Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в детском возрасте 6
1.1. Виды агрессии и агрессивности 6
1.2. Причины возникновения агрессии у детей 10
Выводы по 1 главе 12
Глава 2. Экспериментальное изучение агрессивного поведения у детей 14
2.1. Методы и методики исследования 14
2.2. Результаты исследования 15
Выводы по 2 главе 19
Заключение 20
Список используемой литературы 22
Приложения 24
Актуальность темы: за последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженный с собой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием и агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство.
На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность и социальная напряженность в стране. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция, заполненные сценами насилия, обмана, секса – «научают» действовать агрессивно. Внедрение западной культуры привело в России к деградации личности и духовных ценностей.
Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия. [31,416].
Агрессия представляет собой совокупность показателей – физической, косвенной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические направления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.
Однако при всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.
Причины агрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Особенно неблагополучно положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных семьях. Возникающие у детей чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, ненависти толкает их на совершение актов насилия. Все эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: агрессивное поведение детей.
Предмет исследования: психологические особенности личности агрессивных детей.
Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных детей.
В нашей работе мы поставили следующие задачи:
1.В теоретическом анализе рассмотреть основные подходы к объяснению причин возникновению агрессии.
2. Изучить и подобрать методы и методики исследования по проблеме агрессивного поведения детей.
3. Провести экспериментальное исследование и проанализировать полученные результаты.
В своей работе мы опирались на положения З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера, А.Басса, А.Бандуры, К.Роджерса, Г.А.Андреевой, О.Ю.Михайловой и др.
Методы исследования: методики, направленные на изучение уровня агрессивности (Методика Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко, методика «Выбери нужное лицо», «Критерии выявления агрессивного ребенка»).
Исследование проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №153» городского округа Самара (старшая группа, 24 человека).
Проблема агрессии является одной из наиболее острых проблем современного общества. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат изменений в содержании ценностных ориентации общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением со стороны родителей и их чрезмерной занятости, эпидемий разводов. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров.
Педагогический процесс не должен ограничивается обучением. Задача педагога при организации воспитательной работы подобрать нужные принципы, методы и формы коррекции и помочь ребенку пересмотреть свои ценности и идеалы в позитивную сторону. Если педагог не скорректирует поведение ребенка, позволит стабилизироваться агрессивным реакциям в подростковом возрасте, то агрессивность, проявляемая в детстве, имеет серьезные шансы превратиться в жестокую антисоциальную агрессивность в молодые годы.
Анализируя выше сказанное, считаем, что одной из важнейших задач проблемы профилактики и преодоления агрессивности является пристальное внимание к каждому конкретному случаю проявления агрессивного поведения. Необходимо выявлять основные факторы, способствующие формированию агрессивного поведения детей, и вести работу по их устранению.
Безусловно, проблема агрессивности и тревожности является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора.
В проведенном исследовании решены поставленные задачи. Все это позволило нам по результатам исследования сделать следующие выводы.
Необходимым условием проведения психолого-педагогической коррекции агрессивности детей является своевременное выявление факторов социальной дезадаптированности. Комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня агрессивности, помогает на ранних стадия выявить тревожные факторы.
Выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.