Введение 3
Глава 1. Индивидуальный предприниматель как часть хозяйственной деятельности 6
1.1. Индивидуальный предприниматель как часть хозяйственной деятельности 6
1.2. Преимущества и недостатки ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица 16
Глава 2. Государственная регистрация как форма легитимации предпринимательской деятельности гражданина 22
2.1. Государственная регистрация частного предпринимателя 22
2.2. Ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 33
2.3. Разрешение отдельных видов деятельности (лицензирование) 38
Глава 3. Окончание предпринимательскоой деятельности гражданина 51
3.1. Самостоятельное и обязательное окончание деятельности частного предпринимателя 51
3.2. Банкротство индивидуаьных предпринимателей 60
Заключение 70
Список использованной литературы 73
В последние годы произошли изменения в нашем обществе, которые повлияли на все сферы жизни нашего общества. В стране проводятся экономические и политические реформы. Переход на рыночную экономику и быстрое развитие малого бизнеса привели к тщательному обновлению законодательства Российской Федерации, регулирующего общественные отношения в сфере экономики.
Переход от управленческой и командной экономики к рынку стимулировал повышенную роль права, повышая роль закона в регулировании экономических отношений. Появились новые юридические термины и учреждения, такие как предпринимательская деятельность, конкуренция, банкротство и другие.
Предприниматель – главное лицо рынка и лицо любой экономики, построенная не на государственном монополистическом и конкурентном начинаниях. Он производит товары и приводит их к потребителю, организует движение товаров на разных этапах оборота, предоставляет различные услуги гражданам и другим предпринимателям, строит дороги, дома, фабрики и города, активно регулирует фондовые и финансовые рынки, активизирует интеллектуальное развитие общества, определяет направление развития науки и создание новых технологий во всех производственных отраслях, активно участвует в реализации целевых программ особого государственного значения, включая оборонные и космические сферы. Наконец, он содержит государство, выплачивая ему большую часть своих налогов.
Важную роль в любой экономике, включая и российскую, наряду с большими и средними производствами призваны играть малые формы предпринимательства, в частности индивидуальные предприниматели.
Государство должно создать необходимые условия для деятельности индивидуальных предпринимателей, законодательно определить их правовое положение, обеспечить их государственную поддержку и защиту.
Целью исследования в настоящей дипломной работе является изучение российского законодательства, регламентирующего правовое положение индивидуальных предпринимателей, практики его применения, научных взглядов по указанным вопросам, выявление российского подхода к определению правового положения индивидуального предпринимателя, и формулирование на этой основе выводов и предложений по совершенствованию правового положения индивидуальных предпринимателей в России.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена изменениями в законодательстве Российской Федерации в последние годы, регулирующими режим государственной регистрации частных предпринимателей, окончание предпринимательской деятельности. Лицам, начинающим предпринимательскую детятельность, нелегко разобраться в таком законодательном потоке, люди часто нерешаются начать свое дело, так как не знают своих прав, боятся произвола должностных лиц различных государственных структур.
В моей работе рассмотрены наиболее значительные вопросы, волнующие многих предпринимателей:
1) основы правового статуса частных предпринимателей,
2) преимущества исполнения предпринимательской деятельности без образования юридического лица,
3) государственное оформление людей ради предпринимательства,
4) режим приобретения разрешения на разрешение заниматься определенными видами деятельности,
5) трудовые правоотношения с участием частных предпринимателей, частный предприниматель - работодатель,
6) вопросы налогообложения доходов,
7) режим добровольного и принудительного окончания предпринимательской деятельности человеком.
Объектом исследования в дипломной работе являются общественные отношения, формирующиеся в ходе осуществляния субъектами предпринимательской деятельности, а также состояние и правовые механизмы совершенствования предпринимательской деятельности.
Предметом исследования в дипломной работе являются отечественное законодательство разных исторических периодов, достижения наук, гражданского и предпринимательского права, экономической теории, относящиеся к теме исследования.
Методологическую основу исследования в дипломной работе составляют общенаучные методы познания: системно-структурный, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, исторический, логический; а также специальные методы познания: формально-логический, компаративно-правовой, правового конструирования.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы и ставятся цели и задачи работы; основная часть состоит из трех глав, разделенных на параграфы, последовательно раскрывающих содержание дипломной работы; заключения, в котором делаются общие выводы о результатах исследования, проведенного в дипломной работе.
Одним из наиболее продуктивных направлений экономического роста России в ближайшее время является развитие малого бизнеса.
В настоящее время малый бизнес призван стать не только важнейшей основой структурной перестройки экономики с учетом особенностей регионального развития, но и обеспечить целостность местных бюджетов.
На современном этапе экономического развития Российской Федерации особенно актуальна проблема своевременного обновления государственного бюджета, баланса доходов и расходов, а также обеспечения финансирования федеральных и региональных нужд. Поэтому обеспечение увеличения налоговых поступлений и повышение уровня сбора налоговых платежей стало приоритетной задачей.
Стимулирование развития малого бизнеса требует совершенствования налоговой системы.
В контексте текущей политики снижения налогового бремени для реальных производителей и его передачи в потребительский сектор и соответствующего расширения на основе налогообложения посредством реализации регулирующих и стимулирующих функций налоговая система призвана сбалансировать федеральные, региональные, местные и частные интересы, чтобы создать основу для структурных изменений в экономике и ее восстановления, увеличение инвестиций.
Принятие Налогового кодекса позволило частично систематизировать действующие нормы и правила, регулирующие процесс налогообложения. Налоговый кодекс устраняет ряд недостатков существующей налоговой системы - отсутствие единой законодательной и нормативной базы для налогообложения, множественность и непоследовательность ценных бумаг и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений.
Либерализация малого бизнеса и заметное усиление защиты налогоплательщиков улучшат инвестиционный климат и вернут юридическую сферу капитала, полученного от налогов.
Чтобы улучшить налогообложение, необходимо использовать более широкий сравнительный обзор налоговых систем в зарубежных странах, который выявит сильные и слабые стороны налогообложения.
Первая и вторая части введенного Налогового кодекса скорректировали сбор налогов для малого бизнеса, но время покажет, насколько это справедливо. Тот факт, что Кодекс требует дополнительной работы, подтверждается тем фактом, что изменения были внесены во вторую часть Налогового кодекса с момента его введения, и этот процесс продолжается.
Улучшение налогообложения должно, в первую очередь, быть направлено на устранение несоответствий и противоречий в налогообложении, создание комфортных условий для налогоплательщиков для налогоплательщиков, как правило, либерализацию и перевод существующего налогового законодательства в цивилизованные рамки.
Малые предприятия намерены способствовать удвоению валового внутреннего продукта страны за десятилетие, которое было названо приоритетной экономической задачей.
Четкая и последовательная промышленная политика, несомненно, способствует развитию малых и средних предприятий, которые, в свою очередь, призваны разумно захватывать «ниши», которые придают этой политике необходимую целостность, баланс и социальный результат.
Экспертная группа провела интересные исследования с целью оценки делового климата и составляющих государственного регулирования предпринимательства с точки зрения самих предпринимателей. Согласно шкале, принятой для такой оценки, ни один из рассмотренных аспектов не представляет явной угрозы для существования бизнеса, но все они довольно проблематичны.
В общей оценке делового климата самыми большими проблемами являются уровень налогов, налоговое администрирование и государственное регулирование. Оказывается, что их уровень проблемных намного выше, чем уровень самой конкуренции и неравных условий, доступа к капиталу, коррупции и ракет.
Оценка государственного регулирования по размеру, возрасту и росту предприятий показала, что для малых предприятий и для крупных компаний выполнение требований к документам, нормам, налоговым проверкам проблематично. Для более крупных проблем это происходит, когда требуются контакты с санитарно-эпидемиологическим надзором и инспекции учреждений охраны труда.
Изучая взаимосвязь между государственным регулированием и возрастом предприятий, эксперты пришли к выводу, что старые фирмы частично оценивают большинство проблем государственного регулирования как менее серьезные.
Общая оценка компонентов государственного регулирования:
скорее всего - документация, приобретение места, разрешение и сертификация,
наименее вероятными являются проверки, проводимые органами охраны труда, регистрация бизнеса, ограничения на ввоз и вывоз продукции, регулирование цен.
Предприниматели теперь готовы выйти из тени и работать культурно, но ожидают такого же культурного отношения со стороны властей. Несомненно, преодолеть взаимное недопонимание сложно. Главное, однако, заключается в том, что в области существует взаимное желание предпринимателей и государственных учреждений наладить диалог и установить правила, которые устраивают обе стороны.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 18.03.2019) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 02.12.2019) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 18.03.2019) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 02.12.2019) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2018, с изм. от 17.03.2009) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
7. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 14.03.2019) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
8. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2014) (ред. от 09.02.2009) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
9. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
10. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 03.12.2008) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
11. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 05.04.2009) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
12. Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 (ред. от 30.11.1994) "О предприятиях и предпринимательской деятельности" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 27.12.1990, N 30, ст. 418.
13. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 27.07.2006) "О налоговых органах Российской Федерации" // "Бюллетень нормативных актов", N 1, 1992.
14. Закон РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" // "Российская газета", N 36, 14.02.1992.
15. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.07.2008) "О защите прав потребителей" // "Российская газета", N 8, 16.01.1996.
16. Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ (ред. от 21.03.2002, с изм. от 01.10.2002) "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 10.12.1997) // "Собрание законодательства РФ", 12.01.1998, N 2, ст. 222.
17. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О негосударственных пенсионных фондах" (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) // "Собрание законодательства РФ", N 19, 11.05.1998, ст. 2071.
18. Федеральный закон от 25.09.1998 N 158-ФЗ (ред. от 29.12.2000) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (принят ГД ФС РФ 16.09.1998) // "Собрание законодательства РФ", 28.09.1998, N 39, ст. 4857.
19. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "Об основах обязательного социального страхования" (принят ГД ФС РФ 09.06.1999) // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686.
20. Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. от 26.11.2008) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3341.
21. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3430.
22. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
23. Федеральный закон от 25.10.2001 N 138-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и 67 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (принят ГД ФС РФ 20.09.2001) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4149.
24. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
25. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) // "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
26. Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (принят ГД ФС РФ 04.06.2003) // "Собрание законодательства РФ", 30.06.2003, N 26, ст. 2565.
27. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
28. Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 (ред. от 21.10.2002) "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 11.07.1994, N 11, ст. 1194.
29. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 30.01.1992, N 5, ст. 180.
30. Постановление Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018 (ред. от 01.04.2009) "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (вместе с "Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование", "Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 01.11.1993, N 44, ст. 4198.
31. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (ред. от 27.07.2007) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // "Собрание законодательства РФ", 01.07.2002, N 26, ст. 2586.
32. Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 (ред. от 13.12.2005) "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" // "Собрание законодательства РФ", 27.10.2003, N 43, ст. 4238.
33. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 (ред. от 27.01.2009) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 06.02.2006, N 6, ст. 700.
34. Приказ Минфина РФ N 86н, МНС РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 "Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.08.2002 N 3756) // "Российская газета", N 171, 11.09.2002.
35. Закон Московской области от 01.02.1996 N 3/96-ОЗ "О единой системе государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, имущественных прав и связанных с ними неимущественных прав и сделок на территории Московской области" // "Вестник Московской областной Думы", N 3, март 1996.
36. Постановление Правления ПФ РФ от 02.08.2006 N 197п "Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2006 N 8257) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 42, 16.10.2006.
Специальная научная и учебная литература
37. Алексеев В.Б. Особенности правового регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации. Монография. - М.: Спутник+, 2008. - 81 c.
38. Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). – Изд. 9-е, перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2009. – 1264 с.
39. Борисов А.Б. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. С постатейными материалами и практическими разъяснениями. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2008. – 1072 с.
40. Граждан В.Д. Социология управления: Учебник для ВУЗов. – М.: КноРус, 2008. – 512 с.
41. Гражданское право: Учебник для ВУЗов. В 4 томах. Том 1. Общая часть / Под ред. Е.А. Суханова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 720 с.
42. Гражданское право: Учебник для ВУЗов / Под ред.: П. Алексий, М. Рассолов, А. Кузбагаров. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 896 с.
43. Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 1001 с.
44. Гусева Т.А., Чуряев А.В. Постатейный Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". – М.: Юстицинформ, 2008. – 344 с.
45. Гусева Т.А., Дихтяр А.И., Дракина М.Н. Административная ответственность за правонарушения в предпринимательской деятельности. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2003. - 176 c.
46. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4 томах. Том 3. П. – М.: АСТ, 2004. – 928 с.
47. Джобава Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2014. – 112 с.
48. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовые основы предпринимательской деятельности): Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2013. – 944 с.
49. Завьялова Е.К., Посохова С.В. Психология предпринимательства: Учебное пособие. – СПб.: СПб университет, 2004. – 296 с.
50. Зливко А.П. Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и без специального разрешения (лицензии) // Право: теория и практика. 2007. № 10. С. 58-60.
51. Ионова Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. 2017. № 5. С. 46-50.
52. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 239 с.
53. Копин В.В. Индивидуальные предприниматели и налоговые органы. – М.: Амалфея, 2008. - 224 c.
54. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Отв. ред.: Занковский С.С. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 539 с.
55. Лапшина А.Г. Особенности банкротства индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право. 2007. № 3. С. 43-46.
56. Любавский С. К вопросу о регистрации адвокатов в территориальных органах пенсионного фонда РФ // Право и экономика. 2008. № 2. С. 72-75.
57. Мельгунов В.Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. - М.: Волтерс Клувер, 2013. - 160 c.
58. Олейник О. Лицензирование отдельных видов деятельности в российском праве // Закон. 2006. № 1. С. 20-24.
59. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Э. Липатова и С. Чаннова. – М.: ГроссМедиа, 2014. – 912 с.
60. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в рыночной экономике / Под ред.: Губин Е.П., Лаутс Е.Б. – М.: Юрист, 2013. – 455 с.
61. Предпринимательское паво: Курс лекций / Под ред.: Клейн Н.И. – М.: Юридическая литература, 2008. – 480 с.
62. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: в 2 т. Т. 1. / Отв. ред.: Олейник О.М. – М.: Юристъ, 2012. – 666 с.
63. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное. – М.: Эксмо, 2017. – 960 с.
64. Ровный В.В. Феномен предпринимательства в гражданском праве. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. - Иркутск, 1996. - 199 c.
65. Серова О.А. Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе субъектов предпринимательской деятельности // Российский судья. 2006. № 2. С. 6-8.
66. Соболь О.С. Лицензирование предпринимательской деятельности (Правовой аспект). - М.: Юнити-Дана, 2014. - 176 c.
67. Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации. Правовое регулирование. – М.: Юстицинформ, 2017. – 200 с.
68. Спирина Л.В., Тимошенко В.А. Налоговые проверки. Учебно-практическое пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2016. - 412 c.
69. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 616 с.
70. Тихомиров М.Ю. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей. Новые правила. – М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2004. – 64 с.