04.2019.
41. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности
[Электронный ресурс] - Режим доступа: [http://cribs.me/ekonomika-
predpriyatiya/vnutrennie-i-vneshnie-faktory-konkurentosposobnosti- predpriyatiya_]., свободный - Дата обращения - 20.04.2019.
42. Конкурентоспособность организации [Электронный ресурс] -
Режим доступа: [http: //www.ereading.club/chapter. php/130600/21/Mazilkina,_-
_Osnovy_upravleniya_konkurentosposobnost'yu.html]., свободный - Дата обращения - 20.04.2019.
43. Ростат [Электронный ресурс] - Режим доступа: [http://www.gks.ru]., свободный - Дата обращения - 20.04.2019.
44. Паспорт печи ППЭ/1 [Электронный ресурс] - Режим доступа: [https://agrozavod.ru/published/publicdata/AGRORESURS/attachments/SC/prd_files /Паспорт%20ПЭМ-2У%20ПРОФИ%20-%20брошюра^1:], свободный - Дата обращения - 15.05.2019.
45. Паспорт печи ПЭП - 4 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
[https://mcgrp.ru/files/viewer/337895/5], свободный - Дата обращения -
17.05.2019.
46. Паспорт печи ПЭП - 6 - 01 [Электронный ресурс] - Режим доступа: [https://www.whitegoods.ru/manuals/PEP_6.pdf], свободный - Дата обращения -
23.05.2019.
47. Паспорт печи Pyhl PEO-40x2 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [https://entero.ru/item/24485], свободный - Дата обращения - 1.06.2019.
48. Паспорт печи GAM SB4 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
[https://mcgrp.ru/files/viewer/321255/1], свободный - Дата обращения -
9.06.2019.
49. Паспорт печи Entry Max 6 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [https://www.whitegoods.ru/goods/43800.htm], свободный - Дата обращения -
13.06.2019.