Введение 3
1 Сущность понятия «языковая личность» 4
2 Проблема типологии языковой личности 7
3 Письменно-речевая личность 13
Заключение 17
Список использованных источников 18
Актуальность. Одним из центральных в современной лингвистике является феномен языковой личности, приобретающий в науке категориальный статус. Считается, что каждая языковая личность является неповторимой в своих коммуникативных проявлениях. Индивидуально-психологические характеристики языковой личности представляется возможным проследить на основе индивидуальных особенностей речевой коммуникации человека. В поисках системной типологии языковой личности ученые стали обращаться к ментально-психологическим особенностям личности.
Цель работы – изучить подходы к понятию «языковая личность».
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность понятия «языковая личность».
2. Проанализировать проблему типологии языковой личности.
3. Определить особенности письменно-речевой личности с позиции современных подходов.
Объект работы – языковая личность.
Предмет работы – языковая личность как объект психолингвистики.
Методы: анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение.
Методологическая основа исследования. Значительную роль в развитии теории языковой личности сыграли отечественные ученые такие, как В.В. Виноградов, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов и др. Группой ученых были определены особенности связи языка и мышления – А.Р. Ерошенко, А.А. Леонтьев и др.). Проблема типологии языковой личности раскрыта в трудах и др. Изучение письменно-речевой личности занимались Н.Б. Лебедева, Е.А. Корокина и др.
Структура: введение, три параграфа, заключение, список использованных источников.
В понятие широкого подхода к изучению языковой личности в настоящее время вкладывается понимание последней как любого человека, использующего язык. Такой подход дает возможность:
а) изучать человека в аспекте социальной психологии посредством рассмотрения дискурсивной модели личности для конструирования ее как совокупного множества «Я»;
б) объединить идеи психоанализа и литературоведения, при котором литературное произведение предстает как результат синтеза сознательных и бессознательных процессов личности;
в) развивать методику нейролингвистического программирования, опираясь на знания о языке и человеке. То есть возможная парадигма последующих методик изучения языковой личности связана с использованием исходных данных, которые накоплены в лингвистике, что релевантно понятию «языковая», и персонологии, что рядоположено понятию «личность» в биноме «языковая личность».
Лингводидактический аспект анализа языковой личности представляется перспективным для влияния на языковою культуру общества посредством развития языковой индивидуальности человека, ведь «языковая индивидуальность выделяет человека как личность, и чем ярче эта личность, тем полнее она отображает языковые качества общества.
Определяя статус языковой личности в языкознании, ее можно определить как категорию, имеющую внутреннюю (ядерно-периферийную) структуру и внешние признаки реализации. Четкое определение типа такой категории (социолингвистическая, коммуникативная, когнитивная и т.д.), является перспективным для антропологически ориентированного языкознания.
1. Барсукова, Е. В. Языковая личность как научная проблема [Текст] / Е. В. Барсукова // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты. – Саранск, 2012. – С. 142–147.
2. Богин, Г. И. Современная лингводидактика [Текст] / Г. И. Богин. Калинин, 1980. – 245 с.
3. Бутакова, Л. О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка : Региональное экспериментальное исследование : Монография [Текст] / Л. О. Бутакова. – Омск : Омск. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. – 140 с.
4. Виноградов, В. В. Современный русский язык [Текст] / В. В. Виноградов. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 746 с.
5. Голев, Н. Д. Языковая личность как носитель языковой способности [Текст] / Н. Д. Голев// Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. – Барнаул, 2006. – С. 7–12.
6. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / И. И. Жинкин // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 17-26.
7. Еремеева, О. А. О понятии «языковая личность» [Текст] / О. А. Еремеева // Лингвистика : взаимодействие концепций и парадигм. Вып. 1. Ч. 2. – Харьков, 1991. – С. 433–438.
8. Ерошенко, А. Р. Концепт «Человек» в антропологической лингвистике : особенности интерпретации [Текст] / А. Р. Ерошенко // Антропологическая парадигма в филологии. Ч. 2. – Ставрополь, 2013. – С. 18–20.
9. Иванцова, Е. В. О термине «языковая личность» : истоки, проблемы, перспективы использования [Текст] / Е. В. Иванцова // Вестник ТГУ (Филология). – № 4 (12). – Томск, 2010. – С. 24–32.
10. Карасик, В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс [Текст] / В И. Карасик. – Волгоград, 2002. – 369 с.
11. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. – Москва : Дрофа, 2010. – 458 с.
12. Клюканов, И. Э. Языковая личность и интегральные смысловые образования [Текст] / И. Э. Клюканов // Язык, дискурс и личность. – Тверь, 2010. – С. 69–73.
13. Лебедева, Н. Б. Жанровая письменно-речевая личность : типология и портретирование [Текст] / Н. Б. Лебедева, Е. А. Корокина // Вестник КемГУ. – 2013. – №3. – С. 291-302.
14. Леонтьев А. А. Речевая деятельность [Текст] // Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 402 с.
15. Мурзин, Д. Н. Антропологическая ниша в языковой науке [Текст] / Д. Н. Мурзин // Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики. – Екатеринбург, 1995. – С. 11–12.
16. Рублик, Т. Г. Языковая личность и ее структура [Текст] / Т. Г. Рублик // Вестник Башкирского университета. – 2017. – №1. – С. 93-95.
17. Соссюр, де Ф. Труды по языкознанию Ф. де Соссюр [Текст]. – Москва : Наука, 1977. – 569 с.