АННОТАЦИЯ 2
СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ 5
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 6
СПИСОК ТАБЛИЦ 7
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 8
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА 10
1.1 Межпромысловый нефтепровод «Южное Каратобе-Лактыбай-Кенкиньяк» 10
1.2 Геолого-климатологическая характеристика района 12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЕПЕРЕКАЧИВАЮЩЕЙ 16
СТАНЦИИ (НПС) КЕНКИЯК 16
2.1 Системы перекачки 16
2.2 Насосно-силовое оборудование насосов НПС 16
2.3 Вспомогательное оборудование НПС 18
2.4 Технологическая схема НПС 20
2.5 Регулирование режимов работы НПС и магистрального
трубопровода 22
2.6 Резервуарный парк ГНПС Кенкияк 25
3 КОНТРОЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 35
3.1 Управление процессом перекачки 35
3.2 Автоматическая защита оборудования и программное управление 37
3.3 Основные положения пуска и остановки нефтепровода, насосных агрегатов
и насосной станции 39
4 ВЫБОР ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ГНПС 43
4.1 Определение наружного диаметра трубопровода и рабочего давления 43
4.2 Определение плотности и вязкости нефти при температуре перекачки 43
4.3 Выбор насосов станций и их роторов 45
4.4 Расчет предельного значения вязкости 47
4.5 Выбор трубы 48
4.6 Определение полных потерь напора в трубопроводе 49
4.7 Проверка правильности выбора подпорных насосов НПС 50
4.8 Проверка правильности выбора основных насосов 51
4.9 Выбор электродвигателей насосов 52
5 ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ 53
5.1 Правила безопасности при выполнении профилактических и ремонтных работ 53
5.2 Мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций и ликвидации
последствий аварий
5.3 Способы и средства пожаротушения 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
В современных условиях нефть и нефтепродукты являются массовыми грузами, в связи с этим, система транспорта должна обеспечивать бесперебойную доставку их на нефтеперерабатывающие, нефтехимические заводы и с заводов или с месторождений до потребителей в короткие сроки, наиболее дешевым способом, без порчи их в пути и с наименьшими потерями. Поэтому роль трубопроводного транспорта в системе нефтяной и газовой промышленности чрезвычайно велика. Для нефти трубопроводный транспорт является основным видом транспорта в нашей стране.
Магистральные трубопроводы представляют самостоятельные транспортные предприятия, оборудованные комплексом головных, промежуточных перекачивающих насосных станций большой мощности с необходимыми производственными и вспомогательными сооружениями.
Рассматривая систему трубопроводного транспорта нефти, следует отметить, взаимосвязь с другими отраслями промышленности, территориальная распределенность, сложность, непрерывность развития и обновления, инерционность и непрерывность функционирования, многоцелевой характер и неравномерность процессов приема и сдачи нефти.
На современном этапе при проектировании систем трубопроводного транспорта нефти необходимо обеспечивать техническую осуществимость в сочетании с передовыми технологиями, экологическую безопасность и экономическую эффективность, высокую надежность при эксплуатации, что требует, в свою очередь, высококвалифицированных специалистов в области проектирования, сооружения и эксплуатации магистральных нефтепроводов и хранилищ.
Протяженность трубопроводных магистралей России постоянно увеличивается, осуществляется модернизация и техническое перевооружение ранее построенных трубопроводов, внедряются современные средства связи, управления и многое другое.
В данной выпускной квалификационной работе была решена основная задача выбора основного оборудования ГНПС. Повышение давления потока нефти в магистральном нефтепроводе, для дальнейшей транспортировки, осуществляется на промежуточных нефтеперекачивающих станциях (ППС). В состав промежуточных НПС может входить резервуарный парк или станция может быть без РП. Есть разные способы работы нефтеперекачивающих станций, выбор режима работы зависит от наличия в составе НПС резервуаров.
В представленной работе произведен выбор магистрального и подпорного насоса, а также необходимых электродвигателей для оптимальной работы, определены полные потери напора в трубопроводе, рассчитан наружный диаметр трубопровода и рабочего давления в нем. Также осуществлён пересчет рабочих параметров насосов (плотность и вязкость нефти при температуре перекачки), выполнен выбор трубы. Выбраны трубы с наружным диаметром DH = 273 мм, с рабочим давлением Рраб = 7,4 — 8,3 МПа.
Количество основных насосов, при их последовательном соединении, определяется в зависимости от развиваемого напора. Выбираем рабочее давление Рт =7,2МПа. Данное давление создаётся при подключении двух магистральных насосов типоразмера НМ 125500 и двух подпорных насосов типоразмера НПВ 150-60.
С учетом полученных результатов в качестве привода основного насоса выбираем двигатель СТДП 4000-2, с мощностью 4000 кВт, частотой оборотов 3000 об/мин. Для привода подпорного насоса выбираем двигатель СТДП 800-2 с мощностью 800 кВт и частотой вращения 3000 об/мин.