Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №34482

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
908
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………….………….3

Глава I. Теоретические подходы к изучению агрессии в современной научной психологической литературе
1.1. Возрастные и гендерные особенности проявления агрессии……….11
1.2. Устойчивость агрессивного поведения у младших школьников…..21
1.3. Краткие выводы по первой главе…………………………………......25

Глава II. Использование сказкотерапии в преодолении агрессивного поведения младших школьников
2.1. Возможности арт-терапии для коррекции детской агрессивности.27
2.2. Сказкотерапия как средство снижения детской агрессивности…..31
2.3. Краткие выводы по второй главе……………………………………40

Глава III. Экспериментальное исследование по изучению влияния сказкотерапии на снижение агрессивности младших школьников
3.1. Краткая характеристика группы испытуемых и методы исследования. Анализ констатирующего этапа эксперимента…...…………..41
3.2. Коррекционная программа по снижению агрессивного поведения младших школьников посредством сказкотерапии…………………………..50
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента………………………65

Заключение……………………………………………………………………...73
Список использованной литературы………………………………………..76
Приложение


Актуальность темы исследования. Социально-экономические и общественно-политические преобразования, осуществляемые в последние десятилетия в стране, в значительной мере повлияли на возникновение проблем, связанных с организацией воспитания и обучения школьников. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих позиций, негативное влияние средств массовой информации отрицательно сказываются на становлении личности младшего школьника. Все большее число детей испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, а также трудности в общении с педагогами и сверстниками. В современном социуме отмечается рост агрессивности и деструктивного поведения.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Исследования ученых (Бандура А., Л. Берковиц, П. П. Блонский, Б. С. Братусь, В. Г. Бреслав, Бетти Э. Риэрдон, Р. Бэрон, К. Бютнер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. А. Завражин, И. С. Зимина, В. М. Литвишков, Т. Д. Марциновская, Г. Паренс и др.) показывают, что для большинства детей характерны те или иные формы агрессии. Но, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения способна не только сохраняться, но и развиваться, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации и деформируется личностное развитие.
В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности существенно возрос. Проблематике агрессии посвящены фундаментальные работы зарубежных ученых: А. Адлера, А. Бандура, А. Басса, Л. Берковица, Р. Бернса, К. Бютнера, Р. Бэрона, Р. Геррига, Д. Долларда, К. Лоренса, Н. Миллера, Д. Ричардсона, В. Холличера, Д. Шеффера и др.
В отечественной науке представлен широкий круг аспектов, в свете которых изучается агрессивное поведение детей. Теоретические и методологические основы феномена агрессивного поведения представлены в трудах JI. О. Андрюшиной, С. А. Беличевой, JI. И. Божович, Л. С. Выготского, С. Н. Ениколопова, И. С. Зиминой, Я. Л. Коломинского, С. Л. Колосовой, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, В. П. Пошивалова, С. Л. Рубинштейна, Т. Г. Румянцевой, А. М. Руткевич, Д. Б. Эльконина и др.
Зависимость агрессивного поведения от окружающего социума раскрыта в исследованиях Л. А. Алексеевой, Т. Ю. Андрущенко, С. Л. Соловьевой, Н. В. Сорокиной, Г. А. Цукерман, Е. Е. Чернухиной, С. Ю. Чижовой, Ю. В. Щербининой и др.
Анализ агрессивного поведения с позиции педагогики ненасилия освещен в работах Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, И. В. Вачкова, З. Т. Гасанова, С. И. Гессена, М. П. Гурьяновой, В. В. Давыдова, Л. Н. Костиновой, Е. К. Лютовой, Д. М. Маллаева, А. Н. Нюдюрмагомедова, А. А. Романова, С. Т. Тучалаева, И. С. Якиманской, Е. А. Ямбурга и др.
Типология агрессивного поведения детей выделена в трудах А. Г. Асмолова, П. П. Блонского, Б. С. Братусь, Ю. Б. Гиппенрейтер, Ю. В. Егоршина, О. Н. Истратовой, А. С. Копового, Ф. З. Майерсона, Л. Ф. Обуховой, Н. И. Сарджверадзе и др.
В последние годы большое количество исследований в различных областях науки (философии, психологии, педагогики, криминологии, социологии, медицины, генетики) посвящено выявлению причин повышенной агрессивности и увеличения количества детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, негативно сказывающимися на процессе адаптации детей, являющимися наиболее уязвимой возрастной группой общества, в современном социуме.
Микропроблемами, определяющими сложившуюся ситуацию, являются: отчуждение старших поколений от младших, что приводит к агрессии, жестокости, нетерпимости; доминирование обучения в ущерб воспитанию, что влечет за собой разорванность традиций, угасание культуры; падение креативности учителя, ученика, что ведет к формальному освоению содержания образования.
Однако, несмотря на то, что агрессивность младших школьников довольно широко представлена исследователями различных областей наук, среди ученых до сих пор нет единого мнения о её сущности, механизмах профилактических и коррекционных работ.
Необходимо учитывать и морально-психологический фактор, заключающийся в том, что для агрессивных школьников, учащихся с проблемами поведения ощущение специальности коррекционного воздействия является дополнительным травмирующим переживанием.
Актуальность необходимости разработки и апробации методик, сочетающих включение младшего школьника в самоценную деятельность, одновременно являющаяся содержательным компонентом психолого-педагогического воздействия не вызывает сомнения. Одним из эффективных направлений в решении обозначенной проблемы, на наш взгляд, является использование сказкотерапии, оказывающее целостное, гармонизирующее и разностороннее воздействие на личность ребенка.
Целесообразность использования сказкотерапии в организации длительного восстановительного периода по коррекции агрессивного поведения, во-первых, тем, что сказка для них остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности, во-вторых, здесь представлена особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложным явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний, в-третьих, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. И, наконец, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из наиболее важных проблем коррекционной и специальной педагогики, где на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Психологическая адаптация детей с агрессивным поведением представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической практики о критериях диагностики, характере и объеме специальной помощи.
Данная работа поможет определить важнейшие аспекты этой проблемы, теоретически и на практике обосновать необходимость своевременной диагностики и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Это противоречия:
– между необходимостью целостного воздействия и профилактики агрессивного поведения на личность младшего школьника как субъекта педагогического процесса с целью его гармоничного развития, с одной стороны, и достаточно узкой направленностью, и ограниченными возможностями отдельной психолого-педагогической технологии для удовлетворения решения такой задачи, с другой стороны;
– между целью психолого-педагогического воздействия и способами его осуществления, явное, открытое, коррекционное воздействие которых может являться для агрессивного младшего школьника дополнительным травмирующим переживанием.
В связи с вышеизложенными противоречиями, актуальной становится проблема возможностей и воспитательного потенциала сказкотерапии, сориентированный на профилактику и снижение уровня агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – личность младшего школьника.
Предмет исследования – агрессивное поведение младших школьников.
Цель исследования: выявить влияние сказкотерапии на процесс снижения агрессивного поведения младших школьников.
Задачи исследования:
– проанализировать научную психологическую литературу по теме исследования;
– провести психодиагностику агрессивности детей, апробировать программу сказкотерапии по снижению уровня агрессивного поведения младших школьников;
– экспериментально проверить эффективность разработанной программы по снижению уровня агрессивного поведения младших школьников посредствам сказкотерапии.
Гипотеза исследования, мы предполагаем, что сказкотерапия будет влиять на процесс снижения уровня агрессивного поведения младших школьников, при соблюдении следующих условий:
 учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
 создание педагогических условий для проведения организованной образовательной деятельности по сказкотерапии с детьми младшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования составляют философские положения об общественной сущности человека, о взаимосвязи теории и практики, о человеке как высшей ценности общества; психолого- педагогические положения формирования, развития личности и понимания ведущей роли деятельности в данном процессе; культурологический подход в образовании и воспитании.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды, раскрывающие личностно-деятельностный подход к исследованию, формированию психолого-педагогической коррекции личности (JI.C. Выготский, С.И. Гессен, В. В. Давыдов, Я.Л. Коломенский, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); психолого-педагогические исследования в области проблем агрессивности детей (А.О. Адлер, Л.О. Андрюшина, Л.И. Божович, С.А. Завражин, А.К. Осницкий, Г. Паренс, И.А. Фурманов, Т. А. Хризман, Д. Шеффер и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования:
– теоретический анализ и синтез психолого-педагогической, философской литературы, позволяющий изучить источники и обобщить опыт решения проблемы профилактики и снижения уровня агрессивного поведения;
– экспертный опрос;
– наблюдение за детьми;
– формирующий эксперимент;
– методы математической статистики Т-критерий Вилкоксона.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом и практическом исследовании влияния сказкотерапии на агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста на конкретной группе испытуемых.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты выпускной квалификационной работы дополняют научные представления о влиянии сказкотерапии на развитие личности ребенка младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в психолого-педагогической практике для работы с детьми агрессивного поведения.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется научной аргументированностью исходных теоретических и методологических положений; комплексным использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, показавшим эффективность предложенных педагогических условий; результатами опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Агрессивное поведение – «нaпaдaющee» поведение, тo ecть пpeднaмepeнныe дeйcтвия для пpичинeния вpeдa oкpужaющим, пpeдмeтaм или caмoму ceбe, которое выражается в стремлении намеренно причинить вред, боль, обиду, ущерб другому посредством слов или применения силы.
2. Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: развитие личности, образование, воспитание и коррекция поведения.
3. Среди различных методов борьбы с агрессивностью, метод сказкотерапии является одним из самых эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, т.к. в младшем школьном детстве легче воспринимать сказку детям. Сказка обладает невероятной притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, к тому же маленькие дети очень легко объединяют себя с другим человеком, а также присваивают нравственный характер персонажа. Целесообразность использования сказкотерапии в нашем исследовании обусловлена: во-первых, тем, что сказка является для детей органичным видом деятельности; во-вторых, в ней представлена особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами, и в доступной для понимания ребенка сказочной форме, постигать взрослый мир чувств и переживаний; в-третьих, воспринимая сказку, ребенок начинает сравнивать себя с героем, он сможет понять, что не только у него одного такие проблемы; в-четвертых, посредством ненавязчивых сказочных образов, ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Основные этапы исследования. Работа над ВКР состояла из трех этапов:
На первом этапе (2016-2017) была изучена научная литература и психологическая диагностика испытуемых. Разрабатывалась программа по применению сказкотерапии с целью снижения агрессивного поведения у детей.
На втором этапе (2017-2018) формирующая программа внедрялась в работу с детьми младшего школьного возраста.
На третьем этапе (2018-2019) проводилась повторная диагностика испытуемых с целью установления различия «до» и «после» формирующей программы. Обобщались полученные данные и формулировались выводы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась: МБОУ НОШ № 2 города Оха. В группе испытуемых 22 человека (13 девочек, 9 мальчиков) в возрасте 9 – 10 лет.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются методологические и теоретические основы исследования, его объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, его научная новизна, практическая значимость и методы исследования.
В I главе «Теоретические подходы к изучению агрессии в современной научной психологической литературе» раскрывается содержание понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».
Во II главе «Использование сказкотерапии в преодолении агрессивного поведения младших школьников» раскрывается содержание понятий «арт-терапия», «изотерапия», «песочная терапия» и «сказкотерапия».
В III главе «Экспериментальное исследование по изучению влияния сказкотерапии на снижение агрессивности младших школьников» представлена экспериментальная работа по исследованию.
В заключении сделаны основные выводы и высказано подтверждение выдвинутой гипотезы, а также оформлены рекомендации.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования, которая представлена в первой части работы.
По результатам анализа литературы можно сделать следующие выводы:
 Агрессия – это любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивные действия могут выступать в качестве: средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия); как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
 Младший школьный возраст – это период психического развития от 6-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Данный возрастной период характеризуется достаточно высоким уровнем агрессивного поведения.
 Становление агрессивного поведения в детском возрасте сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению средствами прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Один из главных путей научения детей агрессивному поведению – наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома, склонны к агрессивному поведению. В современном мире, где телевидение (и другие электронные средства СМИ и коммуникации) играет все более существенную роль, возрастает его роль как фактора, влияющего на агрессивность детей. Агрессивное поведение детей часто может быть вызвано стремлением к самоутверждению и самореализации. Однако недостаточность поведенческих моделей не позволяет ребенку проявлять себя адекватным образом. В этой связи уменьшение агрессивности ребенка может быть связано с развитием его поведенческого инструментария, а также развитость рефлексии.
 Детская агрессивность может выражаться в разнообразных формах: упрямство, драчливость; гнев, ярость, негодование, тревожность; желание обидеть, унизить, оскорбить, властность; неумение понять интересы другого; завышенная самооценка; разрушительные действия.
С целью снижения агрессивного поведения младших школьников посредством сказкотерапии, нами было проведено экспериментальное исследования на базе МБОУ НОШ № 2 города Оха. В группе испытуемых 22 человека (13 девочек, 9 мальчиков) в возрасте 9 – 10 лет.
Анализ экспериментальных данных показал, что разброс показателей индекса агрессивности в группе младших школьников достаточно высок: в группе младших школьников остаются дети, как с высоким, так и с низким уровнем агрессивности.
В качестве средства снижения агрессивного поведения младших школьников нами использовалась программа по сказкотерапии. Программа была разработана таким образом, чтобы, погружаясь в сказку, у детей образовался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций, формирования умения договариваться и понимать стратегии разрешения трудных ситуаций.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что введение корректирующих занятий сказкотерапии в обучение и воспитание детей будет способствовать понижению уровня агрессивности младших школьников, повышать самооценку ребенка, налаживанию дружеских и доброжелательных отношений с одноклассниками, сверстниками и учителями. Также, основываясь на результаты наблюдений на уроке, можно сделать вывод, что учащиеся стали спокойнее и терпимее друг к другу, меньше срывают дисциплину на уроках и мероприятиях.
Проведен эксперимент по оценке снижению агрессивного поведения у младших школьников средствами сказкотерапии
Гипотеза исследования о том, что сказкотерапия будет влиять на процесс снижения уровня агрессивного поведения младших школьников, при соблюдении следующих условий: учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей младшего школьного возраста; создание педагогических условий для проведения организованной образовательной деятельности по сказкотерапии подтвердилась полностью.
Все задачи достигнуты исследования: проанализирована научная психологическая литература, проведена диагностика агрессивного поведения детей, экспериментально проверена эффективность разработанной программы по снижению уровня агрессивного поведения младших школьников посредствам сказкотерапии.
С результатами исследования ознакомлены классный руководитель, социальный педагог и педагог-психолог, которые могут воспользоваться в своей практической работе коррекционными занятиями сказкотерапии.
Практические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по работе с агрессивными детьми представлены в приложение.



1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336с.
2. Амбросьева Н. Н. Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников. М.: Глобус, 2007. 139с.
3. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб: прайм-Еврознак, 2001. 512с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2006. 165с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 2002. 371с.
6. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2006. 97с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352с.
8. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. 144с.
9. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. М., 2002. 198с.
10. Выготский Л. С. Детская психология. М.: Педагогика, 2004. 432с.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.// Собр.соч.: в 6 т. М., 2007. Т.3. 239с.
12. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 2008. 188с.
13. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2009. 244с.
14. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология ОИЦ «Академия», 2010. 396с.
15. Ежова, Е.Е. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/ Дону: Феникс, 2007. 176с.
16. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. М.: ДНК, 2002.152с.
17. Зеньковский, В.В. Психология детства. Екатеринбург: Academia, 1995. 352с.
18. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерпии. – СПб.: Речь, 2000. 310с.
19. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2007.
20. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2008. 254с.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2010. 69с.
22. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия. Развиваемся, играя. М.: Феникс, 2011. 221с.
23. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. 268с.
24. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006. 160с.
25. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. М.: «Олма-Пресс», 2005. 288с.
26. Коношенко О. Домашний психолог. Сказкотерапия. М.: Эксмо, 2003. 72с.
27. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007. 260с.
28. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. М.: ЦГЛ, 2004. 128с.
29. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003. 336с.
30. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2005. 256с.
31. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991. 223с.
32. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. 192с.
33. Методы современной психотерапии: Учебное пособие. / Сост. Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 480с.
34. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребёнка. СПб.: Питер, 2002. 192с.
35. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Сфера, 2000. 510с.
36. Панфилова М. А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. М.: Сфера, 2002. 96с.
37. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: ИД «Форум», 1997. 160с.
38. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии. М.: Прогресс, 1995. 240с.
39. Практикум по возрастной психологии. Под ред Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб. 2002.
40. Практическая психология образования. Под. ред. И.В. Дубровиной СПб.: Питер, 2004. 298с.
41. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987. 424с.
42. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996. 345с.
43. Романов А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей: Диагностические и коррекционные методики: Пособие для дефектологов, воспитателей, родителей. М.: Школьная пресса, 2003. 240с.
44. Савина В.С. Особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста // Психология XXI века: Тезисы международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2001.
45. Сакович Н. А. Игры в тигры: сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. СПб.: Речь, 2007. 208с.
46. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. СПб.: Речь, 2007. 224с.
47. Семенака С. И. Телевидение и детская агрессия. – М.: АМК и ПРО, 1999. 36с.
48. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. М., 2003. 208с.
49. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. 4-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 160с.
50. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. М.: Апрель Пресс, 2000. 464с.
51. Тимошенко Г., Леоненко Е. Стратегии и тактики психотерапии. М.: Психотерапия, 2007. 192с.
52. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М.: Апрель Пресс, 1999. 384с.
53. Фурманов И. А. Агрессивность и её проявление в детском возрасте. Мн.: Ильин В.П., 1994. 192с.
54. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн.: Ильин В.П., 1996. 192с.
55. Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992. 232с.
56. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2002. 168с.
57. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 2002. 592с.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ