Введение
Глава 1 Теоретические основы развития ответственности у детей дошкольного возраста 7
1.1 Анализ понятия «ответственность» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Особенности развития ответственности у детей дошкольного возраста 14
1.3 Психолого-педагогические условия развития ответственности у детей
дошкольного возраста 20
Выводы по 1 главе 25
Глава 2 Эмпирическое исследование развития ответственности у детей дошкольного возраста 26
2.1 Организация исследования. Описание методик 26
2.2 Результаты исследования 30
Выводы по 2 главе 51
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложения
Актуальность исследования. Развитие ответственности подрастающего поколения носит социокультурное явление, от уровня которого зависит развитие современного российского общества. На полноценное формирование личности детей оказывает влияние сформированность личностных качеств. Одним из важнейших среди них выступает ответственность, которая начинает формироваться с дошкольного возраста. Современному обществу необходим самостоятельный человек в принятии решений, который будет нести ответственность за ее результат.
В современном мире формирование ответственности у детей является самым важным процессом. В рамках дошкольного образования ФГОС определяет решение следующих задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности [20, с. 15].
Ответственность - один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Ответственность регулирует поведение человека в соответствии с общепринятыми социальными нормами. Основы формирования ответственности закладываются еще с раннего возраста в семье. Отношение родителей к проявлениям активности детей оказывает влияние на дальнейшее личностное развитие детей, в том числе на развитие ответственности [34, с. 142].
В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности.
Процесс развития ответственности достаточно длительный, требующий от взрослых немалых усилий и стараний. Процесс развития данных качеств требует целенаправленного педагогического воздействия. Все средства и методы, применяемые в дошкольном учреждении достаточно эффективны для развития ответственности детей. Но достичь положительных и видимых результатов можно только при условии участия семьи в развитии данных качеств. Важно, чтобы дети, полученные умения и навыки, закрепляли в условиях семьи. Родителям необходимо подкреплять проявления у детей самостоятельности, формировать у них ответственность за свои поступки.
К окончанию дошкольного возраста ребенок должен проявлять ответственность в выборе разных видов деятельности; ответственно выбирать себе род занятий и товарищей по игре; осознавать необходимость трудовой деятельности для себя и других людей; нести ответственности за результат своей деятельности [5, с. 18].
Методологической основой исследования являются труды педагогов и психологов, раскрывающие проблему развития ответственности детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Дементий, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, К. Муздыбаев, А.К. Осницкий, Н.А. Рыжова, В. И. Селиванова, Е.В. Субботский, А.Н. Усачева и другие).
Цель исследования: исследовать ответственность у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретические аспекты особенностей развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста;
2. проанализировать особенности ответственности у детей старшего дошкольного возраста
3. подобрать методики и провести диагностику уровня развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста;
4. организовать и провести работу по развитию ответственности у детей старшего дошкольного возраста;
5. провести интерпретацию результатов исследования.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: ответственность детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять на основе следующих условий:
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- обучать устанавливать гармоничные межличностне отношения на основе взаимного уважения;
- формировать уважительное отношение к труду людей;
- обучать детей доводить начатое дело до конца.
В работе применялись следующие методы исследования:
1. теоретические методы:
-теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2. эмпирические:
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- математическая обработка данных.
Методики исследования:
- Методика «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» (Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина);
- Методика «Решение воображаемых экспериментальных ситуаций» (модернизированная методика М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой);
- Проективная методика «Закончи рассказ» (Т.Ю. Иванова).
Практическая значимость: полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов и воспитателей ДОУ в современных условиях, в процессе организации воспитательно-образовательной деятельности детей; в составлении учебных планов, конспектов занятий; организации развивающей и коррекционной работы. Результаты исследования позволяют организовать работу в режимных моментах, организовать образовательную и игровую деятельность детей.
Комплекс игр могут быть использованы в работе по развитию ответственности детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Теремок» Елабужского муниципального района», Республики Татарстан. В исследовании принимали участие 50 детей старшей группы, в возрасте 5-6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения; двух глав; выводов; заключения; списка использованной литературы; приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования развития ответственности у детей дошкольного возраста. Вторая глава представляет собой эмпирическое исследование особенностей развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Ответственность является одним из важных направлений в изучения психологии личности. Ответственность несет в себе личную и общественную значимость, поскольку выполняет функцию контроля за поведением. Осознавая ответственность, человек несет долг, прежде всего, перед самим собой, поэтому, уровень ответственности человека является осознанным выбором линии поведения, в соответствии с принятыми нормами морали и поведения. Ответственность создает условия для формирования общественно значимой личности, способная полноценно функционировать в обществе и соответствовать социальным требованиям.
На сегодняшний день развитие ответственности у детей является наиболее актуальным вопросам. Ответственность, как волевое качество, необходимо для дошкольников при поступлении в школу. Формирование ответственности у детей дошкольного возраста осуществляется на основе постепенного обогащения ребенка разными видами деятельности и приобретением личного опыта ответственного поведения. Развитие ответственности у детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного образования и воспитания. В рамках дошкольного учреждения, для развития ответственности, педагогами создается среда, приближенная к реальной действительности, что бы дети могли проработать полученные знания и умения на практике.
Развитие ответственности у детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного образования и воспитания. На основе того, что основы данных личностных закладываются в семье, важное значение имеет сотрудничество детского сада и семьи. Сотрудничество семьи и детского сада направлено на повышение педагогической культуры родителей. В рамках дошкольного учреждения, для развития ответственности, педагогами создается среда, приближенная к реальной действительности, что бы дети могли проработать полученные знания и умения на практике. Кроме этого, педагогами активно применяются другие методы и средства развития самостоятельности и ответственности у дошкольников такие, как продуктивная, игровая и трудовая деятельность детей.
Экспериментальное исследование было направлено на развитие ответственности у детей дошкольного возраста. Для реализации поставленных целей и задач было проведено исследование детей дошкольного возраста. В исследовании участвовали 50 детей старшего дошкольного возраста. Две группы детей были разделены на контрольную и экспериментальную группу. Исследование проводилось в индивидуальной и групповой форме. В исследовании были задействованы дети 5-6 лет.
Были использованы следующие взаимодополняющие методики: Методика «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» (Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина); Методика «Решение воображаемых экспериментальных ситуаций» (модернизированная методика М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой); Проективная методика «Закончи рассказ» (Т.Ю. Иванова).
На констатирующем этапе эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста были проведены методики, которые позволяют выявить уровень развития ответственности, на основе наблюдения и анализа за поведением детей в реальной и предполагаемой ситуации. На основе проведенных методик было получено, что в обеих исследуемых группах низкие показатели уровня развития ответственности.
На формирующем этапе эксперимента были проведены занятия, направленные на формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста. В данной работе была проведена игровая и образовательная деятельность детей, праведно чтение книг и их обсуждение. В ходе проведения игр, дети оказывались в ситуациях межличностного отношения людей, в которых необходимо проявить свои моральные и нравственные качества. Тем самым, были созданы условия, в которых дети могут реализовать свои потенциальные возможности. Во время чтения книг, с детьми были проанализированы поступки героев. Во время проведения занятий, дети знакомились с понятие обязанности и ответственность.
Результаты, контрольного этапа исследования, свидетельствуют о качественных изменениях показателей уровня развития ответственности в экспериментальной группе. На основе сравнения показателей между двумя группами, можно сказать, что показатели в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе.
Таким образом, ранее выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Академ. проект, 2011. - 704 с.
2. Бейн А. Эмоции и воля/ под.ред. Б.Н. Г абричидзе, А.Г. Чернявского. - М.: Альфа-М, 2015. - С. 21.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, 2011. - 349 с.
4. Борисова З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста: Автореф. канд.дис. - Л., 1953. - С.64-71.
5. Буре Р.С. Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Пособие для
воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2009. - 378с.
6. Быков С.В. Организационная психология. - Самара: Самарская
гуманитарная академия (СаГА), 2013. — 110 с.
7. Васильева М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание. -2015.
- №4. - С.18.
8. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. - М., 2009. - 356с.
9. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: КноРус, 2011. - 479с.
10. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2010.
11. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей
- АПН РСФСР, 2012, №1
12. Данькова Е.Н. Формирование ответственности у старших дошкольников // Начальная школа: до и после. -2008. - №5. - С. 34-38.
13. Дементий Л.И. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - М., 2017. - №1.
14. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2015. - 25с.
15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер , 2010. - 514с.
16. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 467с.
17. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
18. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. - М., 2012. - 189с.
19. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. - В
кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего
дошкольного возраста. - М., 2018. - С. 328-353
20. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 144 с.
21. Кольберг Л. Возрастная педагогика и психология /под.ред. Т.В. Склярова. - М., 2016. - 278с.
22. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - М., 2012. - 378с.
23. Кузавкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста. - Пермь, 2015. - 257с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2011. - 345c.
25. Ладывир С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5.- С.3-6.
26. Люблинская А. А. Детская психология. - М., 2011. - 416 с.
27. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 2008. - 367с.
28. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,
2014. - 583 с.
29. Минкина Н. А. Воспитание ответственностью. - М.: Высшая школа,
1990. - 144с.
30. Монтессори М. Дом ребенка. - М., 2012. - 378с.
31. Муздыбаев К. Психология ответственности.- СПб.: ПИТЕР, 2014. - 348 с.
32. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 96 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 456 с.
34. Павелко Р. В. Детская психология. - М.: Академ-выдал, 2011. -373 с.
35. Пиаже Ж.Ж. Психология интеллекта. - М., 2011. - 47с.
36. Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. Курс лекций. - Ростов-на- Дону: Феникс, 20014. - 384с.
37. Платонова К.К. Занимательная психология. - М., 2015. - 479с.
38. Подласатый И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС,
2015. -420с.
39. Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М., 2016. - 128с.
40. Прокофьева Т.В. Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по развитию изобразительного творчество. - М.: ГДкОвШ, 2008. -54с.
41. Раев А.И. Избранные труды по педагогической психологии. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 410 с.
42. Реан А.А. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2008. - 175с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2010. - 256 с.
44. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. - 256с.
45. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководителей и методистов. - М.: Айрис Пресс, 2009.
46. Селиванова В. И. Воспитание воли школьника. - М., 2014. - 357с.
47. Славина Л.С. Особенности самооценки. - М., 2003.
48. Степанов Е.И. Воспитательный процесс: Изучение эффективности: Методические рекомендации. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 128с.
49. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 2016. - 207с.
50. Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в семье// Дошкольное воспитание. -2008. - № 3.
51. Сухомлинский А.В. Книга о совести. - М., 2016. - 528с.
52. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336с.
53. Усачева А.Н. Формирование ответственности как личности младших школьников средствами игровой деятельности. - Волгоград.: ВГПИ, 2011. - 21 с.
54. Усова А.П. Обучение в детском саду.- М.: Просвещение, 2010. - 456с.
55. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: Конспект лекций. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2009. - 156с.
56. Цукерман Г.А. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. - 2012. - №6. - С. 10-21.
57. Цыркун Н.А. Самостоятельность // Развитие воли у дошкольников. - Мн., 2012. - 278с.
58. Чечет В.В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. - М.: Университетское, 2010. - 258с.
59. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия» 2015. - 384 с.