Теоретические и практические проблемы доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
|
Введение 8
Глава 1. Основы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
§1. Международно-правовые стандарты и их роль в совершенствовании доказывания при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних 12
§2. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 15
Глава 2. Особенности доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних при производстве отдельных процессуальных действий.
§1. Особенности доказывания при допросе несовершеннолетних
подозреваемых, обвиняемых 29
§2. Особенности доказывания при производстве иных процессуальных
действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых 36
Глава 3. Характеристика личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и ее влияние на процесс доказывания по уголовному делу.
§1. Специфические особенности личности несовершеннолетнего
подозреваемого, обвиняемого 50
§2. Особенности процессуальной регламентации деятельности следователя
по изучению личности несовершеннолетнего 54
Заключение 57
Список использованных источников 60
Глава 1. Основы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
§1. Международно-правовые стандарты и их роль в совершенствовании доказывания при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних 12
§2. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 15
Глава 2. Особенности доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних при производстве отдельных процессуальных действий.
§1. Особенности доказывания при допросе несовершеннолетних
подозреваемых, обвиняемых 29
§2. Особенности доказывания при производстве иных процессуальных
действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых 36
Глава 3. Характеристика личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и ее влияние на процесс доказывания по уголовному делу.
§1. Специфические особенности личности несовершеннолетнего
подозреваемого, обвиняемого 50
§2. Особенности процессуальной регламентации деятельности следователя
по изучению личности несовершеннолетнего 54
Заключение 57
Список использованных источников 60
Преступность несовершеннолетних - одна из наиболее острых и требующих особого внимания проблем современного российского общества.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в условиях обострившихся социальных проблем, существующих в нашем обществе, связанных с падением жизненного уровня, углубляющимся расслоением общества, распадом системы трудоустройства, низким финансовым обеспечением образовательных и спортивно-оздоровительных учреждений, подростки все чаще попадают под влияние криминальной среды. С каждым годом растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними. При этом самым тревожным является то, что наряду с увеличением традиционных видов преступлений (кражи, разбои, грабежи, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), возрастает число убийств и покушений на них, все чаще проявляются организованные формы преступности.
Согласно сводным статистическим сведениям о состоянии судимости в России, а именно отчетам об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, за 1 полугодие 2018 года было осуждено 9598 несовершеннолетних лиц, за 2017 год было осуждено 20631 несовершеннолетних лиц . Данные количественные показатели являются доказательствами того, что детская преступность в нашей стране есть, и к тому же исчисляется пятизначными значениями. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершения преступлений являются несовершеннолетние - дети.
Необходимость повышенной правовой защиты несовершеннолетних обусловливается особенностями их психического и нравственного развития, а также социальной незрелостью и недостатком жизненного опыта. Подросткам характерны возрастные свойства личности: эмоциональная возбудимость и импульсивность, переоценка своих сил и возможностей, подражание поведению других лиц и другие факторы. В подростковом возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе и отрицательного, который может оказать существенное влияние на будущую жизнь уже зрелого субъекта права.
В российском уголовно-процессуальном законодательстве производство по делам несовершеннолетних, с одной стороны, является органической частью общего уголовного процесса, подчинено его общим принципам и нормам. С другой стороны, процессуальные нормы, касающиеся несовершеннолетних, имеют значительную специфику и выделены законодателем в особое производство. Процессуальные нормы, определяющие особенности порядка доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, закреплены в главе 50 УПК РФ «Производство по делам в отношении несовершеннолетних». Однако следует отметить, что ряд статей, регулирующих специфическое правовое положение несовершеннолетних в разных стадиях уголовного процесса и в рамках разных уголовно-процессуальных институтов, изложены и в других главах УПК РФ.
Теоретические и практические проблемы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних вызваны особым местом в обществе подрастающего поколения. Государство создает все условия для того, чтобы воспитать социально полезного члена общества, создать возможность полного исправления и перевоспитания подростка, совершившего неправомерное деяние. Кроме того, существенное значение имеют и особое психофизиологическое состояние несовершеннолетнего, его склонность к совершению не вполне обдуманных поступков, повышенная внушаемость. Именно поэтому в главе 50 УПК РФ закреплены положения, в которых отражены общепризнанные международно-правовые стандарты и требования, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних лиц.
Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью для современного общества проблемы борьбы с подростковой преступностью, так как дети являются будущем нашей страны, приоритетом охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном процессе, необходимостью совершенствования уголовно-процессуального законодательства в области доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, с целью устранения проблем, которые возникают в процессе расследования уголовных дел в отношении подростков.
Объектом данной магистерской диссертации является рассмотрение теоретических и практических проблем доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Предмет исследования составляет уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, закрепляющие нормы, регламентирующие процесс доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания, обеспечивающий научный подход к изучению явлений и процессов общественной жизни. Использовались следующие частнонаучные методы: историко-правовой, сравнительно
правовой, социально-правовой, системно-структурный, статистический, метод обобщения полученных знаний.
Цель работы - выявление и анализ теоретических и практических проблем доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить международно-правовые стандарты и их роль в совершенствовании доказывания при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних;
2) определить обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
3) рассмотреть особенности доказывания при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых;
4) рассмотреть особенности доказывания при производстве иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых;
5) проанализировать специфические особенности личности
несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого;
6) изучить особенности процессуальной регламентации деятельности следователя по изучению личности несовершеннолетнего.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в условиях обострившихся социальных проблем, существующих в нашем обществе, связанных с падением жизненного уровня, углубляющимся расслоением общества, распадом системы трудоустройства, низким финансовым обеспечением образовательных и спортивно-оздоровительных учреждений, подростки все чаще попадают под влияние криминальной среды. С каждым годом растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними. При этом самым тревожным является то, что наряду с увеличением традиционных видов преступлений (кражи, разбои, грабежи, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), возрастает число убийств и покушений на них, все чаще проявляются организованные формы преступности.
Согласно сводным статистическим сведениям о состоянии судимости в России, а именно отчетам об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, за 1 полугодие 2018 года было осуждено 9598 несовершеннолетних лиц, за 2017 год было осуждено 20631 несовершеннолетних лиц . Данные количественные показатели являются доказательствами того, что детская преступность в нашей стране есть, и к тому же исчисляется пятизначными значениями. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершения преступлений являются несовершеннолетние - дети.
Необходимость повышенной правовой защиты несовершеннолетних обусловливается особенностями их психического и нравственного развития, а также социальной незрелостью и недостатком жизненного опыта. Подросткам характерны возрастные свойства личности: эмоциональная возбудимость и импульсивность, переоценка своих сил и возможностей, подражание поведению других лиц и другие факторы. В подростковом возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе и отрицательного, который может оказать существенное влияние на будущую жизнь уже зрелого субъекта права.
В российском уголовно-процессуальном законодательстве производство по делам несовершеннолетних, с одной стороны, является органической частью общего уголовного процесса, подчинено его общим принципам и нормам. С другой стороны, процессуальные нормы, касающиеся несовершеннолетних, имеют значительную специфику и выделены законодателем в особое производство. Процессуальные нормы, определяющие особенности порядка доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, закреплены в главе 50 УПК РФ «Производство по делам в отношении несовершеннолетних». Однако следует отметить, что ряд статей, регулирующих специфическое правовое положение несовершеннолетних в разных стадиях уголовного процесса и в рамках разных уголовно-процессуальных институтов, изложены и в других главах УПК РФ.
Теоретические и практические проблемы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних вызваны особым местом в обществе подрастающего поколения. Государство создает все условия для того, чтобы воспитать социально полезного члена общества, создать возможность полного исправления и перевоспитания подростка, совершившего неправомерное деяние. Кроме того, существенное значение имеют и особое психофизиологическое состояние несовершеннолетнего, его склонность к совершению не вполне обдуманных поступков, повышенная внушаемость. Именно поэтому в главе 50 УПК РФ закреплены положения, в которых отражены общепризнанные международно-правовые стандарты и требования, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних лиц.
Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью для современного общества проблемы борьбы с подростковой преступностью, так как дети являются будущем нашей страны, приоритетом охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном процессе, необходимостью совершенствования уголовно-процессуального законодательства в области доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, с целью устранения проблем, которые возникают в процессе расследования уголовных дел в отношении подростков.
Объектом данной магистерской диссертации является рассмотрение теоретических и практических проблем доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Предмет исследования составляет уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, закрепляющие нормы, регламентирующие процесс доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания, обеспечивающий научный подход к изучению явлений и процессов общественной жизни. Использовались следующие частнонаучные методы: историко-правовой, сравнительно
правовой, социально-правовой, системно-структурный, статистический, метод обобщения полученных знаний.
Цель работы - выявление и анализ теоретических и практических проблем доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить международно-правовые стандарты и их роль в совершенствовании доказывания при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних;
2) определить обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
3) рассмотреть особенности доказывания при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых;
4) рассмотреть особенности доказывания при производстве иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых;
5) проанализировать специфические особенности личности
несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого;
6) изучить особенности процессуальной регламентации деятельности следователя по изучению личности несовершеннолетнего.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
Досудебное производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних представляет собой систему специальных правовых норм, которые призваны обеспечить дополнительную юридическую защиту несовершеннолетних, вовлекаемых в уголовное производство в качестве подозреваемых, обвиняемых. Но заметим, что особый порядок рассмотренного производства не представляет собой какой-либо самостоятельной процедуры, которая бы в корне отличалась от общего порядка производства по уголовным делам. Это общий порядок процесса, снабженный в свою очередь дополнительными гарантиями прав и законных интересов несовершеннолетних. Все эти гарантии исходят из необходимости оказания помощи лицу, которое в силу возрастных особенностей, а именно эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелости, самостоятельно еще не в состоянии полноценно защищать свои права и интересы в уголовном процессе.
Одной из важнейших задач процесса доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних была и остается изобличение и наказание виновного, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления. Решение данной задачи возможно не только правовыми средствами, но и путем использования в процессе доказывания психологических, педагогических и других познаний при максимальном соблюдении прав и интересов подростков.
Теоретические и практические проблемы доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, выражаются в том, что:
1)имеется особый предмет доказывания, который складывается из обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу в соответствии со ст. 73 УПК РФ, и обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних в соответствии со ст. 421 УПК РФ;
3) двойное представительство интересов несовершеннолетнего - защитником и законным представителем, а так же участие в деле психолога или педагога;
4) задержание и избрание меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого;
5) порядок вызова и допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого;
6) проведение обыска и очной ставки с участием несовершеннолетнего лица;
7) специфический статус личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого;
8) применение следователем определенных методов в процессе доказывания преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами.
Институт доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних все же нуждается в совершенствовании.
Регулирование процесса доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних не должно ограничиваться только общими положениями и изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ. Разрозненность норм рассмотренного института не способствует эффективности правового регулирования данной категории уголовных дел, затрудняет анализ и совершенствование юридической охраны прав несовершеннолетних.
Существует необходимость максимальной дифференциации всех особенностей досудебного производства, в том числе и процесса доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в отдельный раздел УПК РФ с учетом общих положений Конституции РФ, международных стандартов, уголовно-процессуального закона, предложений науки и практики работы с несовершеннолетними, совершившими преступление. Причем, использование знаний всех наук, которые предметом изучения имеют как анализ личности несовершеннолетнего, так и его поведение в обществе, должно быть учтено для определения концепции привлечения такого лица к уголовной ответственности.
Признание наличия специального статуса у несовершеннолетнего лица в уголовном судопроизводстве и его исследование имеет важное значение для правильной охраны и реализации такого статуса в практике работы правоохранительных органов.
Теоретическое значение магистерской диссертации заключается в том, что в данной работе в результате обобщения и анализа имеющегося научного материала и практики обоснованы теоретические положения, раскрывающие проблемы доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Одной из важнейших задач процесса доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних была и остается изобличение и наказание виновного, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления. Решение данной задачи возможно не только правовыми средствами, но и путем использования в процессе доказывания психологических, педагогических и других познаний при максимальном соблюдении прав и интересов подростков.
Теоретические и практические проблемы доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, выражаются в том, что:
1)имеется особый предмет доказывания, который складывается из обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу в соответствии со ст. 73 УПК РФ, и обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних в соответствии со ст. 421 УПК РФ;
3) двойное представительство интересов несовершеннолетнего - защитником и законным представителем, а так же участие в деле психолога или педагога;
4) задержание и избрание меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого;
5) порядок вызова и допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого;
6) проведение обыска и очной ставки с участием несовершеннолетнего лица;
7) специфический статус личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого;
8) применение следователем определенных методов в процессе доказывания преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами.
Институт доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних все же нуждается в совершенствовании.
Регулирование процесса доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних не должно ограничиваться только общими положениями и изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ. Разрозненность норм рассмотренного института не способствует эффективности правового регулирования данной категории уголовных дел, затрудняет анализ и совершенствование юридической охраны прав несовершеннолетних.
Существует необходимость максимальной дифференциации всех особенностей досудебного производства, в том числе и процесса доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в отдельный раздел УПК РФ с учетом общих положений Конституции РФ, международных стандартов, уголовно-процессуального закона, предложений науки и практики работы с несовершеннолетними, совершившими преступление. Причем, использование знаний всех наук, которые предметом изучения имеют как анализ личности несовершеннолетнего, так и его поведение в обществе, должно быть учтено для определения концепции привлечения такого лица к уголовной ответственности.
Признание наличия специального статуса у несовершеннолетнего лица в уголовном судопроизводстве и его исследование имеет важное значение для правильной охраны и реализации такого статуса в практике работы правоохранительных органов.
Теоретическое значение магистерской диссертации заключается в том, что в данной работе в результате обобщения и анализа имеющегося научного материала и практики обоснованы теоретические положения, раскрывающие проблемы доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Подобные работы
- Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Специфика возбуждения уголовного дела и предварительного расследования в отношении несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные проблемы расследования преступлений несовершеннолетних
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности реализации процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы расследования краж совершенных несовершеннолетними
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Методика расследования сексуальных преступлений
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Особенности производства по делам несовершеннолетних в досудебных стадиях
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Криминалистические особенности расследования преступлений в сфере оборота драгоценных камней
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2021 - Расследование поджогов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



