ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Основные понятия, виды и сущность конкуренции и
конкурентоспособности 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании 17
1.3. Методы оценки конкурентоспособности компании 25
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «БАРС-ГРУП» 38
2.1. Общая характеристика АО «Барс-Груп» 38
2.2. Анализ рынка информационных технологий в Республике Татарстан ... 44
2.3. Анализ основных конкурентов и оценка конкурентных преимуществ АО
«Барс-Груп» 48
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «БАРС-ГРУП» 53
3.1. Основные факторы, сдерживающие повышение конкурентоспособности
АО «Барс-Груп» 53
3.2. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности АО
«Барс-Груп» 56
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
В течении 20 века в мире, и соответственно бизнесе, произошли фундаментальные изменения. Если раньше происходило развитие конкретных технологий и методов производства, то сейчас развитие существует в двух плоскостях, включая в себя первое и развитие методов управления, существующее в различных плоскостях.
В начале 20 века большая часть крупных предприятий была сконцентрирована в руках монополистов, таких как, например Джон Рокфеллер (владелец и президент нефтяной компании «StandartOil», которая в начале 20 века являлась абсолютным монополистом в нефтегазовой отрасли северной Америки) или Томас Эдисон (выдающийся изобретатель, основатель компании «General Electric», которой в начале 20 века принадлежало значительное количество электротехнических подрядов в США), то к началу 21 века практически все отрасли были разделены между огромным количеством компаний, предлагающих аналогичные товары и услуги.
Все это стало возможным благодаря нескольким фундаментальным факторам.
Во-первых, многие технологии и ресурсы стали более доступными, например, с появлением персонального компьютера стало появляться программное обеспечение, позволяющее использовать компьютеры как обычным людям (операционные системы Windows, MacOS), так и профессионалам (SonyVegasPro для видеоинсталляции). и AutoCAD для объемного моделирования проектов).
Во-вторых, информация стала во много раз более доступной, что позволило создать основу для всеобщего базового образования, и благодаря этому она может обучать квалифицированный персонал, то есть создавать что- то новое или поддерживать и улучшать существующие.
И, наконец, в-третьих, мир стал намного динамичнее. То есть изменения в чем-либо стали происходить гораздо чаще. Процесс создания нового
продукта и услуги стали намного быстрее, чем способность существующих компаний удовлетворить запрос, и поэтому начали появляться новые компании, которые могли бы создавать, улучшать и предлагать свои продукты намного быстрее и эффективнее, чем их конкуренты.
Именно скорость и эффективность характеризуют конкурентоспособность предприятий на разных уровнях рынка.
Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Повышение конкурентоспособности и сама конкурентоспособность многогранный процесс.
Методология повышения конкурентоспособности для каждого предприятия различна и зависит от возможностей предприятия, как финансовых, так и кадровых, а также от целей и стратегии компании, которую она преследует.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что актуальность данной темы обуславливает то, что в современном, постоянно меняющимся мире важное значение имеет способность различных компаний работать в условиях, рынка с имеющимися ресурсами, и наряду с этим оставаться эффективными, как в плане управления предприятием, так и в процессе реализации своего продукта.
Целью работы является изучение процесса повышения конкурентоспособности предприятия и разработки специализированных рекомендаций по повышению конкурентоспособности для АО «Барс-Груп».
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
а) Изучить основные понятия, виды и сущность конкуренции и конкурентоспособности;
б) Определить факторы, влияющие на конкурентоспособность компании;
в) Изучить методы оценки конкурентоспособности компании;
г) Изучить общую характеристику АО «Барс-Груп»
д) Проанализировать рынок информационных технологий Республики Татарстан
е) Выполнить анализ основных конкурентов и оценить
конкурентные преимущества АО «Барс-Груп»
ж) Определить основные факторы, сдерживающие повышение конкурентоспособности АО «Барс-Груп»
з) Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности АО «Барс-Груп»
и) Экономически обосновать предложенные мероприятия
Объектом исследования является деятельность АО "Барс-Груп". Исследование сосредоточено на мерах, направленных на повышение конкурентоспособности в АО "Барс-Груп".
Методы исследования: В исследовании использовались системные, структурные и функциональные методы, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, наблюдения и сравнения. Теоретическую и методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, а также различные статьи и учебные пособия
На сегодняшний день повышение конкурентоспособности любого предприятия является одной из приоритетных задач для руководства компаний. Данный тезис особенно актуален для рынка информационных систем, в котором работает, исследуемая компания АО «Барс-Груп». Рынок является высококонкурентным, и ближайшие конкуренты компании не сильно уступают или опережают ее, что говорит о сильном соперничестве в отрасли.
Компания АО «Барс-Груп», расположенная в городе Казань, является одним из лидеров рынка информационных систем в Республике Татарстан. Компания имеет в своем активе большое количество профессионалов и развитой инфраструктуры, с помощью которой сохраняет и развивает свое положение на рынке. Однако у нее существуют и слабые места, характеризуемые сильной зависимостью от государственного заказа, финансовой неустойчивостью и неразвитостью маркетингового потенциала.
Для более эффективного воздействия на деятельность АО «Барс -Груп», рекомендации по повышению конкурентоспособности были разделены на группы внутреннего и внешнего воздействия.
Первая группа включала в себя контакт с клиентами, который способствует устранению слабых мест в обслуживании и работе системы. Данная методика способствует более точному изучению поведения потребителей и, как следствие, реакцию на него положительными изменениями в деятельности компании и увеличении скорости производства наиболее актуальных в данный период технологий. Так же в эту группу входит создание программы на базе языка программирования C#, анализирующей ошибки в работе информационных систем.
Вторая группа рекомендаций направлена на внешнее воздействие, и включает в себя использование контекстной рекламы, поисковой оптимизации, публикаций в различных СМИ, создании ознакомительных видео для YouTube. Все эти мероприятия направлены на привлечение и более близкое ознакомление потенциального клиента с компанией, что на сегодняшний день является неотъемлемой частью современного бизнеса. Подытоживая изучение предложенных мероприятий, также следует отметить, что внутренние и внешние мероприятия должны быть неотделимы друг от друга, и только в этом случае компания может добиться максимальных результатов с помощью предложенных рекомендаций.
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. 2008, с.
3-122.
2. ГОСТ РВ 0015-002-2012 Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования. 2012, с. 16-233.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая [федер. закон: принят Гос. Думой 30 нояб. 1994 г.: по состоянию на 29 дек. 2017 г.]. - М.: Эксмо. 2013. -163 с.
Справочные и архивные материалы
4. Устав АО «Барс-Груп»
Книги и монографии
5. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы. Маркетинг в России и за рубежом/ Е.Белоусов-М.: Эксмо, 2012. - с. 23-35.
6. Голубков Е.П. Основы маркетинга / Голубков Е.П.-М.: ГораС 2015. - с. 15-189.
7. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий /Маркетинг в России и за рубежом. СПБ.: Нева, 2012. - 154 с.
8. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент / Качалина Л.Н.-М.: Юнит, 2013. - 122 с.
9. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер, Д. Боуэн, Д. Мейкенз. - 4-е изд. -М.: Юнити-Дана, 2012 - 354 с.
10. Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с
англ/Маршалл А.-М.: Эксмо, 1993. - 98-122с.
11. Олливье А., Дайан А., Урсе Р. Международный маркетинг: пер. с фр./ Олливье А - М.: ЛитагентРидеро, 1993. -354с.
12. Портер М. Конкуренция: пер. с англ/ Портер М -СПБ.: Петроградка - 2008. - 213с.
13. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ/-М.: МГУ, 2016. - 54-35с.
14. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России/Общество и экономика. - СПБ.: НеваПресс, 2003. - 32-33с.
15. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность: Россия и
мир/Фатхутдинов Р.-М.: Эксмо, 2015 - 12-55с.
16. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций)/Теория и методология -М.: Эксмо, 2010 - 145с.
17. Швандар К. В. Исторический аспект развития концепции международной конкурентоспособности/ Теория и методология -М.: Эксмо, 2012 - 98-145с.
18. Портер М.Е. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость; пер. с англ./ М.Е. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 714 с.
19. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
20. Воронов А.А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий/ А.А. Воронов. - М.: Машиностроитель, 2000. - № 12. - С. 27-29.
21. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Максимова. - М.: Маркетинг, 1996. - № 3. - С.33-39.
22. Целикова Л.В. Конкурентоспособность рынка кожаной обуви в республике Беларусь / Л.В. Целикова. - М.: Маркетинг, 2000. - № 3. - С. 4755.
Электронные ресурсы
23. «Академия безопасности бизнеса» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ukcabb.info, свободный.
24. Аналитический портал «Инсайдер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.insider.pro/, свободный.
25. База юридических и физических лиц [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/, свободный.
26. Блог Ильи Варламова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://varlamov.ru/, свободный.
27. Видеохостинг YouTube [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/, свободный.
28. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp, свободный.
29. Портал «Бизнес Онлайн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru, свободный.
30. Портал издания «Деловой Петербург» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dp.ru/, свободный.
31. Ресурс «Живой журнал» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livejournal.com/, свободный.
32. Сайт «Энциклопедия экономиста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/, свободный.
33. Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.
34. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org, свободный.
35. Информационное агентство «Татар-Информ» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru, свободный.
36. Интернет-портал «TatCenter» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatcenter.ru/, свободный
37. Общественно-политическая электронная газета «РТ Онлайн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rt-online.ru/, свободный
38. Официальный сайт АО «Барс-Груп» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bars.group/, свободный.
39. Российский интернет-портал и аналитическое агентство «TAdviser» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/, свободный.
40. Официальный сайт Группы компаний «РТ-Лабс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rtlabs.ru/, свободный.
41. Официальный сайт Группы компаний «Fix» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fix.ru/, свободный.