СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г.КАЗАНИ)
|
Введение 4
1. Теоретические основы государственного управления системой
образования 7
1.1. Сущность, структура и система управления образовательными
процессами в Российской Федерации 7
1.2. Теория и методология исследования управления образованием на
муниципальном уровне 15
1.3.Особенности муниципального управления образованием 22
2. Анализ системы управления образованием на муниципальном уровне (г.
Казани) 29
2.1 Характеристика текущего состояния сферы образования г. Казани 29
2.2. Основные направления реализации органами местного
самоуправления полномочий в сфере образования 39
2.3. Факторы, снижающие эффективность управления образованием на
муниципальном уровне 52
3. Пути и средства оптимизации управления муниципальным
образованием 59
3.1 Комплекс мер по модернизации государственного управления
муниципальным образованием на примере г. Казани 59
3.2 Ожидаемая эффективность от предложенных мероприятий 72
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложения 86
1. Теоретические основы государственного управления системой
образования 7
1.1. Сущность, структура и система управления образовательными
процессами в Российской Федерации 7
1.2. Теория и методология исследования управления образованием на
муниципальном уровне 15
1.3.Особенности муниципального управления образованием 22
2. Анализ системы управления образованием на муниципальном уровне (г.
Казани) 29
2.1 Характеристика текущего состояния сферы образования г. Казани 29
2.2. Основные направления реализации органами местного
самоуправления полномочий в сфере образования 39
2.3. Факторы, снижающие эффективность управления образованием на
муниципальном уровне 52
3. Пути и средства оптимизации управления муниципальным
образованием 59
3.1 Комплекс мер по модернизации государственного управления
муниципальным образованием на примере г. Казани 59
3.2 Ожидаемая эффективность от предложенных мероприятий 72
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложения 86
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития страны роль муниципального управления образования определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания городов от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав приоритетов российского общества и государства как одно из основных направлений развития нашей страны.
В системе муниципального управления образованием в настоящее время проходит активная реформационная деятельность, направленная на внедрение новых образовательных норм и стандартов, на основе мирового опыта.
Именно поэтому одной из основных задач, стоящих перед модернизацией системы образования на современном уровне является внедрении новых форм предоставления услуг образования, совершенствование и поиск новых источников финансирования.
Управление качеством образования на муниципальном уровне представляет собой обеспечение социальной, педагогической, экономической и организационной эффективной деятельности образовательных учреждений. Система управления качеством образования на муниципальном уровне является ключевым фактором в обеспечении эффективности образовательной деятельности.
Организация систем образования на местах требует освоения новых подходов к определению задач, целей и функций образования, привлечение новых технологий, освоение новых методов его организации и развития.
Однако на практике организация предоставления услуг образования на муниципальном уровне не всегда соответствуют предъявленным к ней требованиям. Здесь можно выделить несоответствующее нормам состояние зданий образовательных учреждений, недостаточную квалификацию или старение кадрового обеспечения, недостаточную материально-техническую обеспеченность процесса образования, плохо развитую систему сбережения здоровья в образовательных учреждениях и т.д. Все эти факторы оказывают негативное влияние на качество предоставляемых услуг и на сам процесс получения образования в целом.
На основании вышеизложенного целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления муниципальным образованием на территории г. Казани.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить и систематизировать теоретические аспекты и особенности услуг в сфере образования;
- рассмотреть и проанализировать систему предоставления услуг в сфере образования;
- рассмотреть и проанализировать систему управления образованием г. Казани Республики Татарстан, изучить существующие проблемы в организации предоставления образовательных услуг на территории данного муниципального образования;
- разработать мероприятия по модернизации государственного управления муниципальным образованием на примере г. Казани.
Предмет исследования - управление системой образования, реализуемой на территории муниципального образования г. Казани.
Объектом исследования данной работы является муниципальное образование г. Казань.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и экспериментальными экономическими трудами в области регионалистики, инновационных технологий, менеджмента инноваций.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, международные нормативные акты, данные российских официальных органов - международных экономических и финансовых организаций, а также статистические базы Интернет.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции ретроспективный, системный и логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез, экспертные методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе исследованы теоретические основы государственного управления системой образования, рассмотрена сущность системы образования.
Вторая глава посвящена системному анализу системы управления образования на примере города Казани и возможности формирования адаптивного механизма системы управления образования в городе.
В третьей главе даны механизмы и инструменты совершенствования системы управления образования города Казани.
В системе муниципального управления образованием в настоящее время проходит активная реформационная деятельность, направленная на внедрение новых образовательных норм и стандартов, на основе мирового опыта.
Именно поэтому одной из основных задач, стоящих перед модернизацией системы образования на современном уровне является внедрении новых форм предоставления услуг образования, совершенствование и поиск новых источников финансирования.
Управление качеством образования на муниципальном уровне представляет собой обеспечение социальной, педагогической, экономической и организационной эффективной деятельности образовательных учреждений. Система управления качеством образования на муниципальном уровне является ключевым фактором в обеспечении эффективности образовательной деятельности.
Организация систем образования на местах требует освоения новых подходов к определению задач, целей и функций образования, привлечение новых технологий, освоение новых методов его организации и развития.
Однако на практике организация предоставления услуг образования на муниципальном уровне не всегда соответствуют предъявленным к ней требованиям. Здесь можно выделить несоответствующее нормам состояние зданий образовательных учреждений, недостаточную квалификацию или старение кадрового обеспечения, недостаточную материально-техническую обеспеченность процесса образования, плохо развитую систему сбережения здоровья в образовательных учреждениях и т.д. Все эти факторы оказывают негативное влияние на качество предоставляемых услуг и на сам процесс получения образования в целом.
На основании вышеизложенного целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления муниципальным образованием на территории г. Казани.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить и систематизировать теоретические аспекты и особенности услуг в сфере образования;
- рассмотреть и проанализировать систему предоставления услуг в сфере образования;
- рассмотреть и проанализировать систему управления образованием г. Казани Республики Татарстан, изучить существующие проблемы в организации предоставления образовательных услуг на территории данного муниципального образования;
- разработать мероприятия по модернизации государственного управления муниципальным образованием на примере г. Казани.
Предмет исследования - управление системой образования, реализуемой на территории муниципального образования г. Казани.
Объектом исследования данной работы является муниципальное образование г. Казань.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и экспериментальными экономическими трудами в области регионалистики, инновационных технологий, менеджмента инноваций.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, международные нормативные акты, данные российских официальных органов - международных экономических и финансовых организаций, а также статистические базы Интернет.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции ретроспективный, системный и логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез, экспертные методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе исследованы теоретические основы государственного управления системой образования, рассмотрена сущность системы образования.
Вторая глава посвящена системному анализу системы управления образования на примере города Казани и возможности формирования адаптивного механизма системы управления образования в городе.
В третьей главе даны механизмы и инструменты совершенствования системы управления образования города Казани.
Актуальность темы обусловлена тем, что современное образование в Российской Федерации находится на новом этапе развития - идет его модернизация, что предъявляет повышенные требования к качеству образования. Тенденция к совершенствованию в системе образования предполагает внедрение новых для системы образования форм управления.
Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе нами рассмотрены теоретико-методологические аспекты управления сферой образования на муниципальном уровне.
Система образования в Российской Федерации - один из наиболее крупных социальных институтов, являющийся сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан. В настоящее время система образования переживает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Государство, в лице органов управления образованием на муниципальном уровне выступает инициатором и главным организатором исполнения мероприятий по совершенствованию управления образованием. При этом практически на каждом уровне системы образования имеются проблемы, и их решение - важнейшая стратегическая задача России.
В отличие от органов управления системой образования в целом по России, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования - органы местного самоуправления обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности. Поэтому перспективы дальнейшего развития российского образования в значительной степени определяются тем, в какой степени в этот процесс будет включен потенциал регионов, муниципалитетов, и всех образовательных учреждений на их территориях.
Вторая глава содержит аналитическое исследование системы управления образованием г. Казани Республики Татарстан. Результаты проведенного анализа показали стабильность в реализации целей и задач, определенных в плане работы Управления образованием г. Казани. В целом по итогам 2016-2018 учебного года поставленные задачи развития муниципальной системы образования реализованы. Вместе с тем, имеются и проблемы, которые оказывают негативное влияние на результаты образовательной деятельности. Так, недостаточное финансирование не позволяет обеспечить инновационные процессы учреждений образования; недостаток кадрового обеспечения и существующая система повышения квалификации не обеспечивает качественных изменений в образовательной деятельности; кроме того, к решению проблем образования мало привлекается общественность, потенциальные социальные партнеры и работодатели. При этом основные проблемы качества образования связаны с кадрами, а именно их недостатком, со «старением» кадров, слабой закрепляемостью молодых специалистов, квалификацией педагогов. Данные проблемы характерны для всех уровней образования. Необходимость разрешения обозначенных проблем позволяет нам наметить дальнейшие перспективы развития, определить выбор мероприятий по совершенствованию системы управления образованием г.Казани.
В третьей главе, в рамках повышения эффективности системы управления в сфере образования г. Казани Республики Татарстан, предложена Программа, включающая комплекс мероприятий:
1) Привлечение, сопровождение и повышение эффективности педагогических кадров:
а) повышение профессионализма руководителей муниципальных образовательных учреждений в вопросах кадрового менеджмента;
б) создание условий для привлечения и закрепления педагогических кадров в муниципальных образовательных учреждениях;
в) развитие мер поддержки молодых специалистов сопровождения их профессионального становления;
г) разработка мер по стимулированию успешной профессиональной деятельности и творческих инициатив педагогов;
д) усиление профориентационной работы социально-педагогической направленности со старшеклассниками МОУ.
2) Улучшение качества муниципальной системы образования:
а) совершенствование современных форм образовательного процесса;
б) внедрение инновационных программ и технологий, способствующих росту качества образования.
При этом, новое качество образования, отвечающее потребностям современной экономики, может быть достигнуто только на основе внедрения новых форм и технологий образования. Основные цели Программы:
1) Кардинальное улучшение кадрового состава МОУ и обеспечение образовательного процесса молодыми квалифицированными кадрами.
2) Развитие современных технологий, способствующих росту качества образования.
Благодаря реализации проектных мероприятий:
- будут решены организационно-педагогические вопросы, обеспечивающие стабильность кадрового состава;
- будут созданы условия для профессионального роста педагогов, морального и материального стимулирования их труда;
- будут реализованы инновационные проекты, способствующие повышению качества образования;
- повысится мотивация учащихся к научно-исследовательской деятельности,
- создадутся условия для привлечения к проблемам образования общественности, науки и производства.
Ожидаемые результаты и социальные эффекты предполагают:
а) повысить удовлетворённость населения качеством предоставляемых образовательных услуг до 85;
б) обеспечить рост укомплектованности МОУ педагогическими кадрами до 100%;
в) повысить долю молодых специалистов от общего количества педагогических работников до 5%;
г) увеличить долю учителей проработавших в МОУ не менее 3 лет до
12,5 %;
д) увеличить долю выпускников школ, поступивших в педагогические ВУЗы, ССУЗы на 1 % ежегодно;
е) увеличение доли руководителей МОУ, повысивших квалификацию по вопросам кадрового менеджмента до 100%;
ж) увеличение доли учащихся, занятых различными формами дополнительного образования до 90%;
и) увеличение доли учащихся, охваченных учебно - исследовательскими, научно-техническими мероприятиями до 80%;
к) увеличение доли детей занимающихся по индивидуальным образовательным программам до 30%;
л) увеличение доли педагогов МОУ, подготовленных к работе в инновационном проекте до 100%.
Таким образом, предложенная программа в полной мере соотносится с целями, стоящими перед муниципальной системой образования, обеспечивая новый качественный подход к образованию. При этом проект «Школа - Вуз - Наука - Предприятие» позволяет объединить вокруг инновационной идеи все общеобразовательные учреждения города, органы управления образованием, различные структуры системы подготовки педагогических и руководящих кадров, академическую науку и ВУЗы, организации и предприятия города. Следовательно, поставленная в дипломной работе цель, достигнута и задачи выполнены.
Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе нами рассмотрены теоретико-методологические аспекты управления сферой образования на муниципальном уровне.
Система образования в Российской Федерации - один из наиболее крупных социальных институтов, являющийся сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан. В настоящее время система образования переживает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Государство, в лице органов управления образованием на муниципальном уровне выступает инициатором и главным организатором исполнения мероприятий по совершенствованию управления образованием. При этом практически на каждом уровне системы образования имеются проблемы, и их решение - важнейшая стратегическая задача России.
В отличие от органов управления системой образования в целом по России, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования - органы местного самоуправления обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности. Поэтому перспективы дальнейшего развития российского образования в значительной степени определяются тем, в какой степени в этот процесс будет включен потенциал регионов, муниципалитетов, и всех образовательных учреждений на их территориях.
Вторая глава содержит аналитическое исследование системы управления образованием г. Казани Республики Татарстан. Результаты проведенного анализа показали стабильность в реализации целей и задач, определенных в плане работы Управления образованием г. Казани. В целом по итогам 2016-2018 учебного года поставленные задачи развития муниципальной системы образования реализованы. Вместе с тем, имеются и проблемы, которые оказывают негативное влияние на результаты образовательной деятельности. Так, недостаточное финансирование не позволяет обеспечить инновационные процессы учреждений образования; недостаток кадрового обеспечения и существующая система повышения квалификации не обеспечивает качественных изменений в образовательной деятельности; кроме того, к решению проблем образования мало привлекается общественность, потенциальные социальные партнеры и работодатели. При этом основные проблемы качества образования связаны с кадрами, а именно их недостатком, со «старением» кадров, слабой закрепляемостью молодых специалистов, квалификацией педагогов. Данные проблемы характерны для всех уровней образования. Необходимость разрешения обозначенных проблем позволяет нам наметить дальнейшие перспективы развития, определить выбор мероприятий по совершенствованию системы управления образованием г.Казани.
В третьей главе, в рамках повышения эффективности системы управления в сфере образования г. Казани Республики Татарстан, предложена Программа, включающая комплекс мероприятий:
1) Привлечение, сопровождение и повышение эффективности педагогических кадров:
а) повышение профессионализма руководителей муниципальных образовательных учреждений в вопросах кадрового менеджмента;
б) создание условий для привлечения и закрепления педагогических кадров в муниципальных образовательных учреждениях;
в) развитие мер поддержки молодых специалистов сопровождения их профессионального становления;
г) разработка мер по стимулированию успешной профессиональной деятельности и творческих инициатив педагогов;
д) усиление профориентационной работы социально-педагогической направленности со старшеклассниками МОУ.
2) Улучшение качества муниципальной системы образования:
а) совершенствование современных форм образовательного процесса;
б) внедрение инновационных программ и технологий, способствующих росту качества образования.
При этом, новое качество образования, отвечающее потребностям современной экономики, может быть достигнуто только на основе внедрения новых форм и технологий образования. Основные цели Программы:
1) Кардинальное улучшение кадрового состава МОУ и обеспечение образовательного процесса молодыми квалифицированными кадрами.
2) Развитие современных технологий, способствующих росту качества образования.
Благодаря реализации проектных мероприятий:
- будут решены организационно-педагогические вопросы, обеспечивающие стабильность кадрового состава;
- будут созданы условия для профессионального роста педагогов, морального и материального стимулирования их труда;
- будут реализованы инновационные проекты, способствующие повышению качества образования;
- повысится мотивация учащихся к научно-исследовательской деятельности,
- создадутся условия для привлечения к проблемам образования общественности, науки и производства.
Ожидаемые результаты и социальные эффекты предполагают:
а) повысить удовлетворённость населения качеством предоставляемых образовательных услуг до 85;
б) обеспечить рост укомплектованности МОУ педагогическими кадрами до 100%;
в) повысить долю молодых специалистов от общего количества педагогических работников до 5%;
г) увеличить долю учителей проработавших в МОУ не менее 3 лет до
12,5 %;
д) увеличить долю выпускников школ, поступивших в педагогические ВУЗы, ССУЗы на 1 % ежегодно;
е) увеличение доли руководителей МОУ, повысивших квалификацию по вопросам кадрового менеджмента до 100%;
ж) увеличение доли учащихся, занятых различными формами дополнительного образования до 90%;
и) увеличение доли учащихся, охваченных учебно - исследовательскими, научно-техническими мероприятиями до 80%;
к) увеличение доли детей занимающихся по индивидуальным образовательным программам до 30%;
л) увеличение доли педагогов МОУ, подготовленных к работе в инновационном проекте до 100%.
Таким образом, предложенная программа в полной мере соотносится с целями, стоящими перед муниципальной системой образования, обеспечивая новый качественный подход к образованию. При этом проект «Школа - Вуз - Наука - Предприятие» позволяет объединить вокруг инновационной идеи все общеобразовательные учреждения города, органы управления образованием, различные структуры системы подготовки педагогических и руководящих кадров, академическую науку и ВУЗы, организации и предприятия города. Следовательно, поставленная в дипломной работе цель, достигнута и задачи выполнены.
Подобные работы
- Совершенствование системы управления образования на муниципальном уровне (на примере город Набережные Челны)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Управление развитием системы образования: региональный механизм ее реализации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием системы дошкольного образования в муниципальном образовании (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Управление развитием системы дошкольного образования в муниципальном образовании (на примере Копейского
городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование государственной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (на примере г. Набережные Челны)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование управления спортивными объектами на региональном уровне (на примере республики Татарстан)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



