Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

Работа №34365

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
783
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ 7
0.1 Значение семьи в жизни ребенка 7
0.2 Психолого-педагогические основы взаимодействия родителей и
педагогов в вопросах воспитания детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных исследователей 15
0.3 Форма организации взаимодействия родителей и педагогов в
вопросах воспитания детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2 ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ
И ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Организация опытно-поисковой работы в МБДОУ «Детский сад №8
комбинированного типа «Дюймовочка»» 28
2.2 Внедрение комплекса форм взаимодействия педагогов с родителями
воспитанников подготовительной группы 38
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента взаимодействия родителей и педагогов в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность выпускной квалификационной работы.
Воспитание детей без тесного сотрудничества детского сада и родителей невозможно. Взаимодействие родителей и педагогов в вопросах воспитания детей дошкольного возраста сегодня выдвигается на одно из первых мест. Некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за обучение детей с того момента, как определяют ребенка в детский сад, однако это позиция в корне неправильная, так как именно от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие дошкольника.
Участие родителей в жизни дошкольника не только дома, но ив детском саду поможет установить хорошие, доверительные отношения с ребенком. Родители должны быть готовы к диалогу с педагогом, нельзя допустить, чтобы родитель отмахивался от просьб воспитателей и сотрудников детского сада.
Взаимодействие педагога с родителями - процесс достаточно сложный, требующий от воспитателей специальной подготовки. Благодаря взаимодействию с родителями повышается эффективность работы с детьми дошкольного возраста.
На сегодняшний день многие формы взаимодействия родителей и педагогов уже устарели, время требует поиска новых инновационных методов сотрудничества семьи и детского сада. Практика показывает необходимость совершенствования процесса взаимодействия в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Самой популярной традиционной формой взаимодействия с семьей в детском саду являются родительские собрания, однако, согласно современным исследованиям, проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей [18, с. 12].
В связи с вышеизложенным выявляется актуальность исследования. Она заключается в том, что, несмотря на многочисленные теоретические исследования по данной проблеме, организационно-методические аспекты, связанные с раскрытием сущности взаимодействия родителей и педагогов детского сада в вопросах воспитания детей не имеют однозначного решения.
Цель исследования - изучить эффективные пути взаимодействия родителей и педагогов в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
а) Провести анализ теоретической литературу по теме исследования;
б) Выявить и охарактеризовать формы организации взаимодействия родителей и педагогов в вопросах воспитания детей дошкольного возраста;
в) Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность взаимодействия участников образовательного процесса (детей, родителей и педагогов).
Объект исследования - процесс взаимодействия педагогов ДОУ и родителей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников подготовительной группы детского сада.
Гипотеза данного исследования заключается в следующем: если использовать специальные формы взаимодействия и сотрудничества педагогов ДОУ с родителями детей старшего дошкольного возраста, то воспитание детей будет эффективнее.
В работе были использованы следующие методы:
- изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблематике исследования;
- наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста и их родителями;
- диагностика социального уровня семей;
- анкетирование родителей, направленное на выявление их предпочтений.
Практическая значимость исследования: данная работа может быть использована в методической работе детского сада в процессе взаимодействия семьи и ДОУ, в исследовании определяются формы и методы работы с семьями детей старшего дошкольного возраста, которые способствуют активному включению родителей во взаимодействие с ДОУ.
База проведения исследования - опытно-поисковая работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 комбинированного типа «Дюймовочка»». Объектом исследования стали дошкольники подготовительной группы и их родители.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы исследовательской работы, ее актуальность, определяются цели и задачи, обосновывается практическая значимость работы.
В первой главе исследования дается теоретическая справка по выбранной теме. В ней рассмотрено понятие семьи, как важной ступеньки в жизни каждого человека, а также типы и структуры различных семей. Важное место отводится изучению родительских установок и стилю воспитания. Были изучены основные виды и формы организации взаимодействия родителей и педагогов в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Вторая глава посвящена описанию практической работы с детьми дошкольного возраста, а также анализу этой работы. На базе МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного типа «Дюймовочка»» Чистопольского
муниципального района Республики Татарстан нами опытно-экспериментальным путем была проверена гипотеза исследования. Подробно расписаны все этапы исследования: констатирующий, формирующий и контрольный.
В заключении сделаны выводы, и даются ответы на поставленные во введении задачи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме взаимодействия родителей и педагогов в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В данной работе нами были реализованы поставленные цели и задачи.
В первой главе были изучены современные исследования по проблематике дипломной работы. В психолого-педагогических трудах, посвященных изучению родительских установок в общем психическом и личностном развитии ребенка, показано значительное влияние семейного воспитания на формирование, в первую очередь, особенностей эмоциональной сферы детей и аффективных проявлений в социальном поведении. Эмоциональное отношение родителей к ребенку, особенности контроля, способы предъявления нравственных норм в общении с ребенком, организация совместной деятельности с ним, оценивание поступков ребенка, стиль воспитания в целом выступают факторами, определяющими психологические механизмы такого влияния.
Все родители сталкиваются с определенными трудностями в воспитании детей. Педагоги должны помогать родителям, предоставлять им необходимую информацию о возрастных и психологических изменениях дошкольников.
Огромное количество исследований по дошкольной педагогике посвящено формам и методам работы детского сада с семьей, в них определяются содержание, программы занятий для родителей и так далее. Формы работы детского сада с семьей должны быть разнообразны.
Семья для педагогов не должна выступать лишь как объект воздействия, так как семейное воспитание во многом определяет путь развития личности ребенка. Именно поэтому вовлечение родителей в педагогическую деятельность является важнейшим направлением работы ДОУ.
Кроме того были изучены основные виды и формы организации взаимодействия родителей и педагогов в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Виды сотрудничества с семьей: познавательная деятельность (дни открытых дверей, выпуск газет, творческие отчеты, семейные конкурсы и т.д.); трудовая деятельность (совместное оформление кабинетов, групповых комнат, участков и т.д., организация ярмарок, выставка поделок и проч.); досуговая деятельность (совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, туристические походы и др.). Формы работы педагогов с родителями: традиционные и нетрадиционные. Наиболее продуктивной формой взаимодействия являются родительские собрания.
В задачи семейного воспитания входят подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение ими знаний, умений и навыков, образующих фундамент нормального формирования и функционирования личности. Выступая в качестве субъекта воспитания, каждая семья выполняет эту функцию в зависимости от социального и социально-психологического состояния, идейно-нравственной зрелости и педагогической грамотности.
Педагогическая культура родителей, ее развитие и совершенствование, отражающееся в эффективном и гармоничном развитии ребенка, всецело зависит от самих родителей, от направленности их желаний, стилей и способов взаимодействия с ребенком.
Родительские установки в своем фундаменте, в своем базовом основании, содержит целый спектр психологических элементов. Особенно важным направлением работы по улучшению родительских установок родителей является попытки подвести родителей к осознанию своей роли как родителя, к внутреннему осмыслению своей родительской функции.
То есть наша работа была направлена на то, чтобы знания, информация, полученные от воспитателя, психолога, литературных источников, стали внутренней составляющей личности родителя, приобрели для них личностный смысл, побудили к действию, к преобразованию себя, а значит - и к совершенствованию своей родительской культуры.
Вторая глава была посвящена экспериментальной работе. Базой исследования стал «Детский сад №8 комбинированного типа «Дюймовочка»» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан. В эксперименте принимали участие родители детей подготовительной группы.
Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе было проведено анкетирование родителей. В анкетировании принимали участие 25 родителей. Цель: выявление предпочтений родителей, их запросов. Было выяснено, что родители практически не обладают педагогическими знаниями, они воспитывают своих детей, ориентируясь на то, как их самих воспитывали в детстве, также многие полагаются на советы друзей, родственников и соседей. Обратиться за помощью к воспитателю решаются только единицы, также очень немногие используют педагогическую и психологическую литературу.
Большинству родителей не хватает совместного с детьми времяпрепровождения, соответственно, от детского сада они ждут организации различных мероприятий: досуговой деятельности, спортивных соревнований, ярмарок, выставок и проч. Многие родители нуждаются в советах педагога или/и психолога по вопросам обучения и воспитания детей.
Наиболее удобной для родителей формой получения информации о воспитании ребенка являются родительские собрания. Также родителям удобно получать информацию в виде личной беседы, и подгрупповой/ групповой консультации. Удобны для родителей и наглядные источники информации.
Родителям интересны следующие темы: «Воспитываем в ребёнке самостоятельность» и «Как развить творческие способности у детей».
Во время формирующего этапа перед нами стояла задача создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
Необходимые условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи были созданы следующем образом:
- на протяжении всего исследования проводилось ежедневное наблюдение за детьми в течение дня (2-4 ребенка в день), результаты наблюдения заносились в специальный дневник, где было описано какое было у ребенка настроение утром, в течение дня, с кем и во что играл, чем занимался самостоятельно, как вел себя на занятиях и т.д. Там же были прописаны рекомендации для родителей;
- с детьми было проведено занятие по изобразительной деятельности «Моя семья», была организована выставка рисунков;
- ежедневно для родителей составлялся график бесед (по плану беседа проводилась по вечерам с 4 родителями). Темы и цели беседы отражены в планах;
- была организована презентация психолого-педагогической литературы, которая, на наш взгляд, будет полезна родителям подготовительной группы и т.д.
Чтобы создать в детском саду работающую систему эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, необходимо, на наш взгляд, внедрить особую форму работы, которая способствовала бы сближению родителей и педагогов ДОУ. Одним из направлений работы по активизации родителей в воспитательно-образовательном процессе являлось проведение различных мероприятий, ознакомиться с которыми можно в разработанном плане. Все эти мероприятия были проведены во время формирующего этапа.
На контрольном этапе мы проверили эффективность проделанной работы. Для этого после родительского собрания было проведено небольшое анкетирование с родителями. В анкетировании приняли участие 24 человека. Также мы повторно провели опрос воспитанников.
Все родители согласились с тем, что после проведенной нами работы, стали лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста. Дети отметили что родители стали уделять им больше времени.
Нами была доказана эффективность использования форм взаимодействия педагогов с родителями дошкольников, способствующих более эффективному включению родителей в единый воспитательный процесс ДОУ. В результате внедрения форм взаимодействия, существенно повысились образовательные и воспитательные умения родителей.
Таким образом, гипотезу исследования считаем доказанной, действительно, при использовании специальных форм взаимодействия и сотрудничества педагогов ДОУ с родителями детей старшего дошкольного возраста воспитание детей становится эффективнее.



2. Адлер, А. Наука о характерах. Понять природу человека / А. Адлер. - М.: Академический проект, 2017. - 244 с.
3. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю.П. Азаров. - Воронеж: МОДЭК, 2014. - 431 с.
4. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. - 2002. - №4. - 66 с.
5. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова. - М.: Академия, 2012. 192 с.
6. Байбородова, Л.В. Взаимодействие школы и семьи / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2013. - 224 с.
7. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия, 2016. - 320 с.
8. Безлюдная, В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.И. Безлюдная. - М., 1988. - С. 24.
9. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Академический проект, 2016. - 240 с.
10. Василькова, Т.А. Социальная педагогика / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2016. - 240 с.
11. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2013. - С. 93-110.
12. Головина, Н.Н. Социально-педагогическая диагностика
семейного социума В.А. Психологические предпосылки непродуктивности межличностного взаимодействия / В.А. Горянина // Психологический журнал. - 1997. - № 6. - С. 330.
13. Глуханюк, Н.С. Общая психология / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина. - М.: Академический проект, 2015. - 480 с.
14. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2015. - №1. - С. 41-49.
15. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия / Авт. -сост. С.В. Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2015. - 111 с.
16. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций / Н.Ф. Дивицына. - Ростов на Дону.: Бином, 2015. - 234 с.
17. Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинства маленького
ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2016. - 144 с.
18. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 63.
19. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство
детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. М.: Линка-пресс, 2013. 224 с.
20. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 80 с.
21. Зверева, О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №4. - С. 74-83.
22. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 128 с.
23. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 с.
24. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика,
планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 112 с.
25. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и
подростков (психолого-педагогические основы
коррекционно-профилактической работы) / И.В. Макаренкова. - М.: АРГУС, 2014. - 354 с.
26. Мясищев, В.А. Психология отношений / В.А. Мясищев. - М.: Модэк, 1995. - 356 с.
27. Немов, Р.С. Социальная психология: учебное пособие / Р.С. Немов, Р.С. Алтунина. - СПб.: Питер, 2015. - 680 с.
28. Нормативный документ Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года №273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения
07.03.2019) .
29. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
30. Петрущенко, Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №9. - С. 35.
31. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2017. - 430 с.
32. Помощь родителям в воспитании детей: сборник / Под ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1992. - 256 с.
33. Прохорова, С.Ю. Учебная самостоятельность младшего школьника. Диагностика и развитие / С.Ю. Прохорова, Н.В. Калинина. - М.: АРКТИ, 2008. - 112 с.
34. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
35. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., Педагогика, 1989. - 312 с.
36. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / О.В. Солодянкина. - М.: Аркти, 2016. - 80 с.
37. Социальное партнерство семьи и детского сада // Управление ДОУ. - 2008. - №3. - С. 35-38.
38. Социальная педагогика: Курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Профи, 2018. - 276 с.
39. Хабибуллина, Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников: оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. - 2017. - №7. - С.44-46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ