База исследования: ДЮСШ№10 (г. Барнаул). В исследовании приняли участие 40 хоккеистов в возрасте 14-16 лет (мальчики): 20 хоккеистов составили экспериментальную группу, 20 хоккеистов составили контрольную группу.
Много приложений ( в том числе и результаты исследования в табличном виде).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения психофизиологических особенностей формирования навыка в спорте 5
1.1 Психофизиологические особенности формирования навыка в учебно-тренировочном процессе 5
1.2 Использование принципа вариативности в процессе формирования навыка в спорте 10
Глава 2 Экспериментальное проектирование этапов формирования навыка на примере хоккея 18
2.1 Процедура и методика исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 20
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложения 34
Актуальность исследования. Результативность процесса формирования навыка в хоккее на этапе спортивного совершенствования во многом зависит от правильного планирования средств и методов для учебно-тренировочного процесса в течение года, что требует организации целенаправленной и системной общефизической подготовки. Тренер имеет уникальную возможность, учитывая высокую мотивацию обучающихся заниматься хоккеем и достичь высоких спортивных результатов, разработать систему общефизической подготовки обучающихся и в рамках организации учебно-тренировочного процесса и реализовать ее, тем самым содействовать совершенствованию скоростно-силовых навыков хоккеистов на этапе спортивного совершенствования.
Цель исследования: проанализировать психофизиологические особенности этапов формирования навыка в спорте.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения психофизиологических особенностей формирования навыка в спорте.
1. Выявить упражнения, направленные на улучшение скоростно-силового навыка у хоккеистов на этапе спортивного совершенствования.
2. Определить величину нагрузки в избранных упражнениях, направленных на формирование скоростно-силового навыка у хоккеистов на этапе спортивного совершенствования..
3. Составить и экспериментально обосновать комплекс упражнений по формированию скоростно-силового навыка на разных этапов учебно-тренировочного процесса.
Гипотеза исследования: предполагалось, что внедрение разработанных комплексов упражнений в учебно-тренировочный процесс хоккеистов 14-16 лет, реализуемый поэтапно, значительно улучшит показатели скоростно-силовой подготовки, что, в свою очередь, отразится на спортивных результатах.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс хоккеистов на этапе спортивного совершенствования.
Предмет исследования: психофизиологические особенности этапов формирования навыка в спорте.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент; метод математической статистики.
Методологическую основу составили научные труды Ю.Л. Кислицына, Р.Л. Палтиевича, Г.И. Погадаева, Н.В. Решетникова, В.М. Ченегина и др. В работах Л.П. Матвеева, В. Н. Платонова и др. раскрыта сущность понятия и принципы организации учебно-тренировочного процесса в спорте. Методика формирования навыка в спорте описана такими учеными, как В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин, Э.Г. Мартиросов и др.
База исследования: ДЮСШ№10, Барнаул.
Практическая значимость исследования заключается в прикладном характере исследования, результаты которого могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе хоккеистов на этапе спортивного совершенствования.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В настоящее время в системе многолетней подготовки спортсменов достаточно часто применяется программно-целевой подход, основанный на принципах вариативности и направленности. Подготовка хоккеистов на этапе спортивного совершенствования представляет собой сложный педагогический процесс, который постоянно совершенствуется. Одним из важнейших направлений такого совершенствования является внедрение системного подхода.
Технология организации формирования навыков хоккеистов, обусловленная системным подходом, существенно повышает эффективность параллельных процессов, направленных на тренировку различных сторон физической подготовленности. Становится очевидным, что решение актуальных проблем практики хоккея высших достижений определяется, в первую очередь, наличием инновационных идей, качеством научных разработок, новыми направлениями, позволяющими оптимизировать процесс подготовки, способами организации системы спортивной подготовки.
Из результатов проведенного исследования можно сделать выводы о том, что разработанные нами комплексы упражнений являются эффективным средством для скоростно-силовой подготовки хоккеистов на этапе спортивного совершенствования, что является немаловажным, потому что в данном возрасте закладывается фундамент, который в последствии отразится на тренировочной работе вплоть до этапа высшего спортивного мастерства. В процессе анализа отмечено, что у хоккеистов экспериментальной группы прослеживается в развитии скоростно-силовых качеств значительная положительная динамика, у хоккеистов контрольной группы динамика не значима.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексеев, С. В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности : Монография [Текст] / С. В. Алексеев, Р. Г. Гостев, Ю. Ф. Курамшин. – Москва : Теория и практика физической культуры, 2013. – 780 c.
2. Бишаева, А. А. Физическая культура : Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования [Текст] / А. А. Бишаева. – Москва : ИЦ Академия, 2012. –304 c.
3. Евсеев, Ю. И. Физическая культура : Учебное пособие [Текст] / Ю. И. Евсеев. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 444 c.
4. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. – Москва : Лептос, 1994. – 368 с.
5. Зациорский, В. М. Методика воспитания силы. Физические качества спортсмена [Текст] / В. М. Зациорский. – Москва : ФиС, 1970. – 456 с.
6. Коренберг, В. Б. Деятельностные аспекты спортивных двигательных задач [Текст] / В. Б. Коренберг // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. – Москва, 2001. С. 48-51.
7. Кошбахтиев, И. А. Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных качеств у юных спортсменов групп начальной спортивной специализации [Текст] / И. А. Кошбахтиев // Молодой ученый. 2015. – №20. – С. 181-184.
8. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / В. С. Кузнецов. – Москва : Академия, 2012. – 416 с.
9. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. – 3-е изд., стереотип. – Москва : Советский спорт, 2007. – 464 с.
10. Латыпов, И. К. Подготовка учащихся спортивно-педагогических классов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта [Текст] / И. К. Латыпов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – №1. – С. 7-10.
11. Максименко, A. M. Основы теории и методики физической культуры : Учеб. пособие для студ. Вузов [Текст] / А. М. Максименко. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 319 с.
12. Мартиросов, Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии [Текст] / Э. Г. Мартиросов. – Мосвка : Физкультура и спорт, 1982. – 199 с.
13. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учеб. пособие [Текст] / Л. П. Матвеев. – Мосвка : АСТ, 2015. – 175 с.
14. Никитушкин, В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов [Текст] / В. Г. Никитушкин. – Москва : Физическая культура, 2014. – 236 c.
15. Основы управления подготовкой юных спортсменов [Текст] / Н. Н. Балашова, Г. А. Гончарова, В. В. Ивочкин и др. ; Под общ. ред. М. Я. Набатниковой. – Москва : Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
16. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст] / В. Н. Платонов. – Москва : Физкультура и спорт, 1986. – 287 с.
17. Проблемы физиологии спорта : моногр. [Текст] / ред. Б. С. Гиппенрейтер. – Москва : Физкультура и спорт, 2014. – 232 c.
18. Ратов, И. П. Некоторые итоги разработки системы комплексного тестирования в спорте высших достижений и перспективы ее развития [Текст] / И. П. Ратов, Г. И. Попов, В. В. Иванов // Теория и практика физической культуры. – 1984. – № 11. – С. 9–12.
19. Решетников, Н. В. Физическая культура : Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын, Р. Л. Палтиевич, Г. И. Погадаев. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 176 c.
20. Туманян, Г. С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности : учебное пособие [Текст] / Г. С. Туманян, В. В. Гожин, В. Ю. Микрюков. – Москва : Советский спорт, 2002. – 250 с.
21. Фомин, Н. А. На пути к спортивному мастерству [Текст] / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва : Физкультура и спорт, 1986. – 160 с.
22. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2003. – 480 с.
23. Ченегин, В. М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций [Текст] / В. М. Ченегин. – Волгоград : ВГИФК, 1991. – 67 с.
24. Яхонтов, Е. Р. Методология спортивно-педагогических исследований : курс лекций [Текст] / Е. Р. Яхонтов. – 3-е изд., стереотип. – Санкт-Петербург : Олимп, 2008. – 187 с.