СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
|
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы современных подходов к преподаванию политологического компонента в обществознании
§1. Проблема преподавания политологического компонента при изучении
обществознания в средней школе в научной литературе 9
§2. Характеристика современных подходов к преподаванию политологического компонента обществоведческого образования в средней школе 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию современных подходов к преподаванию политологического компонента при изучении обществознания в средней школе
§1. Подготовка и проведение этапов эксперимента по использованию современных подходов к преподаванию политологического компонента при изучении обществознания: констатирующий, формирующий, контрольный
37
§2. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по использованию современных подходов к преподаванию политологического компонента при изучении обществознания в средней школе 52
Заключение 87
Список источников и литературы 90
Приложения 96
Глава 1. Теоретические основы современных подходов к преподаванию политологического компонента в обществознании
§1. Проблема преподавания политологического компонента при изучении
обществознания в средней школе в научной литературе 9
§2. Характеристика современных подходов к преподаванию политологического компонента обществоведческого образования в средней школе 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию современных подходов к преподаванию политологического компонента при изучении обществознания в средней школе
§1. Подготовка и проведение этапов эксперимента по использованию современных подходов к преподаванию политологического компонента при изучении обществознания: констатирующий, формирующий, контрольный
37
§2. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по использованию современных подходов к преподаванию политологического компонента при изучении обществознания в средней школе 52
Заключение 87
Список источников и литературы 90
Приложения 96
Актуальность темы. Внедрение современных учебных подходов в практику образования в настоящее время является актуальным для эффективной разработки теоретических проблем, решения практических задач в обучении, обращения к опыту применения таких подходов в российского образовании.
Наряду с традиционными подходами, на современном этапе образования всё большую популярность приобретает накопление информации по изучению новых образовательных технологий. Сегодня вводятся в оборот новые материалы, расширяется круг исследуемых проблем. Наибольшее значение нынешних исследований имеет явная необходимость взглянуть на обучение по-новому, с учётом достоинства вариативности и креативности.
Отсутствие постановки и решения проблемы средств обучения и оценки результатов по курсу обществознания является доказательством необходимости такого исследования. Насущной становится необходимость систематизации материала, который существенным образом дополняет исследование, в частности, в отношении политологического аспекта в обществознании.
Эта проблема выступает как констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием обнаружения изъянов существующих моделей обучения в обществознании, а также следствием новых запросов педагогической практики.
На уроках по обществознанию новая образовательная форма выстраивается поверх традиционных подходов, особенно когда применяются так называемые метапредметные связи, основанные на интеграции учебного материала разных предметов и универсальных знаний.
Освоение современных подходов в обществознании определило научную актуальность нашего исследования, а разработка формата их практического применения - общественно-политическую актуальность.
Современные подходы в преподавании обществознания явились для нас объектом исследования, а процесс их применения в преподавании политологического аспекта в обществознании средствами современных технологий - предметом исследования.
Степень разработанности проблемы.
В современной педагогической литературе, а также в материалах практической деятельности данная тема уже нашла своё отражение. Далее в тексте дана краткая характеристика состояния интересующей нас области исследования заявленной темы. Перечислены все наиболее значимые достижения авторов, проводивших исследования по обозначенной проблематике.
В качестве источников нами использовался документальный материал, в частности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования от 01.03.2012 о модернизации образования и образовательных программах, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ. [3, 1]
Одним из ключевых факторов, влияющих на успех образовательного процесса, является правильно подобранный учебно-методический комплекс, представляющий собой пособия, которые в совокупности с педагогическим мастерством доносят знания до целевой аудитории. Учебники [6, 7] мы квалифицировали как источниковый материал, что связано со спецификой нашей темы.
Теоретическую основу исследования составили работы таких представителей деятельностного подхода, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Лурия, A.B. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.; личностно-ориентированного подхода - М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Е.А. Климов; системного подхода к анализу личностной активности - К.А. Абульханова-Славская, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, С.Л. Рубинштейн и др.
В процессе исследования мы также опирались на разработанные в отечественной науке теории взаимодействия личности, коллектива и среды (Б.З. Вульфов, И.В. Дубровина, Э.В. Ильенков, Л.И. Новикова, A.B. Петровский, В.Д. Семенов), теории, посвященные межличностному взаимодействию и общению (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Я.М. Коломинский, Е.А. Леванова, A.A. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Мудрик, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.), педагогическому программированию и проектированию социальных, педагогических и социально-культурных технологий (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Г.К. Селевко, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.).
Анализ литературы и круг обсуждаемых в ней вопросов позволил нам сформулировать проблему исследования: каково содержание понятия «современные педагогические подходы» и насколько они эффективны в преподавании политологического компонента обществоведческого образования.
Цель исследования - выявить современные подходы к преподаванию политологического компонента в обществознании и обосновать их эффективность.
Цель определила постановку следующих задач:
1) Конкретизировать понятийный аппарат на основе изучения научной литературы по теме исследования.
2) Теоретически обосновать наиболее актуальные подходы к преподаванию политологического компонента в обществознании.
3) Практически доказать эффективность выбранных нами современных подходов к преподаванию политологического компонента в обществознании в средней школе.
Гипотеза исследования. Преподавание политологического аспекта обществоведческого курса будет более эффективным, если:
- будет интегрирована урочная и внеурочная деятельность по обществознанию в процессе преподавания политологического компонента.
- будут использованы современные подходы и методы к преподаванию политологического аспекта обществознания.
Для решения поставленных цели и задач применялись следующие методы: общенаучные (синтез, анализ, индукция, дедукция); теоретические (анализ методической и педагогической литературы); эмпирические (тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Методы исследования. Это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в изучении выбранной нами темы. Для решения поставленных цели и задач применялись следующие методы: общенаучные (синтез, анализ, индукция, дедукция); теоретические (анализ методической и педагогической литературы); эмпирические (тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Методологическую основу исследования составили:
- Системный подход, который требует отношения к педагогике как к целостной системе, то есть совокупности структурированных и взаимосвязанных между собой частей. Данный подход является более качественным и современным, в сравнении с традиционным предметным подходом. Он пришел на смену функциональному и аналитическому подходам, в которых части целого рассматривались как изолированные и самостоятельные компоненты. Любой системный подход, в том числе и в педагогике определяется следующими основными принципами:
целостностью, иерархичностью, множественностью, структуризацией, системностью.
- Личностно-ориентированный подход является методологической ориентацией в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности, развитие его неповторимой индивидуальности. В условиях ФГОС изменился подход учителя к планированию и проведению занятий по учебным предметам, технологии проведения урока в соответствии с личностной ориентацией.
- Деятельностный подход представляет собой процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях такого подхода личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Практическая значимость исследования. Результаты нашего исследования состоят в том, что теоретически сформировано определение «педагогические подходы» применительно к преподаванию курса «Обществознание» и практически доказана эффективность ряда современных подходов в преподавании политологического компонента обществоведческого курса.
Материалы данной работы можно использовать для подготовки школьных элективных курсов и в практическом использовании на уроках обществознания.
Опытно-экспериментальная база исследования. Нами представляются апробированные уроки обществознания в 11-х классах по актуальным темам, связанным в 2017 году с юбилейными датами «VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве 1957 г.» и «Казань революционная» в МБОУ средняя общеобразовательная школа № 12 г. Новороссийска.
Апробация результатов исследования. Отдельные аспекты темы работы были представлены в качестве отчёта на курсах повышения квалификации ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» по программе «Методика и технологии преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях с учётом требований ФГОС ООО и СОО» в объёме 108 часов в мае-июне 2018 года. В ноябре 2018 года была успешно защищена итоговая работа на тему «Программа перехода школы в эффективный режим функционирования и развития» (см. Приложение 5).
Достоверность исследования определяется уровнем теоретико-методологического анализа, использованием методов, адекватных гипотезе, цели и задачам исследования, применением оценки достоверности данных, полученных в ходе формирующего эксперимента.
Структура работы. Во введении обоснована логика проведения исследования. Основная часть состоит из 2-х глав, выделенных по проблемному принципу классификации материала - теоретической и практической частям. В заключении обобщаются итоги исследования. Представлены библиографический список и приложения.
Наряду с традиционными подходами, на современном этапе образования всё большую популярность приобретает накопление информации по изучению новых образовательных технологий. Сегодня вводятся в оборот новые материалы, расширяется круг исследуемых проблем. Наибольшее значение нынешних исследований имеет явная необходимость взглянуть на обучение по-новому, с учётом достоинства вариативности и креативности.
Отсутствие постановки и решения проблемы средств обучения и оценки результатов по курсу обществознания является доказательством необходимости такого исследования. Насущной становится необходимость систематизации материала, который существенным образом дополняет исследование, в частности, в отношении политологического аспекта в обществознании.
Эта проблема выступает как констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием обнаружения изъянов существующих моделей обучения в обществознании, а также следствием новых запросов педагогической практики.
На уроках по обществознанию новая образовательная форма выстраивается поверх традиционных подходов, особенно когда применяются так называемые метапредметные связи, основанные на интеграции учебного материала разных предметов и универсальных знаний.
Освоение современных подходов в обществознании определило научную актуальность нашего исследования, а разработка формата их практического применения - общественно-политическую актуальность.
Современные подходы в преподавании обществознания явились для нас объектом исследования, а процесс их применения в преподавании политологического аспекта в обществознании средствами современных технологий - предметом исследования.
Степень разработанности проблемы.
В современной педагогической литературе, а также в материалах практической деятельности данная тема уже нашла своё отражение. Далее в тексте дана краткая характеристика состояния интересующей нас области исследования заявленной темы. Перечислены все наиболее значимые достижения авторов, проводивших исследования по обозначенной проблематике.
В качестве источников нами использовался документальный материал, в частности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования от 01.03.2012 о модернизации образования и образовательных программах, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ. [3, 1]
Одним из ключевых факторов, влияющих на успех образовательного процесса, является правильно подобранный учебно-методический комплекс, представляющий собой пособия, которые в совокупности с педагогическим мастерством доносят знания до целевой аудитории. Учебники [6, 7] мы квалифицировали как источниковый материал, что связано со спецификой нашей темы.
Теоретическую основу исследования составили работы таких представителей деятельностного подхода, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Лурия, A.B. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.; личностно-ориентированного подхода - М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Е.А. Климов; системного подхода к анализу личностной активности - К.А. Абульханова-Славская, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, С.Л. Рубинштейн и др.
В процессе исследования мы также опирались на разработанные в отечественной науке теории взаимодействия личности, коллектива и среды (Б.З. Вульфов, И.В. Дубровина, Э.В. Ильенков, Л.И. Новикова, A.B. Петровский, В.Д. Семенов), теории, посвященные межличностному взаимодействию и общению (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Я.М. Коломинский, Е.А. Леванова, A.A. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Мудрик, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.), педагогическому программированию и проектированию социальных, педагогических и социально-культурных технологий (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Г.К. Селевко, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.).
Анализ литературы и круг обсуждаемых в ней вопросов позволил нам сформулировать проблему исследования: каково содержание понятия «современные педагогические подходы» и насколько они эффективны в преподавании политологического компонента обществоведческого образования.
Цель исследования - выявить современные подходы к преподаванию политологического компонента в обществознании и обосновать их эффективность.
Цель определила постановку следующих задач:
1) Конкретизировать понятийный аппарат на основе изучения научной литературы по теме исследования.
2) Теоретически обосновать наиболее актуальные подходы к преподаванию политологического компонента в обществознании.
3) Практически доказать эффективность выбранных нами современных подходов к преподаванию политологического компонента в обществознании в средней школе.
Гипотеза исследования. Преподавание политологического аспекта обществоведческого курса будет более эффективным, если:
- будет интегрирована урочная и внеурочная деятельность по обществознанию в процессе преподавания политологического компонента.
- будут использованы современные подходы и методы к преподаванию политологического аспекта обществознания.
Для решения поставленных цели и задач применялись следующие методы: общенаучные (синтез, анализ, индукция, дедукция); теоретические (анализ методической и педагогической литературы); эмпирические (тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Методы исследования. Это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в изучении выбранной нами темы. Для решения поставленных цели и задач применялись следующие методы: общенаучные (синтез, анализ, индукция, дедукция); теоретические (анализ методической и педагогической литературы); эмпирические (тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Методологическую основу исследования составили:
- Системный подход, который требует отношения к педагогике как к целостной системе, то есть совокупности структурированных и взаимосвязанных между собой частей. Данный подход является более качественным и современным, в сравнении с традиционным предметным подходом. Он пришел на смену функциональному и аналитическому подходам, в которых части целого рассматривались как изолированные и самостоятельные компоненты. Любой системный подход, в том числе и в педагогике определяется следующими основными принципами:
целостностью, иерархичностью, множественностью, структуризацией, системностью.
- Личностно-ориентированный подход является методологической ориентацией в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности, развитие его неповторимой индивидуальности. В условиях ФГОС изменился подход учителя к планированию и проведению занятий по учебным предметам, технологии проведения урока в соответствии с личностной ориентацией.
- Деятельностный подход представляет собой процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях такого подхода личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Практическая значимость исследования. Результаты нашего исследования состоят в том, что теоретически сформировано определение «педагогические подходы» применительно к преподаванию курса «Обществознание» и практически доказана эффективность ряда современных подходов в преподавании политологического компонента обществоведческого курса.
Материалы данной работы можно использовать для подготовки школьных элективных курсов и в практическом использовании на уроках обществознания.
Опытно-экспериментальная база исследования. Нами представляются апробированные уроки обществознания в 11-х классах по актуальным темам, связанным в 2017 году с юбилейными датами «VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве 1957 г.» и «Казань революционная» в МБОУ средняя общеобразовательная школа № 12 г. Новороссийска.
Апробация результатов исследования. Отдельные аспекты темы работы были представлены в качестве отчёта на курсах повышения квалификации ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» по программе «Методика и технологии преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях с учётом требований ФГОС ООО и СОО» в объёме 108 часов в мае-июне 2018 года. В ноябре 2018 года была успешно защищена итоговая работа на тему «Программа перехода школы в эффективный режим функционирования и развития» (см. Приложение 5).
Достоверность исследования определяется уровнем теоретико-методологического анализа, использованием методов, адекватных гипотезе, цели и задачам исследования, применением оценки достоверности данных, полученных в ходе формирующего эксперимента.
Структура работы. Во введении обоснована логика проведения исследования. Основная часть состоит из 2-х глав, выделенных по проблемному принципу классификации материала - теоретической и практической частям. В заключении обобщаются итоги исследования. Представлены библиографический список и приложения.
Возвращаясь к цели и постановке задач, отметим некоторые итоги проведенного нами исследования по заявленной теме.
Прежде всего, мы дали характеристику теоретической части исследования.
Актуальность поставленной темы обусловлена необходимостью дальнейшего исследования опыта применения так называемых современных подходов и методов обучения, которые набирают популярность наряду с традиционными на современном этапе обучения.
Что касается экспериментальной (практической) части исследования, то основные результаты заключаются в выявлении и освоении накопленного нами материала по заявленной теме, дальнейшей разработке её теоретического и практического фундамента в области современных технологий как средств обучения и оценки учащихся по политологическому компоненту обществоведческого курса в 11-х классах.
В частности, нами была разработана кейс-технология как средство оценки результатов обучения обществознанию на примере конкретной историко-политической темы, для чего представлен процесс конструирования и итогов апробации урока. Также нами был систематизирован накопленный материал по структуре, функциям и компонентам квест-проекта, дальнейшей разработке его теоретического и практического фундамента на примере конкретной историко-политической темы, с учётом критериев и факторов оценки результатов.
На наш взгляд, можно сформулировать стратегические факторы использования вышеупомянутых подходов и их внедрения в образовательные программы:
- Необходимо внедрять в учебные программы предметов, в которых доминирует ситуационное знание и ситуационная деятельность, таких как, например, обществознание.
- Необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость мышления.
По нашему мнению, эффективность деятельности по реализации современных подходов и методов в педагогической практике, связана с воплощением ряда принципов:
- принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, её принципами, приёмами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;
- принцип сотрудничества, базирующийся на признании обучающихся партнёрами, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;
- принцип смещения роли учителя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания, отсюда снижение роли учителя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего ученику ориентироваться в мире научной информации;
- принцип впитывания достижений опыта, накопленного коллегами - психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей, существенно отличающих учителя/, реализующего современные методы от использующего классические методы обучения;
- принцип творчества, который предполагает превращение кейс- и квест-технологий с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт;
- принцип прагматизма, ориентирующий на чёткое определение возможностей интерактивных методов, планирование результатов обучения с точки зрения формирования навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.
Итак, современные образовательные подходы значительно расширяют пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса и квеста как уникального интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии преподавания, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения.
Таким образом, мы выяснили, что педагогический потенциал данных подходов значительно больше педагогического потенциала традиционных подходов обучения. Эти вопросы должны быть предметом обсуждения и являться целью повышения квалификации учителей.
В этом случае, апробация кейс- и квест-проектов показала очевидную актуальность и позволила овладеть навыками как лично, так и учеников в практическом применении современных подходов и методов к изучению материала по историко-политологическому компоненту обществоведческого курса.
Тем не менее, мы уверены в том, что традиционные и современные подходы преподавания политологического аспекта в рамках новой образовательной парадигмы не должны вступать в противоречия и исключать друг от друга. Инновационные идеи должны гармонично входить в традиционное обучение, дополнять его и внести «новое» в соответствии с требованиями этапа развития информационного общества. Ведь, образование должно быть нацелено на сохранение всего ценного из педагогического наследия прошлого и настоящего.
Прежде всего, мы дали характеристику теоретической части исследования.
Актуальность поставленной темы обусловлена необходимостью дальнейшего исследования опыта применения так называемых современных подходов и методов обучения, которые набирают популярность наряду с традиционными на современном этапе обучения.
Что касается экспериментальной (практической) части исследования, то основные результаты заключаются в выявлении и освоении накопленного нами материала по заявленной теме, дальнейшей разработке её теоретического и практического фундамента в области современных технологий как средств обучения и оценки учащихся по политологическому компоненту обществоведческого курса в 11-х классах.
В частности, нами была разработана кейс-технология как средство оценки результатов обучения обществознанию на примере конкретной историко-политической темы, для чего представлен процесс конструирования и итогов апробации урока. Также нами был систематизирован накопленный материал по структуре, функциям и компонентам квест-проекта, дальнейшей разработке его теоретического и практического фундамента на примере конкретной историко-политической темы, с учётом критериев и факторов оценки результатов.
На наш взгляд, можно сформулировать стратегические факторы использования вышеупомянутых подходов и их внедрения в образовательные программы:
- Необходимо внедрять в учебные программы предметов, в которых доминирует ситуационное знание и ситуационная деятельность, таких как, например, обществознание.
- Необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость мышления.
По нашему мнению, эффективность деятельности по реализации современных подходов и методов в педагогической практике, связана с воплощением ряда принципов:
- принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, её принципами, приёмами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;
- принцип сотрудничества, базирующийся на признании обучающихся партнёрами, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;
- принцип смещения роли учителя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания, отсюда снижение роли учителя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего ученику ориентироваться в мире научной информации;
- принцип впитывания достижений опыта, накопленного коллегами - психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей, существенно отличающих учителя/, реализующего современные методы от использующего классические методы обучения;
- принцип творчества, который предполагает превращение кейс- и квест-технологий с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт;
- принцип прагматизма, ориентирующий на чёткое определение возможностей интерактивных методов, планирование результатов обучения с точки зрения формирования навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.
Итак, современные образовательные подходы значительно расширяют пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса и квеста как уникального интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии преподавания, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения.
Таким образом, мы выяснили, что педагогический потенциал данных подходов значительно больше педагогического потенциала традиционных подходов обучения. Эти вопросы должны быть предметом обсуждения и являться целью повышения квалификации учителей.
В этом случае, апробация кейс- и квест-проектов показала очевидную актуальность и позволила овладеть навыками как лично, так и учеников в практическом применении современных подходов и методов к изучению материала по историко-политологическому компоненту обществоведческого курса.
Тем не менее, мы уверены в том, что традиционные и современные подходы преподавания политологического аспекта в рамках новой образовательной парадигмы не должны вступать в противоречия и исключать друг от друга. Инновационные идеи должны гармонично входить в традиционное обучение, дополнять его и внести «новое» в соответствии с требованиями этапа развития информационного общества. Ведь, образование должно быть нацелено на сохранение всего ценного из педагогического наследия прошлого и настоящего.
Подобные работы
- Методика преподавания обществознания в 11 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УЧЕБНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



