Введение 4
1. Проблема самооценки в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Основные теоретические подходы к изучению самооценки 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших и старших подростков 15
1.3. Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая
проблема 28
2. Эмпирическое исследование самооценки и успеваемости младших и
старших подростков 41
2.1. Организация и методики исследования 41
2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования 46
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 60
Приложения
Актуальность. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о собственном «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего.
Подростковый возраст - это самый сложный и трудный периодов из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Формирование у подростков адекватной положительной самооценки влияет не только на отношение к школе и к процессу обучения в целом, но и способствует становлению интересов, формированию жизненной позиции, выступает как значимый этап развития личности обучающихся, который должен быть понимаем педагогом как одна из важнейших задач на этапе обучения.
Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л. С. Выготский). Проблемами самооценки подросткового возраста занимались Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд.
Самооценка повлияет на эффективность деятельности и на формирование личности на всех стадиях развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм наружной эффективности субъекта от его отношения к себе отыскала многократное доказательство в психологии.
Таким образом, отношение человека к самому себе является одним базовых параметров его личности. Актуальность темы самооценки в младшем и старшем подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда публичных институтов, конкретно включенных в процесс формирования и обучения членов сообщества.
Достаточно, опытные взрослые в итоге такого исследования имеют все шансы полностью продуманно и верно определить, в какой направленности надо вести воспитательную работу сообразно предстоящему формированию личности каждого ученика, какие стороны и черты личности школьника нужно закреплять, совершенствовать, сформировывать. Важнейшая задача преподавателя - направить активность каждого ученика в нужном направлении, на изучение других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание, необходимые для успешного обучения.
Актуальность данной темы обусловило выбор темы исследования: «Сравнительный анализ самооценки и успеваемости у младших и старших подростков».
Объект исследования - самооценка и успеваемость младших и старших подростков.
Предмет исследования - особенности самооценки и успеваемости у младших и старших подростков.
Цель исследования - выявить особенности самооценки младших и старших подростков с разным уровнем успеваемости.
Гипотеза исследования: состоит в предположении, что существуют различия в самооценке и успеваемости у младших и старших подростков.
Задачи исследования:
1 .Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления особенности между показателями уровня самооценки и успеваемостью у младших и старших подростков.
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации для учителей, родителей и подростков.
Методы исследования: теоретический анализ, тестирование, анализ и интерпретация результатов исследования, сравнительно-сопоставительный метод, методы математической статистики, изучение школьной документации.
В эксперименте принимали участие ученики 5, 8 классов в количестве 50 человек, в возрасте от 11 до 15 лет.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут представлять интерес для учителей, психологов, родителей, студентов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что подростковый возраст- самый труднейший период полового созревания и психологического взросления, границы которого совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10-11 до 14 лет, хотя может наступать на год позже или раньше.
У подростков формируются новые составляющие самосознания, типы отношений со ровесниками, родителями и иными людьми, моральные принципы, новые интересы, взгляды о настоящем, появляется чувство взрослости.
Давление со стороны родителей в подростковом возрасте ограничивается, подростки в основном предпочитают мнение сверстников.
Важную роль в становлении личности подростка занимает формирование самооценки. Традиционно структуру самооценки представляют в виде неразрывного единства ее когнитивного и эмоционального компонентов.
На формирование самооценки воздействует очень много причин действующие уже в раннем детстве, в том числе отношение родителей, положение среди сверстников, во взаимоотношении с учителями. Самооценка включает осмысление своих реакций на окружающее. Она может быть адекватной - завышенной или заниженной - и неадекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подросткового возраста
Главными причинами, воздействующим на создание самооценки детей младшего подросткового возраста, это переход с 4 класса в 5 класс, так же являются действия оценивания учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности подростков. Главным из принципиальных моментов в развитии личности подростка становится формирование самооценки; у подростков возникает интерес к самому себе, к собственным качествам личности, любознательностью сравнивать себя с другими, критиковать себя, определиться в своих чувствах, взглядах и переживаниях. На этом фоне однако появляются ссоры, конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его беспристрастным положением в классе. Многие ученые подмечали свойственную подросткам неуравновешенность, частые смены настроения, вспыльчивость, иногда подавленность и т.д.
В экспериментально-практической работе проведено диагностическое исследование в 5 и 8 классах Ишимбайской средней общеобразовательной школы с использованием следующих методик: 1)Методика диагностики самооценки Г. Н. Казанцевой(опросник); 2) Методика определения самооценки Дембо- Рубинштейн;
Результаты не показали различии в самооценке и успеваемости у младших и старших подростков.
Средний, высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего подросткового возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей.
Средний уровень самооценки является возрастной нормой для старшего подросткового возраста. В этот период самооценка создается под воздействием многочисленных факторов: оценивание внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, степень материального благополучия и др. В изучении выборки подростков в одном классе показало присутствие групп с различной самооценкой.
Также, на основе экспериментальных данных, мы разработали психолого - педагогические рекомендации для повышения самооценки у подростков.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, необходимо проводить мероприятия по повышению самооценки подростков и их самосознанию.
Наша гипотеза о том, что существуют различия в самооценке и успеваемости у младших и старших подростков не подтвердилась.
1. Абраменкова В.В. Социализация психологии детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онтосоциогенезе // Мир психологии. 2006. № 6. С. 115-120.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-
М.:Просвещение, 2007. -123 с.
3. Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников» -. М.: Просвещение, 2007. - 124с.
4. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка. // Воспитание школьников. 2010. № 3. С. 20-21.
5. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 243.
6. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. - 345 с.
7. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. 2008. №4. С.215.
8. Божович Л.И. «О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника» // Вопросы психологии личности школьника.-М.: Просвещение,
2005. - 268с.
9. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии.
2010. № 3. С. 255.
10. Буквалов В.А. Начальный курс педагогики и сотрудничества. Рига, 2008. - 195с.
11. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. -М.: Аграф, 2007. -118 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение,
2005.- 421 с.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 2009. -
544 с.
14. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития.-М.:Тривола, 2006.431 с.
15. Захарова А.В.,Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности - М.: Просвещение, 2009.- 90 -99 с.
16. Зинченко В.П., Мещериков Б.Г. Психологический словарь. - М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2007. - 247 с.
17. Кон И. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 2010. №3.С. 381.
18. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологический журнал.2008. № 4. С.126 -137.
19. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2006. - 742с.
8. С. 193 -195.
20. Лисина M. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.:Педагогика, 1986. -144 с.
21. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2010. - 141с.
22. Липкина А.И. Самооценка Школьника. -М.:Знание, 2008. -263 с.
23. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - М.: Экс- мо, 2009. - 329 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2008.- 362 с.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство Питер, 2000.- 712 с.
26. Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. - М.: Просвещение, 2008. - 271 с.
27. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М.:Просвещение, 2007. - 212 с.
28. Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал. 2009. № 1. С.501.
29. Цукерман Г.А., Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов.- М. Просвещение, 2010. - 197 с.
30. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития.-М.:Тривола, 2006.431 с.
31. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. - 416с.
32. Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения. 2006. №3. С. 231.
33. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Просвещение, 2009. - 219 с.